Скачать 0.61 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования В рамках реализации федеральной целевой программы ««Повышение безопасности дорожного движения в 2ОО6-2О12 годах» Москва 2006 Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. - 32 с. Авторы: Козловская Е.А. - кандидат педагогических наук Козловский С.А. - кандидат психологических наук В методических рекомендациях рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания и обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, взаимодействия учреждений дополнительного образования с Госавтоинспекцией. Раскрыты виды государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования, показана роль детских объединений: юных инспекторов движения, юношеских автомобильных школ и других. Представлены формы и методы работы, положительный опыт и недостатки, поставлены проблемные вопросы, направленные на совершенствование деятельности учреждений дополнительного образования, имеющих уникальные возможности для реализации задач профилактики и обучения детей разного возраста основам безопасности дорожного движения. © Федеральное агентство по образованию, 2006 © Оформление «Издательский Дом Третий Рим», 2006 © Текст, Е.А. Козловская, С.А. Козловский, 2006 Содержание
Введение На современном этапе в Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам: гибели, ранениям детей и тяжести, получаемых ими травм имеет все признаки национальной катастрофы. За последние 5 лет на территории России в ДТП погибли 7574 ребенка, а 116012 - получили травмы различной степени тяжести. Многие остались инвалидами. Ежедневно в ДТП попадают более 70 детей. В целом анализ сложившегося положения с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о низкой эффективности действующей в стране системы профилактики дорожно-транспортного травматизма, воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения. Учреждения дополнительного образования детей (дома и дворцы творчества, кружки технического профиля, юношеские автошколы, подростковые клубы и другие объединения детей) имеют уникальные возможности в профилактике ДДТТ, организации воспитания и обучения основам безопасности дорожного движения. Цель данных методических рекомендаций - изучить имеющийся опыт проведения различных профилактических мероприятий: конкурсов, соревнований, олимпиад, викторин и т.д. по дорожной тематике и разработать для воспитателей и педагогов учреждений дополнительного образования субъектов Российской Федерации научно обоснованные методические рекомендации по организации профилактики ДДТТ, воспитания, обучения, формирования у детей и подростков разного возраста умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Раздел 1. Роль учреждений дополнительного образования детей в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Глава 1. Виды учреждений дополнительного образования детей и задачи их деятельности Существующая система учреждений дополнительного образования детей имеет уникальные возможности для реализации задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Рекомендуется активно использовать эти возможности, учитывая дефицит учебного времени, выделенного в общеобразовательных учреждениях на изучение основ безопасности дорожного движения в рамках предметов «Окружающий мир» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Государственные учреждения дополнительного образования детей (республиканские в составе Российской Федерации, областные, краевые, окружные) - центры, дома и дворцы творчества, а также наиболее крупные муниципальные учреждения (городские с районным делением):
Муниципальные учреждения дополнительного образования (городские, районные, поселковые) - центры, дворцы и дома творчества детей:
К муниципальным учреждениям дополнительного образования относятся:
Глава 2. Реализация принципа непрерывности воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения В учреждениях дополнительного образования реализуются образовательные программы, ориентированные на формирование и развитие у детей и подростков умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Практически в каждом из перечисленных выше учреждений проводится инструктаж по соблюдению Правил дорожного движения и правил личной безопасности при проведении массовых мероприятий, при выезде детей в другие населенные пункты или за пределы учреждения. Своеобразие учреждений дополнительного образования состоит в том, что в них органически сочетается досуг учащихся с различными формами образовательной деятельности, в том числе дополнительным обучением Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах. Важно, что в любом из видов учреждений дополнительного образования дети и подростки занимаются добровольно в различных секциях, кружках и одновременно получают полезные им знания Правил дорожного движения и приобретают умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Практика показывает, что особенности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования позволяют достаточно эффективно использовать принцип непрерывности воспитания и обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. В этом плане учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей, социального и профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи, интересов к изучению основ безопасности дорожного движения. С каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении их занятости, организации социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Учреждения дополнительного образования посещают дети и подростки разного возраста. Поэтому в целях реализации принципа непрерывности их обучения основам безопасности дорожного движения и формирования у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах педагогам рекомендуется организовывать образовательный процесс в три этапа. 1 этап - изучение основ безопасности дорожного движения старшими дошкольниками и младшими школьниками (1-4 класс). 2 этап - совершенствование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в массовых мероприятиях: соревнованиях, конкурсах, играх, работе отрядов юных инспекторов движения (ЮИД), иных объединениях дополнительного образования детей (5-7 класс). 3 этап - профессиональное самоопределение старшеклассников (8-11 класс), совершенствование умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через различные формы деятельности, включая профессиональную подготовку водителей, участие в пропагандистской работе по безопасности дорожного движения среди младших школьников. Такой подход позволяет комплексно решать задачи дополнительного обучения детей и подростков знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, безопасного вождения велосипедов, мопедов, автомобилей и осуществлять профессиональную ориентацию подростков, а также подготовку водительских кадров их числа молодежи. Именно ранняя профилактика ДЦТТ, взаимодействие учреждений дополнительного образования с различными заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения организациями и общественными объединениями способствуют эффективности этой работы. Система учреждений дополнительного образования может решать задачи организации свободного времени детей и подростков в целях профилактики их безнадзорности и правонарушений и должна быть направлена на формирование дисциплинированного участника дорожного движения. Значимость данных учреждений состоит и в том, что в них осуществляется гражданско-патриотическое, эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей и подростков. Учреждения дополнительного образования активно взаимодействуют с работниками Госавтоинспекции, воспитателями дошкольных, педагогами общеобразовательных учреждений в организации совместных массовых мероприятий по профилактике ДЦТТ. Вместе с тем педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования нуждается в совершенствовании. В этом плане требуется введение инновационных форм, новых методов работы, разработка образовательных программ, соответствующих современным потребностям в обучении основам безопасности дорожного движения. Раздел 2. Основные формы детских объединений и организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Глава 1. Роль детских объединений: движение, клубы, отряды юных инспекторов движения в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Созданное более 30 лет назад движение (клубы, отряды) юных инспекторов движения зарекомендовало себя с положительной стороны. Инициатором его создания во многих субъектах Российской Федерации была Госавтоинспекция. Клубы (отряды) юных инспекторов движения - это добровольные объединения учащихся, которые создаются в общеобразовательных учреждениях, дворовых клубах, домах творчества по месту жительства. Основными задачами объединений ЮИД являются: изучение и закрепление знаний по основам безопасности дорожного движения; привлечение школьников к участию в пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди сверстников; организация содержательного досуга детей и подростков. Отряды ЮИД оказывают содействие педагогическим коллективам образовательных учреждений в работе по профилактике ДДТТ. С точки зрения педагогики важно, что деятельность отрядов ЮИД организуется и направляется совместными усилиями образовательных учреждений, Департаментом ОБДЦ МВД России, Управлениями (отделами) ГИБДД ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также инициативой, самоуправлением самих учащихся из числа активистов отряда. Количество школьников в отрядах произвольное. Дети и подростки могут быть разного возраста. Руководитель отряда ЮИД - педагог-организатор совместно с учащимися составляет план работы отряда на год, месяц, организует и контролирует работу, составляет график патрулирования выбранных объектов членами отряда и осуществляет контроль за его выполнением, инструктирует членов отряда, ведет документацию и дневник отряда о проделанной работе, оформляет стенд «Отряд ЮИД в действии!», проводит работу по привлечению всех желающих школьников в ряды юных инспекторов движения, организует обучение основам безопасности дорожного движения. Каждый отряд ЮИД должен иметь специальный стенд по проблеме обеспечения безопасности дорожного движения, где отражается его работа по профилактике ДДТТ. Значимость и привлекательность деятельности отрядов ЮИД для детей и подростков подчеркивается тем, что при выполнении своих обязанностей члены отряда носят специальную форму (куртку и брюки или юбку) синего цвета, берет белого цвета или пилотку синего цвета с эмблемой ЮИД, ремень с портупеей или аксельбант, белые перчатки, жезл, значок ЮИД, синий шеврон с изображением трех сигналов светофора, который крепится на левый рукав куртки выше локтя. Формы и методы профилактической деятельности клубов (отрядов, кружков) ЮИД разнообразны. Обобщение опыта деятельности отрядов ЮИД в субъектах Российской Федерации позволяет дать перечень проводимых ими мероприятий, знание которых может быть полезным для расширения и разнообразия форм профилактики ДДТТ в отрядах ЮИД в целом по стране. К таким формам работы относятся:
Руководители отрядов проводят не только обучение, но и воспитание школьников, применяя следующие словесные методы: убеждение, внушение, пример и др. В учреждениях дополнительного образования на основе единства принципа обучения и воспитания по основам безопасности дорожного движения целесообразно использовать:
Ниже приводятся образцы работы отряда ЮИД Центра технического творчества учащейся молодежи Курской области (аналогичные имеются и в других субъектах Российской Федерации). Члены указанного выше отряда разработали: Положение о смотре-конкурсе «Лучший отряд ЮИД», Положение об областном, городском, районном смотре агитбригад отрядов ЮИД, Положение о соревнованиях юных велосипедистов «Безопасное колесо», Программу подготовки юных инспекторов движения к районному, городскому, областному слету отрядов ЮИД и Другие материалы. Положение о смотре-конкурсе «Лучший отряд ЮИД» Цели смотра-конкурса:
В смотре-конкурсе принимают участие все отряды ЮИД районов и города. Обычно смотр-конкурс проводится с 15 сентября по 15 мая. Условия проведения смотра-конкурса: В ходе смотра-конкурса начисляются баллы за следующие мероприятия:
Баллы снимаются за случай дорожно-транспортного происшествия по вине учащегося школы - 25 баллов. Конкурсная комиссия учитывает систематичность, качество, массовость проводимых мероприятий, полноту раскрытия темы, художественную выразительность наглядной агитации, инициативу в разработке новых форм и методов воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Районная комиссия подводит итоги, выбирает один лучший отряд ЮИД. Областная комиссия определяет победителей. Победители награждаются. Положение об областном, городском, районном смотре агитбригад «Светофор» отрядов ЮИД Районные и городской смотры агитбригад «Светофор» отрядов ЮИД проводится с 15 марта по 20 апреля текущего года. Для организации работы по данному смотру и для определения победителей создаются районные и городской оргкомитеты из представителей органов народного образования, Госавтоинспекции, облрайсоветов ВОА, Дворца культуры для школьников. Районные оргкомитеты разрабатывают мероприятия по обеспечению руководства смотром, доводят до каждой школы задачи смотра, оказывают помощь в организации, проверяют проделанную работу. Районные смотры проводятся до 15 апреля текущего года. Команды, занявшие 1-2 места в районном смотре агитбригад, направляются для участия в городском смотре. Городской оргкомитет проводит городской смотр агитбригад до 25 апреля текущего года, подводит итоги и награждает победителей. Условия смотра агитбригад В смотре принимает участие агитбригада отряда ЮИД. Выступление не должно превышать 20 минут. Агитбригада должна иметь оформленный письменный сценарий. В выступлении агитбригады должны быть отражены основные положения Правил дорожного движения, раскрыта деятельность отряда ЮИД. использован местный материал пропагандистской направленности, имеющий, по возможности, сатирический настрой. При подведении итогов учитываются:
Положение о соревнованиях юных велосипедистов «Безопасное колесо» В состав команды велосипедистов включаются мальчики и девочки в возрасте 11 -14 лет. Каждая школа представляет на районные соревнования лучших велосипедистов (1 девочку и 1 мальчика 11-14 лет). Каждый район представляет на городские соревнования «Безопасное колесо» по 3 команды - победителей районных соревнований. Каждая команда, направленная на городские соревнования, представляет именную заявку на участие в городских соревнованиях юных велосипедистов от команды школы № ___ района ____.
Условия соревнований А. Проверка знаний Правил дорожного движения: ответы на билеты - 5 вопросов в билете. Правильный ответ на один вопрос оценивается в 2 балла, за каждый неправильный ответ - 2 штрафных балла. Если ответил все правильно - 10 баллов, если все неправильно -10 штрафных баллов; Б. Езда на велосипеде по автогородку или транспортной площадке: каждый участник должен проехать по автогородку, показывая умения ориентироваться в условиях, приближенных к дорожным, при этом соблюдать требования дорожных знаков, разметки. За каждую ошибку - 2 штрафных балла, за каждый правильный проезд - 2 балла. В зависимости от количества заданий начисляется максимальное число баллов, если все правильно, и максимальное количество штрафных, если все неправильно). В. Фигурное вождение: каждый проезжает этапы отдельно. На расстоянии не менее 3 метров последовательно друг за другом расставляются различные препятствия: Схема маршрута
За каждую ошибку - 2 штрафных балла, правильный проезд этапа - 2 балла. Максимально - 26 баллов, 26 штрафных баллов. Г. Проверка знаний велотехники Соревнующиеся (мальчик и девочка, каждый из них операции выполняет самостоятельно; мальчик должен привести велосипед в исправное состояние - 6 мин., девочка - 9 мин.) выполняют следующие операции: освобождение цепи, насадка колес, закрепление ручного тормоза, регулировка ножного тормоза, затягивание гаек, закрепление крыльев, нахождение и исправление неисправности на велосипеде. За каждую невыполненную операцию - 2 штрафных, правильно выполненную - 2 балла. Учитывается время. Д. Оказание доврачебной медицинской помощи. Каждый участник должен знать виды ран и способы их обработки, виды перевязок, приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечения, оказание первой помощи при переломах, ожогах и обморожении, при обмороке; должен уметь сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, транспортировать пострадавшего. За выполнение задания - 5 баллов, за неправильное выполнение - 5 штрафных. Е. Велоэстафета «Трасса».
За каждый невыполненный этап - 2 штрафных, выполненный правильно - 2 балла. Максимально - 14 баллов, 14 штрафных баллов. По наибольшему количеству баллов, или по наименьшему количеству штрафных очков определяется победитель. Лучшие команды награждаются. Программа подготовки юных инспекторов движения к районному, городскому, областному слету отрядов ЮИД В состав команды входят 5 человек. Команда должна быть в парадной форме. Команда представляет на слете следующее.
Команда прибывает на районный, городской, областной слет в сопровождении взрослого - ответственного за работу отряда ЮИД. В соревнованиях участвует вся команда. При подведении итогов учитываются: наличие формы, экипировка, движение колонны строевым шагом, исполнение речевок, умение выполнять команды командира по очереди - направо, налево, кругом, движение колонной и др. Глава 2. Юношеские автомобильные школы (ЮАШ) и опыт их работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Юношеские автомобильные школы (ЮАШ) имеют статус учреждений дополнительного образования. Учредителями ЮАШ могут выступать как государственные, так и негосударственные организации, а также физические лица. Директор школы назначается и снимается учредителями (учредителем) ЮАШ и работает на основании контракта, заключенного с ним. В своей деятельности директор школы независимо от формы собственности данного учреждения руководствуется Законами РФ, Уставом школы и другими нормативными правовыми актами. ЮАШ на основании типовой учебной программы формирует свою учебную программу, учебный план, перспективный план развития учебного учреждения; проходит лицензирование, получает право на ведение образовательной деятельности. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств категории «В» или «В, С». Разработана и комплексная целевая программа «От грамотного пешехода к профессиональному водителю», основными задачами которой являются:
Практика показывает, что эффективность работы ЮАШ во многом зависит от их взаимодействия с организациями, заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения. Юношеским автошколам рекомендуется организовывать свою деятельность совместно с органами управления образованием, Госавтоинспекцией, транспортными инспекциями, органами по молодежной политике, обществом Красного Креста, Центрами творчества детей и юношества и другими государственными и общественными организациями. В субъектах Российской Федерации, где действуют ЮАШ, наблюдается тенденция к снижению числа ДТП, а тесное взаимодействие с педагогическими коллективами общеобразовательных учреждений помогает решать проблему с педагогическими кадрами для проведения обязательных занятий по Правилам дорожного движения. Деятельность ЮАШ постоянно совершенствуется и в настоящее время объединена в Ассоциацию, что позволяет создать непрерывный процесс обучения и воспитания ее членов. Ассоциацией разработаны различные программы, успешно действующие в субъектах РФ. Эти программы направлены на создание необходимых условий для обеспечения непрерывного образовательного процесса по Правилам дорожного движения. Разработано также Примерное положение о проведении Всероссийского смотра-конкурса на лучшую юношескую автомобильную школу под девизом «Безопасность детей на дорогах - забота каждого». Целью смотра-конкурса является обобщение и распространение опыта работы ЮАШ в субъектах РФ по направлениям:
Между юношескими автомобильными школами проводятся соревнования в соответствии с Примерным положением о соревнованиях молодых водителей ЮАШ. Соревнования организуют органы управления образованием на местах и УГИБДД (ОГИБДЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Целями соревнований являются:
Глава 3. Организация в государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Центры (дома) творчества для детей, подростков и юношей В системе непрерывного обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения существенна роль многопрофильных учреждений дополнительного образования, к которым и относятся данные центры. Практикой накоплен достаточно большой опыт работы данных учреждений дополнительного образования. Так, в Республике Татарстан (г. Набережные Челны») городской Центр детского творчества реализует инновационную программу «Красный, желтый, зеленый». Программа рассчитана на учащихся 1 -5 классов. В Программе участвуют 60 школ города. Программа реализуется в несколько этапов:
На базе городского центра детского творчества работает детско-юношеский автоклуб «Ока». В автоклубе имеется объединение картингистов класса «Пионер» и «Юниор». За последние годы значительно вырос рейтинг картинговых клубов. В учреждениях дополнительного образования технической направленности сформированы 43 картинговые группы с охватом 644 человека, действуют 2 картинг-клуба «Ялкын» (Сарманово) и «Искра» (Казань), где открыты 8 групп. На базе Центра детского творчества с. Богатые Сабы и Лесхозской средней школы Сабинского района действуют картинг-клубы с картодромами, соответствующими стандартам. На их базе прошли зональные и республиканские соревнования по классу «Стандарт-2004». Картинги для этих клубов приобретены на средства ФБДД. В центрах технического творчества проводятся занятия по устройству и ремонту автомобилей, для ребят старшего возраста открыта секция автослесарей. В автоклубе «Ока» осуществляется допрофессиональная подготовка ребят. Имеется кинотеатр «Гном», где проводятся кинолектории «Школа и пешеходы», «Зеленый огонек», «Я и дорога». В Республике Татарстан (г. Нижнекамск) на базе первого автогородка создан центр творчества, где систематически проводится работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Данное учреждение дополнительного образования стало центром, координирующим работу по данному направлению педагогических коллективов общеобразовательных учреждений города. Реализуя «Закон о языках народов Республики Татарстан», мероприятия в Центре проводятся на двух государственных языках. В Республике Татарстан (г. Чистополь) небольшой спортивно-технический клуб «Пионер» расширил свои возможности и стал Центром дополнительного образования, где проводится работа по профилактике ДДТТ. Представляет интерес работа Дворца школьников г. Арска и Центра внешкольной воспитательной работы Баптасинского района. В своей повседневной работе эти учреждения дополнительного образования тесно сотрудничают с районным отделением ГИБДД. Члены клуба «Юный пропагандист» периодически выступают в дошкольных учреждениях и в прямом эфире радиокомпании «Арча». Хорошо поставлена работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Кукморском районе и в других районах и городах. Детские спортивные школы, детские и юношеские клубы физической подготовки Профилактика ДДТТ в детских спортивных школах, детских и юношеских клубах физической подготовки осуществляется периодически и связана, как правило, со спортивными мероприятиями. В этом плане рекомендуется, например, тренеру или педагогу дополнительного образования или инспектору Госавтоинспекции перед спортивными тренировками, соревнованиями, велокроссами, выездами в тренировочный лагерь проводить обязательный инструктаж по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и в транспорте. Центры (станции, клубы) технического творчества детей и подростков В данных центрах проводится целенаправленное обучение детей и подростков умениям и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, что реализуется в объединениях юных картингистов, автомоделистов, мотоспортсменов. В этих объединениях на основе дидактических принципов происходит приобщение школьников к миру техники и их обучение, например, картингу. В процессе занятий тренер использует наглядные средства: различные рисунки, схемы, видеоклипы, показывает конструкцию картов, обучает техническим решениям, методам оперирования техникой при прохождении различных участков трассы и т.д. Школьники обучаются Правилам дорожного движения и знаниям по устройству и ремонту автомобилей. Центры, станции, клубы юных туристов и краеведов Данные центры, станции, клубы юных туристов и краеведов имеют широкие возможности для обучения детей и подростков знаниям Правил дорожного движения, формирования и развития у них умений и навыков безопасного поведения в дорожной среде. Туризм и дальние экскурсии предусматривают прохождение через населенные пункты, загородные дороги (вне населенного пункта), пересечение автомагистралей, передвижение на автотранспорте. Поэтому рекомендуется систематически проводить соответствующие инструктажи по соблюдению Правил дорожного движения и дидактические занятия с детьми и подростками по формированию у них навыков безопасного поведения в дорожной среде, обучению их правилам личной безопасности при проведении массовых мероприятий, при выездах учащихся за пределы учреждения дополнительного образования и в другие населенные пункты. Глава 4. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в детских оздоровительных лагерях (на базе учреждений дополнительного образования детей На базе учреждений дополнительного образования в летнее и зимнее время, во время каникул создаются оздоровительные лагеря для детей и подростков разного возраста. Возможности пребывания детей и подростков в оздоровительных лагерях активно используются в целях профилактики ДДТТ и проведения специальных мероприятий по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Организация нестандартного оздоровительного отдыха дает возможность привлечь в профильные зимние и летние лагеря детей и подростков из социально защищенных семей, детских домов и интернатов. В субъектах Российской Федерации накоплен значительный опыт организации профилактики ДДТТ в оздоровительных лагерях. Ниже приводятся выдержки из методических рекомендаций, разработанных УГИБДД УВД Омской области, по организации работы профильных смен в оздоровительных лагерях. Примерные обязанности общественного инструктора по безопасности движения в оздоровительном лагере Инструктор по безопасности движения назначается из числа сотрудников лагеря. Он организует следующие мероприятия.
Примерный перечень оборудования «уголка» по безопасности дорожного движения для оздоровительного лагеря
Примерная программа соревнования Для участия в соревнованиях каждый отряд выставляет одну или несколько команд. Состав команды 5-7 человек. Соревнования состоят из 3 этапов. 1 этап. Знатоки Правил дорожного движения. От команды участвуют 3 человека. Каждый участник отвечает на 3 вопроса по Правилам дорожного движения. За правильный ответ - 5 баллов, за неправильный - 0 баллов. 2 этап. Конкурс «Юные пропагандисты». Во время подготовки к соревнованиям команда готовит листовку-обращение к юным пешеходам, водителям, пассажирам. В ходе соревнований проводится «защита» этой листовки-обращения. Наибольшее количество баллов - 6. 3 этап. Соревнование «Волшебное колесо». Для проведения соревнований необходимо определить их программу, т.е. отобрать 5 упражнений по практическому вождению велосипеда на ловкость. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных баллов. Подростковые клубы по месту жительства Клубы по месту жительства имеют широкие социально-педагогические возможности для индивидуального общения социального педагога с подростками и их родителями, изучения с ними основ безопасности дорожного движения и организации воспитательной работы по соблюдению Правил дорожного движения. Центры и станции юных экологов, центры и клубы эстетической направленности, военно-патриотические клубы, студии, музеи, детские парки и т.д. В перечисленных учреждениях дополнительного образования работа по профилактике ДДТТ и формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах проводится слабо. Поэтому рекомендуется активнее использовать эти учреждения для реализации в них задач профилактики ДДТТ. Раздел 3. Организация образовательной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Глава 1. Тематические планы и программы проведения занятий по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах В учреждениях дополнительного образования используются тематические планы и программы по основам безопасности дорожного движения, которые разрабатываются совместно педагогами и работниками Госавтоинспекции. Применяются различные методы проведения занятий по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах Ниже приводится образец образовательной программы «Школа светофорных наук» по профилактике ДДТТ, разработанной УГИБДД УВД Оренбургской области Данная программа рассчитана на максимальное включение подростков в изучение правил безопасного поведения на дороге. В процессе реализации программы используются активные методы обучения: теоретические и практические занятия, деловые игры, экскурсии, индивидуальные собеседования. Дидактические занятия ненавязчиво включены в естественный ход жизнедеятельности лагеря. Теоретические занятия проводятся в форме беседы и игры. На практических занятиях используются велосипеды. Определенное количество баллов, полученных игроками, дает право на получение ими удостоверения юного инспектора движения. |
Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Методические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05 Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ||
Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений... Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного... | Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков... Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей системы образования руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов,... | Методические рекомендации для специалистов на основе опыта маоу «Планирование карьеры» Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому в данном методическом пособии представлены программы дополнительного образования детей, которые прошли экспертизу в рамках... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса... Мастер-класс – одна из форм эффективности реализации образовательных программ цдт «Ново-Переделкино» 2 | Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях... Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | ||
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования... Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... |