Правительство Санкт – Петербурга Комитет по образованию Санкт – Петербурга Государственное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого - педагогической и медико – социальной помощи
Центр психолого – медико – социального сопровождения
Калининского района Санкт - Петербурга
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» СПб АППО Директор ГОУ ЦПМСС
Зав. кафедрой психологии Калининского района
к. пс.н., профессор О.В. Баранова
С.М. Шингаев
«___»_____________ 20___г. «___»_____________ 20___г.
М.П. М.П. Программа семинаров для учащихся старших классов
«Как подготовиться к сдаче ЕГЭ и ГИА?»
Составитель:
педагог – психолог
Коновалова Юлия Александровна
2011 Санкт – Петербург I. Пояснительная записка 1. Актуальность программы
В последние годы работы специалисты – психологи, психотерапевты – достаточно часто сталкиваются с большим количеством вопросов родителей и педагогов о том, как можно помочь учащимся в период подготовки к сдаче ЕГЭ (11 класс), а теперь и ГИА (9 класс).
Это и понятно: результат ЕГЭ – своего рода, «проходной билет» в ВУЗ, начало пути к успешной жизненной реализации ребёнка. Хороший результат по ГИА гарантирует обучение в 10 и 11 классах престижных школ. Однако зачастую их значение настолько преувеличивается, что и сам учащийся, и его родители к моменту сдачи экзамена уже находятся в глубоком стрессовом состоянии.
Данная программа – попытка помочь школьникам и сопровождающим их взрослым, родителям и педагогам, психологически грамотно подготовиться к сдаче ЕГЭ и ГИА, сохранив при этом полученные за годы обучения в школе знания, а также спокойствие и уверенность в себе.
2. Цель программы
Повышение уровня психологической культуры учащихся 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, их родителей и педагогов в вопросах саморегуляции особенностей физиологического и психологического состояния в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА,. Создание условий для снижения риска возникновения у учащихся кризисных/стрессовых состояний, связанных со сдачей ЕГЭ и ГИА.
3. Задачи программы
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
1. Освоение учащимися умениями тайм – менеджмента и самоорганизации;
2. Освоение учащимися, их родителями и педагогами приёмов саморегуляции и релаксации
3. Создавать условия для обмена опытом, информацией и впечатлениями, касающимися процесса подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА между учащимися, их родителями и педагогами;
4. Создавать условия для совместной разработки учащимися, их родителями и педагогами алгоритма подготовки к сдаче ЕГЭ/ ГИА;
5. Создавать условия для возникновения сообщества учащихся, родителей, педагогов, участники которого самостоятельно смогут обмениваться опытом по возникающим сложным ситуациям в период подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА.
4. Адресат программы
Учащиеся 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, готовящиеся к сдаче ЕГЭ и ГИА. Их родители и педагоги, работающие параллельно друг с другом тремя группами.
5. Критерии отбора в группу
Данные группы – отдельно учащихся, их родителей и педагогов - набираются по принципу добровольности участия, и являются «открытыми». Однако при наборе группы участникам предлагается в процентах оценить, какова на сегодняшний день их уверенность в успешной сдаче ЕГЭ/ГИА, а также – до какой степени они хотели бы её повысить. Подобный опрос проводится с участниками в конце всего цикла занятий. Результаты начального и итогового опросов сравниваются и анализируются.
Возможно проведение групп как на базе конкретного ОУ, с участием учащихся, обучающихся в нём. Так и на базе ГОУ ЦПМСС с участием учащихся, обучающихся в разных ОУ. 6. Форма проведения занятий
Семинарская работа с учащимися, их родителями и педагогами, рассчитанная на несколько встреч, проводится в группах от 8 до 15 человек. Занятия в рамках программы проводятся 1 раз в 1,5 – 2 месяца. Длительность одного семинарского занятия – от 2-х до 4-х часов.
7. Содержание программы
Программа разделена на три блока, предполагающих занятия отдельно для учащихся, их родителей и педагогов.
Программа для учащихся содержит 3 семинарских занятия: «Моё представление о ЕГЭ/ГИА: что я знаю?», «Как правильно организовать подготовку к сдаче ЕГЭ/ ГИА?», «Остался 1 день до экзамена: что делать?». Длительность одного занятия от 2-х до 4-х часов. Также предполагаются индивидуальные консультации с учащимися в период между 2-м и 3-м семинарами.
Программа для родителей учащихся также содержит 3 семинарских занятия: «Современный экзамен: что это такое?», «Как помочь подростку подготовиться к сдаче ЕГЭ/ ГИА?», «Установка на успешность». Длительность одного занятия - 3 часа. А также – родительское собрание.
Программа для педагогов содержит 1 семинарское занятие: «Как помочь учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ/ ГИА?». Длительность занятия - 3 часа.
8. Структура занятия
Каждая встреча включает в себя подборку теоретической информации по вопросу, разработку/ обсуждение конкретных рекомендаций по вопросу, а также работу с актуальными эмоциональными установками ребят, их родителей и педагогов.
Кроме того, в начале каждого семинара участникам предлагается в процентах оценить степень своей уверенности в успешной сдаче ЕГЭ/ ГИА на сегодняшний день (чтобы можно было оценить динамику работы). А в конце каждой встречи участников просят оценить, с их точки зрения, практическую значимость семинара, отметив соответствующие баллы (1 балл минимум, 10 баллов - максимум) на опросном листе:
Имя участника _______________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
II. Учебно - тематический план Блок №1 – работа с учащимися План – конспект семинара с элементами тренинга
по теме «Моё представление о ЕГЭ/ГИА: что я знаю?»
Задачи:
Выявить наиболее волнующие учащихся вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ/ ГИА;
Уточнить смысловое содержание ЕГЭ/ ГИА для учащихся, их субъективное, эмоциональное отношение к данному событию;
Выявить основные факторы окружающей среды, влияющие на процесс формирования эмоционального отношения учащихся к сдаче ЕГЭ/ ГИА;
Создать условия для переформулирования негативных эмоциональных установок, связанных с ЕГЭ/ ГИА, в позитивные;
Создать условия для поиска средств снижения отрицательного влияния факторов окружающей среды на отношение и подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ/ ГИА.
Длительность: 2 – 2, 5 часа (при проведении семинара на базе ОУ); 2,5 – 4 часа (при проведении семинара с элементами тренинга на безе ГОУ ЦПМСС).
Время проведения: конец сентября – октябрь.
Необходимые материалы:
бейджи (по количеству участников);
набор фломастеров;
малярный скотч;
ножницы;
листы А4;
ручки (по числу участников);
ватман;
памятка для учащихся «Приёмы развития и тренировки внимания», по числу участников (см. Приложение 1).
План семинара с элементами тренинга При проведении семинара на базе ОУ
№
| Название упражнения
| Краткое содержание
| Время
|
| Сбор участников группы
| Каждому пришедшему участнику ведущий вручает бейдж и цветной фломастер (по выбору участника) с просьбой написать на нём своё имя, в той форме, в которой к нему сегодня можно обращаться.
| До начала тренинга
| 1.
| Приветствие,
знакомство
| Каждый участник приветствует остальных и представляется (называет своё имя в той форме, в которой к нему сегодня можно обращаться).
| 5 минут
| 2.
| Шеринг
| Участников просят озвучить в круг ожидания от этого занятия (по мере готовности).
| 10 – 15 минут
| 3.
| Упражнение «Ассоциации»
| Участников просят по – очереди озвучить ассоциацию на ЕГЭ/ГИА. Повторяться нельзя. Все ответы записываются ведущим. После этого участников по – очереди просят подобрать ассоциации к 1му и 2му слову, потом – к 3му и 4му и т.д., пока не получится один общий ответ. Таким образом, в итоге получается общая ассоциация на ЕГЭ/ГИА.
| 7 – 10 минут
| 4.
| Упражнение на двуполушарную координацию
| Участникам предлагается одновременно выполнять двумя руками разные действия: например, правой рукой гладить голову, а левой – похлопывать себя по животу. Потом – смена действий.
| 5 – 10 минут
| 5.
| Беседа об эмоциональных установках, связанных с ЕГЭ/ГИА
| С учащимися обсуждаются имеющиеся у них (в том числе, транслируемые родителями и педагогами) эмоциональные установки, связанные с ЕГЭ/ГИА. Ведущий составляет на ватмане общий список.
| 15 – 25 минут
| 6.
| Упражнение на переформулирование установок
| Участникам предлагается из общего списка выбрать 3 наиболее близкие каждому из них негативные эмоциональные установки и переформулировать их в позитивные. Результаты озвучиваются в общий круг и обсуждаются. Также участниками придумываются новые формулировки на оставшиеся установки.
| 15 – 25 минут
| 7.
| Упражнение «Сколько печатных букв?»
| Участникам показывают схему, состоящую из прямых линий, и просят ответить на вопрос, сколько печатных букв они в ней видят?
| 10 - 15 минут
| 8.
| Беседа о правилах развития внимания
| С участниками обсуждаются правила развития внимания: работа в разнообразных условиях, систематические тренировки в «переключении» внимания, работа по принципу «НАДО».
| 10 - 15 минут
| 9.
| Итоговый шеринг
| Участников просят озвучить в круг своё актуальное состояние и основные выводы по сегодняшней работе.
| 10 – 15 минут
| 10.
| Прощание
| Участники прощаются друг с другом.
| 5 минут
|
При проведении семинара с элементами тренинга на базе ГОУ ЦПМСС
№
| Название упражнения
| Краткое содержание
| Время
|
| Сбор участников группы
| Каждому пришедшему участнику ведущий вручает бейдж и цветной фломастер (по выбору участника) с просьбой написать на нём своё имя, в той форме, в которой к нему сегодня можно обращаться.
| До начала тренинга
| 1.
| Приветствие,
знакомство
| Каждый участник приветствует остальных и представляется (называет своё имя и возраст).
| 7 – 10 минут
| 2.
| Шеринг
| Участников просят озвучить в круг ожидания от этого занятия (по мере готовности).
| 15 – 20 минут
| 3.
| Упражнение «Ассоциации»
| Участников просят по – очереди озвучить ассоциацию на ЕГЭ/ГИА. Повторяться нельзя. Все ответы записываются ведущим. После этого участников по – очереди просят подобрать ассоциации к 1му и 2му слову, потом – к 3му и 4му и т.д., пока не получится один общий ответ. Таким образом, в итоге получается общая ассоциация на ЕГЭ/ГИА.
| 7 – 10 минут
| 4.
| Упражнение на двуполушарную координацию
| Участникам предлагается одновременно выполнять двумя руками разные действия: например, правой рукой гладить голову, а левой – похлопывать себя по животу.
| 5 – 10 минут
| 5.
| Беседа об эмоциональных установках, связанных с ЕГЭ/ГИА
| С учащимися обсуждаются имеющиеся у них (в том числе, транслируемые родителями и педагогами) эмоциональные установки, связанные с ЕГЭ/ГИА. Ведущий составляет общий список.
| 20 – 30 минут
| 6.
| Упражнение на переформулирование установок
| Участникам предлагается из общего списка выбрать 3 наиболее близкие каждому из них негативные эмоциональные установки и переформулировать их в позитивные. Результаты озвучиваются в общий круг и обсуждаются. Также участниками придумываются новые формулировки (кроме того, в обсуждении возможно использовать мысли знаменитых людей об экзаменах )
| 25 – 35 минут
| 7.
| Упражнение «Сколько печатных букв?»
| Участникам показывают схему, состоящую из прямых линий, и просят ответить на вопрос, сколько печатных букв они в ней видят?
| 10 - 15 минут
| 8.
| Беседа о правилах развития внимания, тренировка
| С участниками обсуждаются правила развития внимания: работа в разнообразных условиях, систематические тренировки в «переключении» внимания, работа по принципу «НАДО». Упражнения для тренировки внимания: «Цифры наоборот», ребусы, головоломки, «Геометрические фигуры», «Зелёная точка».
| 40 – 60 минут
| 9.
| Итоговый шеринг
| Участников просят озвучить в круг своё актуальное состояние и основные выводы по сегодняшней работе.
| 15 – 20 минут
| 10.
| Прощание
| Участники прощаются друг с другом.
| 5 минут
| |