Скачать 1.14 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 1777 Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Создание адаптационной модели для родителей и детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет» Оглавление
с родителями детей раннего возраста
«Детский сад - самым маленьким» (создание адаптационной модели для родителей и детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет) Целью образовательной политики города Москвы в области дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование. Потребность в общественном воспитании детей раннего возраста с каждым годом становится все актуальнее. В связи с этим перед педагогами и специалистами Центра развития ребенка встала необходимость изменения системы взаимодействия с семьями, где воспитываются дети раннего возраста, введения новых форм дошкольного образования с опорой на творческий подход. Основные задачи нашей работы: - создать условия для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению; - обеспечить большую открытость, сотрудничество и взаимодействие Центра развития ребенка и родителей; - развивать новые формы дошкольного образования, направленные на оказание помощи родителям, имеющим детей младенческого и раннего возраста. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Кроме того, нередко переживания и страх родителей за своего малыша усугубляют протекание адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Таким образом, главная роль в проведении процесса адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми раннего возраста. И мы решили - чем раньше начнется включение родителей и детей в воспитательно-образовательный процесс, тем легче пройдет у них процесс адаптации. Мы разработали свою адаптационную модель для родителей и детей от 7 месяцев до 3 лет. Все дети, поступающие в детский сад, проходят определенные ступени этой модели. Основная цель ее создания – безболезненное преодоление симбиотической связи ребенка и матери, ранняя социализация и всестороннее развитие малышей, адаптация детей и родителей к условиям дошкольного учреждения, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания. Адаптационная модель для родителей и детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет Консультативный пункт для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения, является одной из первых ступеней адаптационной модели нашего Центра развития. Данное структурное подразделение открыто с целью:- оказания психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей, содействия эмоционально-благополучной адаптации ребенка к дошкольному учреждению;- социализации детей в коллективе сверстников; - поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.Наш Консультативный пункт посещают дети от 1 года до 7 лет, но большинство из них составляют дети раннего возраста. С детьми и родителями взаимодействуют педагог-психолог, учитель-логопед и старший воспитатель. Основные направления работы Консультативного пункта:
Особенностью работы нашего Консультативного пункта является тесное сотрудничество всех специалистов. Первичный приём родителей с детьми от 1 года до 3 лет педагог-психолог и учитель-логопед проводят совместно, за счёт этого удаётся наиболее полно понять особенности развития ребёнка, дать эффективные рекомендации и выстроить индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка. Специалистами Консультативного пункта разработаны циклы игровых сеансов для детей и родителей, рассчитанные на два месяца. Дети объединяются в подгруппы по возрасту. На подгрупповые занятия с детьми в возрасте от 1 года до 1,6 мес. и 1,6 мес. до 2 лет приглашаются в первую очередь те дети, у которых уровень развития активной речи находится на нижних границах возрастной нормы. В этих подгруппах, состоящих из четырёх детей и их родителей, игровые сеансы проводят педагог-психолог и учитель-логопед. Игровые сеансы с детьми от 2 до 3 лет проводятся педагогом-психологом совместно со старшим воспитателем. Отличительной особенностью детей, посещающих эту подгруппу, является достаточно хороший уровень познавательного развития и выраженное чувство тревожности. Главной целью подгрупповых игровых сеансов является социализация детей и приобщение родителей к совместной игровой деятельности со своими детьми и их сверстниками. Подгрупповой игровой сеанс длится 40 мин и состоит из двух частей. Первая часть (20 мин) – развивающие игры, вторая часть (20-25 мин) включает в себя самостоятельную деятельность ребенка, обсуждение вместе с родителями вариативности проведенных игр и возникающих вопросов. В конце игровых сеансов родителям даются домашние задания. Такая форма работы приводит к тому, что родители раскрепощаются. Между родителями и специалистами возникает доверие. В игровых сеансах дети научились слушать взрослого и выполнять предлагаемые игровые задания, у детей активизировалась речь, они стали активными в совместных играх со взрослыми и другими детьми. В связи с тем, что Консультативный пункт охватывает в своей работе малышей в возрасте от 1 года, а запрос родителей на получение консультативной помощи нередко касается вопросов воспитания детей более раннего возраста, мы посчитали целесообразным открыть Центр игровой поддержки ребенка для детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет. Центр игровой поддержки ребенка, наряду с Консультативным пунктом, для многих малышей и родителей также является первой ступенью адаптационной модели. Но есть дети, для кого посещение Центра игровой поддержки - это следующий этап развития ребенка, начатый в Консультативном пункте. Основная цель создания Центра игровой поддержки ребёнка - развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых средств и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, психолого-педагогическое просвещение родителей в выборе и использовании игрового оборудования, создании предметно-развивающей среды в условиях семьи. Основные направления работы ЦИПР:
Первичный прием проводит педагог-психолог, на нем выясняется запрос родителя, составляется социальный портрет семьи, выявляется актуальный уровень развития ребенка. С детьми проводятся индивидуальные и подгрупповые игровые сеансы. В нашем Центре игровой поддержки ребенка функционируют 3 подгруппы детей, которые сформированы по возрастному принципу: - 1 подгруппа (7 месяцев - 1 год) - 2 подгруппа (1 год - 1 год 6 месяцев) - 3 подгруппа (1 год 6 месяцев – 3 года) Продолжительность подгрупповых игровых сеансов в ЦИПР 1 час 30 минут 2 раза в неделю. Работа с детьми организуется несколькими специалистами одновременно и проводится в присутствии родителей. Поэтому и малыши и их мамы чувствуют себя спокойно и уютно, как дома. В каждом игровом сеансе присутствует:
В ходе игрового сеанса с детьми и родителями взаимодействуют педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по театрально-художественной деятельности. В Центре игровой поддержки ребенка созданы условия для развития познавательной активности и экспериментирования детей. Проводятся игры с природными материалами (дерево, ракушки), крупами, песком и водой. Родители принимают активное участие в проведении игр. Посещение ЦИПР:
Посещение ЦИПР оказывает положительное влияние не только на детей, но и на родителей. Они становятся компетентными в вопросах развития ребенка и взаимодействия с ним. Большинство воспитанников Консультативного пункта и ЦИПР в дальнейшем переходят в группы кратковременного пребывания. Эта следующая ступень нашей адаптационной модели. Группы кратковременного пребывания для многих детей являются наиболее сложной в эмоционально-личностном плане, т.к. дети впервые надолго остаются без родителей. Основная задача педагогов на этой ступени связана с тем, чтобы помочь ребенку и родителю преодолеть расставание друг с другом. Для обеспечения плавного перехода малыша из семьи в дошкольное учреждение особая роль отводится осуществлению взаимодействия педагогов-психологов КП, ЦИПР и групп кратковременного пребывания. Уже весной педагоги-психологи КП и ЦИПР начинают знакомить педагога-психолога ГКП с семьями будущих воспитанников, передают данные диагностик нервно-психического и речевого развития, после совместных наблюдений за игрой ребенка с родителями обсуждают уровень активности, инициативности, самостоятельности каждого ребенка. В нашем Центре развития ребенка функционируют две адаптационные группы кратковременного пребывания. Режим работы групп: 1 группа – с 9.00 до 13.00 (ежедневно); 2 группа – с 15.30 до 19.00 (понедельник, среда, пятница). В адаптационный период дети находятся в учреждении несколько часов (по мере привыкания ребенка к дошкольному учреждению, время пребывания увеличивается). В этот период в группе постоянно находится педагог-психолог ГКП, который помогает воспитателю, дает квалифицированные рекомендации родителям. Также с детьми и родителями продолжает взаимодействовать педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, знакомый им при посещении ЦИПР. Малыши ходят заниматься в физкультурный и музыкальный залы, рисуют в изостудии «Палитра». Со второго полугодия дети начинают с удовольствием посещать бассейн, приходя в неописуемый восторг от игр на воде. Ни для кого не секрет, что ребёнок в игре развивается, формируется как личность, получает первый социальный опыт. В группе созданы все условия для организации игровой деятельности детей:
Хотелось бы отметить, что посещение детьми Центра игровой поддержки ребенка и Консультативного пункта положительно влияет не только на их адаптацию к новым условиям жизни, но и на показатели нервно-психического развития, их посещаемость и заболеваемость. Последней ступенью адаптационной модели является 2 младшая группа. Изменения в жизни детей связаны с их пребыванием в дошкольном учреждении в режиме полного дня и привыканием ко сну. Не смотря на это, адаптация детей проходит в легкой форме. И для этого есть ряд причин: - дети ГКП в течение года знакомятся почти со всеми сотрудниками дошкольного учреждения. После нового года с ними проводятся экскурсии по разнообразным уголкам ДОУ (они ходят в гости к детям, начиная от 2 младшей группы, заканчивая подготовительной, знакомятся с работой на пищеблоке, в прачечной). Особое место в этой работе отводится знакомству со 2 младшей группой, режимом ее работы, а самое главное – со спальней и ритуалом организации дневного сна; - в течение года малыши становятся зрителями театрализованных представлений, поставленных детьми старшего дошкольного возраста, а весной – даже участниками праздничных досугов; - в гости к детям часто приходят воспитанники подготовительной группы вместе с воспитателем, помогая им одеваться на прогулку, создавать снежные постройки на прогулке, играть с ними. Открытие в Центре развития ребенка новых форм позволило охватить дошкольным образованием малышей, начиная от 7 месяцев, создать модель адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, повысить профессиональный уровень педагогов и психолого-педагогическую компетентность родителей. Внедрение адаптационной модели в образовательный процесс ДОУ помогло педагогическому коллективу скоординировать действия всех сотрудников учреждения и обеспечило безболезненное вхождение ребенка в новые социальные условия. Игровые сеансы «Растем вместе »для родителей детей от 1 года до 1.6 мес., посещающих Консультативный пункт Введение. На основе практической работы, консультирования родителей по вопросам развития и обучения детей раннего возраста, мы пришли к необходимости организации циклов игровых сеансов (8 сеансов). В ходе организации и проведения данной формы родители знакомятся с основными направлениями развития малышей, формами организации игровой деятельности и развивающей среды, а дети получают возможность приобрести опыт социализации и активизировать речевые навыки. В раннем возрасте, познавая окружающий мир, малыш, стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Для этого мы включили в игровые сеансы детское экспериментирование. Основная наша задача объяснить и показать родителям, как организовать исследовательскую деятельность дома. Такая форма работы приводит к тому, что родители раскрепощаются и с удовольствием включаются в развивающий процесс. Родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша, а специалисты грамотно и последовательно руководят процессом передачи этих знаний и умений. Между родителями и специалистами возникает доверие и понимание. Алгоритм игрового сеанса. I часть 1. Приветствие, включение игрового персонажа.
II часть
Домашнее задание. Цель игровых сеансов:
Конспекты игровых сеансов. Сеанс № 1 Мамы с малышами садятся на ковёр. В гости к ребятам приходит кошка. Педагог предлагает поздороваться с кошечкой. - Здравствуй, кошечка! (Каждый малыш здоровается с кошечкой). Проводится игра «Кошечка». Цель: развивать общую моторику, активизировать речь. Материал: игрушка кошка. Ход игры: педагог поёт песенку и держит в руках кошку (игрушку): Беленькая кошечка (мамы гладят правой рукой малыша по левой руке) Села у окошечка, (обхватывают руками за локти) Хвостиком виляла, (правой рукой помахивает вправо и лево) Деток поджидала. (ладошками упираются в подбородок) Вот мои ребятки, (показывают ручками, вытягивая их вперёд) Мамины котятки. (мамы гладят по головке своих деток) - Ребятки, как разговаривает кошечка? (Мяу) Кошечка любит играть, поиграем с ней? Игра – экспериментирование «Поймай ветерок». Цель: познакомить детей со свойствами воздушной струи (ветерком). Материал: ветрячки. Ход игры: малыши дуют на ветрячок, ловят «ветерок» (воздушную струю). Ветрячок закрутился – «ветерок» поймали. Взрослый обращает внимание малышей, что ветрячок крутиться только когда дует на него ветерок (воздушная струя). - Малыши, кошечке нравиться играть с мячом, давайте поиграем. Игра «Перекати мяч» Цель: учить удерживать в руках круглые предметы, развивать внимание. Материал: мяч. Ход игры: малыши сидят напротив мам и перекатывают мяч друг другу. Игра «Собери мячи в коробку» Цель: учить понимать и выполнять речевую инструкцию, познакомить малышей с понятиями: большой и маленький мяч. Материал: коробка, мячи разного размера. Ход игры: мячи разбежались во все стороны, давайте их соберем в коробку, называя малышу мяч, который он принес: большой или маленький. - А ещё кошечка любит вот такие маленькие мячики. Игра «Шуршики». Цель: развивать тактильные ощущения малышей и мелкую моторику рук. Материал: маленькие массажные мячики. Ход игры: раздаются массажные мячики «шуршики», проводится массаж ладошек малышей (выполняются движения по ладони вперед-назад и круговые движения). Игра «Колокольчик». Цель: активизировать речь, развивать фонематический слух. Материал: маленькие колокольчики. Ход игры: малыши звенят колокольчиками. - Как звенит колокольчик? «Динь – динь». - Киска очень любит играть в прятки. Ребята, где же наша кошка? Спряталась. Давайте ее найдем. Игра «Прятки» Цель: развивать внимание, память, активизировать речь. Материал: кошка, платочек. Ход игры: кошку прячут под платочек, произнося: «Где спряталась кошечка?» Нашли, вот она, ку-ку. - Наша кошка устала, давайте положим ее спать. Игра «Положить кошку спать». Цель: активизировать речь, развивать внимание. Материал: игрушка кошка, игрушечная кровать. Ход игры: звучит колыбельная музыка. Дети с педагогом расстилают кроватку. Педагог предлагает положить кошечку спать в кроватку и покачать ее. - Давайте споем ей песенку колыбельную - «А-а-а». Кошка засыпает, дети тихо переходят в другую комнату. Свободная игра детей. Сеанс № 2 Мамы с малышами становятся в круг. Педагог вносит куклу Машу. Она приветствует всех, представляется, знакомится с каждым ребенком по имени. Кукла Маша любит играть, давайте с ней поиграем. Игра «Где же наши ручки?» Цель: формировать представление о своем теле. Ход: детям и родителям предлагается выполнять действия по тексту. Детки (имя) хлопать как умеют, Своих ручек, не жалеют: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (хлопают руками) Детки (имя) топать как умеют, Своих ножек не жалеют: Топ-топ, топ-топ! (топают ножками) Ручками захлопали: Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают руками) Ножками затопали: Топ-топ-топ! (топают ножками) Маму за руку берём И мы все гулять пойдём. Игра «Сделай как я» Цель: учить выполнять действия по подражанию, развивать координацию, познакомить с понятием «высоко». Материал: 3 брёвнышка, 3 пуфа. Ход игры: преодоление препятствий: перешагивание через брёвнышко и перепрыгивание через пуф (взрослый, держа малыша за руки, поднимает вверх). Игра «Дождик» Цель: развивать фонематический слух, внимание. Материал: барабан, зонт. Ход игры: Заиграла весёлая музыка, светит солнце, дети с мамами гуляют. Вдруг застучал барабан, пошёл дождик, детки прячутся под зонтик мамы. Игра – экспериментирование «Мокрое - сухое». Цель: познакомить детей с понятиями: мокрое, сухое. Материал: две пластмассовые коробки, одна с сухим наполнителем (например, горох), вторая - с водой. Ход игры: дети по очереди опускают руку в коробку с горохом, вытянули руку и отмечаем «рука сухая», затем в коробку с водой – вынув руку, отмечаем «она мокрая». Педагог звенит в колокольчик, привлекая внимание детей: «Кукла Маша зовёт поиграть с ней». Игра «Где кукла?» Цель: учить ребёнка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. Материал: платок. Ход игры: взрослый накрывает куклу платком и читает стихотворный текст. Где же кукла наша? Найдём мы куклу Машу! (Имя) к кукле подойдёт, (Имя) куколку найдёт. Чье имя назвал взрослый, тот ребенок подходит и находит куклу. После игры дети прощаются с куклой Машей. Свободная игра. Сеанс № 3. Мамы с малышами встают в круг или садятся на ковёр. Входит кукла Маша, здоровается с детьми по имени. Пальчиковая игра «Семья» Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятие со взрослым. Ход игры: педагог читает текст, мамы с детьми выполняют действия по тексту. Этот пальчик – дедушка, (показывают большой пальчик) Этот пальчик – бабушка, (показывают указательный пальчик) Этот пальчик – папочка, (показывают средний пальчик) Этот пальчик – мамочка, (показывают безымянный пальчик) Этот пальчик – я, (показывают мизинчик) Вот и вся моя семья. (хлопают в ладоши) Игра «Платочки» Цель: развивать моторику обеих рук. Материал: платочки, тазики. Ход игры: педагог читает текст, мамы с детьми выполняют действия по тексту. Мама и дочка стирали платочки (потирать платочек ладошками, Вот так, вот так! вперёд – назад) Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в Вот так, вот так! направлении слева – направо) Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью Вот так, вот так! верх – вниз над лотком) |
Учебно-методическое пособие для педагогв дошкольных и школьных учреждений.... Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогв дошкольных... | Методическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по... | ||
Конкурс направлен на С для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Аппликация в детском саду» Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,... | Дошкольное образование в США не является обязательным. Родители могут... Дошкольное образование в Америке включает 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) и осуществляется в дошкольных... | ||
Учебный год: 2012/2013 Информационная справка Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогв дошкольных... | Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск : боудпо «ирооо», 2009. –... | ||
Конспект интегрированного занятия «Матрешки» (первая младшая группа) Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогв дошкольных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направленность: для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и массовых дошкольных образовательных учреждений | ||
Урок для студентов педагогического колледжа Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений | Конспект непосредственно- образовательной Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений | ||
План-конспект урока Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений | Анкета на тему: предпочтения родителей в выборе мультфильмов для... Ооо «Глобал-Маркет» объявляет конкурс на создание логотипа для нового креативного современного и безумного проекта ИдеяМаркет | ||
Институт развития образования республики башкортостан Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации системы образования руководителей, педагогов,... | Занятия Подведены итоги дистанционного регионального конкурса педагогических работников образовательных и дошкольных образовательных учреждений... |