Скачать 195.93 Kb.
|
Комитет образования Администрации Балаковского муниципального района Утверждаю: Заведующий МБДОУ – детский сад комбинированного вида №24 «Непоседы» г.Балаково Саратовской области _____________________ Маркина Л.Ю. приказ №______________ от « »______________20_____г. ПОЛОЖЕНИЕ о группах компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №24 «Непоседы» г.Балаково Саратовской области Принято на педагогическом совете приказ №______________ от « »______________20_____г. 1.Общие положения. 1.1.Настоящее положение о работе групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (далее Положение) разработано МБДОУ – детский сад комбинированного вида №24 «Непоседы» г.Балаково Саратовской области с учетом требований нормативно-правовых документов и современных требований к организации коррекционно-образовательного процесса в МБДОУ. 1.2.Настоящее положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР МБДОУ – детский сад комбинированного вида №24 «Непоседы» г.Балаково Саратовской области. 1.3.Группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР при МБДОУ – детский сад комбинированного вида №24 «Непоседы» г.Балаково Саратовской области создаются в целях осуществления всестороннего развития, коррекции негативных тенденций психического или речевого развития детей, а также формирования общих способностей к учению и подготовке к началу обучения в общеобразовательной школе (или в специальных (коррекционных) классах для детей с ЗПР при общеобразовательной школе). 1.4.Основаниями для деятельности групп являются нормативно-правовые документы:
1.5.В МБДОУ – детский сад комбинированного вида №24 «Непоседы» г.Балаково Саратовской области функционируют две группы для детей с ЗПР и одна группа для детей с ОНР:
2.Цель деятельности групп компенсирующей направленности. 2.1.Цель деятельности групп для детей с ЗПР и ОНР – осуществление коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающего создание специальных условий для коррекции отклонений личностного, психофизического, речевого развития, формирования базовых психологических новообразований, соответствующих возрасту и обеспечивающих успешность школьного обучения. Наряду с коррекционными мероприятиями с детьми проводится воспитательно-образовательная работа в соответствии с образовательными программами дошкольного образования. 2.2.Основными задачами коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников являются:
2.3.Основные направления работы: 2.3.1.Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического или речевого развития. 2.3.2.Умственное воспитание направлено на формирование у детей правильных представлений о явлениях природы и общественной жизни, совершенствование сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления, что создает необходимую базу для эффективной коррекции речи. 2.3.3.Важнейшими направлениями деятельности для детей с ЗПР и ОНР являются формирование двигательных навыков, развитие координации движений, пространственной ориентировки. В процессе физического воспитания осуществляются мероприятия по предупреждению нарушений двигательных навыков детей, профилактике утомляемости. 2.3.4.Дети с ЗПР и ОНР, поступающие в специализированные группы, должны усвоить объём основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в школе. 3.Порядок приема детей в группы компенсирующей направленности. 3.1.Группы формируются из детей 5-7 лет, имеющих задержку психического или речевого развития при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте (в соответствии с Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ 10)). 3.2.Учитель-дефектолог и учитель-логопед проводят обследование детей для выявления дошкольников с ЗПР и ОНР. Согласие родителей фиксируется на бланке «Разрешение на обследование детей учителем-дефектологом (учителем-логопедом) МБДОУ». Учитель-дефектолог и учитель-логопед направляют выявленных детей на психолого- медико-педагогический консилиум (далее ПМПк). ПМПк выносит решение о необходимости направления ребенка на ПМПК, учитель-дефектолог и учитель-логопед знакомят родителей с рекомендациями ПМПк. 3.3. Подготовка документации для ПМПК осуществляется учителем-дефектологом и учителем-логопедом, педагогом-психологом МБДОУ, воспитателями группы совместно с родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии требованиями ПМПК. 3.4.На рассмотрение ПМПК родители (законные представители) предоставляют соответствующие документы:
3.4.1.Зачисленние детей в группы компенсирующей направленности в МБДОУ осуществляется на основании свободных мест, заключения городской ПМПК, приказа заведующего, направление Комитета образования в данное учреждение, медицинская карта ребенка и заявления родителей. 3.5. Дети с ЗПР и ОНР принимаются в группы только с согласия родителей на основании заключения ПМПК. Согласие родителей фиксируется подписью на протоколе ПМПК или выписке из протокола ПМПК. 3.6.В дошкольные учреждения и группы компенсирующей направленности принимаются дети в соответствии с утвержденными Гособразованием и Минздравом СССР от 26.11.90г. №37-14/2 основными медицинскими показателями. Также показателем для приема детей в группу является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания. 3.7 .Не подлежат приему в группу дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
3.8. Если в период пребывания ребенка в группе выявятся отклонения в развитии, перечисленные в п. 3.7, или противопоказания для приема детей в дошкольные учреждения общего типа, то ребенок подлежит обязательному отчислению или переводу в учреждения соответствующего профиля. В случае необходимости уточнения диагноза дети направляется учителем-дефектологом или учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (психиатром, неврологом, отоларингологом, офтальмологом) и в муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Вопрос о переводе ребенка в другое учреждение или группу другого профиля решается ПМПК. 3.8.1.В случае отказа родителей от перевода ребенка со сложной структурой дефекта учитель-дефектолог или учитель-логопед не несут ответственности за результат коррекционно-развивающего воздействия. 3.9. Длительность пребывания ребенка в группе составляет 2 года. При положительной, но слабо выраженной динамике, и частых пропусках занятий по состоянию здоровья, возможно повторное прохождение курса обучения. Для продолжения срока пребывания необходимо заключение ПМПК. 3.10. Перевод детей из группы в группу общеразвивающей направленности осуществляется на основании заключения ПМПК. 3.11. Наполняемость детей в группе предусмотрена Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и зависит от структуры дефекта: для детей с ЗПР с 5 до 7 лет— 10 детей; для детей с ОНР с 5 до 7 лет— 15 детей. 4.Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. 4.1.Содержание образования определяется основной общеобразовательной программой МБДОУ (далее – Программа), разработанной на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ). 4.2. Реализация программы осуществляется по комплексно-тематическому принципу построения в соответствии с ФГТ и циклограммой образовательной деятельности МБДОУ. 4.3.Раздел Программы «Содержание коррекционной работы» определяется программами: -«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С.Г.Шевченко в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР; -«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. 4.4. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ЗПР и ОНР оказывается учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, воспитателями группы, инструктором по физической культуре, обеспечивающими интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах детской деятельности. 4.5. Организация образовательного процесса в группе регламентируется планом организованной деятельности. 4.6. Основными организационными формами работы в группе являются групповые, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия. 4.7.Периодичность индивидуальных коррекционных занятий определяется степенью выраженности дефекта, при этом с каждым ребенком проводятся не менее трех раз в неделю. 4.8.Продолжительность группового логопедического занятия в старшей группе -20-25 минут, в подготовительной к школе группы – 30 минут. 4.9. Учитель-дефектолог и учитель-логопед проводят коррекционные занятия в соответствии с расписанием, циклограммой образовательной деятельности на учебный год. 4.10. Воспитатель группы выполняет задание учителя- дефектолога и учителя-логопеда по закреплению отрабатываемых на коррекционных занятиях навыков во время специально организованного коррекционного часа, следит за речью детей в течение дня. 4.11.Диагностика уровня освоения программы детьми осуществляется в группе три раза в год. 4.12.Анализ результатов обследования и составление групповой и индивидуальных программ развития проходит на заседании психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ. По результатам работы консилиума учитель-дефектолог и учитель-логопед определяют цель и задачи обучения воспитанников на каждый период, согласовывают с воспитателями и узкими специалистами планы групповой работы. 4.13.С результатами работы консилиума, а также с программой развития ребенка учитель-дефектолог и учитель-логопед знакомят родителей во время индивидуальной консультации. 4.14.Выпуск детей из специализированной группы осуществляется после освидетельствования в условиях городской психолого-медико-педагогической комиссии. 4.15.Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе несут родители (законные представители), учитель-дефектолог или учитель-логопед, воспитатель, заведующий МБДОУ. 5.Документация учителя-дефектолога и учителя-логопеда. 5.1. Перечень основной документации учителя-дефектолога и учителя-логопеда МБДОУ:
Наличие основных видов документации — обязательное условие работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Качество ее ведения учитывается при определении квалификационного разряда в ходе аттестации учителя-дефектолога и учителя-логопеда. 5.1.1. Протоколы ПМПК по зачислению детей в группу заполняются членами ПМПК во время проведения психолого- медико-педагогического обследования. На заключении или выписке из заключения фиксируется согласие родителей (или лиц, их заменяющих) на оформление ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. 5.1.2. Карта первичного обследования заполняется на каждого ребенка в ходе всестороннего психолого-педагогического обследования в начале учебного года. При повторном обследовании в карте фиксируется динамика развития. 5.1.3. План работы на учебный год составляется с учетом возраста и структуры нарушений ребенка по следующим направлениям:
В перспективном плане указывается дата проведения диагностики (обычно: сентябрь, январь, май). 5.1.4. Календарный план работы фиксирует: дату; тему группового или подгруппового занятия (в соответствии с годовым планированием); краткий план-конспект; фамилии детей, посетивших индивидуальные занятия; краткое содержание данных индивидуальных занятий (содержание данных занятий может быть отмечено в индивидуальной тетради ребенка по желанию учителя-дефектолога и учителя-логопеда). Форма календарного плана выбирается учителем-дефектологом и учителем-логопедом. Учитель-дефектолог и учитель-логопед может планировать работу каждый день или на неделю. Ему не требуется вести журнал учета посещаемости фронтальных занятий, так как присутствие детей в группе отмечается воспитателем в табеле посещаемости. Учет посещаемости индивидуальных занятий фиксируется в календарном плане или ином документе. 5.1.5. Планы (конспекты) занятий могут быть краткими или подробными (в зависимости от педагогического опыта учителя-дефектолога и учителя-логопеда). В них указываются тема, задачи, основные этапы занятия, приемы работы. Лексический и дидактический материалы отмечаются при необходимости. 5.1.6. Планы индивидуальной коррекционной работы с детьми на учебный год составляются на основе анализа результатов обследования в зависимости от структуры дефекта, программного содержания. В плане отмечается последовательность формирования отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственно-временных представлений, внимания, памяти, воображения, мышления, всех компонентов речи). 5.1.7. В тетради для рабочих контактов (тетрадь взаимосвязи) учителя-дефектолога или учителя-логопеда и воспитателей группы фиксируются дата, задание учителя-дефектолога или учителя-логопеда, отметка о выполнении или примечание воспитателей группы. 5.1.8. Индивидуальные тетради оформляются на каждого ребенка группы. В них записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, учитель-дефектолог или учитель-логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. Учитель-дефектолог и учитель-логопед вправе использовать печатные рабочие тетради для индивидуальной работы с детьми. В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни, так как качество коррекционной работы во многом зависит от совместной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей (или лиц, их заменяющих). 5.1.9. Журнал обследования детей МБДОУ заполняется педагогом-психологом для выявления детей, отстающих в усвоении общеобразовательной программы МБДОУ. Согласие родителей на обследование ребенка учителем-дефектологом и учителем-логопедом фиксируется в бланке «Разрешение на обследование». По результатам обследования даются рекомендации родителям (или лицам, их заменяющих), воспитателям общеобразовательных групп; при необходимости дети направляются на консультацию к неврологу, психиатру. 5.1.10. Должностная инструкция учителя-дефектолога и учителя-логопеда составляется заведующим МБДОУ в двух экземплярах, один экземпляр находится у учителя-дефектолога и учителя-логопеда. 5.1.11.Паспорт кабинета составляется учителем-дефектологом и учителем-логопедом, хранится в рабочем кабинете и включает в себя следующие разделы:
Наглядный материал, дидактические пособия и методическая литература по желанию учителя-дефектолога и учителя-логопеда могут быть оформлены в виде картотеки. 5.1.12. Расписание работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда составляется самостоятельно, утверждается заведующим МБДОУ. 5.2. Вспомогательная документация:
5.2.1. Консультативная деятельность — оказание помощи детям, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам по вопросам развития и воспитания посредством специально организованных консультаций (групповых, индивидуальных). 5.2.2. Просветительская, экспертная, организационно-методическая работа. Просветительская работа может проводиться в виде лекций, семинаров, выступлений на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях и т. д. К экспертной работе относится участие в работе консилиума, ПМПК, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих участия специалиста в разъяснении ситуации. К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
5.3. Отчет учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Отчет за учебный год составляется в конце учебного года и должен содержать информацию:
В аналитическом отчете отражаются: результаты реализации Программы, проблемы и трудности, возникшие в ходе ее реализации; итоги взаимодействия с родителями; участие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в проведении различного уровня (МБДОУ, города, области, региона, страны) научно-методических, просветительских мероприятий; личные успехи специалиста в профессиональной деятельности (разработка методических рекомендаций, наглядных пособий, публикации и т. п.); повышение квалификации с указанием формы и места прохождения обучения. Отчет сдается администрации МБДОУ, руководителю районного методического объединения. 6. Виды работ и рабочее время учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника и включает:
Оплата труда учителя-дефектолога и учителя-логопеда производится из расчета 20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов отводится на перечисленную выше деятельность и 2 часа на оформление документации. Норма часов преподавательской работы включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы между каждым учебным занятием. Между групповыми и подгрупповыми занятиями допускаются перерывы в 10 минут, между индивидуальными занятиями — 5 минут. Это время используется для подготовки к следующему занятию, а также для того, чтобы отвести детей в группу, взять на занятие других детей. Продолжительность групповых и подгрупповых занятий составляет 20-30 минут, индивидуальных -15-20 минут. В соответствии с особенностями работоспособности ребенка время индивидуального занятия может быть сокращено. 6.3 Примерное распределение рабочего времени на выполнение отдельных видов работы учителя- дефектолога и учителя-логопеда отражено в циклограмме. 6.4.Циклограмма рабочей недели учителя-дефектолога и учителя-логопеда — план действий специалиста, сформулированный с позиций повторяемости и периодичности. 6.5. Рабочее время и оплата труда воспитателя группы. Оплата труда воспитателя образовательного учреждения, работающего непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья производится из расчета 25 астрономических часов в неделю. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Воспитателю группы обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися. 7. Штаты и руководство группой компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. 7.1.Должности учителей-дефектологов и учителей-логопедов устанавливаются из расчета 1 ставка учителя-дефектолога и учителя-логопеда на 1 группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. 7.2.На должность учителя-дефектолога и учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее специальное (дефектологическое или логопедическое) образование. 7.3.Должности воспитателя группы устанавливаются из расчета 2 ставки на 1 группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР или ОНР. 7.4.На должность воспитателя группы назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и прошедшие подготовку на курсах воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. 7.5.Заведующий МБДОУ осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в группах образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 7.6.Учебно-методическое руководство деятельностью групп осуществляет заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе. 7.7.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями. |
Протокол №4 от 17 мая 2012г. №70 от 17 мая 2012г. Положение о группе... Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа... | Положение о работе в мбдоу группы компенсирующей направленности для... Ф. И. О. учителя | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Гусельки» работает с марта 1983 года. Плановое количество мест 000. В учреждении функционирует 4 групп общеразвивающей направленности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно – тематический план нод в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект совместной игровой деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы №7 компенсирующей направленности | Г. Рубцовск Отчёт о работе методического объединения воспитателей... «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | ||
Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность в подготовительной... Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Степанова Н. В., воспитатель подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с детьми с онр, мбдоу мо г. Краснодар... | Конспект интегрированного занятия подготовительная к школе группа компенсирующей направленности Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И... | ||
Положение о специальных медицинских группах мбоу займищенской сош общие положения Министерства образования СССР от 27 мая 1982 г. №34-м «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах для занятий по... | Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детскиЙ сад комбинированного вида №14 | ||
Конспект интегрированного занятия с воспитанниками средней группы... Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовила и провела воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Муниципального дошкольного образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной... | Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... |