Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов»





НазваниеМетодическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов»
страница1/7
Дата публикации09.12.2014
Размер1.05 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Спорт > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Донской государственный технический университет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к курсовой работе по дисциплине

«Эксплуатационные материалы и экономия

топливно-энергетических ресурсов»

для студентов 4 курса дневной и 2 курса

сокращенной форм обучения специальности

190603 «Сервис транспортных и технологических

машин и оборудования (автомобильный транспорт)»


Ростов - на - Дону 2007

СОСТАВИТЕЛИ: д.т.н., профессор Дьяченко А.Д.

к.т.н., доцент Донцов Н.С.

Методическое пособие содержит задание к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» и необходимые пояснения для ее выполнения. Курсовая работа включает расчет нормативного расхода топлив для заданного автомобильного парка с учетом дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, расчет расхода автомобильных масел и смазок в течение календарного года; разработку химмотологической карты и выполнение схемы смазки для заданного автомобиля.

В пособии даны нормы расхода топлива и смазочных материалов, рекомендации по их выбору и применению, пример выполнения химмотологической карты.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................4

1 Задание на курсовую работу.........................................................................5

2 Состав, оформление и порядок выполнения курсовой работы.................6

3 Пути снижения расхода топлив и смазочных материалов........................10

4 Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном

транспорте.........................................................................................................11

5 Нормы расхода смазок на автомобильном транспорте.............................26

6 Понятие о химмотологической карте и методика её составления...........31

Приложение А Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава...............................................................................................33

Приложение Б Примеры расчета нормативного расхода топлива
и смазочных материалов.......................................................................................36

Приложение В Указания по смазке автомобиля ЗИЛ-431410.....................39

Приложение Б Основные вопросы к защите курсовой работы..................45

Библиографический список.............................................................................46
ВВЕДЕНИЕ

Образовательная программа для специальности 190603.02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» включает дисциплину «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов», которая содержит такие разделы, как нормирование и учет расхода эксплуатационных материалов (ЭМ), взаимозаменяемость ЭМ, рациональное использование и нормы расхода ЭМ.

В соответствии с учебным планом для студентов дневного отделения и сокращенного обучения предусмотрена курсовая работа по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов».

Студент, выполняя курсовую работу, должен:

рассчитать нормативный расход горюче-смазочных материалов для заданного автомобильного парка какого-либо предприятия;

составить химмотологическую карту заданной модели автомобиля;

на формате А1 выполнить карту смазки автомобиля так, чтобы позиция на рисунке соответствовала позиции в химмотологической карте.

Важной частью работы является расчет норм расхода топлива и смазочных материалов для каждой транспортной единицы, нормирование расхода топлива на автотранспортных предприятиях (что связано с экономией ресурсов), определение требуемого количества смазочных материалов для заданного предприятия.

Студенты как будущие инженерные работники, а также руководители и владельцы транспортных предприятий и предприятий сервиса должны иметь практические навыки по учету топлива и смазочных материалов (ТСМ) и нормированию их расхода.

По индивидуальному заданию студент рассчитывает для заданного автомобиля нормативный расход топлива, исходя из линейной нормы расхода, выполняемой работы и условий эксплуатации.

Учет дорожно-трапортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, повышающих или понижающих исходное значение нормы расхода топлива.

Часть курсовой работы связана с составлением химмотологической карты и выполнением схемы смазки условного автомобиля.

Химмотологическая карта составляется студентом на основе и знания свойств горюче-смазочных материалов данных об условиях и режимах работы узлов автомобиля.

Составление схемы смазки автомобиля является закреплением знаний по курсу «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов».

1 ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Для студента группы________________________________________________

Тема: «Расчет расхода эксплуатационных материалов в зависимости от автомобильного парка предприятия».

Рассчитать нормативный расход топлива для заданного парка в течение календарного года, если зимние условия эксплуатации- месяцев в году; климатическая зона эксплуатации _______________________________________.

Назначить: величину годового пробега в зависимости от марки автомобиля; для грузовых автомобилей с прицепом массу прицепа или полуприцепа, исходя из паспортных данных автомобиля.

Определить суммарный расход смазочных материалов по категориям (масла моторные, трансмиссионные, специальные, смазки пластичные) в зависимости от общего расхода топлива для автомобилей карбюраторных, дизельных и самосвалов.

Составить химматологическую карту автомобиля _______________________.

Таблица 1 – Химматологическая карта автомобиля_______________________

Позиция на

рисунке

Наименование сборочной единицы

Наименование марок эксплуатационных

материалов

(ГОСТ, ТУ)

Количество ЭМ, заправляемого в двигатель (кг, л)

Периодичность

замены

Примечание
















ЕО

ТО1

ТО2

СТО
































































1) Выполнить на формате А1 карту смазки автомобиля _______________ так,

чтобы позиция на рисунке соответствовала номеру позиции на киммат. карте.

2) Оформить курсовую работу на листах формата А4 (ГОСТ 2.301.68).

Таблица 2 - Условия эксплуатации заданного автомобильного парка

Данные по эксплуатации

Легковые

Автобусы

Грузовые

Самосвалы

Марка автомобиля













Линейная норма расхода топлива













Подверженность капитальному ремонту













Место и условия эксплуатации













Срок эксплуатации автомобиля













Руководитель _____________________ __________________________

подпись инициалы, фамилия

Задание принял студент ___________________ ________________________

подпись инициалы, фамилия

Дата выдачи задания__________________200__г.

2 СОСТАВ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа состоит из текстовой и графической части.

Текстовая часть представляет собой расчетно-пояснительную записку, включающую:

- титульный лист;

- задание с исходными данными;

- содержание;

- введение;

- расчет нормативного расхода топлив для заданного автомобильного парка в течение календарного года;

- расчет расхода смазочных материалов;

- химмотологическую карту автомобиля, указанного в задании;

- схему смазки автомобиля (формат А4);

- заключение (выводы);

- список исползованной литературы.

Оформление курсовой работы

Текстовая часть выполняется рукописным или печатным способом на листах формата А4 в объеме 15-20 страниц.

Графическая часть в объеме одного ватманого листа формата А1 выполняется в карандаше и включает схему смазки автомобиля с указанием номера позиций, проставленных на химмотологической карте. Расшифровка позиций проводится на чертеже в соответствии с таблицей 3.

Порядок выполнения курсовой работы

Необходимо внимательно изучить задание на курсовую работу.

В соответствии с заданием каждому студенту дан автомобильный парк, в состав которого входят легковые, бортовые автомобили или автопоезда, автобусы, самосвалы, а также специальные и специализированные автомобили.

Для каждой марки автомобиля задается базовая линейная норма расхода топлива на пробег – Нs, л/100 км или м3/100 км.

В зависимости от типа автомобилей и условий эксплуатации студент назначает годовой пробег S, км.

Поскольку нормы расхода топлив составлены для средних условий эксплуатации, применительно к местным условиям рассчитывают обобщенный поправочный коэффициент Д, учитывающий эксплуатационные и природно-климатические факторы путем введения надбавок, устанавливаемых в процентах к основной норме.

При необходимости одновременного применения нескольких надбавок норму расхода устанавливают с учетом их суммы.

При расчете расходе топлива для грузовых автомобилей необходимо учитывать такие факторы как: часовой расход топлива (л/час), продолжительность движения в течение смены (час) с грузом (без груза) и длительность остановки, а также факторы, способствующие снижению расхода ГСМ: разработка рациональных маршрутов движения, использование прицепов и полуприцепов для увеличения грузоподъемности.

В то же время расход топлива возрастает при перегрузке автомобиля, т.к. ухудшается его разгон и больше времени затрачивается на движение а/м на низших передачах. Следует иметь в виду, что движение автомобиля без нагрузки также связано с перерасходом топлива, так при пустом багажнике расход топлива увеличивается до 3%, а при пустом прицепе до 7%.

Групповые нормы расхода топлива рассчитываются раздельно для автомобилей с карбюраторными и дизельными двигателями, а также для автомобилей, работающих на сжатых природных газах (СНГ) и сжиженных нефтяных газах (ГСН)

Причем, желательно также указать расход топлив по маркам.

Расход масел планируют в литрах, а смазки – в килограммах на 100 л общего расхода топлива.

При составлении заявки на смазочные материалы, т.е. при определении общего количества смазочных материалов, обязательно проводят разбивку по сортам и маркам масел.

Это, в первую очередь, касается моторных масел, марки которых выбирают в зависимости от типа и степени форсирования двигателя, а количество рассчитывают, зная норму расхода масла на 100 л топлива (таблица 16) и величину расхода топлива для исследуемой группы автомобилей.

Необходимость дифференцирования трансмиссионных масел возникает в случае применения различных марок в коробках передач, ведущих мостах, рулевых механизмах. Считаю, что на коробки передач приходится 40% от планируемого общего расхода трансмиссионных масел, на ведущие мосты – 40%, на механизмы рулевых управлений – 20%.

Для автомобилей с гидроусилителем руля трансмиссионные масла на рулевое управление не используются. Распределение их по агрегатам таково: на КПП-50%, на ведущие мосты-50%.

Общий расход пластичных смазок ориентировочно распределяется в процентах от планируемого следующим образом:

- тугоплавкие смазки (типа литол-24) – 30%:

- среднеплавкие (типа солидол С) – 60%;

- специальные (ЦИАТИМ-201, №158) – 7%;

- консервационные (например, вазелин технический) – 3%.

После выполнения расчетов планируемого расхода смазочных материалов, уточнения расходов по нормам, заполняется итоговая таблица, которая является основанием для подачи заявки на получение горюче – смазочных материалов.

Выполнение химмотологической карты и карты смазки начинается с изучения конструкции автомобиля, особенностей его агрегатов, сборочных единиц и их эксплуатационных условий.

Для этого вначале заполняется таблица 3 «Конструктивные и эксплуатационные условия и особенности агрегатов (сборочных единиц) автомобили.

Химмотологическая карта выполняется в виде таблицы 1 в соответствии с действующей на автомобильном транспорте документацией.


Таблица 3 – Конструктивные и эксплуатационные условия и особенности

агрегатов (сборочных единиц) автомобиля

Номер п/п

Агрегаты, узлы, системы

Конструктивные и эксплуатационные особенности

1

2

3

1

Двигатель

Степень сжатия: максимальная частота вращения коленчатого вала n, об/мин; диаметр поршня D, мм; способ воспламенения: от искры, сжатия, дизель с трубонаддувом

1.1

Система питания

Карбюраторная бензиновая, газовая (сжатый природный газ, газовая сжиженный нефтяной газ), дизельная, газодизельная.

1.2

Топливный насос высокого давления

Есть, нет

1.3

Система смазки, картер двигателя

(см. n.1) степень форсирования определить ориентировочно по таблице 2

1.4

Воздушный фильтр

Бумажный, масляно-инерционный

1.5

Система охлаждения

Воздушная, жидкостная, жидкостная с гидромуфтой

1.6

Подшипники водяного насоса




1.7

Натяжной ролик ремня вентилятора




2.

Трансмиссия




2.1

КПП и раздаточная коробка

(картер), условия работы

Давление в точке контакта, Мна

До 1000

До

2000

>2000

Рабочая температура, °С

До 90

До

120

>120

2.2

Гидромеханическая КПП




2.3

Передний мост

Ведущий, ведомый

2.4

Средний мост

Ведущий, ведомый

2.5

Задний мост

Ведущий, ведомый

2.6

Ведущие мосты (тип зубчатого зацепления)

Прямозубое, коническое, гипоидное




Продолжение таблицы 3

1

2

3

2.7

Ведущий мост (условия работы)

Давление в точке контакта, Мпа

2000




Рабочая температура, °С

120




2.8

ШРУСы

Типа Бирфильда, Тракта, Вейс

2.9

Колесные редукторы

Планетарная передача

2.10

Карданная передача:




2.10.1

Подшипники крестовин

Игольчатые

2.10.2

Подшипники промежуточных опор

Шариковые, роликовые

2.10.3

Шлицы




2.11

Сцепление:




2.11.1

Подшипники муфты




2.11.2

Гидропривод выключения сцепления




2.12

Подшипники ступиц колес




3

Рулевое управление:




3.1

Рулевой привод

Шаровые шарниры рулевых тяг

3.2

Рулевой механизм

С гидроусилителем, без гидроусилителя

3.3

Шкворни поворотных кулаков




4

Амортизаторы

Гидравлические

5

Рессоры

Спирально-пружинные, листовые, пальцы

6

Шарниры реактивных тяг




7

Тормозная система

С пневмоприводом, с гидроприводом

7.1

Механизмы тормозов

Диское, барабанные

7.2

Червячная пара регулировки рычагов




7.3

Валы разжимных кулаков




8

Электрооборудование




8.1

Клемма аккумулятора




8.2

Подшипники стартера




8.3

Прерыватель-распределитель




8.4

Вал привода прерывателя- распределителя




8.5

Эксцентрик прерывателя – распределителя




9

Сцепное устройство




10

Петли дверей




В таблице перечисляются узлы, агрегаты, системы: двигатель, трансмиссия, рулевое управление, торомозная система и т.д., указываются применяемые в них различные эксплуатационные материалы, периодичность замены масел смазок, технических жидкостей. В примечании дается краткое обоснование выбора того или иного эксплуатационного материала для данной сборочной единицы.

Схема смазок автомобиля состоит из контура ходовой части автомобиля (вид сверху) с наложенными на него агрегатами и узлами. Позиции на схеме смазки должны соответствовать номерам позиций на химмотологической карте.

Схема смазки в виде ксерокопии или выполненная на кальке формата А4 прилагается в пояснительной записке к химмотологической карте.

Схема смазки, выполненная на ватмане А1, сопровождается таблицей химмотологической карте.
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Расход топлива и смазочных материалов на автомобиле бывает неоправданно высок. Это обусловлено целым рядом факторов:

- несоответствием применяемых топлив, масел и смазок конструктивным особенностям автомобиля и условиям его эксплуатации;

- техническим состоянием автомобиля и прежде всего топливной аппаратуры;

- мастерством вождения автомобиля;

- потерей топлива в результате проливов, утечек, испарения.

По статистическим данным причины перерасхода топлива распределяются по значимости следующим образом:

- движение на низших передачах 50%;

- дорожные условия 30-40%;

- одна-две неработающие свечи 25-40%;

- низкая квалификация водителя 15-20%;

- нарушение регулировок системы

питания и приборов, а также их неисправности 10-20%;

- нарушение теплового режима работы двигателя 8-12%;

- неправильная регулировка зазора между

контактами прерывателя-распределителя <10%.

Помимо чисто технических причин важную роль играют организационно-технические мероприятия по экономии горюче-смазочных материалов (ГСМ).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconРабочая программа по дисциплине сд. 04 Эксплуатационные материалы и экономия
Специальность 190603 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Эксплуатационные материалы»
Проректор по учебной работе Моргунова Г. А. 2013 г
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых...
Методическое пособие предназначено для учащихся бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconУчебно методический комплекс Дисциплины дс. 3 «Эксплуатационные материалы»...
Примерная программа учебной дисциплины «Эксплуатационные материалы» предназначена для реализации требований к минимуму содержания...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодическое пособие по выполнению курсовой работы по курсу «К омпьютерная графика»
Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 031601 «Реклама» факультета специального профессионального образования....
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых...
Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconУрок-беседа “Экономия и бережливость”
Не бережем и не рационально используем топливно-энергетические ресурсы. И не думаем о том, что все это не менуемо скажется на качестве...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсовой работы. Даны общие требования к курсовой работе, выбору...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconУчебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность...
Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодическое пособие по дисциплине «Социология»
Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика...
Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск