Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования





НазваниеМетодические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования
страница1/4
Дата публикации01.08.2014
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

формирование у детей и подростков навыков

безопасного поведения на улицах и дорогах

для педагогов учреждений дополнительного образования


В рамках реализации

федеральной целевой программы

««Повышение безопасности дорожного движения

в 2ОО6-2О12 годах»

Москва

2006

Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопас­ного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного об­разования. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. - 32 с.

Авторы:

Козловская Е.А. - кандидат педагогических наук

Козловский С.А. - кандидат психологических наук

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы профилактики детского до­рожно-транспортного травматизма, воспитания и обучения детей и подростков навыкам без­опасного поведения на улицах и дорогах, взаимодействия учреждений дополнительного об­разования с Госавтоинспекцией.

Раскрыты виды государственных и муниципальных учреждений дополнительного обра­зования, показана роль детских объединений: юных инспекторов движения, юношеских ав­томобильных школ и других. Представлены формы и методы работы, положительный опыт и недостатки, поставлены проблемные вопросы, направленные на совершенствование де­ятельности учреждений дополнительного образования, имеющих уникальные возможности для реализации задач профилактики и обучения детей разного возраста основам безопас­ности дорожного движения.

© Федеральное агентство по образованию, 2006

© Оформление «Издательский Дом Третий Рим», 2006

© Текст, Е.А. Козловская, С.А. Козловский, 2006
Содержание


Введение

3

Раздел 1. Роль учреждений дополнительного образования детей в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма



5

Глава 1 .Виды учреждений дополнительного образования детей и задачи их деятельности


5

Глава 2. Реализация принципа непрерывности воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения


6

Раздел 2. Основные формы детских объединений и организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма


8

Глава 1. Роль детских объединений: движение, клубы, отряды юных инспекторов движения в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма



8

Глава 2. Юношеские автомобильные школы (ЮАШ) и опыт их работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


13

Глава 3. Организация в государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования профилактики детского дорожно-транспортного травматизма



16

Глава 4. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в детских оздоровительных лагерях (на базе учреждений дополнительного образования детей)



19

Раздел 3. Организация образовательной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


22

Глава 1. Тематические планы и программы проведения занятий по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах



22

Глава 2. Методы проведения дидактических занятий по основам безопасности дорожного движения


23

Раздел 4. Методическое обеспечение профилактической деятельности работников учреждений дополнительного образования


26

Глава 1. Положительный опыт учреждений дополнительного образования детей в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма



26

Глава 2. Недостатки в организации профилактики ДДТТ и типичные ошибки в воспитании и обучении детей и подростков основам безопасности дорожного движения



29

Глава 3. Совместная организация работы Госавтоинспекции и учреждений дополнительного образования детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


30

Глава 4. Участие работников Госавтоинспекции в организации методической работы в учреждениях дополнительного образования


31

Заключение

34

Список литературы, рекомендуемой педагогам учреждений дополнительного образования детей


36


Введение
На современном этапе в Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам: гибели, ранениям детей и тяжести, получаемых ими травм имеет все признаки национальной катастрофы.

За последние 5 лет на территории России в ДТП погибли 7574 ребенка, а 116012 - получили травмы различной степени тяжести. Многие остались инвали­дами. Ежедневно в ДТП попадают более 70 детей.

В целом анализ сложившегося положения с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о низкой эффективности действующей в стране системы профилактики дорожно-транспортного травматизма, воспитания и обу­чения детей и подростков основам безопасности дорожного движения.

Учреждения дополнительного образования детей (дома и дворцы творчества, кружки технического профиля, юношеские автошколы, подростковые клубы и дру­гие объединения детей) имеют уникальные возможности в профилактике ДДТТ, ор­ганизации воспитания и обучения основам безопасности дорожного движения.

Цель данных методических рекомендаций - изучить имеющийся опыт про­ведения различных профилактических мероприятий: конкурсов, соревнований, олимпиад, викторин и т.д. по дорожной тематике и разработать для воспитателей и педагогов учреждений дополнительного образования субъектов Российской Фе­дерации научно обоснованные методические рекомендации по организации про­филактики ДДТТ, воспитания, обучения, формирования у детей и подростков раз­ного возраста умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.


Раздел 1. Роль учреждений дополнительного образования детей в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Глава 1. Виды учреждений дополнительного образования детей и задачи их деятельности
Существующая система учреждений дополнительного образования детей име­ет уникальные возможности для реализации задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Рекомендуется активно использовать эти возможности, учитывая дефицит учебного времени, выделенного в общеобразовательных учреждениях на изучение основ безопасности дорожного движения в рамках предметов «Окружающий мир» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Государственные учреждения дополнительного образования детей (республи­канские в составе Российской Федерации, областные, краевые, окружные) - цен­тры, дома и дворцы творчества, а также наиболее крупные муниципальные учреж­дения (городские с районным делением):

  • организуют работу объединений учащихся автотехнического профиля (картинг, автомоделизм, мотокросс и иные виды мотоспорта);

  • проводят массовые мероприятия с учащимися (республиканские, краевые, областные, окружные);

  • совместно с Госавтоинспекцией организуют и направляют работу отрядов юных инспекторов движения;

  • осуществляют методическую помощь в организации массовых профилактиче­ских мероприятий в районах и городах субъекта Российской Федерации; организуют методическую работу с педагогами и методистами муниципаль­ных учреждений дополнительного образования, заместителями директоров и классными руководителями образовательных учреждений по вопросам обе­спечения безопасности детей на улицах и дорогах (семинары, совещания, от­крытые занятия, конференции);

  • формируют методическую библиотечку по проблеме профилактики ДДТТ (лучшие материалы муниципальных образовательных учреждений, авторские программы, сценарии мероприятий, положения о различных соревнованиях, конкурсах, образцы заданий конкурсов и викторин, разработки занятий по Правилам дорожного движения и т.д.).

Муниципальные учреждения дополнительного образования (городские, район­ные, поселковые) - центры, дворцы и дома творчества детей:

  • организуют работу объединений учащихся автотехнического творчества;

  • проводят профилактические мероприятия с учащимися образовательных учреждений района или города;

  • оказывают методическую помощь педагогам-организаторам ОБЖ по дорожной тематике;

  • оказывают методическую поддержку самодеятельным детским и молодежным объединениям в проведении мероприятий по профилактике ДДТТ.

К муниципальным учреждениям дополнительного образования относятся:

  • детские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, секции юных велосипедистов; центры, станции, клубы юных туристов и краеведов;

  • клубы (отряды) юных инспекторов движения;

  • юношеские автошколы;

  • подростковые клубы по месту жительства;

  • детские оздоровительные лагеря;

  • военно-патриотические клубы;

  • студии, лицеи и иные объединения детей и подростков.


Глава 2. Реализация принципа непрерывности воспитания и

обучения детей и подростков основам

безопасности дорожного движения
В учреждениях дополнительного образования реализуются образовательные программы, ориентированные на формирование и развитие у детей и подростков умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Практически в каж­дом из перечисленных выше учреждений проводится инструктаж по соблюдению Правил дорожного движения и правил личной безопасности при проведении мас­совых мероприятий, при выезде детей в другие населенные пункты или за пределы учреждения.

Своеобразие учреждений дополнительного образования состоит в том, что в них органически сочетается досуг учащихся с различными формами образователь­ной деятельности, в том числе дополнительным обучением Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах.

Важно, что в любом из видов учреждений дополнительного образования дети и подростки занимаются добровольно в различных секциях, кружках и одновременно получают полезные им знания Правил дорожного движения и приобретают умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Практика показывает, что особенности образовательного процесса в учрежде­ниях дополнительного образования позволяют достаточно эффективно использо­вать принцип непрерывности воспитания и обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

В этом плане учреждениям дополнительного образования принадлежит осо­бая роль в развитии склонностей, способностей, социального и профессионально­го самоопределения детей, подростков и молодежи, интересов к изучению основ безопасности дорожного движения.

С каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного об­разования детей в обеспечении их занятости, организации социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных прояв­лений среди несовершеннолетних.

Учреждения дополнительного образования посещают дети и подростки разно­го возраста. Поэтому в целях реализации принципа непрерывности их обучения основам безопасности дорожного движения и формирования у них навыков безо­пасного поведения на улицах и дорогах педагогам рекомендуется организовывать образовательный процесс в три этапа.

1 этап - изучение основ безопасности дорожного движения старшими дошкольниками и младшими школьниками (1-4 класс).

2 этап - совершенствование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в массовых мероприятиях: соревнованиях, конкур­сах, играх, работе отрядов юных инспекторов движения (ЮИД), иных объедине­ниях дополнительного образования детей (5-7 класс).

3 этап - профессиональное самоопределение старшеклассников (8-11 класс), совершенствование умений и навыков безопасного поведения на улицах и до­рогах через различные формы деятельности, включая профессиональную под­готовку водителей, участие в пропагандистской работе по безопасности до­рожного движения среди младших школьников.

Такой подход позволяет комплексно решать задачи дополнительного обучения детей и подростков знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, безопасного вождения велосипедов, мопедов, автомобилей и осущест­влять профессиональную ориентацию подростков, а также подготовку водитель­ских кадров их числа молодежи.

Именно ранняя профилактика ДЦТТ, взаимодействие учреждений дополнитель­ного образования с различными заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения организациями и общественными объединениями способ­ствуют эффективности этой работы.

Система учреждений дополнительного образования может решать задачи ор­ганизации свободного времени детей и подростков в целях профилактики их без­надзорности и правонарушений и должна быть направлена на формирование дис­циплинированного участника дорожного движения.

Значимость данных учреждений состоит и в том, что в них осуществляется гражданско-патриотическое, эстетическое, нравственное и физическое воспита­ние детей и подростков.

Учреждения дополнительного образования активно взаимодействуют с работ­никами Госавтоинспекции, воспитателями дошкольных, педагогами общеобразо­вательных учреждений в организации совместных массовых мероприятий по про­филактике ДЦТТ.

Вместе с тем педагогическая деятельность учреждений дополнительного обра­зования нуждается в совершенствовании. В этом плане требуется введение инно­вационных форм, новых методов работы, разработка образовательных программ, соответствующих современным потребностям в обучении основам безопасности дорожного движения.


Раздел 2. Основные формы детских объединений и организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Глава 1. Роль детских объединений: движение, клубы, отряды
юных инспекторов движения в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Созданное более 30 лет назад движение (клубы, отряды) юных инспекторов движения зарекомендовало себя с положительной стороны. Инициатором его соз­дания во многих субъектах Российской Федерации была Госавтоинспекция.

Клубы (отряды) юных инспекторов движения - это добровольные объединения учащихся, которые создаются в общеобразовательных учреждениях, дворовых клубах, домах творчества по месту жительства.

Основными задачами объединений ЮИД являются: изучение и закрепление знаний по основам безопасности дорожного движения; привлечение школьников к участию в пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди сверстников; организация содержатель­ного досуга детей и подростков. Отряды ЮИД оказывают содействие педагогиче­ским коллективам образовательных учреждений в работе по профилактике ДДТТ.

С точки зрения педагогики важно, что деятельность отрядов ЮИД организуется и направляется совместными усилиями образовательных учреждений, Департа­ментом ОБДЦ МВД России, Управлениями (отделами) ГИБДД ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также инициативой, самоуправлением самих учащихся из числа активистов отряда. Количество школьников в отрядах произвольное. Дети и подростки могут быть разного возраста.

Руководитель отряда ЮИД - педагог-организатор совместно с учащимися составляет план работы отряда на год, месяц, организует и контролирует рабо­ту, составляет график патрулирования выбранных объектов членами отряда и осуществляет контроль за его выполнением, инструктирует членов отряда, ведет документацию и дневник отряда о проделанной работе, оформляет стенд «Отряд ЮИД в действии!», проводит работу по привлечению всех желающих школьников в ряды юных инспекторов движения, организует обучение основам безопасно­сти дорожного движения. Каждый отряд ЮИД должен иметь специальный стенд по проблеме обеспечения безопасности дорожного движения, где отражается его работа по профилактике ДДТТ. Значимость и привлекательность деятельно­сти отрядов ЮИД для детей и подростков подчеркивается тем, что при выполне­нии своих обязанностей члены отряда носят специальную форму (куртку и брюки или юбку) синего цвета, берет белого цвета или пилотку синего цвета с эмблемой ЮИД, ремень с портупеей или аксельбант, белые перчатки, жезл, значок ЮИД, си­ний шеврон с изображением трех сигналов светофора, который крепится на ле­вый рукав куртки выше локтя.

Формы и методы профилактической деятельности клубов (отрядов, кружков) ЮИД разнообразны.

Обобщение опыта деятельности отрядов ЮИД в субъектах Российской Феде­рации позволяет дать перечень проводимых ими мероприятий, знание которых может быть полезным для расширения и разнообразия форм профилактики ДДТТ в отрядах ЮИД в целом по стране.

К таким формам работы относятся:

  • проведение специальных занятий по изучению Правил дорожного движения по
    программе дополнительного образования детей и подростков;

  • организация детских праздников, например, по теме: «Посвящение первоклассников в пешеходы»;

  • работа с велосипедистами и проведение с ними теоретических и практических занятий по Правилам дорожного движения, подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»;

  • организация конкурсов на лучший рисунок по дорожной тематике;

  • проведение перед началом каникул «линейки безопасности», а во время каникул рейдов «Юный пешеход»;

  • пропаганда Правил дорожного движения среди школьников;

  • выступления в подшефных дошкольных учреждениях с программой изучения правил безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • проведение викторин, олимпиад и др. Это далеко не полный перечень профилактических мероприятий, проводимых отрядами ЮИД.

Руководители отрядов проводят не только обучение, но и воспитание школьни­ков, применяя следующие словесные методы: убеждение, внушение, пример и др. В учреждениях дополнительного образования на основе единства принципа об­учения и воспитания по основам безопасности дорожного движения целесообраз­но использовать:

  • практические методы: упражнения, тренинги, моделирование ситуаций, роле­вые игры и т.д.;

  • наглядно-иллюстрационные методы: работа с плакатами, иллюстрациями в учебных книжках-тетрадях, кино-, видео-, фотоматериалами и т.д.

Ниже приводятся образцы работы отряда ЮИД Центра технического творчества учащейся молодежи Курской области (аналогичные имеются и в других субъектах Российской Федерации).

Члены указанного выше отряда разработали: Положение о смотре-конкурсе «Лучший отряд ЮИД», Положение об областном, городском, районном смотре агит­бригад отрядов ЮИД, Положение о соревнованиях юных велосипедистов «Безо­пасное колесо», Программу подготовки юных инспекторов движения к районному, городскому, областному слету отрядов ЮИД и Другие материалы.

Положение о смотре-конкурсе «Лучший отряд ЮИД»
Цели смотра-конкурса:

  • улучшение форм и методов пропаганды Правил дорожного движения среди детей;

  • активизация деятельности отрядов юных инспекторов движения;

  • привлечение к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма всех заинтересованных организаций.

В смотре-конкурсе принимают участие все отряды ЮИД районов и города. Обычно смотр-конкурс проводится с 15 сентября по 15 мая.

Условия проведения смотра-конкурса:
В ходе смотра-конкурса начисляются баллы за следующие мероприятия:

  1. организация регулярных занятий в младших классах, подшефных детских са­дах по Правилам дорожного движения согласно утвержденным программам - 10 баллов;

  2. оборудование кабинета, «уголков безопасности»-10 баллов;

  3. использование радиоузла и стенной печати-10 баллов;

  4. изготовление макета микрорайона школы, схем безопасных маршрутов движе­ния к школе, наглядных пособий - 10 баллов;

  5. организация занятий с велосипедистами - 10 баллов;

  6. оборудование транспортной площадки для практических занятий с детьми по ПДД-10 баллов;

  7. проведение тематических утренников, праздников, сборов, викторин, игр, соревнований и т. п. - 10 баллов;

  8. организация патрулирования отряда ЮИД - 5 баллов;

  9. шефство над детскими садами и проведение там профилактической работы среди детей по пропаганде Правил дорожного движения - 5 баллов;

  10. организация работы отряда ЮИД с выступлением агитбригады «Светофор» - 10 баллов.

Баллы снимаются за случай дорожно-транспортного происшествия по вине учащегося школы - 25 баллов.

Конкурсная комиссия учитывает систематичность, качество, массовость проводимых мероприятий, полноту раскрытия темы, художественную вырази­тельность наглядной агитации, инициативу в разработке новых форм и методов воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Районная комиссия подводит итоги, выбирает один лучший отряд ЮИД. Об­ластная комиссия определяет победителей. Победители награждаются.
Положение об областном, городском, районном смотре

агитбригад «Светофор» отрядов ЮИД
Районные и городской смотры агитбригад «Светофор» отрядов ЮИД проводит­ся с 15 марта по 20 апреля текущего года.

Для организации работы по данному смотру и для определения победителей создаются районные и городской оргкомитеты из представителей органов народ­ного образования, Госавтоинспекции, облрайсоветов ВОА, Дворца культуры для школьников. Районные оргкомитеты разрабатывают мероприятия по обеспечению руководства смотром, доводят до каждой школы задачи смотра, оказывают по­мощь в организации, проверяют проделанную работу.

Районные смотры проводятся до 15 апреля текущего года.

Команды, занявшие 1-2 места в районном смотре агитбригад, направляются для участия в городском смотре.

Городской оргкомитет проводит городской смотр агитбригад до 25 апреля теку­щего года, подводит итоги и награждает победителей.
Условия смотра агитбригад
В смотре принимает участие агитбригада отряда ЮИД. Выступление не должно превышать 20 минут. Агитбригада должна иметь оформленный письменный сце­нарий. В выступлении агитбригады должны быть отражены основные положения Правил дорожного движения, раскрыта деятельность отряда ЮИД. использован местный материал пропагандистской направленности, имеющий, по возможности, сатирический настрой.

При подведении итогов учитываются:

  • тематическая направленность;

  • раскрытие содержания;

  • оформление и внешний вид членов агитбригады

  • использование местного материала;

  • мастерство исполнения;

  • сценическая культура;

  • оригинальность.


Положение о соревнованиях юных велосипедистов «Безопасное колесо»
В состав команды велосипедистов включаются мальчики и девочки в воз­расте 11 -14 лет. Каждая школа представляет на районные соревнования лучших велосипедистов (1 девочку и 1 мальчика 11-14 лет). Каждый район представляет на городские соревнования «Безопасное колесо» по 3 команды - победителей районных соревнований.

Каждая команда, направленная на городские соревнования, представляет
именную заявку на участие в городских соревнованиях юных велосипедистов от
команды школы № ___ района ____.


№ п/п

ФИО

Год рождения

Виза врача














Условия соревнований
А. Проверка знаний Правил дорожного движения: ответы на билеты - 5 вопросов в билете. Правильный ответ на один вопрос оценивается в 2 балла, за каждый неправильный ответ - 2 штрафных балла. Если ответил все правильно - 10 баллов, если все неправильно -10 штрафных баллов;

Б. Езда на велосипеде по автогородку или транспортной площадке: каждый участник должен проехать по автогородку, показывая умения ориентиро­ваться в условиях, приближенных к дорожным, при этом соблюдать требования дорожных знаков, разметки. За каждую ошибку - 2 штрафных балла, за каждый правильный проезд - 2 балла. В зависимости от количества заданий начисляет­ся максимальное число баллов, если все правильно, и максимальное количество штрафных, если все неправильно).

В. Фигурное вождение: каждый проезжает этапы отдельно. На расстоянии не ме­нее 3 метров последовательно друг за другом расставляются различные препятствия:


Схема маршрута

  1. Ворота с подвижными стойками.

  2. Рельсы «Желоб».

  3. «Восьмерка».

  4. Перевоз предмета.

  5. Коридор из длинных досок.

  6. Коридор из коротких досок.

  7. Слалом с неодинаково расставленными кеглями.

  8. Слалом между воротами «змейка».

  9. Корыто с песком.

  10. Скачок (проезд через препятствие передним колесом велосипеда).

  11. «Качели».

  12. Доска с пильчатой поверхностью.

  13. Остановка на месте «Стоп».

За каждую ошибку - 2 штрафных балла, правильный проезд этапа - 2 балла. Максимально - 26 баллов, 26 штрафных баллов.

Г. Проверка знаний велотехники

Соревнующиеся (мальчик и девочка, каждый из них операции выполняет само­стоятельно; мальчик должен привести велосипед в исправное состояние - 6 мин., девочка - 9 мин.) выполняют следующие операции: освобождение цепи, насадка колес, закрепление ручного тормоза, регулировка ножного тормоза, затягивание гаек, закрепление крыльев, нахождение и исправление неисправности на велоси­педе. За каждую невыполненную операцию - 2 штрафных, правильно выполненную - 2 балла. Учитывается время.

Д. Оказание доврачебной медицинской помощи.

Каждый участник должен знать виды ран и способы их обработки, виды пере­вязок, приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечения, оказание первой помощи при переломах, ожогах и обморожении, при обмороке; должен уметь сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, транс­портировать пострадавшего.

За выполнение задания - 5 баллов, за неправильное выполнение - 5 штрафных.

Е. Велоэстафета «Трасса».

  1. Старт. Бег 60 м (мальчики и девочки).

  2. Подтягивание на перекладине 5 раз (мальчики).

  3. Отжимание от скамейки 8 раз (девочки).

  4. Стрельба из пневматической винтовки (3 выстрела) с 15 м (мальчики и девочки).

  5. Проезд прямого участка (мальчики и девочки) на велосипеде.

  6. Преодоление препятствий (3 любых).

  7. Финиш.

За каждый невыполненный этап - 2 штрафных, выполненный правильно - 2 бал­ла. Максимально - 14 баллов, 14 штрафных баллов.

По наибольшему количеству баллов, или по наименьшему количеству штраф­ных очков определяется победитель. Лучшие команды награждаются.
Программа подготовки юных инспекторов движения к районному, городскому, областному слету отрядов ЮИД
В состав команды входят 5 человек. Команда должна быть в парадной форме. Команда представляет на слете следующее.

  1. Рапорт о работе отряда ЮИД.

  2. Список отряда ЮИД с указанием фамилии, имени, класса, года рождения, отметки о допуске врача к соревнованиям. Список должен быть подписан руково­дителем школы и заверен печатью.

  3. Материал для выступления на общем сборе по обмену опытом работы (фотоальбомы, фотопланшеты и т. д.).

Команда прибывает на районный, городской, областной слет в сопровождении взрослого - ответственного за работу отряда ЮИД. В соревнованиях участвует вся команда. При подведении итогов учитываются: наличие формы, экипировка, дви­жение колонны строевым шагом, исполнение речевок, умение выполнять команды командира по очереди - направо, налево, кругом, движение колонной и др.
Глава 2. Юношеские автомобильные школы (ЮАШ) и опыт их работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Юношеские автомобильные школы (ЮАШ) имеют статус учреждений дополни­тельного образования.

Учредителями ЮАШ могут выступать как государственные, так и негосудар­ственные организации, а также физические лица.

Директор школы назначается и снимается учредителями (учредителем) ЮАШ и работает на основании контракта, заключенного с ним. В своей деятельности дирек­тор школы независимо от формы собственности данного учреждения руководству­ется Законами РФ, Уставом школы и другими нормативными правовыми актами.

ЮАШ на основании типовой учебной программы формирует свою учебную про­грамму, учебный план, перспективный план развития учебного учреждения; прохо­дит лицензирование, получает право на ведение образовательной деятельности.

За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водите­лей транспортных средств категории «В» или «В, С».

Разработана и комплексная целевая программа «От грамотного пешехода к профессиональному водителю», основными задачами которой являются:

  • организация учебно-воспитательной работы среди детей и подростков по профи­лактике ДДТТ и пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • воспитание у школьников навыков дисциплинированного пешехода;

  • подготовка из числа юношей профессиональных водителей.

Практика показывает, что эффективность работы ЮАШ во многом зависит от их взаимодействия с организациями, заинтересованными в обеспечении безопас­ности дорожного движения.

Юношеским автошколам рекомендуется организовывать свою деятельность совместно с органами управления образованием, Госавтоинспекцией, транс­портными инспекциями, органами по молодежной политике, обществом Красного Креста, Центрами творчества детей и юношества и другими государственными и общественными организациями.

В субъектах Российской Федерации, где действуют ЮАШ, наблюдается тенден­ция к снижению числа ДТП, а тесное взаимодействие с педагогическими коллек­тивами общеобразовательных учреждений помогает решать проблему с педагоги­ческими кадрами для проведения обязательных занятий по Правилам дорожного движения.

Деятельность ЮАШ постоянно совершенствуется и в настоящее время объ­единена в Ассоциацию, что позволяет создать непрерывный процесс обучения и воспитания ее членов. Ассоциацией разработаны различные программы, успешно действующие в субъектах РФ. Эти программы направлены на создание необходи­мых условий для обеспечения непрерывного образовательного процесса по Пра­вилам дорожного движения.

Разработано также Примерное положение о проведении Всероссийского смотра-конкурса на лучшую юношескую автомобильную школу под девизом «Безопас­ность детей на дорогах - забота каждого». Целью смотра-конкурса является обоб­щение и распространение опыта работы ЮАШ в субъектах РФ по направлениям:

  • пропаганда Правил дорожного движения и навыков безопасного поведения де­тей и подростков на улицах и дорогах;

  • привлечение молодежи к регулярным занятиям автомобильным спортом;

  • пропаганда среди юношей и девушек профессий водителя, повышение ее престижа;

  • повышение качества подготовки водительских кадров.
    Организаторами смотра-конкурса являются Департамент ОБДЦ МВД России, Министерство транспорта РФ, Ассоциация ЮАШ России, УГИБДД (ОГИБДЦ) ГУВД, УВД субъекта РФ, органы управления образованием, администрация области, го­рода, Комитет по вопросам молодежной политики, страховые компании, Департа­мент автотранспорта, ЮАШ региона.

Между юношескими автомобильными школами проводятся соревнования в со­ответствии с Примерным положением о соревнованиях молодых водителей ЮАШ. Соревнования организуют органы управления образованием на местах и УГИБДД (ОГИБДЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Целями соревнований являются:

  • развитие у подростков интереса к автомобильной технике;

  • массовое вовлечение молодежи в систематические занятия техническими ви­дами спорта;

  • профессиональная ориентация по овладению транспортными специальностями;

  • пропаганда среди школьников правил дорожного движения и навыков безопас­ного поведения на улицах и дорогах.


Глава 3. Организация в государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Центры (дома) творчества для детей, подростков и юношей
В системе непрерывного обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения существенна роль многопрофильных учреждений дополни­тельного образования, к которым и относятся данные центры.

Практикой накоплен достаточно большой опыт работы данных учреждений до­полнительного образования.

Так, в Республике Татарстан (г. Набережные Челны») городской Центр дет­ского творчества реализует инновационную программу «Красный, желтый, зеле­ный». Программа рассчитана на учащихся 1 -5 классов. В Программе участвуют 60 школ города.

Программа реализуется в несколько этапов:

  1. этап - школьный - игра между классами «Азбука без букв»;

  2. этап - кустовой - конкурсы «Ловкий пешеход»;

  3. этап - районный - соревнования «Дорожная азбука»;

  4. этап - завершающий - городское мероприятие «Красный, желтый, зеленый».

На базе городского центра детского творчества работает детско-юноше­ский автоклуб «Ока». В автоклубе имеется объединение картингистов класса «Пионер» и «Юниор».

За последние годы значительно вырос рейтинг картинговых клубов. В учрежде­ниях дополнительного образования технической направленности сформированы 43 картинговые группы с охватом 644 человека, действуют 2 картинг-клуба «Ялкын» (Сарманово) и «Искра» (Казань), где открыты 8 групп. На базе Центра детского творчества с. Богатые Сабы и Лесхозской средней школы Сабинского района дей­ствуют картинг-клубы с картодромами, соответствующими стандартам. На их базе прошли зональные и республиканские соревнования по классу «Стандарт-2004». Картинги для этих клубов приобретены на средства ФБДД.

В центрах технического творчества проводятся занятия по устройству и ремон­ту автомобилей, для ребят старшего возраста открыта секция автослесарей. В ав­токлубе «Ока» осуществляется допрофессиональная подготовка ребят.

Имеется кинотеатр «Гном», где проводятся кинолектории «Школа и пешеходы», «Зеленый огонек», «Я и дорога».

В Республике Татарстан (г. Нижнекамск) на базе первого автогородка создан центр творчества, где систематически проводится работа по профилактике дет­ского дорожно-транспортного травматизма.

Данное учреждение дополнительного образования стало центром, координи­рующим работу по данному направлению педагогических коллективов общеобра­зовательных учреждений города. Реализуя «Закон о языках народов Республики Татарстан», мероприятия в Центре проводятся на двух государственных языках.

В Республике Татарстан (г. Чистополь) небольшой спортивно-технический клуб «Пионер» расширил свои возможности и стал Центром дополнительного образо­вания, где проводится работа по профилактике ДДТТ. Представляет интерес ра­бота Дворца школьников г. Арска и Центра внешкольной воспитательной работы Баптасинского района. В своей повседневной работе эти учреждения дополни­тельного образования тесно сотрудничают с районным отделением ГИБДД. Члены клуба «Юный пропагандист» периодически выступают в дошкольных учреждениях и в прямом эфире радиокомпании «Арча». Хорошо поставлена работа по профи­лактике детского дорожно-транспортного травматизма в Кукморском районе и в других районах и городах.
Детские спортивные школы,

детские и юношеские клубы физической подготовки
Профилактика ДДТТ в детских спортивных школах, детских и юношеских клубах физической подготовки осуществляется периодически и связана, как правило, со спортивными мероприятиями.

В этом плане рекомендуется, например, тренеру или педагогу дополнительного образования или инспектору Госавтоинспекции перед спортивными тренировка­ми, соревнованиями, велокроссами, выездами в тренировочный лагерь проводить обязательный инструктаж по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и в транспорте.
Центры (станции, клубы) технического творчества детей и подростков
В данных центрах проводится целенаправленное обучение детей и подростков умениям и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, что реализуется в объединениях юных картингистов, автомоделистов, мотоспортсменов.

В этих объединениях на основе дидактических принципов происходит приоб­щение школьников к миру техники и их обучение, например, картингу. В процессе занятий тренер использует наглядные средства: различные рисунки, схемы, виде­оклипы, показывает конструкцию картов, обучает техническим решениям, методам оперирования техникой при прохождении различных участков трассы и т.д. Школь­ники обучаются Правилам дорожного движения и знаниям по устройству и ремонту автомобилей.
Центры, станции, клубы юных туристов и краеведов
Данные центры, станции, клубы юных туристов и краеведов имеют широкие возможности для обучения детей и подростков знаниям Правил дорожного движе­ния, формирования и развития у них умений и навыков безопасного поведения в дорожной среде. Туризм и дальние экскурсии предусматривают прохождение че­рез населенные пункты, загородные дороги (вне населенного пункта), пересече­ние автомагистралей, передвижение на автотранспорте. Поэтому рекомендуется систематически проводить соответствующие инструктажи по соблюдению Правил дорожного движения и дидактические занятия с детьми и подростками по форми­рованию у них навыков безопасного поведения в дорожной среде, обучению их правилам личной безопасности при проведении массовых мероприятий, при вы­ездах учащихся за пределы учреждения дополнительного образования и в другие населенные пункты.

Глава 4. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в детских оздоровительных лагерях (на базе учреждений дополнительного образования детей
На базе учреждений дополнительного образования в летнее и зимнее время, во время каникул создаются оздоровительные лагеря для детей и подростков разного возраста. Возможности пребывания детей и подростков в оздоровительных лаге­рях активно используются в целях профилактики ДДТТ и проведения специальных мероприятий по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Организация нестандартного оздоровительного отдыха дает возможность привлечь в профильные зимние и летние лагеря детей и подростков из социально защищенных семей, детских домов и интернатов.

В субъектах Российской Федерации накоплен значительный опыт организации профилактики ДДТТ в оздоровительных лагерях.

Ниже приводятся выдержки из методических рекомендаций, разработанных УГИБДД УВД Омской области, по организации работы профильных смен в оздоро­вительных лагерях.

Примерные обязанности общественного инструктора по безопасности движения в оздоровительном лагере

Инструктор по безопасности движения назначается из числа сотрудников лаге­ря. Он организует следующие мероприятия.

  1. Совместно с начальником оздоровительного лагеря составляет раздел обще­лагерного плана работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  2. Помогает отрядным вожатым в проведении работы по безопасности движения.

  3. Контролирует выполнение профилактических мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  4. Создает отряд юных инспекторов движения и оказывает помощь в организации его работы.

  5. Организует оборудование уголка по безопасности дорожного движения.

  6. Организует и проводит совместно с вожатыми сборы, игры и праздники по те­матике безопасности движения.

  7. Помогает редколлегии лагеря в выпуске тематических «молний» и стенгазет.

  8. Привлекает ребят к работе по обновлению имеющихся в уголке безопасности движения и на транспортной площадке наглядных пособий, макетов по темати­ке Правил дорожного движения.

  9. Инструктирует водителей и вожатых о требованиях по обеспечению безопас­ности дорожного движения во время поездок, экскурсий, прогулок.

  10. Привлекает в помощь вожатым членов общества автомотолюбителей, внештат­ных сотрудников ГИБДД для работы по безопасности движения среди детей.

  11. Ведет учет выполненных мероприятий. Обобщает опыт работы по профилакти­ке детского транспортного травматизма и делает его достоянием всего коллек­тива оздоровительного лагеря.



Примерный перечень оборудования «уголка» по безопасности дорожного движения для оздоровительного лагеря

  1. Схемы наиболее сложных перекрестков и других опасных участков в микрорай­оне оздоровительного лагеря.

  2. Стол-макет с элементами улиц, площадей, дорог, тротуаров, светофорными объектами и дорожной разметкой.

  3. Плакаты по Правилам дорожного движения.

  4. Плакаты «Знаки дорожные», «Разметка дорожная».

  5. Памятки пешеходу, пассажиру, велосипедисту.

  6. Положение об отрядах юных инспекторов движения.

  7. Папка с документами отряда ЮИД: план работы отряда; график дежурств юных инспекторов движения на территории оздоровительного лагеря; стенгазета отряда.

  8. Информационный бюллетень с примерами дорожно-транспортных происше­ствий и других грубых нарушений Правил дорожного движения, приведших к тяжким последствиям (по материалам ГИБДД).

  9. Настольные игры по Правилам дорожного движения.

  10. Жезлы, свистки, нарукавные повязки для юных регулировщиков.

  11. Учебно-методическая литература по основам безопасности дорожного движения.



Примерная программа соревнования
Для участия в соревнованиях каждый отряд выставляет одну или несколько ко­манд. Состав команды 5-7 человек. Соревнования состоят из 3 этапов.

1 этап. Знатоки Правил дорожного движения.

От команды участвуют 3 человека. Каждый участник отвечает на 3 вопроса по Правилам дорожного движения.

За правильный ответ - 5 баллов, за неправильный - 0 баллов.

2 этап. Конкурс «Юные пропагандисты».

Во время подготовки к соревнованиям команда готовит листовку-обращение к юным пешеходам, водителям, пассажирам.

В ходе соревнований проводится «защита» этой листовки-обращения. Наи­большее количество баллов - 6.

3 этап. Соревнование «Волшебное колесо».

Для проведения соревнований необходимо определить их программу, т.е. ото­брать 5 упражнений по практическому вождению велосипеда на ловкость. Побеж­дает команда, набравшая наименьшее количество штрафных баллов.

Подростковые клубы по месту жительства
Клубы по месту жительства имеют широкие социально-педагогические воз­можности для индивидуального общения социального педагога с подростками и их родителями, изучения с ними основ безопасности дорожного движения и органи­зации воспитательной работы по соблюдению Правил дорожного движения.
Центры и станции юных экологов, центры и клубы эстетической направленности, военно-патриотические клубы, студии, музеи, детские парки и т.д.

В перечисленных учреждениях дополнительного образования работа по про­филактике ДДТТ и формированию у детей и подростков навыков безопасного по­ведения на улицах и дорогах проводится слабо. Поэтому рекомендуется активнее использовать эти учреждения для реализации в них задач профилактики ДДТТ.

Раздел 3. Организация образовательной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Глава 1. Тематические планы и программы проведения занятий по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
В учреждениях дополнительного образования используются тематические пла­ны и программы по основам безопасности дорожного движения, которые разраба­тываются совместно педагогами и работниками Госавтоинспекции. Применяются различные методы проведения занятий по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Ниже приводится образец образовательной программы «Школа светофорных наук» по профилактике ДДТТ, разработанной УГИБДД УВД Оренбургской области

Данная программа рассчитана на максимальное включение подростков в изуче­ние правил безопасного поведения на дороге. В процессе реализации программы используются активные методы обучения: теоретические и практические занятия, деловые игры, экскурсии, индивидуальные собеседования. Дидактические занятия ненавязчиво включены в естественный ход жизнедеятельности лагеря.

Теоретические занятия проводятся в форме беседы и игры. На практических заня­тиях используются велосипеды. Определенное количество баллов, полученных игро­ками, дает право на получение ими удостоверения юного инспектора движения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05
Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков...
Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей системы образования руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов,...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации для специалистов на основе опыта маоу «Планирование карьеры»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому в данном методическом пособии представлены программы дополнительного образования детей, которые прошли экспертизу в рамках...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса...
Мастер-класс – одна из форм эффективности реализации образовательных программ цдт «Ново-Переделкино» 2
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях...
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск