Скачать 1.42 Mb.
|
Информационно-методический центр отдела образования администрации городского округа город Буй Костромской области Сборник методических материалов Выпуск 4 Март 2009 г. "Дополнительное образование - это не "обязаловка", а создание новых возможностей прежде всего для того, чтобы человек проявил свою индивидуальность" Фурсенко А., Министр образования Современные требования, предъявляемые к управлению образовательным учреждением, требуют от административного и педагогического корпуса грамотных подходов к организации образовательного процесса. Поэтому в данном методическом пособии представлены программы дополнительного образования детей, которые прошли экспертизу в рамках муниципального конкурса команд педагогов дополнительного образования детей «Мастерство и творчество». Пособие предназначено для руководителей, заместителей руководителей, методистов, педагогов учреждений дополнительного образования детей и педагогов общеобразовательных учреждений. Материалы составлены на основе информации, предоставленной участниками конкурса «Мастерство и творчество». Редактор: Бочагова Л.В., заведующая ИМЦ отдела образования Составитель: Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования Компьютерная верстка: Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования Оглавление
Команды педагогов дополнительного образования детей Хазов С.И., Николаева А.С., Смирнова О.В. Стаселович И.А., Яурова Т.Н., Павельева О.А. Лебедева Н.Н., Сурикова Ю.Н., Лапин М.И. Сухинченко Т.А., Шарова С.И., Киселева О.А. Андреева Л.А., Кузнецова Е.Д., Соколова И.И. ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальном конкурсе команд педагогов дополнительного образования детей «Мастерство и творчество» 1. Общие положения 1.1 Муниципальный конкурс команд педагогических работников дополнительного образования «Мастерство и творчество» посвящен 90-летию государственной системы внешкольной работы. Юбилей – это уникальная возможность проанализировать славные страницы исторического прошлого, показать значимость педагогов и достижений детей в различные периоды, подчеркнуть сегодняшнее развитие учреждений дополнительного образования города. Настоящее положение определяет порядок и условия проведения муниципального конкурса. 1.2 Учредитель конкурса – отдел образования администрации городского округа город Буй. Организатор конкурса – информационно-методический центр отдела образования администрации городского округа город Буй. 2. Цели и задачи конкурса
3. Участники конкурса 3.1 В конкурсе принимают участие команды педагогов муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. 3.2 В состав команды образовательного учреждения входят 3 человека: директор ОУ, заместитель директора по УВР (или методист), педагог дополнительного образования. 4. Этапы и сроки проведения конкурса I этап – информационно-организационный (сентябрь-ноябрь) – проводится оргкомитетом конкурса с целью регистрации участников, приема и анализа регистрационных материалов, проведения консультационных встреч с участниками, оперативных совещаний со специалистами, обеспечивающими проведения конкурса, членами жюри. II этап – конкурсные испытания (декабрь). 5. Содержание и порядок организации конкурса 1. Информационно-организационный этап Командам УДО необходимо до 1 декабря представить на конкурс следующие документы:
- сценарий «Визитной карточки» («Это мы, а это наша работа»); - образовательная или культурно-досуговая программа; - программа деятельности (методический материал) зам. директора по УВР или методиста; - конспект открытого занятия (мероприятия); - анализ открытого занятия или мероприятия. 2. Конкурсные испытания:
- образовательной или культурно-досуговой программы с дидактическим и методическим сопровождением (для педагога дополнительного образования) (см. приложение 3); - методической продукции или программы деятельности (для зам. директора по УВР или методиста) (см. приложение 4).
6. Критерии оценки 6.1 Визитная карточка «Это мы, а это наша работа»:
6.2 Образовательная или культурно-досуговая программа
6.3 Авторская методическая продукция
6.4 Открытое занятие или досуговое мероприятие
6.5 Анализ занятия
- использование активных методов обучения (проблемных, поисковых, исследовательских, игровых, заключающихся в примени эффективных способов и приемов развития памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.); - обучение навыкам самостоятельной работы; - учет возрастных и индивидуальных способностей обучающихся; - обоснованное использование различных средств обучения (кино-, видио-, аудиоматериалов, компьютеров, учебных пособий, наглядных материалов, литературы и т.п.); - оптимальное сочетание форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной; - создание комфортной психологической атмосферы; - организация санитарно-гигиенических условий, соответствующих нормам техники безопасности; - степень вовлечения обучающихся в образовательную деятельность; - степень достижения образовательных целей занятия; - уровень усвоения обучающимися данного образовательного курса.
7. Подведение итогов конкурса 7.1 Решение по итогам муниципального конкурса команд педагогических работников дополнительного образования «Мастерство и творчество» принимает экспертная комиссия, утвержденная отделом образования администрации городского округа город Буй. 7.2 По итогам конкурса определяются победитель (1 место) и призеры (2 и 3 место), которым вручаются дипломы и денежные премии. 7.3 Участники конкурса получают дипломы участника. Приложение 1 Анкета-представление команды-участницы Название ОУ___________________________________________________________ Ф.И.О. участников команды, должность 1._____________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________ Девиз команды ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Контактная информация ______________________________________________________________________ Приложение 2 В конкурсе «Визитная карточка команды» («Это мы, а это наша работа») участникам предлагается в целях знакомства друг с другом, жюри, зрителями в течение 10 минут представить свое ОУ, команду, идею работы (девиз, основной принцип и т.д.), отношение к детям, коллегам, профессии. Информационный блок данного конкурсного задания желательно проиллюстрировать, подумав над его оформлением. Это может быть выставочный материал: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, демонстрация видеозаписей, компьютерной презентации или театрализованное представление. Умелое использование наглядных средств придаст выступлению выразительность, яркость, даст более полное представление об ОУ и команде. Приложение 3 Образовательная или культурно-досуговая программа представляется педагогом дополнительного образования. При подготовке к конкурсу образовательных или культурно-досуговых программ необходимо продумать:
Примерный план представления программы:
При представлении программы можно использовать плакаты, лайды, компьютерные презентации и другие наглядные средства. Регламент презентации программы - 10 минут. Приложение 4 Программа деятельности или методический материал представляется заместителем директора по УВР или методистом. В программе этого типа необходимо выделить и сформулировать ведущие идеи, раскрыть пути их реализации, аргументировать преобразования в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария, обосновать использование предлагаемых педагогических технологий, дать их описание, раскрыть показатели результативности. При представлении методического материала необходимо обозначить его вид (методические рекомендации, методическая разработка, методическое пособие и т.п.), обосновать актуальность, охарактеризовать структуру и содержание, назвать основные источники подготовки данного методического продукта; указать кому адресован этот материал. Регламент презентации программы или представления методического материала - 10 минут. Приложение 5 Открытое занятие или досуговое мероприятие проводит педагог дополнительного образования. При подготовке к конкурсу открытого занятия или досугового мероприятия следует помнить:
Приложение 6 Анализ открытого занятия (мероприятия) проводит директор ОУ или зам. директора по УВР, или методист. Проводя анализ необходимо учитывать следующие моменты:
ПЛАН мероприятий по организации и проведению муниципального конкурса команд педагогов дополнительного образования детей «Мастерство и творчество»
История развития системы внешкольного (дополнительного) образования детей Система внешкольного образования в своем развитии прошла несколько этапов. Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м гг. XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России. Примерно с того же времени начали создаваться детские парки, первый был организован по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I. Однако первые опыты организованного внешкольного образования в России относятся к концу XIX в. и связаны с добровольной деятельностью интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых. Первая теоретическая разработка внешкольного образования – это книга В.П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», вышедшая в 1896 г. 20-30-е гг. XX в. стали временем расцвета внешкольной работы. Именно тогда внедрялись в жизнь интересные педагогические начинания, появлялись оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внеурочной и внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием детской самодеятельности. В 1918 г. открылось первое внешкольное учреждение – Биологическая станция юных любителей природы под руководством талантливого педагога и ученого Б.В. Всесвятского. В 1925 г. был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Позже, особенно в послевоенные годы, пионерские лагеря получили массовое развитие. Они решали задачи не только оздоровления детей, но и общественно-политического и трудового воспитания. Тридцатые годы минувшего века характеризуются пропагандой здорового образа жизни и массовой увлеченностью молодых людей физкультурой и спортом. Это движение охватывает и детскую среду. Во второй половине тридцатых годов открываются детские спортивные школы и стадионы. Позже появляются такие учреждения, как детские автотрассы, клубы юных моряков. Развитие детского технического творчества стало одной из главных задач внешкольного образования в 30-е гг. В эти годы значительно расширилась деятельность многих известных педагогов: С.Т. Шацкого, создавшего колонию «Бодрая жизнь» и А.С. Макаренко, создавшего трудовую колонию им. М.Горького и трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. Педагоги показали новые взаимоотношения и взаимодействие личности и коллектива, педагога и воспитанника. Вся клубная работа воспитанников А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого строилась на основе детского самоуправления. Стремление руководителей молодежи к централизованному управлению самодеятельными движениями подчинило юннатское движение и техническое творчество детей пионерской организации. А затем и сама пионерская организация была включена в систему деятельности школы. Внешкольные учреждения в большинстве своем стали называться домами пионеров, что повлияло на содержание и организацию их работы. Однако жесткая ориентация пионерского движения на политические цели со стороны партии и комсомола направили пионерскую организацию на активное приобщение детей к общественной жизни и классовой борьбе. В 40-50-е гг. происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений и внеурочной работы в школе. Достижения первых послереволюционных лет остаются невостребованными. В то время преобладали парадность и формализм многочисленных мероприятий. Индивидуальные, клубные формы работы сменяются показной мишурой праздников, смотров, маршей. Новый подъем внешкольной работы пришелся на 60-е-70-е годы 20 века. Труды выдающихся педагогов внешкольной работы вновь оказались востребованными. Именно тогда стала пользоваться широкой известностью методика И.П. Иванова, который, опираясь на идеи А.С. Макаренко, во Фрунзенском Доме пионеров создал школу пионерского актива «Коммуна юных фрунзенцев». В этот период в школе была введена должность организатора воспитательной работы. Летом 1962 г. был проведен первый коммунарский сбор во Всероссийском пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок». К 70-м годам сформировались содержание и формы работы внешкольного учреждения. Содержание и формы досуга включали обязательное посещение или участие в мероприятиях такого типа как «смотр строя и песни», «фестиваль дружбы народов», участие в сборах «звездочек», пионерских отрядов и т.д. Анализ советского периода развития внешкольной работы позволяет сделать вывод, что в СССР была создана уникальная государственная система внешкольных учреждений. Однако, заботясь о разностороннем развитии ребят, внешкольные учреждения не должны были забывать об их идейно-политическом воспитании. Начавшиеся в середине 80-х гг. изменения в социально-экономической жизни страны, а затем слом всей советской политической системы не мог не отразиться на образовании. В связи с уменьшением финансирования стало сокращаться число внешкольных учреждений. Резко ухудшилась материально-техническая база учреждений, что в первую очередь ударило по научно-техническому направлению и некоторым видам спортивной подготовки, требовавших специального оборудования. Огромную роль в сохранении и развитии отечественной системы образования сыграл Закон Российской Федерации «Об образовании», изданный в 1992 г. В Законе целый раздел (ст.26) посвящен дополнительному образованию. Таким образом, не только был введен новый термин, но и дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в подсистему общего образования. И хотя в этом документе обозначены лишь самые общие контуры и задачи дополнительного образования, но был дан мощный толчок для серьезных преобразований. Сегодня можно говорить о значительных достижениях в сфере дополнительного образования. В последние годы появились такие новые учреждения и объединения, как школы раннего развития для дошкольников; гимназии и лицеи в составе учреждений дополнительного образования; культурно-образовательные центры, объединяющие общеобразовательную школу и учреждения культуры; центры христианской культуры; экологические и природоохранные объединения. Все шире распространяются компьютерные клубы, телевизионные и видео студии, где ребята осваивают новейшую техлее, компьютерный дизайн и верстку, учатся снимать видеофильмы, выпускать газеты и журналы. Поэтому неудивительно появление большого числа клубов и школ юных журналистов. Развитие электронных средств связи позволяет подросткам включаться в мир информации и учиться быть грамотными потребителями информации. Произошли очень важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования. Привычным стало создание учреждениями своих образовательных программ. Многие руководители различных творческих объединений разрабатывают свои авторские программы, стремясь, прежде всего, создать условия для развития творческой активности детей и реализовать собственный профессиональный и личностный потенциал. Анализ преобразований, проводившихся в последнее десятилетие, говорит о том, что в нашей стране сложилась достаточно жизнестойкая система дополнительного образования, вобравшая в себя многое из того, что было во внешкольном образовании советского периода. Однако для того, чтобы добиться более высоких результатов, необходимо решить еще множество сложных проблем. Решение этих проблем во многом зависит от профессионализма, увлеченности делом, творческих качеств тех, кто начинает свою трудовую деятельность в первое десятилетие XXI в. И.В. Татаринцева, методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа г.Буй Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Олимп» Авторский коллектив: Смирнова Ольга Вячеславовна, зам. директора по УВР; Шатова Дина Геннадьевна, тренер-преподаватель МОУ ДОД ДЮСШ Паспорт программы
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений. Основной проблемой занятости детей в летний период является отсутствие организованного спортивно – оздоровительного отдыха детей. Необходимость решения этой проблемы и вызвало потребность создания программы. Летний спортивно-оздоровительный лагерь при ДЮСШ г. Буя называется «Олимп». Название выбрано неслучайно, еще в Древней Греции спортсмены стремились к Олимпийской вершине. А чтобы достичь победы в Олимпийских играх, нужно было не только быть сильным, ловким, выносливым, быстрым, но и здоровым. |