Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов





Скачать 318.2 Kb.
НазваниеПсихофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов
страница1/3
Дата публикации02.08.2013
Размер318.2 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи


Марченко Ольга Павловна

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ПРИ КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ

Специальность 19.00.02 – «Психофизиология»


(психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук
Москва

2009

Работа выполнена в лаборатории нейрофизиологических основ психики имени В.Б. Швыркова Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН


Научный руководитель –


Официальные оппоненты:
Ведущая организация –

доктор психологических наук

Безденежных Борис Николаевич

доктор психологических наук, профессор

Измайлов Чингиз Абильфазович
кандидат психологических наук

Цепцов Василий Александрович
Учреждение Российской академии наук Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН



Защита состоится «24» декабря 2009 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 при Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13, корп.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13, корп.1.
Автореферат разослан «__» ______ 2009 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук Никитина Е.А.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. С точки зрения системно-эволюционного подхода индивидуальный опыт представлен совокупностью элементов, сформированных в процессе индивидуального развития и находящихся в определенных взаимоотношениях между собой (Александров и др., 1997). Было показано, что элементы индивидуального опыта объединяются в группы. Можно предположить, что в основе знания о семантических категориях (совокупность объектов имеющих общее название) также лежит объединение родственных элементов индивидуального опыта в группы. Подобные наборы элементов обозначаются как «домен». Под доменом с позиций системно-эволюционного подхода здесь предлагается понимать закрепленный в связанных между собой элементах индивидуальный опыт, отражающий взаимодействие индивида с набором родственных предметов или явлений внешней среды (Марченко, Безденежных, 2008). Выделяют домены, реализующие взаимодействие организма с одушевленными и неодушевленными объектами (Марченко, Безденежных, 2008; Caramazza, Shelton, 1998; Hauser, Santos, 2008), домены, представленные элементами, реализующими поведение избегания (отрицательные эмоции) и поведение приближения (положительные эмоции) (Alexandrov, Sams, 2005). Задача системно-эволюционного подхода состоит в том, чтобы выяснить, какова структура индивидуального опыта и какие динамические отношения существуют между его элементами (Швырков, 1982). Однако психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта и отношения между его элементами внутри и между доменными организациями, обладающими разной историей формирования, до сих еще не были исследованы, что и является актуальной задачей.

Так как было показано, что на этапе выполнения предыдущего акта актуализируются элементы последующего действия (Безденежных, 2004, Александров, 1993, 2006), то методика с последовательным предъявлением двух событий позволит исследовать отношения между элементами индивидуального опыта, которые актуализируются при предъявлении этих событий. Таким образом, была выбрана методика преднастройки, которая заключается в последовательном предъявлении слов (слова, осуществляющего преднастройку – прайма и слова-мишени), которые актуализируют элементы соответствующих доменов индивидуального опыта. Было показано, что эффект преднастройки проявляется в изменениях показателей времени и точности ответа, а также латентных периодов и амплитуд N400 и LPC (поздний позитивный комплекс) в электроэнцефалографических потенциалах, связанных с ответом на слово-мишень (Boddy, 1986; Anderson, Holcomb, 1995; Deacon et al., 1999; Kiefer, 2004).

В рамках системно-эволюционного подхода можно предположить, что эти показатели электрической активности мозга определяются набором определенных активных систем в их взаимодействии.

Кроме того, было показано, что частота использования и уровень актуализации элементов индивидуального опыта влияют на характеристики выполнения действий (Aleksandrov et al., 1993; Александров, 2006). Поэтому в исследовании было использовано две инструкции: «имплицитная» (которая не предполагает произвольного использования прайма для категоризации мишени) и «эксплицитная» (которая предполагает произвольное использование прайма для категоризации мишени), предполагающие актуализацию разного количества элементов индивидуального опыта и разную степень их актуализации. Для того, чтобы учесть частоту использования элементов в опыте использовались слова с разным уровнем категориальной частотности.

Цель работы заключалась в исследовании организации доменов индивидуального опыта и отношениий между элементами, принадлежащими одному и разным доменам.

Объектом исследования являются поведенческие и электроэнцефалографические показатели, регистрируемые у молодых здоровых индивидов, при выполнении задачи категоризации слов.

Предметом исследования являются особенности организации доменов индивидуального опыта, отношения между элементами индивидуального опыта, принадлежащими одному и разным доменам, в зависимости частоты использования этих элементов в опыте и произвольности их актуализации.

Были выдвинуты следующие теоретические гипотезы:

1. Отношения, связывающие элементы индивидуального опыта, принадлежащие одному и разным доменам, отличаются.

2. Количество элементов индивидуального опыта различается между доменными организациями, которые обладают разной историей развития.

3. Количество элементов индивидуального опыта, в которых зафиксировано взаимодействие c часто и редко встречающимися объектами, отличается.

4. При произвольной актуализации доменов («эксплицитном» использовании прайма) актуализируется больше элементов индивидуального опыта, которые взаимодействуют с элементами, реализующими категоризацию мишени, чем при непроизвольной актуализации доменов («имплицитном» использовании прайма).

Исследовательские гипотезы заключаются в следующем:

  1. Время и точность категоризации и связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга отличаются в ситуациях категориального соответствия и несоответствия мишени прайму.

  2. Время и точность категоризации, а также связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга при условии несоответствия и соответствия мишени прайму отличаются для разных категорий, за счет чего выраженность и направленность эффектов преднастройки, представленная разницей между поведенческими и электрофизиологическими показателями категоризации при условии несоответствия и соответствия мишени прайму, будет отличаться.

  3. Время и точность категоризации высокочастотных и низкочастотных слов и связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга будут отличаться.

  4. Показатели категоризации с имплицитной и эксплицитной преднастройкой и связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга будут отличаться. Выраженность эффекта преднастройки (как различие между условием соответствия и несоответствия мишени прайму) будет отличаться.

  5. Время и точность категоризации прилагательных, связанных с положительными и отрицательными эмоциями, и электрические потенциалы мозга, связанные с категоризацией, отличаются.

  6. Показатели категоризации названий одушевленных /неодушевленных объектов и эмоциональных прилагательных, а также связанные с категоризацией электрические потенциалы мозга отличаются.

Задачи работы заключались в следующем:

1. Определить категориальную частотность слов, составляющих семантические категории (выявить высокочастотные и низкочастотные слова), определить образность, типичность, степень знакомства и субъективный возраст приобретения слов, принадлежащих используемым в исследовании семантическим категориям, и далее уравновесить категории по длине (количеству букв, слогов), частотности (показателям современного частотного словаря русского языка, категориальной частотности), типичности, степени знакомства и образности слов.

2. Сравнить время и точность категоризации, особенности самоотчета и характеристики компонентов электрических потенциалов мозга (ССП), связанных с категоризацией слова-мишени при ее категориальном соответствии (условие соответствия) и несоответствии (условие несоответствия) слову-прайму в сериях с предъявлением слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные объекты, положительные и отрицательные эмоции.

3. Сравнить время и точность категоризации, особенности самоотчета и характеристики компонентов ССП при категоризации слов, относящихся к разным категориям, а также оценить выраженность эффекта преднастройки (как различие показателей между условием несоответствия и соответствия мишени прайму) для разных категорий.

4. Сравнить время и точность категоризации высокочастотных и низкочастотных слов, а также характеристики потенциалов, связанных с категоризацией этих слов, как при условии соответствия, так и при условии несоответствия мишени прайму при выполнении эксплицитной или имплицитной инструкций.

5. Сравнить время категоризации, количество ошибок, особенности самоотчета и характеристики потенциалов, связанных с предъявлением праймов и категоризацией мишеней, в группе участников исследования, выполнявших «эксплицитную» и «имплицитную» процедуру.

Методологическая база исследования. Теория функциональных систем Анохина (1975), системно-эволюционный подход (Швырков, 1982, 1995) и системная психофизиология (Швырков, 1989; Александров, 1997, 2005).

Положения, выносимые на защиту.

1. В основе отношений между элементами индивидуального опыта внутри одного домена и между элементами, принадлежащими разным доменам, лежат разные нейрофизиологические механизмы.

2. Домены, обладающие разной историей формирования, характеризуются неодинаковым количеством элементов индивидуального опыта и разной степенью сложности отношений между элементами индивидуального опыта.

3. Слова, обладающие высоким уровнем частоты в категории, характеризуются более высоким уровнем актуализации соответствующих элементов индивидуального опыта и меньшим количеством актуализируемых элементов индивидуального опыта.

4. При произвольной активации домена актуализируется больше элементов индивидуального опыта, чем при непроизвольной активации этого же домена.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые была сформулирована идея, что отношения между элементами индивидуального опыта внутри одного домена и между элементами разных доменов отличаются. Показан больший эффект преднастройки (как разница между условием несоответствия и соответствия мишени прайму) для домена, элементы которого обеспечивают взаимодействие индивида с одушевленными объектами по сравнению с доменом, представленным элементами, обеспечивающими взаимодействие с неодушевленными объектами. Было показано, что при категоризации высокочастотных и низкочастотных слов и при выполнении «имплицитной» и «эксплицитной» задач актуализируется разное количество элементов индивидуального опыта. Также впервые в задаче преднастройки анализировались потенциалы, связанные с предъявлением праймов и самоотчет участников исследования, чего не делалось в других исследованиях.

Теоретическая значимость Сравнение отношений между элементами, принадлежащими одному и разным доменам, вносит вклад в изучение структуры индивидуального опыта. В данной работе также дана системная интерпретация феноменов семантической преднастройки, категоризации и частоты слов. Было показано, что выраженность эффектов преднастройки для разных категорий и при выполнении «имплицитной» и «эксплицитной» процедур, а также частотность слов связаны с количеством актуализированных элементов индивидуального опыта.

Практическая значимость. В работе получены перечни оценок по различным психолингвистическим шкалам, которые могут быть использованы в других исследованиях и на практике как нормативные данные. Кроме того, полученные особенности преднастройки можно учитывать при оценке знаний в различных областях и при создании программ дистанционного и непосредственного обучения. Особенности категоризации одушевленных и неодушевленных объектов могут быть важны для разработок в области искусственного интеллекта.

Достоверность результатов обеспечена опорой на теоретические положения современной науки при решении экспериментальных задач, соблюдением норм планирования и проведения исследования. Также достоверность результатов обеспечивается через контроль над влиянием побочных переменных, через проверку и доказательство надежности ряда полученных данных, применением адекватных статистических методов анализа.

Методы исследования. Для проверки выдвинутых гипотез использовалась задача категоризации с «эксплицитной» и «имплицитной» преднастройкой. При этом регистрировались ЭЭГ (использовался метод ССП), время категоризации, ее точность, анализировался самоотчет участников исследования о сравнительном ощущении сложности выполнения задачи категоризации в различных условиях.

В предварительном исследовании использовались методики, направленные на выявление категориальной частотности (Battig, Montague, 1969), типичности (Rosh, 1975), образности, степени знакомства и субъективного возраста приобретения слов (Stadthagen-Gonzalez, Davis, 2006).

Проверка распределения времени ответа на нормальность осуществлялась по критерию Колмогорова–Смирнова, нормализация времени ответа – по методу Тьюки. Для анализа показателей времени категоризации и ССП использовались t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок, Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) с post-hoc анализом LSD, ANOVA с повторными измерениями. Для анализа ошибок использовался U-критерий Манна-Уитни. Для анализа показателей самоотчета участников исследования использовался χ2.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования

Основные результаты работы были апробированы на международных межвузовских научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология ХХI века» (СПбГУ 2006, 2007); на Европейской конференции по когнитивной науке (Дельфы, Греция, 2007); на V и VI Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи 2006, 2007); на международном форуме ИП РАН «Образ российской психологии в регионах страны и в мире» (Сочи, 2006); на юбилейной научной конференции «Тенденции развития современной психологической науки» (Москва, РАН», 2007); на Международной межвузовской конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» (Москва, ИП РАН, 2007, 2009); на заседании секции психофизиологии РПО (2007); на заседаниях лаборатории нейрофизиологических основ психики им В.Б.Швыркова ИП РАН (2005, 2006, 2007); на симпозиуме участников XV международной школы по когнитивной науке (София, Болгария, 2008); на Третьей международной конференции по когнитивной науке (Москва, 2008); на конференции «Познание в структуре общения» (Москва, ИП РАН, 2008). Полученные результаты входят в программу факультета Гуманитарных и прикладных наук Государственного Общеобразовательного учреждения Высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» по дисциплине «Экспериментальная психология», входящей в модуль общепрофессиональных дисциплин учебного плана подготовки студентов по специальности «Психология» с 2008 года и по настоящее время.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconПри выполнении реферата необходимо освещение взятой темы в рамках...
При выполнении реферата необходимо освещение взятой темы в рамках опыта организации гражданской обороны на конкретном предприятии,...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconУчет данных комплексной психолого-педагогической диагностики особенностей...
При объяснении и первичном закреплении материала лучше объяснять от частного к общему (если отметка «2», «3») и от общего к частному...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconТема: «Перенос слов типа «рама» «чайка»
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconВечное чудо – сон проект по биологии; образовательная тематика «Психофизиологические...
Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconУрок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание...
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconТезисы выступления
...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconВы не хотите углубляться в детали техники поиска?
В написании слова. Проверьте правильность написания. Если вы использовали при поиске несколько слов, то посмотрите на количество...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconТема: Правила переноса слов
Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconМифологические основы грамматической категоризации в индоевропейских языках
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconО проведении школьного тура городского конкурса
Цель проведения конкурса: формирование позитивного опыта здорового образа жизни у детей, повышение культуры совместного досуга детей...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconРечевые игры по теме космос что лишнее?
Прочитайте ребенку цепочку слов. Обратите его внимание, что слова связаны по смыслу, из них можно составить рассказ. Попросите вспомнить...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconМетодические рекомендации психолога для подготовки учащихся к егэ...
Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconУрок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов»
Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов icon3. Анафоры. Риторические вопросы
Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической...
Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта при категоризации слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель методической работы: Оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск