«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности»





Скачать 131.57 Kb.
Название«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности»
Дата публикации23.09.2014
Размер131.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Инновационный проект (1-4 классы):

«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых.

Организация полного дня в Школе Совместной деятельности»
Руководитель : О.И.Прудникова

Участники: Е.Г.Гуренкова, Е.В.Ветова, С.Г.Колчина, Е.Б.Путинцева, С.А.Казаченко, И.А.Журавлева, Н.Ю.Магденко, Е.В.Паньковская, О.А.Юрчук, Р.А.Ткаченко.
3.1. Аннотация.

Учебные результаты и успехи детей в школе, а в начальной школе особенно, зависят от участия в совместной деятельности.

Опыт совместной деятельности у детей и взрослых очень разный, а часто, к сожалению, негативный, поэтому мы разрабатываем и реализуем проект «Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых».

Проект направлен на развитие и обогащения опыта совместной деятельности. Для чего нами на уроках, занятиях уделяется внимание созданию ситуаций понимания, отношения детей и взрослых к изучаемым темам, совместного выполнения заданий, постановке и решению проблем, участия в совместных обсуждениях, дискуссиях, диалоге. При этом участники могут выбирать задания, объем, темп и способ работы, влиять на ее содержание, участвовать в оценке ее результатов. Также на основных уроках и внеурочных занятиях используется опыт группового взаимодействия, опыт рефлексий для решения учебных и образовательных задач.

Для обогащения опыта создаются специальные условия. Это особая организация образовательного пространства, а именно, полный день в Школе Совместной деятельности. В условиях полного дня у каждого класса начальной школы есть своя классная комната, пространство, которое организуется и оснащается сообразно задачам и формам жизни конкретного класса. В кабинетах выделяются различные функциональные зоны: для коллективной учебной работы, для групповых и индивидуальных занятий, игр и отдыха и т.д. Они трансформируются в зависимости от конкретной ситуации в классе. Образ классного пространства создается совместными усилиями детей, учителей и родителей. Особое внимание мы уделяем шестилеткам. Режим полного дня для них возможен только в условиях, приближенных к детскому саду: возможность организовать дневной отдых, наличие специальных помещений для игр. Весь педагогический процесс в предшкольной подготовке опирается на принципы сотрудничества, возможности выбора, уважения к потребностям и нуждам ребенка. Усилия детей на занятиях направлены на освоение отношений: на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают «настоящие школьники».

Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно - творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т.д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где - самостоятельно. Особое внимание мы уделяем разработке образовательных событий, которые являются самой значимой составной внеурочной деятельности. Образовательные события направлены на приобретение и развитие разного образовательного опыта совместной деятельности: коммуникации, порождения и реализации собственных интересов, запросов.

Базовой технологией на возрастной ступени 1-4 классов является «построение открытого совместного действия детей и взрослых». Главным условием для использования данной технологии является организация особой образовательной среды, которая создается в рамках проекта «Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности»
3.2. Модель организации Школы полного дня.

Первая половина дня: уроки, межпредметные занятия.

Вторая половина дня - динамические паузы, подготовка к образовательным событиям, самостоятельная работа по своему расписанию, в индивидуальном темпе работы, дополнительные услуги, кружки, секции.

Первая половина дня (постоянная)

Урочная деятельность


Уроки

Дополнительные образовательные услуги

Тематические мастерские

Предшкольный класс

Время -8.30-13.30 охват 100%

Вторая половина дня

Внеурочная деятельность


Время – до 15.00 охват – 40%-100%

Динамическая пауза

Самостоятельная работа, консультации

Подготовка к образовательным событиям

Подготовка к коллективным творческим делам

Образовательные события


Время – до 15.00 охват- 40%-100%

Олимпиады

Конференции

КТД

Выставки, конкурсы,

концерты

Дополнительные услуги


Время- 13.30. – 17.00 охват- 60%-80%

Кружки

Секции

Клубы

Подготовка к школе

Консультации



Изучение образовательного заказа родителей, ориентация на его выполнение, особенно в части предоставления дополнительных образовательных услуг - сегодня важное направление работы Школы. Мы организовали изучение заказа родителей в разных формах: путем анкетирования, обсуждения на родительских собраниях, при заключении договоров с детьми и родителями об условиях и обязанностях сторон для продолжения обучения ребенка на начальной ступени школы. В 2010 – 2011 учебном году у нас было организовано 25 групп дополнительных образовательных услуг со 100% охватом учащихся начальной школы.

Дополнительные образовательные услуги

  • Курс «Скорочтения»;

  • «Занимательная математика»;

  • «Занимательный английский»;

  • «Подготовка детей к школе»;

  • Занимательная орфография»;

  • «Детская риторика»;

  • «Информатика в играх и задачах».



Направление внеурочной деятельности

Формы организации

Спортивно-оздоровительное

Футбол

Баскетбол

Ушу

Акробатическая гимнастика

Прикладное

Бисероплетение

Тестопластика

Мягкая игрушка

«Подарочек»

Оформительское

Оформительская мастерская

Музыкальное

«Песенка»

Раннее музыкальное развитие

Фольклор

Хореография

Психологическое

Психологические игры «Играем вместе»

Художественно-эстетическое направление:

«Архитектурно – художественное моделирование»

Научно-познавательное направление:

«Я – исследователь»

Проектная деятельность

Проектные недели, детская конференция «Предлагай, твори. пробуй»

Общественно-полезное направление


«Человек и природа, общество, здоровье»

Гражданско-патриотическое направление


«Моя школа, моя семья, моя малая Родина, я – гражданин»
Как видно из таблицы, режим школы полного дня дает возможность организовать разнообразные направления и формы внеурочной деятельности. Кроме того, развитие ребенка как значимого и влиятельного участника совместной деятельности осуществляется и при подготовке различных образовательных событий.
Образовательные события (школьный уровень).

Форма

Содержание деятельности

Кол–во участников

Неделя знаний

Создание условий для учебной и образовательной мотивации через разнообразие учебных и образовательных форм

100%

Олимпиадная неделя

Предоставление выбора формы участия и реализация проб своих сил в разных предметных областях

95%


Детская конференция «Предлагай, твори, пробуй»

Организация разнообразных секций для детей с разными типами одаренности

86%


Конференция «Путь к истокам»

Представление проектно – исследовательских работ

25%

«А вот и мы!»

Представление результатов (образовательных, учебных, творческих и т.д.) класса за учебный год

100%

«Осенний марафон»

Выставки творческих работ

100%

«Новогодний карнавал»

Организация и участие в костюмированном маскараде

100%

«Рождественские встречи»

Конкурс на выявление знаний русских традиций

100%

«Смотр строя и песни»

Строевая подготовка детей и изучение традиций русской армии

100%


Праздник для мам

Конкурсы, концерты, выставки

100%

«Этот день Победы!»

Представление мини-проектов, посвященных Великой отечественной войне

100%


Организация совместной деятельности в Школе полного дня построена так, что дети с разными типами одаренности могут реализовать свои интересы, замыслы, потребности. Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно - творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т.д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где - самостоятельно. Особое внимание мы уделяем разработке образовательных событий, которые являются самой значимой составной внеурочной деятельности.

Образовательные события направлены на приобретение и развитие разного образовательного опыта: коммуникации, порождения и реализации собственных интересов, запросов. Если олимпиадная неделя удовлетворяет индивидуальные потребности детей, предоставляя выбор предмета, выбор участия, возможность пробы своих сил именно в предметной сфере, то «Детская конференция» охватывает и дает более широкий спектр участия и проявления инициатив, так как ее секции дают возможность всем без исключения проявить себя. Это прикладные мастерские, где можно что-то сделать руками, смастерить, придумать и рассказать об этом. На секции с представлением докладов ребята проявляют себя как исследователи, проектанты, презентируют свои доклады, рассказывают, каких результатов достигли. Секция - конкурс чтецов дает возможность проявить себя в роли артиста и автора.

Также мы готовим группы детей для участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях городского, регионального, всероссийского уровней.


уровень

мероприятие

городской

  • конференция «Путь к истокам»

  • конкурс чтецов к 9 мая, конкурс рисунков, сочинений

  • предметная олимпиада

  • Конкурс детских исследовательских работ в ТГПУ

региональный

  • конкурс «Компетентностное решение 2010»

межрегиональный

  • олимпиада РО

всероссийский

  • конкурс «Человек и природа»

  • Конкурс «Золотое руно»

  • Математическая игра «Кенгуру»

  • Игра по русскому языку « Русский медвежонок»

  • Игра-конкурс «Золотое руно»

3.3. Формы организации эффективной самостоятельной работы учащихся.

  1. Формы, обеспечивающие взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в режиме Школы полного дня.

Поскольку в урочной деятельности используются разные образовательные технологии и формы организации совместной деятельности, мы выделили разные виды домашних заданий, которые организуются во второй половине дня с использованием эффективных форм самостоятельной работой учащихся.

Вид домашнего задания

Способ выполнения

Традиционное домашнее задание

Выполняется дома или в школе самостоятельно или под руководством учителя

Дифференцированное

Использование дополнительных ресурсов: старших, учителей, доп.литература

Практическое применение умений в других условиях

Организация практической работы, погружение в проект

Поиск, обработка, оформление информации

Организация работы в малых группах

Свободные тексты, рисунки, синквейны, составление собственных вопросов.

Организация условий для свободной работы и выбора способа для выполнения этой работы

Разработка собственного задания, оформление придуманного упражнения

Предоставление разнообразного материала для выполнения заданий

Оформление индивидуальных, личностных смыслов в проектной работе

Создание условий для индивидуальной работы и работы в малых группах

Поиск решения задачи

Использование дополнительного материала и выбора способа работы



  1. Кроме выполнения разных видов домашнего задания в режиме Школы полного дня используются следующие формы:

  • консультирование;

  • взаимообучение, в том числе в режиме разновозрастного сотрудничества с выбором ролей (консультант, помощник, наблюдатель и т.д.);

  • самоподготовка на основе свободного выбора учебных заданий, способа и места работы.

3.4. Обеспечение условий для развития детей с особыми образовательными потребностями.

В школе уже несколько лет учатся дети из детского дома «Орлиное гнездо» (в этом учебном году в начальной школе обучается 11 таких ребят). Это дети, которые не имеют положительного опыта общения друг с другом, агрессивны, не успешны, плохо идут на контакт. Этих ребят мы распределяем по разным классам, т. к. считаем, что таким образом они получают положительный опыт общения со сверстниками и приобретают новые социальные и коммуникативные навыки.

В режиме Школы полного дня имеются занятия-консультации, где ребенок не только устраняет вместе с педагогом пробелы в знаниях, но учится находить собственные проблемы и пути их решения. На таких занятиях ребенок может сменить позицию, быть не только учеником, но и консультантом, помощником. На этих консультациях используются технологии взаимообучения, отработанные уже на многих классах, а также происходит вовлечение самих ребятишек в разработку и делание дидактических материалов для себя и своих одноклассников. Дети могут сами придумать задания, оформляя их. При создании разнообразного материала мы активно используем опыт М.Монтессори.

Важно отметить, что в начальной школе мы разработали новую форму занятия – час общения. На таких занятиях создается психологическая комфортность для детей с ОВЗ, это возможность раскрыться, попробовать свои силы в разных ролях, позициях, иметь право выбора и место работы, и способа, и партнера (помощника). Эти занятия наполнены играми, инсценировками, диалогами, творческой работой.

Кроме того, в начальной школе есть формы, которые позволяют решать проблемы детей с особыми образовательными потребностями. Это тематические разновозрастные мастерские, где дети получают новый опыт взаимодействия, общения, делания, соорганизации, выбора, который стали переносить и на основные базовые уроки. Дети не только получают новый опыт и более глубокие знания, новым стало и вовлечение их в сам процесс познания, узнавания нового и интересного. Появились большие возможности для проявления детских инициатив, их реализация. Используются приемы работы в парах, группах, применения старых знаний в новых условиях, создание специальных ситуаций, для проявления и реализации детских инициатив, ситуация выбора и т.д.

В нашей школе используются разные формы и технологии аутентичного оценивания: вместе с детьми мы вырабатываем критерии оценивания, обсуждаем возможность движения, собственные достижения и неудачи, вырабатываем возможные пути решения выхода из трудных ситуаций. Система безотметочного обучения в 1-2 классах также дает детям почувствовать себя более комфортно.

Для установления эффективной обратной связи мы постоянно сотрудничаем с администрацией и воспитателями детского дома через следующие формы: совместные педсоветы, консультации, посещение воспитателями уроков и занятий, совместное планирование мероприятий внеурочной деятельности, посещение нашими педагогами детского дома с целью знакомства с условиями жизни и развития ребенка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» icon2006 2007 г г. городская олимпиада развивающих практик (1 место в...
Ивановна учитель первой квалификационной категории, педагогический стаж 19 лет. Имеет среднее специальное образование (тпу, 1995г.)...
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconПояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением...
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconКонспект совместной деятельности взрослых (воспитателя, родителей) и детей
История государства и права зарубежных стран (ч. 1 История ГиП древнего мира и в средние века, Крашенинникова Н. А., Жидкова О. А.)...
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconРемеева Альфия Фаатовна
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconУрок математики в 1 а классе
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconТеоретические аспекты развития памяти у детей дошкольного возраста
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconI. Наименование опыта
Доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в играх, эстафетах на воде
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconПрограмма международной научно-практической конференции
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconМастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла»
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Клуб Выходного дня» является формой организации совместной деятельности детей и их родителей. Членами клуба являются дети 5-17 лет,...
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconУрок математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconАдаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с...
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconОбучающие функции процесса систематизации знаний учащихся золотарев В. Н., Золотарева С. К
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconБиблиографический указатель книг, полученных во втором полугодии 2011 года
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconВнеклассное мероприятие, посвящённое Дням тюркской письменности и культуры «Вперёд к истокам»
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» iconРекомендательный список художественной литературы, посвященной Дням...
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск