Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 424.59 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации06.11.2013
Размер424.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
  1   2   3   4
Авторская работа

Личностно-ориентированное обучение на уроках математики

Выполнил:

учитель математики МОУ

«СОШ имени А. П. Чехова»

г. Истра Московской области

Трифонова Т. А.

Содержание

Введение______________________________________________________3
1. Основы личностно-ориентированного

образования____________________________________________________5
1.1. Психологические теории как основа личностно

ориентированного подхода к обучению____________________________5
1.2. Личностно-ориентированный подход, как современная

ориентация в педагогической деятельности_____________________7
2. Организация личностно-ориентированного урока___________9
2.1. Подготовка личностно-ориентированного урока _____________9
2.2. Проведение личностно-ориентированного урока____________14
2.3. Критерии эффективности личностно-ориентированного

Урока____________________________________________________20
Заключение____________________________________________________22
Литература ____________________________________________________23
Приложение ___________________________________________________24
1. Модель урока по теме: «Положительные и отрицательные числа» 6 класс

Введение.

Жизнь выдвинула перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы потребностям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня педагогика обращается к личности учащегося, анализу процессов, влияющих на её формирование. Школа провозглашается школой развития и саморазвития, в которой большое значение приобретают новые подходы к содержанию личности, внедрение в практику развивающих технологий, применение психологической диагностики.

Обращаясь к личности, технология саморазвития проявляет внимание к внутреннему миру каждого ребёнка. Там огромные силы, потребности, способности, таятся силы добра, желание счастья для всех и для себя. Вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности - основная задача технологии.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - целостная уникальная личность, которая стремится максимально реализовать свои возможности (самоактуализироваться), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий заключается в том, что они делают ставку на личность, её формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Школьное личностно-ориентированное образование представляет собой среду, в которой происходит социализация, становление и развитие личности ребёнка, оно характеризуется гуманистической направленностью, обращённостью к человеку, гуманистическими нормами и идеалами.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Авторитарному, обезличенному, обездушенному подходу к ребёнку в традиционной технологии личностно-ориентированные технологии противопоставляют атмосферу любви, заботы, сотрудничества, они создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Базовая ценность личностно-ориентированных технологий - личностный подход, т.е. совокупность взаимосвязанных социальных установок на отношения учителя к ученику, к самому себе и к организации педагогического взаимодействия. Это выражается в учёте и признании права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, в принятии его мнения и позиции; в готовности к безоценочному отношению к нему как к личности; в общении, основанном на равноправии и равноценности личностных позиций педагогов и школьников; в сотрудничестве, сотворчестве, соуправлении всех участников педагогического процесса.

Определение проблемы исследования.

Определить, при каких психолого-педагогических условиях на уроке наиболее успешно раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Цель исследования.

Разработать методические рекомендации по проектированию и технологии проведения личностно-ориентированного урока.

Задачи исследования.

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить возрастные особенности детей и их влияние на учебную деятельность.

3. Проанализировать имеющийся опыт по проведению личностно-
ориентированного урока (с примером из собственного опыта работы).

4. Сформировать выводы и на их основе разработать методические рекомендации подготовки, проведению и анализа личностно-ориентированного урока.

Объект исследования.

Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока.

Предмет исследования.

Психолого-педагогические условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Гипотеза.

Если целенаправленно и систематически осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, то происходит формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и "окультуривания" их субъектного опыта.

Создаются условия для обретения индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, развития творческих способностей, овладении умениями и навыками, самопознания и самостроительства.

Методы исследования:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • эксперимент;

  • сравнительный анализ;

  • анкетирование.

База исследования – средняя школа №52

Этапы исследования:

1 этап: изучение литературы, планирование работ, установление сроков.

2 этап: разработка и целенаправленное использование в работе уроков с
элементами личностно-ориентированного подхода.

3 этап: разработка и написание методических рекомендаций.
1. Основы личностно-ориентированного

образования.

1.1. Психологические теории как основа личностно

ориентированного подхода к обучению.

Личностно ориентированный подход к обучению, необходимость реализации которого остро ощущается в настоящее время в связи с происходящими социально-политическими изменениями, опирается на различные философские, психологические, социальные, педагогические концепции и теории, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями. Философские и социологические концепции убеждают в его необходимости и формулируют ценности, лежащие в его основе. Педагогические - предлагают возможные пути его реализации. Психологические концепции объясняют, в чём суть изменений, происходящих при этом в ученике, какие закономерности психического развития следует знать, и учитывать для того, чтобы обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса, создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Понять сущность этого подхода и тем более осуществить его на практике педагог сможет лишь тогда, когда примет идею личностно-ориентированного обучения как значимую для себя и отражающую принципиально новую образовательную парадигму.

Истоки личностно ориентированного подхода лежат в гуманистической психологии, той ветви психологической науки, которая возникла в 50-х годах XX века как «третья сила» в психологии, противопоставляющая себя двум уже существующим направлениям - бихевиоризму и психоанализу. На основе гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала человека, признание его безусловной ценности, использование внутреннего опыта организма для изучения и изменения его личности.

Выдающимся представителем гуманистического направления в теории личности признан Абрахам Маслоу. Его теория самоактуализации личности ясно показывает основные идеи и положения, характерные для гуманистической психологии: жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления - рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиски идентичности, жажда прекрасного как стремление "вверх", наличие уникальности и огромного личностного потенциала к развитию.

Работы А. Маслоу внесли серьёзный вклад в развитие теории личностного подхода в образование, однако, определяя сущность личностно ориентированного обучения, нельзя ограничиться рассмотрением гуманистических идей лишь этого автора. Современники и единомышленники А. Маслоу (Э. Фромм, Г. Олпорт, В. Франкл, Р. Мей) утверждали своими исследованиями, теоретическими и практическими разработками ценность и значимость психологических открытий А. Маслоу.

Наибольшее признание среди приверженцев гуманистической психологии получили работы К. Роджерса. Выражая свою точку зрения на природу человека, он отмечал, что самая сокровенная его сущность ориентирована на движение вперёд к определённым целям, конструктивна, реалистична и заслуживает доверия. А также считал человека активным существом, ориентированным на отдельные цели и способным вести себя к ним. Человек будет развиваться оптимально и эффективно, если дать ему возможность раскрыть врождённый потенциал. Когда человеку ничто не мешает проявить свою внутреннюю природу, то он предстаёт как позитивное, разумное создание, которое искренне желает жить в гармонии с собой и другими.

Возникновение личностно-ориентированного обучения как новой современной образовательной стратегии свидетельствует о том, что роджерский подход, центрированный на личности, успешно начал применяться и в образовании.

Теоретической основой, методологической базой личностно ориентированного подхода к образованию являются не только ведущие идеи гуманистической психологии в целом и теория самоактуализации личности А. Маслоу, клиенто-центрированная терапия К. Роджерса в частности.

Существенное влияние не развитие различных аспектов личностно-ориентированного обучения оказывают и другие психологические концепции, авторами которых являются отечественные психологи.

Среди таковых прежде всего следует назвать работы Л.И. Божович о внутренних закономерностях становления психики ребенка, о её "самодвижении", о качественном своеобразии возрастных этапов, о том, что в процессе развития создаётся собственный мир развития ребёнка, который выступает для него в роли своеобразной достаточно автономной "внутренней среды" - подлинного источника и фактора его дальнейшего развития.

Широкую известность получила идея Л.С. Выготского о трансформации интерпсихологического (межсубъектного) общения в интрапсихологическое, обратив взоры педагогов и психологов к феноменам совместной деятельности.

С.Л. Рубинштейн предложил концепцию генерализации, согласно которой под влиянием внешней ситуации возникает актуальный мотив, "отклик", состояние личности - "черта характера в её генезисе", которая при повторении подобных ситуаций генерализируется, то есть становится общей, типичной для других сфер проявления личности.

Психологическая теория учебной деятельности В.В. Давыдова отражает стремление построить личностно развивающие ситуации в учебном процессе, обеспечить развивающее влияние на личность в обучении, выявить и обосновать механизмы становления личностных функций. Широко известны системы развивающего обучения, основанные на глубинных закономерностях учебной деятельности и психического развития ребенка: теория "поэтапного формирования умственных действий" П.Я. Гальперина, система развивающего обучения Л.В. Занкова, методика "содержательной абстракции" В.В. Давыдова и другие.
Таким образом, методологическая база личностно-ориентированного обучения, понимаемая как теоретические и практические достижения в области психолого-педагогической науки, достаточно велика, что позволяет определить пути его успешной реализации на практике.

1.2. Личностно-ориентированный подход,

как современная ориентация в

педагогической деятельности.

Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоёвывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Такую популярность личностно ориентированного подхода можно объяснить существующей совокупностью обстоятельств. Назовём лишь некоторые из них:

  • динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать самим собой в постоянно изменяющемся социуме;

  • психологи и социологи отмечают произошедшие в последнее десятилетие существенные изменения в личностном развитии детей. Например, в исследованиях констатируется, что нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а эти перемены, в свою очередь, обусловливают необходимость применения новых подходов и технологий во взаимодействии учителя и ученика;

  • современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников личностно ориентированного подхода, под которым понимается ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В личностно ориентированных педагогических технологиях нашли отражение идеи гуманистической философии, психологии и педагогики.

Внутри личностно-ориентированного образования как направления в педагогической науке и практике нет однородности и единодушия в определении меры развития субъективности и саморазвития ученика. Нам удалось выделить, по меньшей мере, три позиции в личностно ориентированном подходе к образованию.
1 позиция (И.С. Якиманской) рассматривает ученика как субъект познания и предлагает строить обучение на основе познавательного опыта ребёнка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие.

2 позиция (В.В. Серикова) рассматривает ученика как субъекта
жизнидеятельности, предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т. п.) таким образом, чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни - настоящей и будущей. Для этого необходимо обеспечить, помимо интеллектуального развития и личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.

3 позиция (Е. В. Бондаревской) близка ко второй в широком понимании
субъективности ученика, но, во-первых, видит возможности развития
субъективности не только в обучении, но и в личностно ориентированном
целостном педагогическом процессе; во-вторых, настаивает не только на
природосообразности (следовании специфике конкретных возрастных периодов), но и на культуросообразности педагогического процесса - ребенок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры - ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

Названные позиции можно рассматривать как этапы развития идеи личностно ориентированного образования.

Итак, личностно ориентированное образование ставит перед собой и педагогами следующие задачи: обеспечить

1) личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося;

2) его интеллектуальное развитие;

3) формирование в его сознании целостной картины мира.

Личностный (гуманно-личностный, личностно-ориентированный) подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе - ключевое направление прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск