Скачать 1.2 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Горизонт» «Клуб Выходного дня» Дополнительная образовательная программа Возраст детей 5-17 лет Срок реализации 3 года Автор: Фатеева Елена Михайловна, педагог дополнительного образования Ярославль 2008 СОДЕРЖАНИЕ.
1-ый год обучения: Курс «Аппликация» 11 Курс «Оригами» 15 Курс «Конструирование. Бумагопластика» 18 2-ой год обучения'. Курс «Бисероплетение» 21 Курс «Вышивка» 25 Курс «Мягкая игрушка» 29 3-ий год обучения: Курс «Лоскутное шитье» 33 Курс «Вязание на спицах» 37 Курс «Домашний уют своими руками» 41
1. Пояснительная записка. «Клуб Выходного дня» является формой организации совместной деятельности детей и их родителей. Членами клуба являются дети 5-17 лет, их родители и педагоги. Особенностью «Клуба Выходного дня» является включение детей в систему социальных отношений, расширение сферы социальных связей посредством организации досуга, взаимодействия детей и взрослых в совместной деятельности (в которой взрослые занимают позицию партнеров). Сотворчество младших и старших стимулирует проявление разносторонних способностей детей, дает возможность получения реального результата в настоящем. Л.С.Выготский теоретически и экспериментально показал, что совместная деятельность помогает ребенку сделать то, что самостоятельно он сможет сделать лишь через некоторое, иногда продолжительное время. Сотрудничество со взрослыми создает ситуацию при которой ребенок превышает уже достигнутый им уровень развития своих способностей, как бы "перепрыгивает" в свое будущее. Сотворчество старших и младших стимулирует проявление разносторонних способностей детей. В организации работы клуба приоритет отдан наиболее эффективным педагогическим средствам, таким как неформальная обстановка, отсутствием регламентации, свободный выбор детьми и родителями ролевого участия в деятельности, игровые и соревновательные элементы. Организация учебного процесса в клубе способствует развитию индивидуальных способностей, образовательных потребностей - детей, где наряду с приобретением допрофессиональных знаний и умений большое внимание уделяется общению детей и их родителей, их совместной творческой деятельности и самореализации, обучая их жить в сложных условиях постоянно изменяющегося социума. Основными видами деятельности клуба являются:
Разноплановая деятельность участников педагогического процесса организуется на принципах:
Цель: социально-педагогическое сопровождение детей и родителей в совместной творческой деятельности. Задачи: /. Образовательные:
2. Воспитательные: формировать положительную "Я - концепцию";
3. Развивающие: - развивать способности к преобразованию, изобретательству, поиску новых технологий, оригинальных идей; - развивать воображение, фантазию, интуицию. 4. Коррекционные : - снятие напряженности детей через организацию игровых ситуаций ;
- создание ситуации успеха каждому воспитаннику в различных видах деятельности. Программа рассчитана на 3 года обучения, в том числе по индивидуальным образовательным маршрутам, опираясь на идеи личностно-ориентированной педагогики, учитывая индивидуальные особенности детей, варьируя различные сочетания модулей программы, подбирая оптимальные темпы обучения и адаптации в клубе. Несмотря на многообразие таких маршрутов, все они имеют некоторые общие черты. Каждый маршрут отражает постепенный личностный рост, расширение информационного поля, развитие коммуникативных умений, социализацию ребенка в клубной среде. В образовательном маршруте каждого воспитанника можно условно выделить три ступени. Продвижение от одной ступени к другой - это не столько накопление определенного объема знаний, сколько личностный рост каждого ребенка по сравнению с самим собой. Первая ступень: Уровень элементарной грамотности, ознакомительный уровень. Программа направлена на то, чтобы помочь ребенку "освоиться" в клубной среде в разнообразных видах деятельности, почувствовать себя успешным, развить познавательный интерес. Вторая ступень: Уровень функциональной грамотности, базовый уровень образования предметно - практический. Программа направлена на то, чтобы на основании данных о ребенке, полученных на первой ступени, предоставить ему максимально широкие возможности для продвижения по выбранному им образовательному маршруту. Тематика учебных блоков определяется педагогом вместе с учащимися и родителями на основе их возможностей и интересов. Третья ступень: Уровень компетентности. Программа направлена на создание условий для реализации способностей и возможностей каждого ребенка. Воспитанники более подробно изучают отдельные разделы программы, подбор содержания обусловлен необходимостью участвовать в районных, городских и областных выставках. Основная задача - помочь ребенку в самоопределении. Опыт, полученный в ходе предыдущих ступеней, позволяет учащимся разрабатывать и реализовывать на практике собственные минипроекты: самосовершенствования, образовательные задания для младших ребят. Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя параметры:
Образовательный рост - это те перспективы, которые воспитанник определяет для себя на учебный год в освоении специальных знаний, умений и навыков. Личностный рост - это то, какие качества в себе он должен развить, изменить, скорректировать в связи с этим. После того, как цели определены, совместно с педагогом простраиваются пути их достижения. Определяются конкретные временные рамки и контрольные этапы. В личной карточке фиксируются результаты продвижения по маршруту совместно с педагогом. Занятия проходят 1 раз в неделю (суббота). На каждый год обучения отводится следующее количество часов:
Численность обучающихся в группе на 1 год обучения - 12 человек, на 2-3 год - 10 человек. Работа по программе строится на основе индивидуального маршрута. Каждый блок предполагает следующие формы организации образовательного процесса:
Результатом реализации дополнительной образовательной программы являются изменения в интеллектуальной, эмоционально - волевой, действенно - практической сферах и в области здоровья учащихся. Изменения в интеллектуальной сфере характеризуются:
- формированием положительной мотивации к совместной творческой деятельности. Изменения в действенно - практической сфере характеризуются:
Для успешности освоения программы 3 раза в год проходят контрольные занятия для выявления уровня развития учащегося. Показатели для определения ЗУН находятся в таблицах № 1,2. Показатели для определения ЗУН Таблица №2
Ведущим показателем образовательного результата выступает динамика продвижения ребенка в личностном развитии, овладении ЗУН и творческом самовыражении, которые фиксируются совместно с педагогом и родителями в личной карточке учащегося. Учебно-тематический план. Аппликация 1-ый год обучения.
Итого: 72 |