Скачать 1.05 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Донской государственный технический университет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» для студентов 4 курса дневной и 2 курса сокращенной форм обучения специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» Ростов - на - Дону 2007 СОСТАВИТЕЛИ: д.т.н., профессор Дьяченко А.Д. к.т.н., доцент Донцов Н.С. Методическое пособие содержит задание к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» и необходимые пояснения для ее выполнения. Курсовая работа включает расчет нормативного расхода топлив для заданного автомобильного парка с учетом дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, расчет расхода автомобильных масел и смазок в течение календарного года; разработку химмотологической карты и выполнение схемы смазки для заданного автомобиля. В пособии даны нормы расхода топлива и смазочных материалов, рекомендации по их выбору и применению, пример выполнения химмотологической карты. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение............................................................................................................4 1 Задание на курсовую работу.........................................................................5 2 Состав, оформление и порядок выполнения курсовой работы.................6 3 Пути снижения расхода топлив и смазочных материалов........................10 4 Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.........................................................................................................11 5 Нормы расхода смазок на автомобильном транспорте.............................26 6 Понятие о химмотологической карте и методика её составления...........31 Приложение А Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава...............................................................................................33 Приложение Б Примеры расчета нормативного расхода топлива и смазочных материалов.......................................................................................36 Приложение В Указания по смазке автомобиля ЗИЛ-431410.....................39 Приложение Б Основные вопросы к защите курсовой работы..................45 Библиографический список.............................................................................46 ВВЕДЕНИЕ Образовательная программа для специальности 190603.02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» включает дисциплину «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов», которая содержит такие разделы, как нормирование и учет расхода эксплуатационных материалов (ЭМ), взаимозаменяемость ЭМ, рациональное использование и нормы расхода ЭМ. В соответствии с учебным планом для студентов дневного отделения и сокращенного обучения предусмотрена курсовая работа по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов». Студент, выполняя курсовую работу, должен: рассчитать нормативный расход горюче-смазочных материалов для заданного автомобильного парка какого-либо предприятия; составить химмотологическую карту заданной модели автомобиля; на формате А1 выполнить карту смазки автомобиля так, чтобы позиция на рисунке соответствовала позиции в химмотологической карте. Важной частью работы является расчет норм расхода топлива и смазочных материалов для каждой транспортной единицы, нормирование расхода топлива на автотранспортных предприятиях (что связано с экономией ресурсов), определение требуемого количества смазочных материалов для заданного предприятия. Студенты как будущие инженерные работники, а также руководители и владельцы транспортных предприятий и предприятий сервиса должны иметь практические навыки по учету топлива и смазочных материалов (ТСМ) и нормированию их расхода. По индивидуальному заданию студент рассчитывает для заданного автомобиля нормативный расход топлива, исходя из линейной нормы расхода, выполняемой работы и условий эксплуатации. Учет дорожно-трапортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, повышающих или понижающих исходное значение нормы расхода топлива. Часть курсовой работы связана с составлением химмотологической карты и выполнением схемы смазки условного автомобиля. Химмотологическая карта составляется студентом на основе и знания свойств горюче-смазочных материалов данных об условиях и режимах работы узлов автомобиля. Составление схемы смазки автомобиля является закреплением знаний по курсу «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов». 1 ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ Для студента группы________________________________________________ Тема: «Расчет расхода эксплуатационных материалов в зависимости от автомобильного парка предприятия». Рассчитать нормативный расход топлива для заданного парка в течение календарного года, если зимние условия эксплуатации- месяцев в году; климатическая зона эксплуатации _______________________________________. Назначить: величину годового пробега в зависимости от марки автомобиля; для грузовых автомобилей с прицепом массу прицепа или полуприцепа, исходя из паспортных данных автомобиля. Определить суммарный расход смазочных материалов по категориям (масла моторные, трансмиссионные, специальные, смазки пластичные) в зависимости от общего расхода топлива для автомобилей карбюраторных, дизельных и самосвалов. Составить химматологическую карту автомобиля _______________________. Таблица 1 – Химматологическая карта автомобиля_______________________
1) Выполнить на формате А1 карту смазки автомобиля _______________ так, чтобы позиция на рисунке соответствовала номеру позиции на киммат. карте. 2) Оформить курсовую работу на листах формата А4 (ГОСТ 2.301.68). Таблица 2 - Условия эксплуатации заданного автомобильного парка
Руководитель _____________________ __________________________ подпись инициалы, фамилия Задание принял студент ___________________ ________________________ подпись инициалы, фамилия Дата выдачи задания__________________200__г. 2 СОСТАВ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа состоит из текстовой и графической части. Текстовая часть представляет собой расчетно-пояснительную записку, включающую: - титульный лист; - задание с исходными данными; - содержание; - введение; - расчет нормативного расхода топлив для заданного автомобильного парка в течение календарного года; - расчет расхода смазочных материалов; - химмотологическую карту автомобиля, указанного в задании; - схему смазки автомобиля (формат А4); - заключение (выводы); - список исползованной литературы. Оформление курсовой работы Текстовая часть выполняется рукописным или печатным способом на листах формата А4 в объеме 15-20 страниц. Графическая часть в объеме одного ватманого листа формата А1 выполняется в карандаше и включает схему смазки автомобиля с указанием номера позиций, проставленных на химмотологической карте. Расшифровка позиций проводится на чертеже в соответствии с таблицей 3. Порядок выполнения курсовой работы Необходимо внимательно изучить задание на курсовую работу. В соответствии с заданием каждому студенту дан автомобильный парк, в состав которого входят легковые, бортовые автомобили или автопоезда, автобусы, самосвалы, а также специальные и специализированные автомобили. Для каждой марки автомобиля задается базовая линейная норма расхода топлива на пробег – Нs, л/100 км или м3/100 км. В зависимости от типа автомобилей и условий эксплуатации студент назначает годовой пробег S, км. Поскольку нормы расхода топлив составлены для средних условий эксплуатации, применительно к местным условиям рассчитывают обобщенный поправочный коэффициент Д, учитывающий эксплуатационные и природно-климатические факторы путем введения надбавок, устанавливаемых в процентах к основной норме. При необходимости одновременного применения нескольких надбавок норму расхода устанавливают с учетом их суммы. При расчете расходе топлива для грузовых автомобилей необходимо учитывать такие факторы как: часовой расход топлива (л/час), продолжительность движения в течение смены (час) с грузом (без груза) и длительность остановки, а также факторы, способствующие снижению расхода ГСМ: разработка рациональных маршрутов движения, использование прицепов и полуприцепов для увеличения грузоподъемности. В то же время расход топлива возрастает при перегрузке автомобиля, т.к. ухудшается его разгон и больше времени затрачивается на движение а/м на низших передачах. Следует иметь в виду, что движение автомобиля без нагрузки также связано с перерасходом топлива, так при пустом багажнике расход топлива увеличивается до 3%, а при пустом прицепе до 7%. Групповые нормы расхода топлива рассчитываются раздельно для автомобилей с карбюраторными и дизельными двигателями, а также для автомобилей, работающих на сжатых природных газах (СНГ) и сжиженных нефтяных газах (ГСН) Причем, желательно также указать расход топлив по маркам. Расход масел планируют в литрах, а смазки – в килограммах на 100 л общего расхода топлива. При составлении заявки на смазочные материалы, т.е. при определении общего количества смазочных материалов, обязательно проводят разбивку по сортам и маркам масел. Это, в первую очередь, касается моторных масел, марки которых выбирают в зависимости от типа и степени форсирования двигателя, а количество рассчитывают, зная норму расхода масла на 100 л топлива (таблица 16) и величину расхода топлива для исследуемой группы автомобилей. Необходимость дифференцирования трансмиссионных масел возникает в случае применения различных марок в коробках передач, ведущих мостах, рулевых механизмах. Считаю, что на коробки передач приходится 40% от планируемого общего расхода трансмиссионных масел, на ведущие мосты – 40%, на механизмы рулевых управлений – 20%. Для автомобилей с гидроусилителем руля трансмиссионные масла на рулевое управление не используются. Распределение их по агрегатам таково: на КПП-50%, на ведущие мосты-50%. Общий расход пластичных смазок ориентировочно распределяется в процентах от планируемого следующим образом: - тугоплавкие смазки (типа литол-24) – 30%: - среднеплавкие (типа солидол С) – 60%; - специальные (ЦИАТИМ-201, №158) – 7%; - консервационные (например, вазелин технический) – 3%. После выполнения расчетов планируемого расхода смазочных материалов, уточнения расходов по нормам, заполняется итоговая таблица, которая является основанием для подачи заявки на получение горюче – смазочных материалов. Выполнение химмотологической карты и карты смазки начинается с изучения конструкции автомобиля, особенностей его агрегатов, сборочных единиц и их эксплуатационных условий. Для этого вначале заполняется таблица 3 «Конструктивные и эксплуатационные условия и особенности агрегатов (сборочных единиц) автомобили. Химмотологическая карта выполняется в виде таблицы 1 в соответствии с действующей на автомобильном транспорте документацией. Таблица 3 – Конструктивные и эксплуатационные условия и особенности агрегатов (сборочных единиц) автомобиля
В таблице перечисляются узлы, агрегаты, системы: двигатель, трансмиссия, рулевое управление, торомозная система и т.д., указываются применяемые в них различные эксплуатационные материалы, периодичность замены масел смазок, технических жидкостей. В примечании дается краткое обоснование выбора того или иного эксплуатационного материала для данной сборочной единицы. Схема смазок автомобиля состоит из контура ходовой части автомобиля (вид сверху) с наложенными на него агрегатами и узлами. Позиции на схеме смазки должны соответствовать номерам позиций на химмотологической карте. Схема смазки в виде ксерокопии или выполненная на кальке формата А4 прилагается в пояснительной записке к химмотологической карте. Схема смазки, выполненная на ватмане А1, сопровождается таблицей химмотологической карте. 3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Расход топлива и смазочных материалов на автомобиле бывает неоправданно высок. Это обусловлено целым рядом факторов: - несоответствием применяемых топлив, масел и смазок конструктивным особенностям автомобиля и условиям его эксплуатации; - техническим состоянием автомобиля и прежде всего топливной аппаратуры; - мастерством вождения автомобиля; - потерей топлива в результате проливов, утечек, испарения. По статистическим данным причины перерасхода топлива распределяются по значимости следующим образом: - движение на низших передачах 50%; - дорожные условия 30-40%; - одна-две неработающие свечи 25-40%; - низкая квалификация водителя 15-20%; - нарушение регулировок системы питания и приборов, а также их неисправности 10-20%; - нарушение теплового режима работы двигателя 8-12%; - неправильная регулировка зазора между контактами прерывателя-распределителя <10%. Помимо чисто технических причин важную роль играют организационно-технические мероприятия по экономии горюче-смазочных материалов (ГСМ). |
Рабочая программа по дисциплине сд. 04 Эксплуатационные материалы и экономия Специальность 190603 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт) | Рабочая учебная программа по дисциплине «Эксплуатационные материалы» Проректор по учебной работе Моргунова Г. А. 2013 г | ||
Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для учащихся бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности... | Учебно методический комплекс Дисциплины дс. 3 «Эксплуатационные материалы»... Примерная программа учебной дисциплины «Эксплуатационные материалы» предназначена для реализации требований к минимуму содержания... | ||
Методическое пособие по выполнению курсовой работы по курсу «К омпьютерная графика» Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 031601 «Реклама» факультета специального профессионального образования.... | Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности... Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт... | Урок-беседа “Экономия и бережливость” Не бережем и не рационально используем топливно-энергетические ресурсы. И не думаем о том, что все это не менуемо скажется на качестве... | ||
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине... Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсовой работы. Даны общие требования к курсовой работе, выбору... | Методическое пособие по дисциплине «Логика» Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного... | ||
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность... Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | ||
Методическое пособие по дисциплине «Социология» Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту... | Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика... Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал | ||
Методическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму |