Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»





НазваниеЕ. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
страница1/4
Дата публикации26.08.2014
Размер0.57 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Спорт > Лекция
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – учебно-научно-производственный комплекс»

Е.Н.Миронова

Сборник лекций по гимнастике

для студентов

высших учебных заведений учебных заведений специальности

034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 034300 – «Физическая культура».

Рекомендовано редакционно-издательским советом

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» в качестве

учебно-методического пособия

Орел 2012
Лист согласования


Автор: старший преподаватель Миронова Елена Николаевна

Рецензенты: д.п.н., профессор, заведующая кафедрой

«Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ «Госуниверситет-УНПК»

В.С. Макеева,

к.п.н., доцент кафедры «Физическое воспитание» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет» Е.Н. Максимова

Учебно-методическое пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающим по специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 034300 – «Физическая культура».

Пособие включает в себя лекционный материал, отвечающий требованиям рабочей программы по дисциплине по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)». Методическая разработка охватывает 15 разделов.

также содержит аттестационные требования, вопросы к зачету и литературу,

рекомендованную преподавателям и студентам для подготовки к занятиям.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено:

на заседании кафедры «Туризм, рекреация и спорт»

Протокол № от 20 г.

Зав кафедрой д.п.н., профессор Макеева Вера Степановна

на заседании УМС факультета «ФФКС»

Протокол № от 20 г.

Председатель УМС к.п.н., доцент Бойко Валерий Вячеславович



Содержание

Лекция 1. Гимнастика, задачи, методические особенности и терминология гимнастики……………………………………………...…….4

Лекция 2. Техника гимнастических упражнений. Организация и проведение соревнований по гимнастике………...............................................................….30

Вопросы к зачету по гимнастике …………………………………..…………..34

Лекция 1. ГИМНАСТИКА, ЗАДАЧИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ГИМНАСТИКИ
Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Происхождение «гимнастики» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую.

На современном этапе гимнастика сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающих широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Она занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах, спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

1. К оздоровительным задачам относятся: гармоническое физическое развитие, укрепление здоровья, развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости), развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. К образовательным задачам относятся знания, умения и навыки, получаемые занимающимися в процессе выполнения упражнений. Так, например, гимнаст знает название упражнение, технику их выполнения, какие способности улучшаются у исполнителя, меры безопасности на занятиях и т.д. бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

3. К воспитательным задачам: формирование эстетических, волевых, нравственных качеств: коллективизма, дисциплинированности, смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности.
Методические особенности гимнастики.
Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения. Он реализуется как:

- возможность разложить каждое упражнение на части;

- аналитический характер упражнений, позволяющий избирательно применять их для решения конкретных педагогических и оздоровительных задач;

- в гимнастике существует бесчисленное множество самых различных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них можно составлять комплексы для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

- возможность определять пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения и тем самым планировать физическую нагрузку занятия;

-возможность усложнять упражнения за счет изменения исходных положений;

-возможность выполнять упражнения с музыкальным сопровождением;

- возможность строгой регламентации и педагогического процесса.
Терминология как совокупность понятий в деятельности человека
В любой сфере деятельности человека используются специфичные для этой сферы понятия, которые облекаются в соответствующие слова-термины. Так возникает специальная терминология, как совокупность терминов определенной отрасли, науки, техники, производства, области искусства, общественной деятельности, связанная, с соответствующей системой понятий, процессов.

Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и т.д.). Термин отличается от обыкновенных слов, которые могут и не заключать в себе конкретного понятия, а иметь только определенное значение, например: фляк, курбет, спичак, петля Корбут и т.д.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет, особо важную роль. Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает преподавание и общение между преподавателем и учениками во время занятий, общение специалистов, а также помогает упростить описание упражнений при издании литературы по гимнастике. Владение терминологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. Точные терминологические обозначения (слова-термины) в качестве речевых раздражителей оказывают существенное влияние на настройку занимающихся, облегчают понимание разучиваемого упражнения и таким образом делают учебный процесс более компактным и целенаправленным.

По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

В то же время, дальнейшее развитие гимнастики, новые успехи в теории и практике требуют и дальнейшего совершенствования гимнастической терминологии. Сегодня уже, помимо известных видов записей гимнастических упражнений (обобщённой, конкретной, графической) в спортивной гимнастике широко используется символическая запись, позволяющая судьям, тренерам и специалистам вести запись любых упражнений синхронно с их исполнением гимнастами.

Можно смело утверждать, что важным принципом, положенным в основу любого из существующих видов записей упражнений, является создание зрительного образа записанного упражнения. И в этой связи, чем точнее и короче запись, тем она более приемлема для практической работы.

2. Способы образования терминов

1. Переосмысливание - это придание нового терминологического значения существующим словам (например: мост, шпагат, колесо, березка, выход, ласточка, переход и т. д.).

2. Словосложение - это термины, состоящие из двух или нескольких слов (разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки и др.).
3. Из корней отдельных слов общепринятого языка (вис, упор, мах, сед, выпад и другие).

4. Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины: рондат, курбет, твист.

5. Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры (стойка на голове, стойка на лопатках, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках) и положения тела в пространстве (вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись, вис сзади и др.)

6. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от положения тела в фазе полета (например: прыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь, соскок прогнувшись, прыжок переворотом, прыжок закрытый и открытый, прыжок

7. Аутотермины - по фамилиям первых исполнителей данного элемента, например «петля Корбут», «вертушка Диамидова», «сальто Делчева», «перелет Ткачева», «прыжок Цукахара» и другие. Присвоение имени первого исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения.

Существуют следующие закономерности образования терминов для различных типов упражнений: статических, маховых, прыжков и соскоков.

Термины, обозначающие статические положения, образуются путем указания на:

- условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках;

- положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись, вис согнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы - разгибом, махом вперед, переворотом и др.; спады вперед, назад.

Термины прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.
Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии
1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка, а также полностью соответствовать законам морфологии и грамматики языка. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

(сальто, пируэт), полукольцо, кольцо и т.д.)

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности данного упражнения (действия) или понятия. Точность термина способствует созданию правильного представления об упражнении, что содействует более быстрому его освоению. Наличие точной терминологии позволяет более широко использовать слово в тренировке гимнастов и вместе с тем в большей мере определять грамотность занимающихся.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения, облегчающие наименование и запись упражнений (для этого используют правила сокращения, уточнения и записи упражнений). На занятиях нужно пользоваться гимнастической терминологией на протяжении всего периода обучения необходимо постоянно работать над собой в плане освоения терминологии.

Классификация терминов

1. Общие термины - термины отдельных групп упражнений, общих понятий, гимнастических снарядов и его частей, инвентаря (строевые упражнения, вольные упражнения, ОРУ, перекладина, брусья и т. п.).

2. Основные термины - позволяют точно определить смысловые признаки упражнения (например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, наклон, выпад, взмахи, равновесие и т.п.).

3. Дополнительные термины уточняют основные признаки и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. (например: разгибом, дугой, поворотом, стойка на руках, голове, лопатках, прыжок перекидной, кольцом и т. п.). В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчёркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

- поочередное - движение, совершаемое сначала одной конечностью, затем другой;

- одновременное - движение, выполняемое конечностями тела одновременно

- последовательное - движение, выполняемое одной конечностью за другой с отставанием на половину амплитуды;

- симметричные - движения - движения руками и ногами в одном направлении;

- несимметричные - движения, движения руками и ногами в разных направления;

- одноименное - движение, при котором участвует правая рука - правая нога;

- разноименное - движение, при котором участвует правая рука - левая нога, и наоборот.

Название упражнения, как правило, должно состоять из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняющего движение, его последовательность.

Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность

4. Эта группа терминов наиболее многочисленная. Термины, которые соответствуют положениям, позам и движениям в разнообразных средствах гимнастики.

Прыжок - преодоление снаряда или пространства свободным полетом.

Вис - положение занимающегося, при котором плечевая ось ниже оси снаряда.

Упор - положение занимающегося, при котором плечевая ось выше оси

Хват - способ держания кистями за снаряд или способ держания предмета (хват сверху, снизу, глубокий, узкий, широкий, обратный и др.).

Ось снаряда - прямая линия, проходящая вдоль снаряда; у бревна - вдоль бревна, у перекладины - вдоль грифа, на кольцах - через точки хвата

Плечевая ось гимнаста - это фронтальная линия, проходящая через центры плечевых суставов гимнаста.

Продольно - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось расположена параллельно оси снаряда (брусья, перекладина, кольца).

Поперек - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось перпендикулярна оси снаряда (упражнение на бревне, на параллельных брусьях).

Правила использования гимнастической терминологии.

1. Правила сокращения. Сокращаются второстепенные определения, не имеющие существенного значения. Для движения рук вперед, в стороны, вверх или назад применяются в качестве терминов только два слова - первое обозначает двигаемую часть, второе слово - направление (например: руки вперед, руки вверх и т.п.).

Не указываются положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, вперед и вверх, вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты.

Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, то указаний о пути движения не требуется. Если же оно выполняется иным путем, то его следует указать дугами наружу, дугами внутрь.

При движениях руками сокращаются также слова - поднять, опустить, выпрямить и т.п.

Ладонями внутрь - не говорится, при положениях рук вперед, вверх, вниз.

Ладонями вниз - при положениях рук в стороны, перед грудью, на голову
При движениях ногами опускается слово нога, а также опускаются слова: прямые, поднять, опустить и т.п. (например: правую вперед на носок, мах левой назад).

При движениях туловищем - слово «туловище» не говорится (например, при наклонах: наклон вперед, наклон вправо, поворот направо и т.д.).

При движении всего тела не говорится слово «спереди», если гимнаст обращен лицом к снаряду. Опускаются термины «продольно» и «поперек», если положение гимнаста является обычным на том или ином снаряде (поперек - при выполнении упражнений на параллельных брусьях и бревне, продольно - при выполнении упражнений на перекладине, коне-махе, кольцах, разновысоких брусьях).

Не оговариваются конечные положения, если при выполнении упражнения или движения они сами собой разумеются. Не указывается направление движения, если возможно только одно направление.

Кроме того, принято сокращать наиболее часто встречающиеся термины: Гимн, - гимнастика Осн. гимн.- основная гимнастика; Сп. гимн. - спортивная гимнастика; Худож. гимн. - художественная гимнастика Физ. упр. - физические упражнения; Эл. - элемент; Соед. - соединение
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconИнформационная справка
По дисциплине «Бадминтон» для студентов 2 курса института Туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса, обучающихся по направлению...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconАннотация учебных дисциплин базовой и вариативной (в т ч. профильной)...
Аннотация учебных дисциплин базовой и вариативной (в т ч профильной) частей учебного плана, реализуемых в рамках направления 034600...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconУчебник для высших учебных заведений издание 2-е дополненное
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconПояснительная записка в процессе проектирования ооп по направлениям...
В процессе проектирования ооп по направлениям «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» перед коллективом разработчиков были...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconМузыкально-ритмическое воспитание
Студентов по специальности 032103. 65 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconРабочая программа дисциплины (модуля) общая и специальная гигиена...
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconРабочая программа дисциплины по выбору Сооружения в сфере рекреации...
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconБ. 11 Культурология Направление подготовки 034600. 62 Рекреация и...
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей сельско­хозяйственных высших учебных заведений,...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ Ставрополь
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconКурс лекций рекомендовано умо по специальностям педагогического образования...
Рекомендовано умо по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconРабочая программа по интенсивной терапии и реаниматологии для специальности...
Минздравмедпрома Российской Федерации по дисциплине «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия» для студентов высших медицинских...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconТеория и методика физического воспитания
Учебник предназначен для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура...
Е. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших учебных заведений учебных заведений специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» iconКонспект лекций Владимира Климентьева по истории философии, отредактированный...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск