Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1.
Основы психологии
|
| 48
|
|
Тема 1.1
Введение в общую психологию.
| Содержание учебного материала:
Цель и задачи психологии как науки.
Отрасли психологии.
Методы психологии.
Психология в медицинской и управленческой деятельности.
Психологическая подготовка среднего медицинского работника.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Изучение литературы по теме «История психологии».
Подготовка рефератов по теме:
-История развития психологии в России.
-История развития психологии за рубежом.
| 1
|
|
Тема 1.2
Познавательные процессы.
| Содержание учебного материала:
Роль познавательных процессов в развитии личности.
Классификация познавательных процессов.
Ощущения и восприятие.
Виды и механизмы памяти.
Структура внимания. Виды и механизмы.
Мышление и воображение. Взаимосвязь между мышлением и эмоциональными процессами.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка реферативных сообщений по темам:
-Значение психологических знаний для медицинского работника.
-Внимание и его психологические свойства.
-Виды памяти у человека.
| 1
|
|
Практическое занятие №1.
Изучение познавательных процессов.
Ощущения и восприятии.
Виды ощущений и восприятий.
Память.
Внимание.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Знакомство с методами работы с пациентами, имеющими патологию познавательных процессов (в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность).
Подготовка рефератов по теме:
-Нарушения памяти.
-Нарушения внимания
| 2
|
|
Практическое занятие №2.
Виды мышления.
Формы мышления.
Виды воображения.
Понятие об интеллекте.
Структура интеллекта.
Уровни интеллекта.
Креативное мышление.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Знакомство с методами работы с пациентами, имеющими патологию познавательных процессов (в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность).
Подготовка рефератов по теме:
-Нарушения памяти.
Нарушения интеллекта.
| 2
|
|
Тема 1.3
Волевые процессы.
| Содержание учебного материала:
Волевая регуляция поведения.
Основные этапы волевого процесса.
Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности мед.работника.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка реферативных сообщений по теме:
-Основные направления развития воли.
-Становление волевых качеств личности.
| 1
|
|
Практическое занятие.
Развитие воли у человека.
Физиологическая основа воли.
Психологическая структура волевых действий.
Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы).
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации.
Решение ситуационных задач.
| 2
|
|
Тема 1.4
Эмоциональные процессы.
| Содержание учебного материала:
Классификация эмоциональных явлений.
Эмоциональные особенности и свойства личности.
Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности.
Эмоции и работа.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельное изучение литературы.
Подготовка реферативных сообщений по теме:
-Функции и виды эмоций у человека.
-Теории эмоций.
-Эмоции и современное художественное творчество
| 1
|
|
Практическое занятие.
Виды эмоций и чувств.
Роль эмоций в жизнедеятельности человека.
Понятие о стрессе.
Помощь при стрессе.
Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы).
Работа в парах.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Анализ собственных убеждений.
Самостоятельное изучение литературы.
Подготовка рефератов по теме:
-Нарушение эмоционально- волевой сферы человека.
-Стресс и фрустрация.
| 2
|
|
Тема 1.5
Характер. Темперамент.
| Содержание учебного материала:
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «темперамент», «характер».
Акцентуации характера.
Структура и формирование характера.
Свойства, определяющие темперамент. Основные типы темперамента. Темперамент и тип высшей нервной деятельности.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка реферативных сообщений по теме:
-Типы темпераментов, их психологическая характеристика.
-Формирование характера.
-Место характера в общей структуре личности.
| 1
|
|
Практическое занятие.
Формирование характера.
Самовоспитание – неотъемлемая часть формирования характера.
Определение темперамента (тест Г.Айзенка, А.Белова, К.Леонгарда).
Составление саморекомендаций на основании полученных данных по развитию собственной личности.
Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы).
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Анализ собственной личности, составление плана личностного роста.
Решение ситуационных задач.
| 2
|
|
Тема 1.6
Психическое здоровье. Резервы психики.
Зачет.
| Содержание учебного материала:
Критерии психического здоровья.
Самоуправление и психическое здоровье.
Психологические факторы долголетия.
Резервы в развитии психики.
Обобщение по теоретическому и практическому курсу дисциплины «Основы психологии». Зачет.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Изучение литературы по вопросу работы с пациентами разного возраста. Подготовка реферата по теме:
-Понятие психологического и биологического возраста.
| 1
|
|
Раздел 2.
Социальная психология
|
| 57
|
|
Тема 1.1
Введение в социальную психологию. История развития социальной психологии.
| Содержание учебного материала:
1 Предмет и задачи социальной психологии.
2.Исторический аспект возникновения социальной психологии.
3.Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.
4. Основные методы социально-психологического исследования.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Методологические основы и методы социальной психологии.
2.История развития социальной психологии в России.
3.История развития социальной психологии за рубежом.
| 1
|
|
Тема 1.2
Личность. Социализация личности.
| Содержание учебного материала:
1.Понятие личности.
2. Развитие личностной неповторимости. Половая самоидентичность.
3. Социально - психологические аспекты социализации.
4.Роль потребностей, мотивов, ценностей, социальных установок в психической регуляции социального поведения личности.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Проблема личности в зарубежных психологических теориях.
2.Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология Карла Юнга.
| 1
|
|
Тема 1.3
Развитие, формирование и становление личности. Возрастная психология.
| Содержание учебного материала:
1.Представления о личности в социальной психологии.
2 Социально-психологическое изучение личности в зарубежной психологии.
3. Социально-психологическое изучение личности в отечественной психологии
4. Возрастная периодизация.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Социально-психологическая адаптация личности.
2.Защитные механизмы личности.
3.Дезадаптированность личности.
| 1
|
|
Тема 1.4
Группы.
| Содержание учебного материала:
Группы - как социально-психологический феномен.
Классификация групп.
Социально – психологические аспекты взаимодействия группы и личности.
Групповая совместимость.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Понятие малой группы.
2.Формальные и неформальные группы.
3.Групповые эффекты.
| 1
|
|
Тема 1.5
Лидерство и руководство.
| Содержание учебного материала:
1.Понятие «Лидер» и «Лидерство».
2.Признаки лидеров.Функции лидеров.Типы лидерства.
3. Групповой образ жизни. Коллектив.
4. Конформизм
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Психология управления.
2. Качества лидера. Качества руководителя.
| 1
|
|
Тема 1.6
Девиантное поведение.
| Содержание учебного материала:
1 Понятие « Девиантное поведение».
2 Формы девиантного поведения.
3. Причины девиантного поведения.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Девиантное поведение подростка.
2.Девиантное поведение - как защитный механизм.
| 1
|
|
Тема 1.7
Конфликты.
| Содержание учебного материала:
1. Самооценка и уровень притязаний.
2. Конфликт и его составные части.
3. Виды конфликта.
4. Структура конфликта.
5. Этапы развития конфликта;
6.Психологические технологии выхода из конфликтных ситуаций.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Реалистические и нереалистические конфликты.
2.Внутриличностные и межличностные конфликты.
3.Непреднамеренные конфликты и конфликтогены.
| 1
|
|
Тема 1.8
Внутригрупповое общение.
| Содержание учебного материала:
1.Вербальные и невербальные средства общения.
2. Психологическая структура диалога.
3.Ролевое общение медсестры.
4.Монолог.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Теории межличностного взаимодействия.
2.Механизмы межличностного восприятия.
| 1
|
|
Тема 1.9
Человеческие взаимоотношения.
| Содержание учебного материала:
1.Взаимоотношения людей в неорганизованных группах.
2.Социальное беспокойство.
3.Подражание.
4. Социальное движение.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Межгрупповые отношения.
2.Семейные отношения.
3. Взаимоотношения в коллективе.
4. Взаимоотношения в студенческой группе.
| 1
|
|
Тема 2.1
Личность. Социализация личности.
| Практическое занятие.
1.Понятие личности.
2. Развитие личностной неповторимости. Половая самоидентичность.
3. Социально - психологические аспекты социализации.
4.Роль потребностей, мотивов, ценностей, социальных установок в психической регуляции социального поведения личности.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Составление тестовых заданий с эталонами ответов по теме.
Решение ситуационных задач.
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Бихеворизм или поведенческая психология.
2. Гуманистическая психология.
| 2
|
|
Тема 2.2
Группы.
| Практическое занятие.
1.Группы - как социально-психологический феномен.
2.Классификация групп.
3.Социально – психологические аспекты взаимодействия группы и личности.
4.Групповая совместимость
5. Стихийные группы.
6. Характеристика различных видов толпы.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Составление тестовых заданий с эталонами ответов по теме.
Решение ситуационных задач.
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Агрессивная толпа.
2.Массовые социально-психологические явлен.
3.Типология малых групп.
| 2
|
|
Тема 2.3
Конфликты.
| Практическое занятие.
1. Самооценка и уровень притязаний.
2. Конфликт и его составные части.
3. Виды конфликта.
4. Структура конфликта.
5. Этапы развития конфликта;
6.Психологические технологии выхода из конфликтных ситуаций.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Составление тестовых заданий с эталонами ответов по теме.
Решение ситуационных задач.
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Семейные конфликты.
2.Способы управления конфликтом.
3.Стратегии конфликтов.
| 2
|
|
Тема 2.4
Внутригрупповое общение.
| Практическое занятие.
1.Вербальные и невербальные средства общения.
2. Психологическая структура диалога.
3.Ролевое общение медсестры.
4.Монолог.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Составление тестовых заданий с эталонами ответов по теме.
Решение ситуационных задач.
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
1.Взаимодействие людей, взаимовлияние друг на друга в процессе общения.
2.Средства общения.
| 2
|
|
Тема 2.5
Человеческие взаимоотношения.
| Практическое занятие.
1.Взаимоотношения людей в неорганизованных группах.
2.Социальное беспокойство.
3.Подражание.
4. Социальное движение.
Зачет. Зачет проводится по билетам. Каждый билет содержит по три вопроса.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Составление тестовых заданий с эталонами ответов по теме.
Решение ситуационных задач.
Составление кроссвордов.
| 2
|
|
Раздел 3.
Медицинская психология
|
| 48
|
|
Тема 3.1
Введение в медицинскую психологию. Основы социопсихосоматики.
| Содержание учебного материала:
Предмет и задачи медицинской психологии;
Методы медицинской психологии;
Основные этапы становления медицинской психологии;
Систематика болезней.
Основы социопсихосоматики.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка реферативных сообщений по темам:
-Роль медицинской психологии в системе здравоохранения.
-Медработник сегодня.
-Психологическое здоровье.
|
1
|
|
Тема 3.2
Личностные качества медицинского работника.
| Содержание учебного материала:
Черты личности медицинского работника.
Профессионально значимые качества медицинского работника.
Типология поведения медицинского работника.
Психологический возраст.
Профессиональная деформация медицинского работника.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Профессиональная деформация личности.
-Функции медицинского работника.
-Психологический контакт медсестры и пациента.
| 1
|
|
Тема 3.3
Психология соматического больного.
| Содержание учебного материала:
Понятие психосоматики.
Психологические аспекты психосоматической медицины.
Реакции личности на болезнь.
Больной и его социально-психологическое взаимодействие.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Взаимодействие больного и медицинского работника.
-Эффект плацебо.
-Отношение больного к болезни.
-Концепция психосоматических расстройств
| 1
|
|
Тема 3.4
Психология общения медицинского работника и больного.
| Содержание учебного материала:
Особенности общения с пациентами различных возрастных групп.
Ориентация на сотрудничество.
Типичные состояния партнера в процессе общения.
Тактика медицинского работника.
Психология общения с пациентом в стационаре и вне его.
|
2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Вербальные средства общения.
-Невербальные средства общения.
-Тактика общения медицинского работника.
-Общение медработника с родственниками больного.
-Общение медработника с детьми
-Общение медработника с родственниками умершего больного.
| 1
|
|
Тема 3.5
Патопсихология личности. Психогении и ятрогении.
| Содержание учебного материала:
Понятие о патопсихологии.
Неврозы. Психозы.
Истерия. Ипохондрия.
Аутизм.
Психогении. Ятрогении.
Исследования личности.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Ранний детский аутизм.
-Нарушения интеллекта.
-Причины возникновения психопатий.
| 1
|
|
Тема 3.6
Основы медицинской этики и деонтологии.
| Содержание учебного материала:
Введение в основы медицинской этики и деонтологии.
Этика поведения медицинских работников.
Этика взаимоотношений в условиях стационара.
Медицинская деонтология.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Этическая сторона воздействия на больного.
-Развитие этических концепций и учений.
-Развитие и формирование медицинской этики.
-Коллектив лечебного учреждения и больной.
| 1
|
|
Тема 3.7
Введение в медицинскую психологию. Личность медработника.
| Практическое занятие.
Понятие здоровья. Основные критерии здоровья.
Психосоматические расстройства и заболевания.
Личность медсестры.
Этический кодекс медсестры.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Болезнь и здоровье.
-Психосоматические расстройства.
-Внешний вид мед. работника.
Работа с изучающими и контролирующими пособиями по теме.
Решение ситуационных задач.
| 2
|
|
Тема 3.8
Психология пациента.
Психология проведения сестринских манипуляций.
| Практическое занятие:
Внешняя и внутренняя картина болезни.
Особенности переживания больных.
Взаимодействие больного и семьи.
Психологические и деонтологические особенности работы медсестры при проведении некоторых диагностических манипуляций.
Психологический уход за умирающими больными.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Работа с изучающими и контролирующими пособиями по теме.
Решение ситуационных задач.
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Ребенок и болезнь.
-Деонтологические особенности работы с онкологическими больными.
-Психология повседневного ухода за больными.
| 2
|
|
Тема 3.9
Психология общения
медицинского работника и больного.
| Практическое занятие:
Общие рекомендации для проведения беседы с пациентом.
Информирование больного.
Психология лечебного взаимодействия.
Особенности межличностных отношений в медицинском коллективе.
Роль режима медицинского заведения.
Психология общения медицинского работника в сложных конфликтных ситуациях.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Составление кроссвордов по теме.
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Конфликты в медицинских учреждениях.
-Профилактика конфликтов.
-Общение медицинского работника и онкологического больного.
-Общение с пациентом с нарушением слуха.
-Общение с пациентом с нарушением речи.
| 2
|
|
Тема 3.10
Патопсихология личности. Нарушения познавательных процессов личности.
| Практическое занятие.
Психопатии.
Психастении.
Психология суицидального поведения.
Нарушения познавательных процессов личности.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Составление ситуационных задач с эталонами ответов по теме.
Составление тестовых заданий с эталонами ответов по теме.
Составление граф логической структуры по теме.
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Олигофрении. Общение с больными.
-Деменции. Причины возникновения.
-Нарушения памяти.
-Нарушения внимания.
-Психологическая помощь суицидентам.
| 2
|
|
Тема 3.11
Психогигиена и психопрофилактика. Психотерапия. Психология семьи.
| Практическое занятие.
Психогигиена.
Психопрофилактика.
Психотерапевтическое убеждение.
Психология семьи. Семья и здоровье.
Зачет. Зачет проводится по билетам.
| 4
| 2
|
Самостоятельная работа студентов:
Составление ситуационных задач с эталонами ответов по теме.
Составление тестовых заданий с эталонами ответов по теме.
Темы для самостоятельной исследовательской работы и написания рефератов:
-Аутогенная тренировка.
-Гипноз.
-Психотерапия. Семейная психотерапия.
-Роль медицинской сестры в проведении психотерапевтической работы с пациентом.
| 2
|
|
Всего
| 153
|
|