Скачать 318.2 Kb.
|
На правах рукописиМарченко Ольга Павловна ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ПРИ КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ Специальность 19.00.02 – «Психофизиология»(психологические науки) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва 2009 Работа выполнена в лаборатории нейрофизиологических основ психики имени В.Б. Швыркова Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН
Защита состоится «24» декабря 2009 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 при Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13, корп.1. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13, корп.1. Автореферат разослан «__» ______ 2009 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук Никитина Е.А. Общая характеристика работы Актуальность исследования. С точки зрения системно-эволюционного подхода индивидуальный опыт представлен совокупностью элементов, сформированных в процессе индивидуального развития и находящихся в определенных взаимоотношениях между собой (Александров и др., 1997). Было показано, что элементы индивидуального опыта объединяются в группы. Можно предположить, что в основе знания о семантических категориях (совокупность объектов имеющих общее название) также лежит объединение родственных элементов индивидуального опыта в группы. Подобные наборы элементов обозначаются как «домен». Под доменом с позиций системно-эволюционного подхода здесь предлагается понимать закрепленный в связанных между собой элементах индивидуальный опыт, отражающий взаимодействие индивида с набором родственных предметов или явлений внешней среды (Марченко, Безденежных, 2008). Выделяют домены, реализующие взаимодействие организма с одушевленными и неодушевленными объектами (Марченко, Безденежных, 2008; Caramazza, Shelton, 1998; Hauser, Santos, 2008), домены, представленные элементами, реализующими поведение избегания (отрицательные эмоции) и поведение приближения (положительные эмоции) (Alexandrov, Sams, 2005). Задача системно-эволюционного подхода состоит в том, чтобы выяснить, какова структура индивидуального опыта и какие динамические отношения существуют между его элементами (Швырков, 1982). Однако психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта и отношения между его элементами внутри и между доменными организациями, обладающими разной историей формирования, до сих еще не были исследованы, что и является актуальной задачей. Так как было показано, что на этапе выполнения предыдущего акта актуализируются элементы последующего действия (Безденежных, 2004, Александров, 1993, 2006), то методика с последовательным предъявлением двух событий позволит исследовать отношения между элементами индивидуального опыта, которые актуализируются при предъявлении этих событий. Таким образом, была выбрана методика преднастройки, которая заключается в последовательном предъявлении слов (слова, осуществляющего преднастройку – прайма и слова-мишени), которые актуализируют элементы соответствующих доменов индивидуального опыта. Было показано, что эффект преднастройки проявляется в изменениях показателей времени и точности ответа, а также латентных периодов и амплитуд N400 и LPC (поздний позитивный комплекс) в электроэнцефалографических потенциалах, связанных с ответом на слово-мишень (Boddy, 1986; Anderson, Holcomb, 1995; Deacon et al., 1999; Kiefer, 2004). В рамках системно-эволюционного подхода можно предположить, что эти показатели электрической активности мозга определяются набором определенных активных систем в их взаимодействии. Кроме того, было показано, что частота использования и уровень актуализации элементов индивидуального опыта влияют на характеристики выполнения действий (Aleksandrov et al., 1993; Александров, 2006). Поэтому в исследовании было использовано две инструкции: «имплицитная» (которая не предполагает произвольного использования прайма для категоризации мишени) и «эксплицитная» (которая предполагает произвольное использование прайма для категоризации мишени), предполагающие актуализацию разного количества элементов индивидуального опыта и разную степень их актуализации. Для того, чтобы учесть частоту использования элементов в опыте использовались слова с разным уровнем категориальной частотности. Цель работы заключалась в исследовании организации доменов индивидуального опыта и отношениий между элементами, принадлежащими одному и разным доменам. Объектом исследования являются поведенческие и электроэнцефалографические показатели, регистрируемые у молодых здоровых индивидов, при выполнении задачи категоризации слов. Предметом исследования являются особенности организации доменов индивидуального опыта, отношения между элементами индивидуального опыта, принадлежащими одному и разным доменам, в зависимости частоты использования этих элементов в опыте и произвольности их актуализации. Были выдвинуты следующие теоретические гипотезы: 1. Отношения, связывающие элементы индивидуального опыта, принадлежащие одному и разным доменам, отличаются. 2. Количество элементов индивидуального опыта различается между доменными организациями, которые обладают разной историей развития. 3. Количество элементов индивидуального опыта, в которых зафиксировано взаимодействие c часто и редко встречающимися объектами, отличается. 4. При произвольной актуализации доменов («эксплицитном» использовании прайма) актуализируется больше элементов индивидуального опыта, которые взаимодействуют с элементами, реализующими категоризацию мишени, чем при непроизвольной актуализации доменов («имплицитном» использовании прайма). Исследовательские гипотезы заключаются в следующем:
Задачи работы заключались в следующем: 1. Определить категориальную частотность слов, составляющих семантические категории (выявить высокочастотные и низкочастотные слова), определить образность, типичность, степень знакомства и субъективный возраст приобретения слов, принадлежащих используемым в исследовании семантическим категориям, и далее уравновесить категории по длине (количеству букв, слогов), частотности (показателям современного частотного словаря русского языка, категориальной частотности), типичности, степени знакомства и образности слов. 2. Сравнить время и точность категоризации, особенности самоотчета и характеристики компонентов электрических потенциалов мозга (ССП), связанных с категоризацией слова-мишени при ее категориальном соответствии (условие соответствия) и несоответствии (условие несоответствия) слову-прайму в сериях с предъявлением слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные объекты, положительные и отрицательные эмоции. 3. Сравнить время и точность категоризации, особенности самоотчета и характеристики компонентов ССП при категоризации слов, относящихся к разным категориям, а также оценить выраженность эффекта преднастройки (как различие показателей между условием несоответствия и соответствия мишени прайму) для разных категорий. 4. Сравнить время и точность категоризации высокочастотных и низкочастотных слов, а также характеристики потенциалов, связанных с категоризацией этих слов, как при условии соответствия, так и при условии несоответствия мишени прайму при выполнении эксплицитной или имплицитной инструкций. 5. Сравнить время категоризации, количество ошибок, особенности самоотчета и характеристики потенциалов, связанных с предъявлением праймов и категоризацией мишеней, в группе участников исследования, выполнявших «эксплицитную» и «имплицитную» процедуру. Методологическая база исследования. Теория функциональных систем Анохина (1975), системно-эволюционный подход (Швырков, 1982, 1995) и системная психофизиология (Швырков, 1989; Александров, 1997, 2005). Положения, выносимые на защиту. 1. В основе отношений между элементами индивидуального опыта внутри одного домена и между элементами, принадлежащими разным доменам, лежат разные нейрофизиологические механизмы. 2. Домены, обладающие разной историей формирования, характеризуются неодинаковым количеством элементов индивидуального опыта и разной степенью сложности отношений между элементами индивидуального опыта. 3. Слова, обладающие высоким уровнем частоты в категории, характеризуются более высоким уровнем актуализации соответствующих элементов индивидуального опыта и меньшим количеством актуализируемых элементов индивидуального опыта. 4. При произвольной активации домена актуализируется больше элементов индивидуального опыта, чем при непроизвольной активации этого же домена. Научная новизна исследования. В данной работе впервые была сформулирована идея, что отношения между элементами индивидуального опыта внутри одного домена и между элементами разных доменов отличаются. Показан больший эффект преднастройки (как разница между условием несоответствия и соответствия мишени прайму) для домена, элементы которого обеспечивают взаимодействие индивида с одушевленными объектами по сравнению с доменом, представленным элементами, обеспечивающими взаимодействие с неодушевленными объектами. Было показано, что при категоризации высокочастотных и низкочастотных слов и при выполнении «имплицитной» и «эксплицитной» задач актуализируется разное количество элементов индивидуального опыта. Также впервые в задаче преднастройки анализировались потенциалы, связанные с предъявлением праймов и самоотчет участников исследования, чего не делалось в других исследованиях. Теоретическая значимость Сравнение отношений между элементами, принадлежащими одному и разным доменам, вносит вклад в изучение структуры индивидуального опыта. В данной работе также дана системная интерпретация феноменов семантической преднастройки, категоризации и частоты слов. Было показано, что выраженность эффектов преднастройки для разных категорий и при выполнении «имплицитной» и «эксплицитной» процедур, а также частотность слов связаны с количеством актуализированных элементов индивидуального опыта. Практическая значимость. В работе получены перечни оценок по различным психолингвистическим шкалам, которые могут быть использованы в других исследованиях и на практике как нормативные данные. Кроме того, полученные особенности преднастройки можно учитывать при оценке знаний в различных областях и при создании программ дистанционного и непосредственного обучения. Особенности категоризации одушевленных и неодушевленных объектов могут быть важны для разработок в области искусственного интеллекта. Достоверность результатов обеспечена опорой на теоретические положения современной науки при решении экспериментальных задач, соблюдением норм планирования и проведения исследования. Также достоверность результатов обеспечивается через контроль над влиянием побочных переменных, через проверку и доказательство надежности ряда полученных данных, применением адекватных статистических методов анализа. Методы исследования. Для проверки выдвинутых гипотез использовалась задача категоризации с «эксплицитной» и «имплицитной» преднастройкой. При этом регистрировались ЭЭГ (использовался метод ССП), время категоризации, ее точность, анализировался самоотчет участников исследования о сравнительном ощущении сложности выполнения задачи категоризации в различных условиях. В предварительном исследовании использовались методики, направленные на выявление категориальной частотности (Battig, Montague, 1969), типичности (Rosh, 1975), образности, степени знакомства и субъективного возраста приобретения слов (Stadthagen-Gonzalez, Davis, 2006). Проверка распределения времени ответа на нормальность осуществлялась по критерию Колмогорова–Смирнова, нормализация времени ответа – по методу Тьюки. Для анализа показателей времени категоризации и ССП использовались t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок, Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) с post-hoc анализом LSD, ANOVA с повторными измерениями. Для анализа ошибок использовался U-критерий Манна-Уитни. Для анализа показателей самоотчета участников исследования использовался χ2. Апробация и внедрение в практику результатов исследования Основные результаты работы были апробированы на международных межвузовских научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология ХХI века» (СПбГУ 2006, 2007); на Европейской конференции по когнитивной науке (Дельфы, Греция, 2007); на V и VI Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи 2006, 2007); на международном форуме ИП РАН «Образ российской психологии в регионах страны и в мире» (Сочи, 2006); на юбилейной научной конференции «Тенденции развития современной психологической науки» (Москва, РАН», 2007); на Международной межвузовской конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» (Москва, ИП РАН, 2007, 2009); на заседании секции психофизиологии РПО (2007); на заседаниях лаборатории нейрофизиологических основ психики им В.Б.Швыркова ИП РАН (2005, 2006, 2007); на симпозиуме участников XV международной школы по когнитивной науке (София, Болгария, 2008); на Третьей международной конференции по когнитивной науке (Москва, 2008); на конференции «Познание в структуре общения» (Москва, ИП РАН, 2008). Полученные результаты входят в программу факультета Гуманитарных и прикладных наук Государственного Общеобразовательного учреждения Высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» по дисциплине «Экспериментальная психология», входящей в модуль общепрофессиональных дисциплин учебного плана подготовки студентов по специальности «Психология» с 2008 года и по настоящее время. |
При выполнении реферата необходимо освещение взятой темы в рамках... При выполнении реферата необходимо освещение взятой темы в рамках опыта организации гражданской обороны на конкретном предприятии,... | Учет данных комплексной психолого-педагогической диагностики особенностей... При объяснении и первичном закреплении материала лучше объяснять от частного к общему (если отметка «2», «3») и от общего к частному... | ||
Тема: «Перенос слов типа «рама» «чайка» Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Вечное чудо – сон проект по биологии; образовательная тематика «Психофизиологические... Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | ||
Урок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание... Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного... | Тезисы выступления ... | ||
Вы не хотите углубляться в детали техники поиска? В написании слова. Проверьте правильность написания. Если вы использовали при поиске несколько слов, то посмотрите на количество... | Тема: Правила переноса слов Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов | ||
Мифологические основы грамматической категоризации в индоевропейских языках Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии | Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей... | ||
О проведении школьного тура городского конкурса Цель проведения конкурса: формирование позитивного опыта здорового образа жизни у детей, повышение культуры совместного досуга детей... | Речевые игры по теме космос что лишнее? Прочитайте ребенку цепочку слов. Обратите его внимание, что слова связаны по смыслу, из них можно составить рассказ. Попросите вспомнить... | ||
Методические рекомендации психолога для подготовки учащихся к егэ... Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых... | Урок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов» Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные... | ||
3. Анафоры. Риторические вопросы Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель методической работы: Оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении... |