Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения»





Скачать 120.89 Kb.
НазваниеТема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения»
Дата публикации11.09.2014
Размер120.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Сущностные характеристики опыта.


  1. Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения».

  2. Сегодня спортивная отрасль испытывает острый дефицит передовых технологий в сфере управления, экономики, информатизации, пропаганды, педагогики и методологии, медико-биологического и материально-технического обеспечения.

Внедрение инновационных технологий в спорте требует, прежде всего, разработки новой концепции физического воспитания, в том числе в школе, создание обновленной системы подготовки спортсменов, переход от архаичных методик к передовым методам сопровождения деятельности спортсменов на всех этапах. Отсюда вытекает необходимость коренного изменения профессиональной деятельности специалистов сферы спорта, формирования более творческого и критического мышления у школьников.

  1. Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.

  2. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

  3. Для создания проблемной ситуации учителю необходимо необходимо следующее:

    1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

- задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

- неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

- выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

    1. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

    2. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

-   отбор самых актуальных, сущностных задач;

-   определение особенностей проблемного обучения в различных видах учеб ной работы;

-   построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

-   личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

  1. Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

Описание инновационного опыта учителя.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности в волейболе:

    • Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами).

Пример: Какая расстановка при игре в защите углом назад верна?







    • Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

Пример: Выберите оптимальное положение игроков задней линии при атаке по диагонали из 4 зоны?















И так далее с примерами…

    • Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

    • Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

    • Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа.

    • Проблемные ситуации при решении задач возникают тогда, когда между схематическим и наглядным изображением отсутствует прямое соответствие.

  • Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

Экспертное заключение

при ФАГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на инновационный опыт Лампетовой Т.
В новых социально-экономических условиях России, несмотря на мно­гие трудности и нерешен­ные проблемы экономического и социально-куль­турного характера, возраста­ет значение физической культуры и спорта в средних и средне-специальных заведениях.

Инновационная работа посвящена актуальной проблеме внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий обучения в сфере физической культуры и спорта. В условиях снижения интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности это приобретает еще большую актуальность, так как по причинам недостаточного методического и содержательного характера, а также и из-за низкой мотивации самих учащихся к сохранению и укреплению здоровья. С этой точки зрения проблема состоит в том, что низкий уровень здоровья детей, снижение их интересов и мотивов к занятиям физической культурой, заставляют искать инновационные нетрадиционные средства и подходы для занятий.

Наиболее существенные научные результаты: Личный вклад автора в исполнении исследований и анализа его результатов высок. Автор принимал непосредственное участие в подборе контингента занимающихся, их обучении, он имеет не только теоретико-аналитическое представление о сущности обучения, но и вполне конкретный практический опыт, который позволил ему обобщить результаты своей работы настолько с одной стороны теоретически безупречно, с другой – практически обоснованно.

Обоснованность результатов исследования обеспечивается применением комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления.

Теоретическая значимость и новизна проведенного исследования заключается в дополнении апробированной теории и методики физического воспитания в Вузах дополнительной информацией о современном представлении отношения студентов разного пола к занятиям физической культурой и спортом и созданию организационно-педагогических условий для реализации данных задач.

Практическая значимость. Инновационный опыт может использоваться в разработке региональных учебных программ по физическому воспитанию школьников и в лекционных.

На наш взгляд использование инновационного опыта Т…. Лампетовой на тему «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» отвечает требованиям, предъявляемым к исследованиям подобного рода.
к.п.н., доцент СФУ Мезенцева Н.В.
тел. 8-902-960-91-60, эл.почта: premudrayavasa@mail.ru

Адрес: 660005,г.Красноярск, ул. Краснодарская 17-97

Своим педагогическим кредо считаю создание условий для воспитания ценностного отношения каждого учащегося к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения друг к другу, к старшим. Основополагающей целью моей работы является формирование у учеников знаний о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни, к стремлению вести спортивный образ жизни.

Концепция модернизации образования до 2010 года одной из целей создания необходимых условий для достижения нового, современного качества общего образования ставит необходимость проведения оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культурой.

Школьная физическая культура, на мой взгляд, должна решать большой спектр задач: образовательных, воспитательных, развивающих, оздоровительных. Отдельно хотелось бы остановиться на задаче формирования навыков самоконтроля. На мой взгляд, эта задача поможет решить не только вопросы связанные с физкультурной деятельностью, двигательной активностью, но и поможет ученикам в другой, например учебной деятельности, а учителю даст необходимую информацию для мониторинга . Выстраивая свою педагогическую деятельность, я выделила ряд проблем, которые, на мой взгляд, являются наиболее актуальными в настоящий момент. Как сделать так, чтобы физическая культура стала основной двигающей силой формирования здорового образа жизни? Как повысить эффективность практического использования традиционных и новых образовательных систем и технологий? Как формировать положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом? Как привлечь к занятиям физической культуры учащихся с разным уровнем подготовленности и как подобрать оптимальную систему упражнений для каждого? Ответы на эти и многие другие вопросы я ищу в современной педагогической литературе, обобщаю свой опыт.

На протяжении 3 лет работаю над методической темой: «Защитные действия в волейболе». Результатом работы стало методическое пособие на тему «Подводящие упражнения для выполнения защитных действий в волейболе». Эта работа получила широкую огласку и одобрение на методическом объединении в районе и городе, с успехом применяется учителями других школ города.


Положительную динамику учебных достижений я отслеживаю с помощью индивидуальных карт. На каждого ребенка завожу такую карту, в которую записываю нормативы и результаты их сдачи в сентябре, ноябре, декабре и так далее. Анализируя эти результаты легко можно определить и отследить позитивную динамику достижений ученика. Как правило, такая позитивная динамика отмечена почти у 100% учащихся. Главное в моей работе не напугать ребенка нормативом, а помочь ему научиться выполнить его правильно по технике. А результат не заставит себя долго ждать. Ребенок сам будет стремиться выполнить задание как можно лучше.

Выставляемые на уроках физической культуры оценки не могут быть конечным результатом. Средством помогающим решить задачу самоконтроля я вижу дневник достижений физкультурных результатов. Под дневником физкультурных достижений я понимаю не традиционный дневник с оценками, отметками, замечаниями, а дневник, в который он записывает свои показания, результаты достижений, свои ощущения и впечатления, изменения в организме. В дневник ученики также записывают поурочную нагрузку, количество повторений упражнений и изменившийся результат в прохождении тестов. А также заносятся нормативы, которые учащиеся должны выполнять к окончанию учебного года. Учащемуся становится не только интересно наблюдать за собой, за изменениями его результатов и испытываемых при этом эмоций. Помимо этого дневник дает ученику некий инструмент самоконтроля и самоанализа. Благодаря дневнику, все ученики в состоянии назвать свои результаты в контрольных упражнениях, сравнить их с требуемыми, что снимет проблемы и конфликты при выставлении оценок. Учителю же дневник дает возможность видеть не только конечный результат, а своевременно определять конкретные индивидуальные проблемы учащегося в физической подготовке. Любая положительная динамика физкультурных достижений дает учителю возможность оценить трудолюбие и старание ученика и повысить ему оценку. Важно, чтобы ученик преодолел хотя бы одну ступеньку в своем физическом совершенствовании. Совместно с учащимся, мы намечаем план улучшения контрольных результатов и такая совместная работа дает возможность выстроить партнерские отношения учитель-ученик.

По результатам такой работы с дневниками достижений я составляю итоговую таблицу роста достижений класса. Мне она позволяет увидеть информацию в целом по классу, проанализировать в каких контрольных нормативах намечаются проблемы, запланировать систему мероприятий, упражнений для коррекции проблем класса.

Пример таблицы достижений учащихся 9а класса по освоению контрольных нормативов ниже. В таблице указан процент учащихся справляющихся с контрольными нормативами.


Норматив

1 четверть

2 четверть

3 четверть

Бег 60 м

86%

90%

94%

Бег 2000 м

75%

80%

86%

Пр. в длину с места

84%

85%

85%

Пресс за 30 секунд Поднимание и опускание туловища из положения лежа

88%

96%

100%


По результатам таблицы видно, что положительной динамики по прыжкам в длину с места нет. Сразу видно, что нужно увеличить нагрузку на ноги, давать больше прыжковых упражнений увеличивающих силу ног, развивающих прыгучесть.

Один из принципов моей работы – принцип «не навреди». Поэтому широко использую здоровьесберегающие технологии, контроль за режимом нагрузки учащихся в течение урока, недели, месяца, применяю разнообразие форм ведения уроков, помогаю понять детям в целесообразности ведения здорового образа жизни

Важным в своей работе считаю сочетание теоретических и практических занятий. Такое рациональное сочетание позволяет полнее учитывать индивидуальные физиологические возрастно-половые характеристики, потребности и личностные качества школьников. В январе 2009 года я приняла участие в семинаре по работе с интерактивной доской и теперь успешно использую ее в своей работе, ребята активно подключаются к работе с этим современным средством обучения. При проведении теоретических занятий активно использую ИКТ-технологии: создание и демонстрация презентаций, видео материалов выполненных самими учащимися, в рамках учебного проекта. Для формирования информационной компетентности учащихся использую не только современные средства обучения, но и коммуникации (возможности локальной сети, Интернета). Интересно проходит урок, когда одно задание выполняют два, либо три человека. Тогда они могут дополнять друг друга, возникает дискуссия, подключается весь класс. Оценки ребятам ставит тоже класс. Работая в группах, ребята представляют свои проекты по теме «Здоровьесберегающие технологии». Интересно наблюдать, как они понимают эту тему и представляют свои варианты ее применения на практике. После теоретических уроков, ребята легче и быстрее воспринимают данный материал на практике, увереннее чувствуют и ведут себя. Интересно наблюдать, как они понимают эту тему ее применения на практике. За период с 2007 года прошла трех месячное обучение по практике и теории по курсу «Классическая аэробика», «Степ аэробика», «Шейпинг» Имею сертификаты 1,2 и 3-ей категорий. Применяю эти виды фитнеса на уроках в различных формах, в зависимости от состояния здоровья ученика. Использую, как разминку в круговой тренировке, в общефизической подготовке. Использую на весь урок. Такие уроки эффективнее проходят с музыкальным оформлением. Задаю домашнее задание подготовить композицию на 16 счетов, 32 счета. И тут начинается творческая работа. Они сами определяют число человек в группе, подбирают музыку, движения. Потом на уроках происходят выступления, которые превращаются в праздник. Такое ведение урока, поднимает настроение у учащихся, растет мотивация к занятиям физической культуры и фитнесом. Растет дух соперничества и спортивной борьбы в достижении цели, упорство, работоспособность, мастерство.

Одним из важных направлений работы считаю коллективные посещения соревнований по различным видам спорта различного уровня от городских до международных. Так ученики нашего лицея постоянные зрители турнира борцов на призы Ивана Ярыгина. Чемпионата России по волейболу высшей лиги. Здесь, характер, воля к победе, проявленная известными спортсменами становится хорошим примером для подрастающих учеников
Еще одной формой отслеживания учебных достижений в моей работе является личное портфолио ученика, куда он заносит свои достижения в физической культуре и спорте. По итогам года во всех классах выбирается лучший спортсмен, каждый из которых по итогам года может претендовать на премию управляющего совета лицея в области физической культуры и спорта.


По результатам анкетирования психолого-педагогической службы лицея учащихся 8 классов: 36% отмечают, что у них появилось более позитивное отношение к урокам физической культуры, 78% считают, что выполнение контрольных нормативов посильно для них, 67% отмечают повышение интереса к урокам физической культуры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconТема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку»
Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconПротокол заседания педагогического совета
Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности педагога и оформлению материалов педагогического инновационного проекта...
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconСистемный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического...
Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconИнновационного педагогического опыта
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система приемов формирования...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconУрок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта
На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи,...
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconИнновационного педагогического опыта
«Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса» г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 44
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconИнновационного педагогического опыта
Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, 74-а
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconТема 2
Тема: Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование. Классификация защитных сооружений, их защитные свойства. Оборудование...
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе посредством проблемного обучения» iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система работы по теме:...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск