ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт психологии и управления
Кафедра Психологии
Согласовано Утверждено на заседании кафедры
Психологии
Протокол №________________
от ________________________ зав.кафедрой_________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Специальность: психология (020400)
Хабаровск 2008
Разработчик: Старший преподаватель каф. Психологической антропологии
_________________ (Латыпов И.В.)
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры Психологической антропологии _____________________ протокол № _______
(дата)
Цель дисциплины
Содействие развитию межэтнической толерантности как профессионального качества психолога через изучение психологических различий людей, обусловленных их принадлежностью к этническим сообществам.
Задачи дисциплины:
Ознакомить студентов с историей и основными теоретическими проблемами этнической психологии.
Изучить этнические различия в мировосприятии и сознании человека
Развить у будущего психолога интерес к познанию других культур и этнически обусловленной специфики поведения и инициировать самообразовательную деятельность в получении дополнительных знаний в данной области психологии.
Учебный курс «Этническая психология» находится в тесной связи с курсом «Социальная психология», дополняя и расширяя его содержание. Так же Этническая психология соприкасается с такими учебными курсами, как Общая психология, Психология развития и возрастная психология, Конфликтология, Социология. Требования к освоению учебной дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
базовые теории этничности
этапы становления этнической идентичности
культурно-исторические и экологические аспекты формирования этнической психологии
этноцентризм, этнические стереотипы и их формирование
причины и динамику протекания этнических конфликтов
специфику вербальной и невербальной коммуникации представителей различных этносов.
уметь
анализировать причины возникновения этнических стереотипов
интерпретировать значение специфических особенностей поведения представителей других этносов
владеть
навыком анализа специфики делового общения представителей различных этносов
приёмами профилактики межэтнической напряжённости
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт психологии и управления
Кафедра Психологии
«Утверждаю»
Завкафедрой_______________________
__________________________________
«______»_____________________200_ г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по Этнической психологии
специальность 020400 Психология
Курс 2
Семестр 4
2008 Задачи дисциплины:
Ознакомить студентов с историей и основными теоретическими проблемами этнической психологии.
Изучить этнические различия в мировосприятии и сознании человека
Развить у будущего психолога интерес к познанию других культур и этнически обусловленной специфики поведения и инициировать самообразовательную деятельность в получении дополнительных знаний в данной области психологии.
Содержание дисциплины
Номер
| Виды учебной работы
| Объём в часах по формам обучения
| ДО
| ОЗО
| 1.
| Общая трудоёмкость
| 120
| 120
| 2.
| Аудиторные занятия
| 60
| 14
| 3.
| Лекции
| 40
| 6
| 4.
| Семинары/практические занятия
| 20
| 8
| 5.
| Курсовые работы
| -
| -
| 6.
| Самостоятельная работа
| 60
| 106
| 7.
| Вид итоговой аттестации
| зачёт
| зачёт
|
Тематическое планирование дисциплины (ДО)
№
| Тема
| Всего часов
| Лекции
| Семинары
| Практические
| С/р
| Продукт самост. работы
| 1.
| Предмет, задачи и основные понятия этнической психологии
|
4
|
2
|
|
|
2
|
Конспект
| 2.
| Развитие этнопсихологии как науки
|
4
|
2
|
|
|
2
|
Конспект
| 3.
| Экологические и исторические факторы формирования культур и менталитета
|
6
|
2
|
|
|
4
|
Конспект
| 4.
| Типы культур и цивилизаций в психологическом измерении
|
14
|
4
|
4
|
|
6
|
Конспект,
доклад
| 5
| Вербальные и невербальные средства коммуникации
|
6
|
2
|
|
|
4
|
Конспект
| 6
| Менталитет и этнические стереотипы
|
8
|
4
|
|
|
4
|
Конспект
| 7
| Менталитет русского народа
| 10
| 4
| 2
|
| 4
| Доклад
| 8
| Менталитет европейских этносов
| 14
| 4
| 4
|
| 6
|
Конспект,
доклад
| 9
| Менталитет американцев европейского происхождения
| 10
| 4
| 2
|
| 4
|
Конспект, доклад
| 10
| Менталитет арабо-мусульманских народов
|
14
|
4
|
4
|
|
6
|
Доклад
| 11.
| Менталитет народов Дальнего Востока (Китай и Япония)
|
14
|
4
|
2
|
|
8
|
Конспект
| 12.
| Психология этнических конфликтов
|
10
|
2
|
2
|
|
6
|
Конспект
| 13.
| Проблема миграций и адаптации к новой культурной среде.
|
6
|
2
|
|
|
4
|
Конспект
|
| Итого:
| 120
| 40
| 20
|
| 60
| Тест
|
Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)
№
| Тема
| Всего часов
| Лекции
| Семинары
| Практические
| С/р
| Продукт самост. деятельности
| 1.
| Предмет, задачи и основные понятия этнической психологии
|
8
|
2
|
|
|
6
|
Конспект
| 2.
| Развитие этнопсихологии как науки
|
10
|
|
|
|
10
|
Конспект
| 3.
| Экологические и исторические факторы формирования культур и менталитета
|
8
|
2
|
|
|
6
|
Конспект
| 4.
| Типы культур и цивилизаций в психологическом измерении
|
10
|
2
|
|
|
8
|
Конспект
| 5
| Вербальные и невербальные средства коммуникации
|
8
|
|
2
|
|
6
|
Конспект
| 6
| Менталитет и этнические стереотипы
|
10
|
|
2
|
|
8
|
Конспект
| 7
| Менталитет русского народа
| 10
|
|
|
| 10
| Конспект
| 8
| Менталитет европейских этносов
| 10
|
|
|
| 10
|
Конспект
| 9
| Менталитет американцев
| 8
|
|
|
| 8
|
Конспект
| 10
| Менталитет арабо-мусульманских народов
|
10
|
|
|
|
10
|
Конспект
| 11.
| Менталитет народов Дальнего Востока (Китай и Япония)
|
10
|
|
|
|
10
|
Конспект
| 12.
| Психология этнических конфликтов
|
10
|
|
2
|
|
8
|
Конспект
| 13.
| Проблема миграций и адаптации к новой культурной среде.
|
8
|
|
2
|
|
6
|
Конспект
|
| Итого
| 120
| 6
| 8
|
| 106
| Тест
|
|