Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет





Скачать 362.83 Kb.
НазваниеЛичностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет
страница1/3
Дата публикации10.06.2015
Размер362.83 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

                  __________________
ГРИДНЕВА Светлана Валерьевна

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАХОВ

И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ


Специальность

19.00.01 – «Общая психология, психология личности,

история психологии» (психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2007

Работа выполнена на кафедре психологии личности

факультета психологии Южного федерального университета


Научный руководитель - кандидат психологических наук,

доцент Тащёва Анна Ивановна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Стефаненко Татьяна Гавриловна;

кандидат психологических наук, доцент

Агнаева Елена Хаджи-Муратовна

Ведущая организация - Ставропольский государственный

университет
Защита состоится «26» октября 2007 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д - 212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, проспект М. Нагибина 13, аудитория 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан «26» сентября 2007 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Феноменология детских страхов (сферы их проявления, формы реализации и пр.) и способов совладания с ними требуют уточнения в связи с исторически обусловленной изменчивостью эмоциональной сферы личности из-за коренных преобразований социальных процессов в современной России /Акопян Л.С., 2003; Анцыферова Л.И., 1993; Изард К., 2001; Крюкова Т.Л., 2004; Куфтяк Е.В., 2003; Тащёва А.И., 2005/. Страх является наиболее опасной эмоцией по своим последствиям в биологическом и в социальном аспектах жизнедеятельности личности /Изард К., 1980/. Отечественные авторы полагают, что в случае развития неадекватных стратегий совладания со страхами именно последние выступают основой разнообразных психологических нарушений и поведенческих отклонений /Захаров А.И., 2004; Лебединский В.В., 1990 и др./.

Детские страхи изучены с точки зрения их нейрофизиологических предпосылок /Гарбузов Е.И., 1990; Ильин Е.П., 2002; Ковалёв А.Г., 1957; Хомс- кая Е.Д., 1972/; общепсихологических механизмов их возникновения и развития /Вилюнас В., 1976; Захаров А.И., 2004; Изард К., 1980; Прихожан А.М, 2000 и др./; функций и влияния на процесс личностного развития и социально-психологической адаптации человека /Абрамова Г.С., 2001; Акопян Л.С., 2003; Астапов В.М., 2004; Захаров А.И., 2004; Лебединский В.В., 1990; Лисина Е.В., 2001; Мухина В.С., 1998; Прихожан А.М., 2000 и др./; способов коррекции негативного воздействия страхов на личностное развитие и жизнедеятельность людей /Акопян Л.С., 2003; Василюк В.Ф., 1984; Захаров А.И., 2004; Кости- на Л.М., 2002; Крюкова Т.Л., 2004; Куфтяк Е.В., 2002; Прихожан А.М., 2000; Тащёва А.И., 2004 и др./. Исследованы аффективно-когнитивные структуры, отвечающие за интерпретацию ребенком различных социальных ситуаций развития в определенном контексте, способствующем успешному/неуспешному совладанию с возникающими в этих ситуациях страхах /Данилова Е.Е., 1990; Корытова Г.С., 1998; Куфтяк Е.В., 2002; Липситт Л.П., 1966; Миронова Т.Б., 2002; Петченко В.А., 1999; Спайкер Ч.К., 1966/.

Идея личностной детерминации различных психологических феноменов весьма популярна: когнитивные /Габдулина Л.И., 1999; Зинченко Е.В.,2000; Шкуратова И.П., 1994/ и атрибутивные процессы /Агнаева Е.Х.-М.,2001; Зелинская С.Ю., 2004; Тащёва А.И., 1987, 2001, 2004/, профессиональная карьера,профессиональные планы и этапы профессионального становления /Джанерьян С.Т., 2004; Прокопьева Е.В., 2000; Шевелёва А.М., 2000 и др./, профессиональная деформация личности /Джанерьян С.Т., 2004; Иванова Е.В., 1996; Рогов Е.И., 1994; Тащёва А.И, 2005, 2007/ и т.д.

Чаще всего под личностными детерминантами детских страхов авторы понимают взаимосвязанную систему интерпретационных схем – личностных конструктов /Изард К., 1980; Ильин Е.П., 2002/. Такое узкое понимание личностных детерминант не позволяет рассматривать страхи детей в соответствии с разработанной в отечественной психологии концепцией личности как многоуровневой системе отношений с различными сторонами реальности /Мяси- щев В.Н., 1957; Рубинштейн С.Л.,1989; Асмолов А.Г., 1990/, в которой выделяются интериндивидуальные (внешне обусловленные, связанные с социальным контекстом) и интраиндивидуальные (внутренне обусловленные, присущие самой личности) /Ананьев Б.Г., 2001/, а также метаиндивидные (связанные с воздействием личности на других людей) /Петровский А.В., 1982/ компоненты структуры личности.

В психологическом плане личность младшего подростка до сих пор изучена недостаточно: нет всестороннего понимания внутренних процессов в широком контексте жизнедеятельности ребенка. Общетеоретические вопросы функционирования личности в этот относительно «спокойный» период, как правило, выступают фоном для описания психолого-педагогических проблем, возникающих в ведущей деятельности младшего подростка /Богданова Н.А., 2000; Божович Л.И., 1995; Кривцова С.В., 1997; Петченко В.А., 2002; Слави- на Л.С., 1967 и др./. Но каждый возрастной этап характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием целостной структуры личности ребенка /Божович Л.И., 1995; Фельдштейн Д.И., 2004/, что предполагает анализ личностных детерминант страхов в младшем подростковом возрасте в рамках предложенного Б.Г. Ананьевым выделения интериндивидуального и интраиндивидуального аспектов личностной структуры с учетом актуального опыта ребенка и со­циальной ситуации его развития /Ананьев Б.Г., 2001; Выготский Л.С., 1997/.

Страхи де­тей 9-10 лет, часто трактуемые как признак регрессии на ранние стадии развития личности, можно интерпретировать в рамках концепции совладающего поведения Р. Лазаруса - основы современных представлений о формах активного/пассивного копинга во фрустрирующих ситуациях /Данилова Е.В., 1990; Крюкова Т.Л., 2004; Куфтяк Е.В., 2002, 2003; Лазарус Р., 2003; Тащёва А.И., Гриднева С.В., 2002/. Выражение сильных негативных эмоций (напр., страха) описывается как пассивный (неконструктивный, дезадаптивный) способ совладающего поведения. Но проявления страха в качестве способа совладания личности, находящейся в «некритическом» возрастном периоде развития (младший подростковый возраст), редко подвергаются детальному анализу.

Таким образом, целью работы стало исследование специфики взаимосвязи между стратегиями совладающего поведения, личностными характеристиками, содержанием и особенностями проявления страхов у детей 9-10 лет.

Предмет исследования – влияние личностных особенностей и характеристик значимых межличностных отношений на демонстрацию детьми эмоции страха в качестве копинг-стратегии.

Объект исследования - личностные особенности ребёнка 9-10 лет.

Гипотезы исследования:

1. Комплекс личностных черт и представлений детей о характере значимых межличностных отношений (близкие взрослые и друзья) могут определять специфику проявления страхов у детей 9-10 лет.

2. Дети 9-10 лет с определенными личностными особенностями во фрустрирующих ситуациях могут чаще воспроизводить эмоцию страха в качестве разновидности пассив­ной копинг-стратегии.

3. Комплекс личностных черт и субъективных характеристик значимых межличностных отношений у детей 9-10 лет могут определять различия в их поведенческом репертуаре выражения эмоции страха с целью совладания с фрустрирующими ситуациями.

4. Определенные копинг-стратегии близких людей, проявляемые ими в ответ на активное выражение страха ребенком, могут способствовать закреплению в личностной структуре последнего паттернов совладания в виде деструктивной эмоциональной экспрессии страха.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Проанализировать теоретические представления об особенностях личности ребенка 9-10 лет.

2. Описать психологические характеристики эмоции страха как феномена аффективной сферы личности ребенка 9-10 лет.

3. Определить личностные детерминанты стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет.

Методические задачи:

4. Подобрать комплекс психодиагностических методик для изучения страхов, качеств личности и копинг-стратегий детей 9-10 лет, проявляющихся в представлениях детей об их поведении и системе отношений.

5. Разработать критерии разделения выборки респондентов на основную и контрольную группы, изучить возможности использования детьми внешнего личностного ресурса совладания с фрустрирующими ситуациями.

Эмпирические задачи:

6. Исследовать содержательные характеристики страхов детей выборки.

7. Провести сравнительный анализ проявлений страхов у детей с различным набором личностных характеристик.

8. Изучить выраженность и содержание репертуара стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет.

9. Исследовать взаимосвязь между комплексом личностных характеристик детей 9-10 лет и содержанием стратегий совладающего поведения.

Теоретической и методологической основой исследования выступили культурно-историческая теория о развитии высших психических функций (Л.С. Выготский); концепция личности как многоуровневой системы отношений, выражающей личностный опыт и определяющей переживания человека (В.Н. Мясищев); положения об интра-, интер- и метаиндвидуальном компонентах структуры личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский); теория дифференциальных эмоций (К. Изард); концепция о познавательной роли эмоций (М. Арнольд, Р. Лазарус); положения о социально-психологической детерминации процесса развития эмоциональной сферы детей 9-10 лет (Л.И. Божович.; Л.С. Выготский; В.С. Мухина; Д.И. Фельдштейн); экзистенциальная концепция эмоции страха как необходимого элемента становления и функционирования личности (С. Кьеркегор); когнитивно-поведенческая концепция совладающего поведения личности (Р. Лазарус, С. Фолькман).

Методы исследования: метод теоретического анализа источников по проблеме, метод изучения документов, наблюдение, опрос, психодиагностический метод, метод экспертных оценок (экспертами стали 7 психологов и 7 педагогов, знающие детей по роду своей профессиональной деятельности), контент-анализ представлений детей о страхах и копинг-стратегиях, метод сравнения групп и метод статистической обработки психодиагностических данных и верификации гипотез.

Методический инструментарий представлен семью методиками, раскрывающими три психологические реалии: личностные характеристики детей, особенностей их восприятия себя (опросник Р. Кеттелла (12 CPQ), опросник «Атрибутивное сопровождение общения» А.И.Тащёвой, рисуночный тест «Несуществующее животное»); содержание и «возрастная динамика» их страхов (опросник Филлипса на выявление школьной тревожности (ШТФ); рисуночный тест «Мои страхи» и авторский опросник, направленный на изучение страхов детей 9-10 лет) и совладающее поведение (опросник копинг-стратегий детей школьного возраста И.М. Никольской и Р.М. Грановской в модификации Е.В.Куфтяк; детский вариант фрустрационного теста С. Розенцвейга; авторский опросник, изучающий реагирование на страх самих детей, их родных и друзей). На опрос каждого ребёнка уходило около 3-х часов – фиксировались 387 показателей.

Использовались стандартные методики математической статистики: критерий углового преобразования Фишера; t-критерий Стьюдента для независимых выборок; U-критерий Манна-Уитни; коэффициенты ранговой корреляции Пирсона, Спирмена и Кендалла (tau-b). Расчёты производились с использованием пакета статистических про­грамм SPSS для Windows (версия 11.5).

Характеристика выборки. Выборка была простой, бесповторной и составила 140 детей 9-10 лет (70 мальчиков и 70 девочек). Выборка делилась на две группы: основную (35 мальчиков и 35 девочек) и контрольную (35 мальчиков и 35 девочек). Критерии деления групп: 1) факт обращения педагогов и родителей за профессиональной психологической помощью ребёнку, имеющему выраженные страхи; 2) психодиагностически подтвержденный дезадаптивный характер страхов ребёнка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уровень выраженности и сфера проявления страхов зависят от личностных характеристик, определяющих особенности общения и взаимодействия детей: сниженная социальная компетентность (затруднения в общении с педагогами, близкими взрослыми и сверстниками) и инфантильность в восприятии себя; меньшая развитость когнитивных навыков оценки фрустрирующих ситуаций (проявляющаяся в неуверенности в своих учебных способностях и когнитивной упрощенности восприятия различных социальных ситуаций); выраженная ориентация на значимость (приоритет) других людей в оценке своей личности; заниженная самооценка; затруднения в поддержании позитивного образа «Я» и в самовыражении; повышенная эмоциональная возбудимость, детерминированная фрустрацией социальных потребностей; острое восприятие своей инакости (отличительности) и обидчивость.

2. У детей 9-10 лет с определенными личностными особенностями выраженное проявление эмоции страха выступает в качестве разновидности пассивной копинг-стратегии, выполняющей сигнальную функцию для привлечения внимания людей из близкого окружения к фрустрирующей ситуации и активизации их участия в её разрешении.

3.Восприятие ребенком копинг-стратегий близких людей и друзей, возникающих у них в ответ на активное выражение ребенком страха, способствует формированию у него устойчивого представления об эффективности такого паттерна совладания, который компенсирует дефицитарную систему межличностных отношений в семье.

4. Проявление страха в качестве деструктивной копинг-стратегии у детей 9-10 лет не связано с преднамеренным преувеличением (аггравацией) ребенком проблемности фрустрирующей ситуации или с его стремлением к манипулированию другими людьми.

5. Набор личностных характеристик детей 9-10 лет может выступать предиктором (диагностическим маркёром) дезадаптивного характера проявления эмоции страха во фрустрирующих ситуациях в качестве спонтанной деструктивной копинг-стратегии. Специфическим маркером выступает триада личностных факторов: 1) пониженный уровень интеллекта и когнитивная простота оценки социальных ситуаций; 2) повышенный уровень астенизации личности, проявляющийся в выраженной усталости, замнутости, упрямстве, большом количестве косвенных вербальных реакций самозащитного типа экстрапунитивной направленности; 3) повышенный уровень чувства вины, заниженная самооценка, сильная озабоченность внешним оцениванием личности со стороны окружающих.

Научная новизна. Описаны представления детей о динамике изменения содержания их страхов и о стратегиях совладающего поведения: собственных, близких родственников и друзей. Предложена интерпретация выражения эмоции страха в качестве особой разновидности совладающего поведения в 9-10 лет и указаны особенности её проявления. Получены данные о том, что содержание, область проявления и степень выраженности страхов у детей 9-10 лет отражают доступность для ребенка внешнего социально-психологического ресурса совладания с фрустрирующими ситуациями. Обнаружено, что недостаточность имеющегося у личности социально-психологического ресурса совладания может быть связана с генерализацией стратегии выражения эмоции страха и её закреплением в качестве выраженного характерологического признака. Выявлены личностные факторы, опосредующие выбор детьми 9-10 лет экспрессии эмоции страха в качестве деструктивной копинг-стратегии. Показано, что посредством выражения эмоции страха дети компенсируют дефицит социального внимания к себе и воздействуют на партнёров по общению, привлекая их к участию в разрешении своих проблемных ситуаций и установлению более интенсивных поддерживающих социальных контактов. Описаны половые различия в проявлениях различных копинг-стратегий у детей 9-10 лет, выделены наиболее предпочитаемые ими способы реагирования на фрустрирующие ситуации. Установлены личностные характеристики, воздействие на которые позволяет провести более точную коррекцию дезадаптивных черт, связанных с деструктивной эмоциональной экспрессией страха.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconЛичностные детерминанты динамики принятия других в условиях обучения в военном вузе
Гоу дпо «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconЛичностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов
Работа выполнена на кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности факультета информационной безопасности
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconЖурнал «психотерапия» 2005 год
Акопян Л. С., Структурированная анкета по выявлению страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста №2
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconДополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на
...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconОтделение по дошкольному образованию работает в режиме 12-ти часового...
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconСпортивно-образовательная программа ано «Оргкомитет «Сочи 2014» «Дети...
Подготовка, организация и поэтапное проведение соревнований школьных команд из детей 10-14 лет
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconПрограмма по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:...
Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconПсихология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего...
Д. 212. 216. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических / педагогических наук при гоу впо «Поволжская...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconОбразовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации...
Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это не так. Это игра развивающихся стратегий с побеждающими преимуществами, при­влечением шансов на вашу сторону, работой с этими...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconРежим
Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconС. В. Трухачев, Г. Н. Румянцева, А. Г. Еремеев хирургическое лечение...
Нтов в возрасте от 7 до 18 лет и анализ 209 карточек стационарных больных в возрасте от 19 до 26 лет. Разработан алгоритм диагностики...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconСпецкурсы Дисциплина «Личностные расстройства»
Дисциплина «Личностные расстройства» является спецкурсом специальности 030301 Психология и предназначена для студентов 4 курса (8...
Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет iconМетодическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Охватывает в своей работе малышей в возрасте от 1 года, а запрос родителей на получение консультативной помощи нередко касается вопросов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск