Скачать 204.15 Kb.
|
Бахтенко Е.Ю. Вологодский государственный педагогический университет МОНИТОРИНГ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Практика студентов, являясь составной частью основной образовательной программы ВПО, непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять знания, полученные на учебных занятиях, в профессиональной деятельности. Согласно новым образовательным стандартам возрастает роль практики при подготовке бакалавров и магистров как еще одного этапа становления и достижения профессионализма обучающихся. Именно в ходе практической деятельности будущий специалист (бакалавр, магистр) приобретает комплекс умений и навыков, необходимых для становления профессиональных и специальных компетенций, происходит развитие его профессиональной мобильности. Цели и задачи практик определяются ФГОС (ГОС) ВПО, виды и сроки практик - учебными планами и графиками учебного процесса, содержание - программами практик. Организация всех видов практики на различных этапах обучения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Учебная практика является частью изучения отдельных дисциплин и проводится преподавателями соответствующих кафедр. Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения. Производственная практика - этап практической подготовки студентов по профилю получаемой специальности (направлению подготовки, программе магистратуры). Для педагогических специальностей (направлений подготовки) производственная практика, прежде всего, представлена педагогической практикой. Основными задачами всех видов практик являются: знакомство с деятельностью различных служб, учреждений и организаций; вооружение студентов знаниями о назначении, сущности и специфике профессиональной деятельности; психологическая адаптация к избранной профессии; создание установки на личностное, социально-нравственное и профессиональное развитие; формирование основ научно-познавательной деятельности студента в условиях высшего учебного заведения; формирование творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности; освоение технологий деятельности; совершенствование теоретических знаний и интеграция их в практической деятельности; формирование профессиональных умений, навыков, индивидуального стиля деятельности. Практика направлена на усвоение студентами знаний о социальной значимости профессии, требований к личности выпускника с высшим образованием, содержания профессиональной деятельности, форм и методов научного познания, научной организации труда, основ самообразовательной и самовоспитательной деятельности. Развитие умений в ходе практики предполагает приобретение студентами навыков планирования трудовой деятельности, распространение и внедрение новаций и передового опыта, разработку прикладных технологий, проектов, программ и внедрения их в практику, организацию практики студентов на базе профильных учреждений с выполнением исследовательских и прикладных задач, развитие активности студентов и создание условий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, развитие самоуправления и создание условий для самореализации и самоутверждения студентов. Вместе с тем, динамичность рынка труда, изменение требований к выпускникам вузов, возрастающая конкуренция на рынке труда ставят новые задачи к практической подготовке выпускников. Обсуждается наличие несоответствия уровня подготовки будущих специалистов современным требованиям, чрезмерная теоретизация процесса профессионального обучения, его оторванность от реальных процессов, недостаточная сформированность коммуникативной культуры. Кроме того, отмечается неготовность большинства выпускников брать на себя персональную ответственность за определенную деятельность, отсутствие инициативы, оригинальности мышления, стремления к самосовершенствованию и развитию, уверенности в себе и способности справляться с трудными ситуациями. Целью исследования являлось изучение соответствия уровня подготовки будущих специалистов современным требованиям. Актуальность проблематики связана с необходимостью оценки результативности профессиональной подготовки выпускников при разработке программ практик по новым образовательным стандартам. Исследования проводились среди студентов, вузовских руководителей практики и педагогов школ, принимающих участие в проведении педагогической практики. Мониторинговые исследования включали этапы: 1. Анкетирование студентов по итогам производственной практики. 2. Анкетирование студентов по итогам педагогической практики. 3. Анкетирование факультетских и групповых руководителей практик. 4. Анкетирование педагогов школ, принимающих участие в проведении педагогической практики. Анкетирование студентов 4 и 5 курсов по итогам производственной практики проводилось на непедагогических специальностях. В анкетировании принимало участие 238 человек. Участникам исследования предлагалось проанализировать и оценить: 1) Что повлияло на выбор специальности (направления подготовки):
2) По своей специальности собираются работать 50% процентов опрошенных студентов, 9% не собираются работать по своей специальности, 41% еще не определились. 3) Студенты отмечают смысл практики: в возможности получить знания и навыки по специальности - 82%, в возможности найти будущее место работы - 29%, в возможности оказаться замеченным - 7%, в возможности заработать - 3%, другое - 3%. 4) Распределение по базам практики осуществлялось: университетом - 44%, самостоятельно студентами - 42%, с помощью родственников и знакомых-14%. При этом 24% студентов стремились пройти практику в организации, которая была бы приемлема в качестве дальнейшего места для трудоустройства. Деятельность студентов на практике в большинстве случаев (83%) не оплачивалась. 5) В наибольшей степени на отношение к процессу прохождения практики повлияло:
6) В организации практики студентов устраивают: сроки - 82%, длительность - 80%, базы практики - 68%, руководство практикой со стороны принимающей стороны - 76%, содержание практики - 70%. 7) По мнению студентов, виды практик в учреждениях профилю получаемой специальности: соответствуют - 63%, частично соответствуют - 32%, не соответствуют -5%. 8) Организация практики со стороны руководителей университета: устраивает - 51%, частично устраивает - 33%, не устраивает - 16%. 9) После прохождения практики 43% студентов поняли, что специальность полностью соответствует интересам, 14% осознали, что следовало выбрать другую специальность, 10% так и представляли свою будущую работу, 33% до сих пор не представляют, чем будут заниматься на работе по специальности. 10) Во время прохождения практики студенты столкнулись со следующими трудностями:
После прохождения практики 48% студентов получили знания и навыки, необходимые для будущей работы по специальности, 35% студентов получили возможность реализовать на практике знания, полученные в университете, 17% студентов получили только информацию, необходимую для написания отчета. Для студентов важно, чтобы сфера деятельности, уровень развития организации (базы практики), а также выполняемые на практике задания соответствовали выбранной специальности. Для них также важна помощь со стороны руководителей, как от университета, так и от организации. Рекомендации по организации производственной практики: 1. Расширить количество баз практик на основе взаимной заинтересованности университета и компаний. 2. Заключать договоры с базами практик, наладить более тесное сотрудничество предприятиями с перспективой дальнейшего трудоустройства, доводить до сведения руководителей необходимую информацию. 3. Систематически проводить консультации для студентов, контролировать прохождение практик. 4. Разнообразить задания практик, работа студентов не должна сводиться только к написанию отчета по практике. Анкетирование студентов 4 и 5 курсов по итогам педагогической практики проводилось на специальностях: «Русский язык и литература», «Математика», «Физика», «География», «Биология», «История», «Физическая культура», «Музыкальное образование». В анкетировании принимало участие 475 человек. Участникам обследования предлагалось оценить востребованность и достаточность знаний и умений, которые пригодились во время практики, уровень становления профессиональной идентичности, степень профессионализации предметной подготовки. Кроме того, студенты оценивали ситуацию с точки зрения необходимости и возможности ее изменения. Востребованность и достаточность знаний и умений, которые пригодились во время практики, оценивали по категориям:
Во время педпрактики происходит формирование практических методических знаний и умений, нахождение «места» предметных знаний в структуре функциональной системы профессиональной деятельности. Данные анкетирования по этому блоку позволяют выделить долю студентов, которые оценили свои знания и умения на высоком уровне:
При этом 48% студентов считают, что ситуация нормальная и ничего не надо менять, а 16 % считают, что требуется внести изменения в учебный план, в методику проведения аудиторных занятий, в организацию педагогической практики с учетом положения дел на факультетах. 11% студентов отметили, что для успешного прохождения практики оказалось недостаточно практических организационно-методических умений ведения преподавательской деятельности, а почти 25% - практических умений, необходимых для выполнения обязанностей. Динамика изменения показателей профессиональной идентичности за время практики приведена в таблице 1. Таблица 1 Уровень становления профессиональной идентичности
Для оценки степени профессионализации предметной подготовки учитывали согласование фундаментальной и профессиональной линий в процессе обучения. Опрос выявил изменения отношения студентов к учебным предметам. Читаемые курсы, отдельные их разделы студенты все в большей степени оценивают с профессиональной точки зрения, т.е. пригодятся они или нет в будущей работе. Полную степень согласования фундаментальной и профессиональной линий в процессе обучения по содержанию дисциплин предметной подготовки и методике проведения аудиторных занятий отмечают 37% студентов, 40% - частичное согласование. При этом 45% студентов считают, что ситуация нормальная, и ничего не надо менять, а 16% - требуется внести изменения в учебный план, в методику проведения аудиторных занятий, в организацию педагогической практики с учетом положения дел на факультете. После педагогической практики по итогам анкетирования студентов свой уровень текущей профессиональной подготовленности на «4» и «5» оценили:
Динамика изменения показателей профессиональной идентичности за время практики приведена в таблице 2. В ней приведены данные по ответам студентов, оценивших на «4» и «5» сформированность умений и знаний, определяющих уровень текущей профессиональной подготовленности, включая психологический, педагогический, методический, предметный аспекты. Таблица 2 Оценка студентами уровня сформированности умений и знаний профессиональной подготовленности (% оценивших на «4» и «5»)
Одновременно с изучением мнения студентов было проведено анкетирование учителей школ города. В опросе приняли участие 77 педагогов. В основном это опытные квалифицированные учителя с многолетним стажем работы (60% опрошенных) в возрасте от 30 до 60 лет. Учителям предлагалось оценить общий уровень профессиональной подготовки студентов-практикантов, их знания и умения, удовлетворенность работой студентов университета в процессе практики, сотрудничеством с методистами вуза, организацией практики в вузе, готовность к сотрудничеству с университетом по проведению практик. По данным анкет 15% учителей считают, что уровень профессиональной подготовки студентов отличный, 75% - хороший, 10% удовлетворительный. 73% учителей полностью удовлетворены работой студентов в школе на практике, 68% организацией практики в вузе, 98% готовы дальше сотрудничать с университетом по проведению практик. Во время педпрактики только 58% учителей сотрудничают с методистами вуза, 25% - не сотрудничают, 17% - иногда. Результаты оценки учителями знаний и умений студентов приведены в таблице 3. Таблица 3 Результаты анкетирования учителей по оценке знаний и умений студентов
По данным анкетирования наиболее высоко учителя оценили коммуникативные навыки практикантов (99%), интеллектуальные, трудовые, волевые качества личности студентов (92%), уровень знаний и умений по дисциплинам предметной подготовки (92%), по теории и методике обучения предмету (87%). Ниже результаты по оценке организационно-методических умений ведения преподавательской деятельности (78,5%), практических умений, необходимые для выполнения классного руководства (76,5%), по блоку психолого-педагогических дисциплин (79%). Опрос факультетских и групповых руководителей проводился по системе «SWOT», что предполагало выделение сильных и слабых сторон организации педагогической практики, а также возможности ее совершенствования. Анализ качества организации педагогической практики по системе «SWOT» Сильные стороны: • Методологию подготовки учителя составляют компетентностный, системный, интегративный и личностно-деятельностный подходы, как наиболее отвечающие современным тенденциям педагогического образования. • Обеспечение преемственности в целях, задачах и содержании практики при переходе с курса на курс через знакомство студентов 3 курса с программой и положениями о педпрактиках на 3-5 курсах. • Отработанная схема организации практики и оценки студентов. • Руководство педагогической практикой осуществляется методистами кафедр университета и опытными преподавателями других дисциплин. • В проведении практик принимают участие опытные учителя высшей и первой категорий, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ», большой опыт работы в школе. • Проведение в период практики еженедельных комплексных групповых и индивидуальных консультаций. • Обеспечение студентов методическими пособиями по педпрактике. Слабые стороны:
Возможности преодоления слабых сторон:
Обсуждение результатов исследования на учебно-методическом и ученом советах университета позволило принять управленческие решения и рекомендовать для повышения эффективности педагогической практики:
|
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | Мониторинг качества подготовки специалистов в условиях комплекса «сельская школа колледж село» Охватывает полный цикл подготовки специалиста, включающий этапы допрофессиональной подготовки (сельская школа), профессиональной... | ||
Инновационная образовательная программа «Факультативные занятия по... Обучение иностранному языку – один из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в системе... | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс предназначен для студентов биологического факультета Тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной... | ||
Программа практик для студентов направления подготовки бакалавров 080100. 62 «Экономика» ... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности... | ||
Тезисы научно-методической конференции «Совершенствование контроля... ... | Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ.... Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный... | ||
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... «рентгенология», образовательные программы и тестовые задания разработаны сотрудниками курса лучевой диагностики кафедры хирургии... | Программа и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее... Усвоение знаний студентов призвано повысить их профессионализм и компетентность, а также способствовать развитию у студентов творческого... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей... Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированное обучение как средство формирования профессиональной компетентности студентов колледжа | ||
Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Н. Новгород тестовый контроль как эффективное средство оценки качества подготовки специалистов Геометрия, 10-11 [Текст] : учебник для общеобразоват учреждений (гриф мо) / Л. С. Атанасян [и др.]. 11-е изд. М. Просвещение, 2002.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... |