Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации13.05.2014
Размер0.54 Mb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Психология > Самостоятельная работа
  1   2   3
Самостоятельная работа студентов

4 курс


  1. Гуманистическая парадигма в обрзовании

  2. Искусство коммуникаций в НЛП

  3. История психологии

  4. Клиническая психология

  5. Конфликтология

  6. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

  7. Основы психологии семьи и семейного консультирования

  8. Педагогическая психология

  9. Педагогический практикум по коррекционной педагогике

  10. Педагогическое консультирование в коррекционной педагогике

  11. Психодиагностика

  12. Психологическое консультирование

  13. Психолого-педагогическое консультирование

  14. Социальная психология

  15. Социально-психологическое консультирование

  16. тренинг ассертивного поведения

  17. Тренинг личностного роста

  18. Тренинг профессинальной компетентности

  19. Тренинг эффективной коммуникации

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ОБРАЗОВАНИИ

1. Учителем-фасилитатором может быть не каждый. Кандидат в учителя должен сам оценить свои возможности. Для этого он должен ответить на сформулированные К. Роджерсом вопросы.

Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир растущей и развивающейся личности?

Сможешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить этот мир?

Сможешь ли позволить себе полную искренность с молодыми людьми, сможешь ли идти на риск открытых, экспрессивных взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться?

Отважишься ли быть собой в интенсивных групповых отношениях с молодежью?

Сможешь ли открыть заинтересованность каждой личности и позволишь ей развивать ее независимо от того, чем это закончится?

Сможешь ли помочь молодым людям сберечь одну из наиболее ценных особенностей - заинтересованность собой и окружающим миром?

Сможешь ли проявлять творчество в создании для молодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих ее интерес?

Сможешь ли воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обучение, творческую деятельность?

Сможешь ли воспринять неординарные мысли своих воспитанников?

Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами, проникающими в идеи, и идеями, проникающими в чувства, экспрессией, захватывающей личность?

«Если кто-то каким-то чудом ответит «да» на большинство этих вопросов, - заключил К.Роджерс, - то он сможет облегчить жизнь своим школьникам, поможет развитию широких возможностей молодых людей».

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)
2. Обдумай позиции, высказанные в задании, прокомментируюй, используя тексты Психологов и педагогов гуманистического направления.

В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протяжении его обучения. Он будет: принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать; находить выход для своего творчества;

более экспрессивен в своих чувствах, мыслях, делах;

развивать доверие к себе и одобрение своих действий;

открывать, что учиться интересно;

ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу;

любить и уважать учителей так, как они любят его;

находить в школе место для своих увлечений;

развивать свои знания о способах и источниках накопления знаний;

открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации и самодисциплины;

открывать, что такое обучение дает большое удовлетворение;

выполнять задания совместно с другими, овладевая навыками социального поведения.

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)

Искусство коммуникаций в НЛП

1.Выполните письменный анализ тех изменений в общении, которые у Вас произошли за время обучения этому курсу.
1.Понятие о нейролингвистическом программировании. Основатели НЛП – Джаон Гриндер и Ричард Бендлер.

2.НЛП в анализе процессов психотерапии и модели успешной коммуникации. Методы НЛП как основа многих подходов к изучению процессов общения и трансформации личности.

3.НЛП в семинарах по психотерапии, искусству коммуникации, в семинарах по искусству продаж, тренингов общения, учебных курсов

4.Опасность поверхностных знаний НЛП. Знание НЛП как совершенное владение идеями и технологиями НЛП.

5.НЛП как исследование того, как достигают мастерства и совершенства в любом выбранном деле. НЛП как возможность проявлять свои лучшие качества как можно чащ НЛП как действенный и результативный подход к изменению личности.

6.НЛП — это новейшая технология, направленная на достижение успеха НЛП – модель успешной коммуникации.

7. Предпосылки НЛП.

8.Как создавать прочные отношения

9. Освоение навыков включения в свою цель цели других людей

10.Процедуры определения целей.

11.Алгоритм включения других людей в Ваши цели

12.Техники установления раппорта Подстройка к интонации и темпу голоса Упражнения на формирование умений подстраиваться под голос.

13 Умение подстраиваться физически Упражнения на формирование этого умения.

14.Построение эмоционального раппорта. Упражнения на формирование умений эмоционального раппорта.

15.Как вызвать положительное отношение у собеседника

16.Стратегии вызывания положительного отношения у собеседника. Алгоритм вызова приятных ощущений у других людей. Значение ассоциации.

17.Стратегия, стать источником приятных ощущений для других людей.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ


  1. В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания?

  2. Какие формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании?

  3. Укажите основные подходы в определении предмета истории науки

  4. Перечислите особенности предметной области истории психологии

  5. Опишите основные методологические принципы истории психологии

  6. Охарактеризуйте самостоятельные методы истории психологии

  7. Назовите авторов программ развития психологии как самостоятельной науки.

  8. Что выступало предметом психологии в "физиологической психологии" В.Вундта?

  9. Чем обосновывалась В.Вундтом самостоятельность психологии?

  10. Как понимал свою задачу в области психологии И.М.Сеченов?

  11. Почему, по мнению И.М.Сеченова, психологию должны разрабатывать физиологи?

  12. Как понимал рефлекс И.М. Сеченов?

  13. Какими методами предлагал изучать духовную стороны психики К.Д. Кавелин?

  14. Придерживался ли идеи психофизиологического параллелизма К.Д. Кавелин?

  15. Каким образом представлен объект в психическом процессе по Брентано?

  16. К какому направлению функционализму или структурализму можно отнести взгляды Брентано?

  17. Кому принадлежит идея о том, что психические явления это один из видов
    жизненных проявлений организма в процессе адаптации?

  18. Биологизаторскими или социологизаторскими были взгляды Спенсера?

  19. В чем состоял кризис в психологии конца XIX - начала XX в.?

  20. Чем характеризовался период "открытого кризиса" в психологии?

  21. Какие характерные черты традиционной психологии XVII-XIX вв. выделяет А.Н.Ждан?

  22. Назовите основных представителей бихевиоризма

  23. Какие реакции в поведении человека выделяет Уотсон?

  24. Какие этапы выделяются в развитии психоанализа и чем они характеризуются?

  25. Какие три сферы психики выделял Фрейд и как они соотносились между собой?

  26. Какие условия, способствующие появлению чувства неполноценности, выделяет Адлер?

  27. Дайте характеристику ключевых идей французской социологической школы. Каковы ключевые идеи описательной (понимающей) психологии?

  28. Что способствовало развитию экспериментально-психологических исследований в России?

  29. Как оценивалось и характеризовалось в периодической печати начала XX в.состояние психологического знания в России?

  30. Какие проблемные области получили наиболее активную разработку в психологических исследованиях начала XX в.?

  31. Что характеризовало деятельность Московского психологического общества в предреволюционный период?

  32. Перечислите и проанализируйте показатели роста значения психологии в общественной жизни российского общества начала XX в.

  33. Укажите основные научные направления в российской психологии XX в. И охарактеризуйте их особенности

  34. В чем состояла суть дискуссий об объективном методе в психологии?

  35. Укажите особенности отечественных экспериментально-психологических исследований

  36. Охарактеризуйте понимание принципа единства теории и эксперимента вотечественной психологии XX в.

  37. Приведите классификацию психологических методов А.Ф. Лазурского.

  38. Что характеризовало эмпирическую психологию в России?

  39. Перечислите особенности русского мировоззрения как основы святоотеческой (богословской) психологии

  40. Какие идеи лежат в основе психологических взглядов С.Л. Франка?

  41. В чем состояла задача преобразования развития психологии применительно к условиям военного времени и какие требования к ней предъявлялись?

  42. Где и как осуществлялась подготовка психологических кадров в годы войны?

  43. Перечислите основные направления и формы деятельности советских психологов в годы войны

  44. Приведите примеры воспоминаний психологов об их деятельности в годы войны

  45. Охарактеризуйте деятельность психологов и психологических учреждений системы здравоохранения в годы войны

  46. Какие способы восстановления утраченных психических функций использовали психологи и медики в годы войны?

  47. Охарактеризуйте нарушения психонервной деятельности, восстановлением которых занимались психологи в годы войны.

  48. Какие вопросы рассматриваются Б.М. Тепловым в книге "Ум полководца"?

  49. Какие общепсихологические проблемы разрабатывались психологами в годы войны?

  50. Какие блоки проблем исследовались психологами в области воспитания в годы войны?

  51. В чем отличие концепции Хорни от классического психоанализа?

  52. Какие типы личностей выделяет и характеризует Хорни?

  53. Какие основные идеи лежат в основе концепции Салливана?

  54. Какие тенденции поведения характеризуют бегство человека от неразрешимых проблем?

  55. Чем известен в психологии Эриксон?

  56. В чем отличие необихевиоризма от классического бихевиоризма?

  57. Какие причины поведения выделяет Толмен?

  58. Что такое гештальт?

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Что является предметом клинической психологии как самостоятельной ветви психологической науки?

  2. Какие задачи ставила перед клинической психологией психиатрия?

  3. Какие задачи решает клиническая психология в педагогической деятельности?

  4. Из каких разделов состоит современная клиническая психология?

  5. В чем различия нейробиологического и информационного подхода к психической деятельности?

  6. Как определяется норма в клинической психологии? На какие виды норм ориентируется клинический психолог в своей работе?

  7. Чем различаются понятия «патология» и «расстройство»?

  8. Какие этапы можно выделить в развитии психических расстройств?

  9. На какие факторы следует обращать внимание при оценке условий возникновения психических расстройств?

  10. Что такое симптом и синдром?

  11. Какие виды психопатологических симптомов вы знаете?

  12. Какие методы клинико-психологического исследования вы знаете?

  13. Чем определяется выбор методик для экспериментально-психологического исследования?

  14. Что лежит в основе нарушений ощущения?

  15. Что лежит в основе нарушений восприятия?

  16. Что является главной причиной расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков?

  17. Какие виды речевых расстройств вы знаете?

  18. По каким параметрам можно описать нарушения мышления?

  19. В чем заключаются расстройства эмоциональной сферы?

  20. Какова роль психосоциальных факторов в развитии эмоциональных расстройств?

  21. Какие нарушения психических функций являются признаками помрачения сознания?

  22. Какие виды неврозов вы знаете?

  23. По каким критериям осуществляется классификация личностных расстройств?

  24. Какие факторы способствуют развитию расстройств личности?

  25. Какие виды расстройств личности выделяются в современной клинической психологии?

  26. Что лежит в основе развития психосоматических расстройств?

  27. Какие психодинамические концепции психосоматических расстройств вы знаете?

  28. Чем соматоформные расстройства отличаются от психосоматических?

  29. Какие уровни выделяют во внутренней картине болезни?

  30. Концепция А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга.

  31. Сущность прогрессирующей латерализации функций.

  32. В чем проявляется анатомическая асимметрия мозга?

  33. В чем проявляется функциональная асимметрия мозга?

  34. В чем заключается парциальный характер межполушарной асимметрии?

  35. Что такое «синдром расщепленного мозга»?

  36. Чем отличается межполушарное взаимодействие у детей?

  37. До какого возраста идет становление межполушарных связей?

  38. Перечислите элементарные функции зрения.

  39. Как проявляется роль вторичных зон затылочной коры в анатомической организации мозга?

  40. Особенности строения и функций вторичных зон затылочной коры.

  41. Что является общим для всех видов зрительных агнозий?

  42. Симптомы зрительной предметной агнозии.

  43. Назовите элементарные функции слуха.

  44. Особенности нарушения слухоречевой памяти при поражении средне-височных отделов левого полушария.

  45. Синдром сенсорной афазии.

  46. В чем проявляется системное влияние нарушения речевого слуха на другие психические процессы?

  47. Приводит ли нарушение речевого слуха к дефектам музыкального слуха?

  48. Из каких компонентов состоит кожная чувствительность?

  49. Перечислите составные компоненты кинестетической чувствительности.

  50. Охарактеризуйте нижнетеменной синдром.

  51. В каких случаях возникает верхнетеменной синдром?

  52. Как проявляется функциональный принцип в организации работы кожно-кинестетического анализатора?

  53. В чем суть тактильной алексии?

  54. Охарактеризуйте особенности импрессивной речи.

  55. Охарактеризуйте особенности экспрессивной речи.

  56. Перечислите элементы лингвистической структуры речи.

  57. Что такое афазия?

  58. Отражается ли на речевой функции поражение правого полушария мозга?

  59. Роль лобных отделов в организации речи.

  60. Какую роль играет в организации речи правое полушарие мозга?

  61. При каких поражениях головного мозга искажается, нарушается ориентировочная реакция?

  62. Какой вид внимания нарушен при поражении лобных отделов мозга - произвольное или непроизвольное?

  63. Особенности ориентировочных реакций при поражении лобных отделов мозга.

  64. Какая структура мозга обеспечивает избирательность внимания?

  65. В чем разница между модально-специфическими и модально-неспецифическими формами внимания?

  66. Перечислите виды нарушений памяти.

  67. Наглядное (конструктивное) мышление и факторы его нарушения.

  68. Вербально-логическое мышление и факторы его нарушения.

  69. Особенности нарушения мышления при поражении лобных долей мозга.

  70. Что общего и в чем различия в мозговой организации вербально-логического и наглядно-образного типов мышления?

  71. В чем разница нарушения эмоций при поражении левого и правого полушарий мозга?

  72. Какие нарушения эмоциональной сферы возникают при поражении лобных отделов мозга?

конфликтология


  1. Выявить свои индивидуально-типологические особенности.

  2. Определить уровень общительности.

  3. Охарактеризовать различные классификации функций общения, видов, стилей.

  4. Какие черты «гения общения» выделяет В.Леви в работе «Искусство быть другим»?

  5. Разработать советы начинающим педагогам по развитию коммуникативных умений

  6. Проанализировать, как влияет изменение стиля общения на процесс общения?

  7. Какова роль играет вербальное и невербальное общение на процесс взаимодействия?

  8. Подготовить реферативные сообщения по истории отечественной конфликтологии:

      • Проблемы конфликта в древнерусских источниках

      • Решение проблем конфликта в «Домострое»

      • Решение проблем конфликта в работе Е.Славинецкого «Гражданство обычаев детских»

      • Решение проблем конфликта в памятнике педагогики нач. 18 века «Юности честное зерцало»

      • Проблемы конфликта в трудах М.В.Ломоносова

      • Проблемы конфликта в трудах К.Д.Ушинского

      • Проблемы конфликта в трудах Л.Н.Толстого

      • Проблемы конфликта в русской философии 19 века

      • Проблемы конфликта в отечественной психологии 19 в.

      • Проблемы конфликта в отечественной философии 20 в.

      • Проблемы конфликта в отечественной психологии 20 в.

      • Изучение проблем конфликта в советской педагогике

  1. Проанализировать различные подходы к определению «конфликт» и выделить характерные черты. Можно ли рассматривать различные психологические теории как противопоставленные друг другу в понимании конфликта?

  2. Какие противоречия и кризисы возраста выделял Л.С.Выготский?

  3. Какие стадии психосоциального развития выделял Э.Эриксон?

  4. Какова связь между агрессией и конфликтом?

  5. В чем сущность четырех направлений, выделенных Р.Л.Кринчевским и И.М.Дубовским: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное?

  6. Дать характеристику психологическим теориям, на основе которых рассматриваются проблемы конфликтов в психологии.

  7. Каково влияние адреналина на организм человека?

  8. Каковы половые различия в эмоциональной сфере?

  9. Особенности поведения мужчин и женщин.

  10. Особенности общения, эмоциональной сферы в различные возрастные периоды.

  11. Проведение тренингов: «Как быть с эмоциями», «Как быть с другими» и др., упражнений: «Работа с агрессивными детьми», «Работа с гиперактивными детьми».

  12. Какие причины, способствующие появлению конфликта, наиболее часто проявляются в образовательной среде?

  13. Чем различаются подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта?

  14. При каких условиях возникают внутриличностные конфликты?

  15. Проведите сравнительно-сопоставительный анализ видов внутриличностных конфликтов

  16. Являются ли внутриличностные конфликты последствием социальных проблем?

  17. Какие факторы способствуют суицидальному поведению человека?

  18. Какая из психологических защит являются наиболее эффективными при разрешении внутриличностных конфликтов?

  19. В чем состоит конструктивная роль внутриличностных конфликтов?

  20. Выделить основные причины семейных конфликтов.

  21. Охарактеризовать кризисные периоды в развитии семьи.

  22. В чем специфика супружеских конфликтов, обусловленных различиями в

    • потребностях

    • интересах

    • ценностях

  1. Подготовить ситуации по различным типам семейных конфликтов и приемы выхода из них

  2. Предложить тренинги по управлению конфликтами.

  3. Разработать рекомендации по предупреждению и нормализации супружеских конфликтов.

  4. Дать определение понятию этнос, выделить признаки этноса.

  5. Какие условия способствуют формированию и развитию этносов?

  6. В чем суть этнической идентичности.

  7. Проанализировать различные подходы к определению понятия «этнический конфликт».

  8. Каковы этнические проблемы современности?

  9. Особенности межэтнического общения.

  10. Определить формы этнонациональных конфликтов.

  11. Дать психолого-педагогическую характеристику личности.

  12. Каковы критерии отбора группы людей, которые длительное время будут находиться в изоляции (экипаж космического корабля, подводной лодки и т.д.), для бесконфликтного взаимодействия. Обосновать их.

  13. Каковы оптимальные стратегии поведения, взаимодействия с конфликтными личностями?

  14. Выделить приемы, которые эффективно помогают преодолевать затруднения в общении с конфликтными личностями.

  15. Привести примеры конфликтных личностей из опыта школьной жизни, кинофильмов, художественной литературы.

  16. Подготовить ситуации взаимодействия с конфликтными личностями и конструктивные выходы из них. Выделить признаки эскалации конфликта.

  17. В чем особенность, специфика динамики различных видов конфликтов?

  18. Какие есть подходы к выделению стадий конфликта.

  19. Выделить главные предпосылки для урегулирования конфликта.

  20. Подготовить по подгруппам ситуации на различных стадиях развития конфликта. Дать анализ структуры конфликта и конструктивный выход из него.

  21. Какова роль конфликта в педагогическом процессе? Что такое конструктивный и деструктивный конфликт?

  22. Какие варианты предупреждения и разрешения конфликтов имеются в педагогическом процессе?

  23. Что такое эмоциональное, профессиональное «выгорание» и его влияние на появление и протекание конфликта?

  24. Разработать «Памятки учителю по профилактике конфликтов, директору школы, педагогу-психологу, ученикам, родителям».

  25. Охарактеризуйте условия создания в коллективе психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества?

  26. Что означает стиль ведения переговоров?

  27. Кто может выступать в роли медиатора?

  28. Каковы функции посредника в конфликте?

  29. Подготовить конфликтные ситуации и конструктивные выходы из них.

  30. Какие виды и приемы амортизации выделил М.Е.Литвак в разрешении конфликта?

  31. Сформулировать проблемы, связанные с исследованием конфликта на современном этапе

  32. Составить программы исследования по различным видам конфликтов

  33. Проведение самоисследования по выявлению уровня конфликтности

  34. Выделить методы решения конфликтов в процессе индивидульного консультирования и их апробировать на занятиях

  35. Подобрать тренинговые задания по профилактике конфликта и провести с однокурсниками.


КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Специальная психология как отрасль знаний и профессио­нальная деятельность.

2. Цели и задачи специальной психологии.

3. Связь специальной психологии с другими науками.

4. Проблема нормы и патологии в современной науке.

5. Сущность и функции компенсаторных механизмов.

6. Понятие о психологической коррекции.

7. Формы и виды реабилитации.

8. Структура нарушенного развития и ее характеристики.

9. Роль клинико-психологических знаний в понимании приро­ды психического развития.

10. Современные отрасли в специальной психологии.

11. Сущность феномена нарушенного развития.

12. Принципы специальной психологии.

13. Общеметодологические принципы специальной психологии.

14. Конкретно-методологические принципы специальной психо­логии.

15. Конкретно-методические принципы специальной психоло­гии.

16. Исторические этапы становления специальной психологии.

17. Роль обыденного сознания в формировании представлений о природе нарушенного психического развития.

18. Религиозные толкования сущности нарушенного развития.

19. Художественное сознание и его вклад в понимание сущности отклоняющегося развития.

20. Систематическое обучение и воспитание детей с отклонения­ми в развитии и становлении специальной психологии.

21. Роль Л. С. Выготского в становлении отечественной специаль­ной психологии.

22. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направление в специальной психологии их исторические со­отношения.

23. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие.

24. Роль биологического и социального фактора в возникновении и преодолении отклонений в развитии.

25. Положение инвалида в современном обществе.

26. Роль обучения в процессе коррекции отклонений в развитии.

27. Особенности исследовательских методов в специальной пси­хологии.

28. Структура нарушенного развития и ее основные характерис­тики.

29. Классификации отклонений в психическом развитии.

30. Сущность депривационных феноменов.

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Курс «Основы психологии семьи и семейного консультирования» для студентов специальности «Педагог-психолог» является не только теоретическим, но и практико-ориентированным курсом. В него включены практические занятия. Именно поэтому особое место занимают в нем самостоятельная работа студентов (СРС).

Практически все виды аудиторных учебных занятий требуют от студента предварительной самостоятельной работы, в том числе, и лекции. Внеаудиторная самостоятельная работа студента в вузе не менее важна, чем обязательные учебные занятия. Ее успешность во многом определяется тем, насколько умело, рационально сам студент сможет организовать свои индивидуальные занятия.

В основном, СРС представляет работу студента с научной и учебной литературой, а также выполнение практических заданий к занятиям. Самостоятельная работа по теме курса, которая не была освещена в лекции

Изучение научной и научно-методической литературы по курсу

Подготовка к практическим занятиям по психологическому консультировании.

Анализ и решение различных задач по психологическому консультировании.

Для того, чтобы успешно выполнить задания по СРС, студенту необходимо хорошо проработать свои записи лекций по психолого-педагогическому практикуму, а также изучить рекомендованную научную литературу. Практически каждое занятие требует самостоятельной работы студентов в плане выполнения различных заданий решения психолого-педагогических задач. Анализа предложенных преподавателем педагогических ситуаций, подготовки и проведения студентами упражнений по развитию навыков профессионального общения.

1. Подготовьте достаточный материал для проведения диагностической методики «Альбом моей жизни». Отрефлексируйте с точки зрения задач возрастно-психологического консультирования необходимые основания подбора иллюстраций.

2. На психокоррекционном этапе консультирования проведите методику «Альбом моей жизни» с клиентами разного возраста. Проанализируйте и опишите опыт проведения.

3.Напишите, каковы диагностические и психотерапевтические возможности методики «Альбом моей жизни» в работе с вашими клиентами?

4. Напишите, какие проблемы клиентов вам удалось «проработать», насколько эффективной оказалась консультативная встреча?

5. Сравните такие варианты нарративного подхода в консультировании, как устный рассказ клиента об истории своей жизни и повествование, опосредствованное иллюстративным материалом. Опишите свое мнение о возможностях и ограничениях каждого варианта.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. История становления, предмет и методы

педагогической психологии

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

  1. В чем отличительная особенность современного этапа развития педагогической психологии?

  2. Функции и направления работы психолога, работающего в образовательном учреждении.

  3. Нормативно-правовое обеспечение работы психолога в образовании.

  4. Представьте, что Вы разговариваете с учителем. Сформулируйте в понятной для него форме цели и задачи психологической службы школы.

  5. Назовите методы психологического обеспечения и поддержки, которые может использовать школьный психолог.


Тема 2. Социокультурный подход к анализу концепций педагогического процесса

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

  1. Как Вы понимаете утверждение: «детство – самоценный период в жизни человека»?

  2. Верно ли утверждение о том, что каждому народу присущи типичные черты и свойства? Если да, - каким образом это может повлиять на процесс воспитания?

  3. Какие особенности русского (башкирского, татарского и.т.д.) характера отражены в народных сказках, пословицах и поговорках?

  4. Проведите сравнительный анализ трактовки педагогического процесса с точки зрения представителей различных психологических направлений.

  5. Почему диалог является столь важным для гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса?

  6. «Технократическое мышление – это мировоззрение, существенными чертами которого являются доминирование средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческим интересом, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе психотехники) над человеком и ценностями» (Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия для XXI века. М., 1992. С. 93). Приведите примеры, в чем может проявиться технократическое мышление педагога и психолога.

  7. Охарактеризуйте происходящие в современной России процессы, как способствующие развитию образования, так и противодействующие.

  8. Какие цели образования являются приоритетными на современном этапе развития общества?


Тема 3. Понятие и характеристики педагогической деятельности

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

  1. Предложите психолого-педагогические рекомендации по развитию педагогической гибкости.

  2. Вспомните свой опыт обучения в школе. Кто из учителей, на ваш взгляд, был наиболее эффективным, успешным? Обоснуйте свой ответ.

  3. Почему студенты, закончившие педагогический вуз, могут оказаться психологически неготовыми к работе в школе?

  4. Проанализируйте систему подготовки педагогов, сложившуюся в Вашем вузе, с точки зрения формирования психологической компетентности будущих педагогов.

  5. Наблюдая за педагогами в разных видах профессиональной деятельности, определите, какие необходимые педагогические способности развиты, а какие – нет?

  6. Ниже приведен перечень способностей, важных для профессии педагога. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие – относительно специальными: творческое отношение к труду; высокий уровень умственных способностей; способность понимать внутреннее состояние другого человека; организаторские способности; способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами; способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика; способность заражать других своим отношением к делу.

  7. Какие особенности во внешнем облике и манере поведения учителя могут быть носителями информации об его индивидуальном стиле деятельности? Приведите примеры.


Тема 4. Психологическое сопровождение профессионального становления педагога

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

  1. Почему одним из наиболее сложных является такое направление работы психолога, как взаимодействие с педагогом?

  2. Могут ли знания по психологии существенно повысить эффективность деятельности педагога?

  3. Какие рекомендации может дать психолог учителям по предупреждению возникновения в педагогическом общении конфликтных ситуаций?

  4. Каковы причины «эмоционального сгорания» педагогов?

  5. Приведите примеры манипуляций преподавателем, которые используют студенты при сдаче экзаменов в вузе.

  6. Каковы возможности и ограничения психологического тестирования в работе с педагогами?

  7. Продумайте тематику и форму проведения психолого-педагогического семинара для учителей начальной школы, для классных руководителей.

  8. Какие признаки могут свидетельствовать о развитости педагогического коллектива?

  9. Зачем нужно развивать в педагогическом коллективе самоуправление?

  10. Какие рекомендации может дать психолог администрации образовательного учреждения для создания атмосферы сотрудничества в педагогическом коллективе?



Тема 5. Психология обучения. Концепции обучения

и их психологическое обоснование

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

  1. Совпадают ли способы осуществления учебной деятельности учителем и учеником?

  2. В чем отличие деятельностного от системогенетического подхода в обучении?

  3. При каких условиях целесообразно использовать активные формы обучения?

  4. Проанализируйте причины типичных ошибок учеников при освоении нового материала с точки зрения ТПФУД Гальперина.

  5. В чем преимущества индивидуального подхода в обучении? Всегда ли он оправдан?

  6. Как повысить мотивацию ребенка к учебе при условии его низкой самооценки?

  7. Какие функции должна выполнять педагогическая оценка? Сформулируйте психологические требования к эффективности школьной оценки.


Тема 6. Психология педагогического воздействия

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

  1. Какая из трех сторон общения (интерактивная, коммуникативная и перцептивная) вызывает наибольшие затруднения в педагогическом общении? Почему?

  2. Приведите приемы, которые могут позволить избежать педагогических конфликтов.

  3. Почему у многих старших школьников возникают конфликты с родителями, а у подростков – с учителями?

  4. Выявите типичные ошибки учителей, возникающие в общении с учащимися. Проанализируйте их возможные причины.

  5. Какие действия педагога составляют структуру развивающего педагогического воздействия?

  6. Опишите возможные действия педагога по установлению эмоционального и личностного контакта с ребенком.

  7. Почему педагогическое воздействие, основанное на ролевой теории, оказывается достаточно эффективным?

  8. Какие приемы может использовать учитель для создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке?


Тема 7. Психология воспитания

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

  1. В чем принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее?

  2. При каких условиях обучение есть средство воспитания и наоборот, воспитание есть средство обучения? Приведите примеры.

  3. Какова роль психолога в организации воспитательного процесса образовательного учреждения?

  4. В чем заключается существенное различие между образовательной и воспитательной технологией? Обоснуйте ответ.

  5. Что такое «технологичность» как педагогическое умение? Встречались ли Вам педагоги, обладающие этим качеством? Приведите примеры проявления этого умения.

  6. Назовите возрастные психологические особенности, которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.

  7. Назовите возможные причины обращения родителей за помощью к школьному психологу.

  8. Подумайте, какие игры можно использовать в групповой работе для формирования у подростков умений и навыков эффективного общения.

Каково влияние СМИ на формирование дличности ребенка?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ В КОРРЕКЦИОННОЙ

ПЕДАГОГИКЕ
Занятие 1-2

Тема: Практическое использование арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий
1. Диагностика в арттерапии.

2. Границы метода арттерапевтической диагностики.

3. Диагностический потенциал арттерапевтических упражнений и техник («Рисование в пространстве», «Зеркало», «Слепой-поводырь», «Путаница», «Прогулка по …», «Цвет моего настроения», «Образ и пластика настроения», «Раскрашиваем чувства», «Рисуем символами и абстракциями», «Путешествие в детство», «Метаморфозы рисунка», «Прозрачные картины (изотерапия на стекле)»).

4. Пространство арттерапевтического процесса.

5. Модель арттерапевтической сессии (занятия).
Практическое задание: каждому студенту подготовить и провести систему арт-терапевтических занятий:

Занятие 1. «Рисуем круги…»

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником). Для младших школьников желательно нарукавники, фартуки, халаты).

Занятие 2. «Рисуем деревья…»

Материалы: Масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь – по желанию, бумага формата А4, большой лист ватмана. Техническое средство для воспроизведения музыки. Записи музыкальных композиций.

Занятие 3. «Куклотерапия»

Материалы: Различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника (сторона ребра – 6 – 8 см). Каждому участнику предоставляется набор из 8 лоскутков ткани восьми цветов: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый (по М. Люшеру).

Резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки. Плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы, скотч.

Занятие 4. «Домашняя куклотерапия»

Материалы: Листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства (по желанию участников). Ластик, клей, ножницы, нитки, скотч.

Занятие 5. «Рисуем имя…»

Материалы: Белая бумага формата А4, разноцветная бумага различной фактуры и плотности (картон, целлофан, фольга, «жатая» бумага и т.п.), цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, клей, скотч, нитки, тесьма. Могут понадобиться лоскутки ткани разных цветов и размеров, пластилин, материалы для украшения кукольных персонажей.

Занятие 6. «Рисуем маски…»

Материалы: Соус, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. (Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.)

Занятие 7. «Рисуем агрессию…»

Материалы: Соус, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. (Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки, лоскутки ткани разных цветов и размеров а также старые журналы для элементов коллажа.)

Занятие 8. «Истории в картинках»

Материалы: Листы бумаги форматов А3 и А4, изобразительные средства по желанию участников (краски, фломастеры, карандаши, пастельные мелки и т.п.).

Занятие 9. «Я леплю из пластилина…»

Материалы: Пластилин, глина, листы картона А4, гуашь, акварель, мелки. Веревки размером 1 – 1,5 м. Аудиозаписи музыкальных композиций.

Занятие 10. «Подарки по кругу»

Материалы: Лист ватмана большого формата, листы плотной бумаги или картона формата А4, краски, фломастеры, карандаши, художественные мелки, природный и поделочный материал (сухие цветы, шишки, семена, ветки, ракушки, камешки, проволока, ткань и т.п.), клей, скотч, пластилин, нитки.

Литература


основная

1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика система занятий. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

2. Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе // Школьные технологии. – 2000. - № 6. – С. 200 – 205.

3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности // Начальная школа. – 2001. - № 2. – С. 26 – 30.

4. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. - № 9. – С. 27 – 34.

5. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе психологической помощи учителям с дефицитом здоровья // Народное образование. – 2001. - № 1. – С. 166 – 171.

дополнительная

  1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 239 с.

  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 528 с.

  4. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – 444 с.

  5. Сибгатуллина И., Салахова Л., Насыбуллина Н. О возможности использования детского рисунка в диагностике и оценке здоровья ребенка // Прикладная психология. – 2000. - № 3. – С. 56 – 65.

  6. Смирнов А.А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: МГУ, 1980. – Т1. – С. 53 – 63.

  7. Флоренская Т.А. Мир дому твоему. Человек в человеке // Воспитание школьников. – 1999. - № 1. – С. 34 – 39; № 2. – С. 27 – 31; № 4. – С. 37 – 40.


Занятие № 3

Тема: Сказкотерапия в жизни ребенка
1. Сказкотерапия как метод психологической работы в школе.

2. Метафоризация психологических представлений как условие развития самосознания школьников.

3. Анализ содержания психологических сказок.

4. Функции и психологические механизмы сказок.

6. Использование сказок в коррекционной работе с дошкольниками.

7. Стратегии и тактики использования психологических сказок в работе с младшими школьниками.

8. Использование сказок в коррекционной работе с дошкольниками.

9. Использование сказок в коррекционной работе с подростками и старшеклассниками.

Литература


основная

1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. – СПб.: Речь, 2004. – 184 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 248 с.

3. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2003. – 144 с.

4. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 160 с.

дополнительная


  1. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара: Издательский дом БАХРА-М, 2004. – 288 с.

  2. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349 с.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.


Занятие № 4

Тема: Методологические аспекты психопрофилактических и коррекционных мероприятий в школе
1. Коррекционные техники в школе в структуре урока.

2. Рисунок в структуре урока.

3. Психогимнастика в структуре урока.

4. Сказка, история, метафора в структуре урока.

5. Интеллектуальные задания. Ролевые методы. Коммуникативные игры. Игры, направленные на развитие воображения. Задания с использованием терапевтических метафор. Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Когнитивные методы. Дискуссионные методы. Игровая терапия.

6. Особенности индивидуальной психокоррекционной работы. Игра в структуре индивидуальной психокоррекционной работы.

7. Групповая психокоррекционная работа в школе.

Практическое задание:

1. Подготовить и провести ролевую игру, дискуссию на тему по вашему выбору.

2. Подготовить и провести психогимнастические упражнения (игры, направленные на развитие внимания; игры, направленные на развитие наблюдательности; игры, направленные на преодоления двигательного автоматизма; подвижные игры; игры на выразительность жеста; игры на расслабление мышц; пальчиковую гимнастику).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск