ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
| Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «БРЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Допинг в спорте
2012 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 Физическая культура
Организация-разработчик: ФГБОУ СПО «БГУОР». Разработчики:
Киреев Юрий Всеволодович - преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла, кандидат медицинских наук; Рекомендована методическим Советом ФГБОУ СПО «БГУОР»
Протокол методического Совета №_________ от «____»__________2012 г.
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего опроса, тестирования, а также экспертной оценки выполнения обучающимися самостоятельной работы в виде подготовки рефератов, презентаций и работы с учебной литературой., а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. По итогам обучения дисциплины – дифференцированный зачет
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Освоенные умения:
|
| ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
| Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование
| 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ медицинских знаний
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- АРМ преподавателя,
- набор учебно-методических таблиц, медиатека;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедиапроектор, сканер, принтер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Дополнительные источники: 4. Интернет-ресурсы:
СОДЕРЖАНИЕ
-
1.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………….………………………..
|
4
| 2.
| СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………...
|
5
| 3.
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………….
|
14
| 4
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………..
|
18
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Допинг в спорте 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
050141 физическая культура;
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «допинг в спорте» входит в общепрофессиональный цикл дисциплин 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- знать:
-
Тема 2.4.
Антидопинговые правила и процедурные правила допинг-контроля.
| Содержание материала: Определение допинга. Нарушения антидопинговых правил. Доказательства применения допинга. Запрещенный список. Тестирование. Анализ проб. Обработка результатов. Право на беспристрастное слушание. Санкции к спортсменам в индивидуальных видах спорта. Последствия для команд. Санкции к спортивным структурам. Апелляции. Конфиденциальность и разглашение. Срок давности. Пояснения касательно ответственности сторон при проведении различных процедур допинг-контроля. Допинг-контроль для животных, участвующих в спортивных соревнованиях.
| 4
| 2
| Тема 2.5.
Основы организации профилактической деятельности среди занимающихся в образовательных учреждениях спортивной направленности.
| Содержание материала: Элементы примерной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в образовательных учреждениях.
| 2
| 2
| Самостоятельная работа студентов:
- Положение об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.
| 4
|
| Всего:
| 36\18
|
|
.
| во вызывать психическую и физическую зависимость (наркоманию).
|
|
| Самостоятельная работа студентов:
| 4
|
| Практическая работа №1:
Разработка вопросов мониторинга по изучению установок по отношению к употреблению допинга в спорте.
| 2
| Тема 2.2.
Международные стандарты для списка запрещенных средств и методов.
| Содержание материала: Международные стандарты для списка запрещенных средств и методов Всемирного антидопингового кодекса — часть Всемирной антидопинговой программы. Нарушение антидопинговых правил. Список запрещенных веществ и методов (на данный момент). Вещества, запрещенные в отдельных видах спорта. Программа мониторинга. Санкции к спортсменам.
| 4
| 2
| Самостоятельная работа студентов:
| 4
|
| Практическая работа № 2:
Анализ полученных результатов проведения мониторинга.
| 2
| Тема 2.3.
Всемирный антидопинговый кодекс и его характеристика.
| Содержание материала: Деятельность Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Всемирный антидопинговый кодекс — универсальный документ, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа. Компоненты Всемирной антидопинговой программы. Роль и ответственность Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета, международных спортивных федераций, национальных Олимпийских и Паралимпийских комитетов, национальных антидопинговых организаций, оргкомитетов крупных спортивных событий, ВАДА, спортсменов и их персонала. Участие правительств.
| 4
| 2
| Самостоятельная работа студентов:
| 4
|
| Практическая работа № 3:
Составление примерной программы комплексных мер по противодействию применению допинговых препаратов.
| 4
|
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 54
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 36
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия (семинары)
| 8
| контрольные работы
| 2
| курсовая работа (проект)
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 18
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| не предусмотрено
| Рефераты:
-
| 6
| Работа с нормативной и справочной литературой
| 2
| Выполнение индивидуальных заданий: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемым темам, по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем; подготовка презентаций.
| 10
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Допинг в спорте»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| Раздел 1.
| Понятие и краткая история допинга в спорте.
| 10 \ 4
|
| Тема 1.1.
Общие основы фармакологического обеспечения в спорте.
| Содержание материала: Ранние формы допинга (кодеин, стрихнин). Марафонец Томас Хикс 1904 г. Эксперименты с нитроглицерином, бензидрином. Создание инъекционного тестостерона. Группа препаратов на основе амфетамина. Стероидные препараты. Синтетический тестостерон (дианабол). Борьба с применением допинга. Зоны энергообеспечения; анаэробная и аэробная зона энергообеспечения. Системные факторы, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена. Органные факторы, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена. Дополнительные факторы риска, ограничивающие работоспособность квалифицированного спортсмена.
| 2
| 1-2
| Тема 1.2.
Характеристика фармакологических препаратов и средств, применяемых в спортивной практике.
| Содержание материала: Сбалансированное питание и прием не запрещенных фармакологических веществ естественного и искусственного происхождения, способствующих обеспечению высокой работоспособности спортсменов. Витамины: водорастворимые витамины, жирорастворимые витамины, поливитаминные комплексы, коферменты (производные витаминов). Минералы. Микроэлементы. Энзимы. Адаптогены. Антиоксиданты и свободные радикалы (оксиданты). Антигипоксанты. Анаболизирующие препараты: гормоны, антигормоны, синтетические гормонально-активные препараты, коферменты, витаминоподобные вещества, ноотропы и психоэнергизаторы, антигипоксанты. Растительные препараты, обладающие анаболическим действием: кристаллические аминокислоты (Ь-формы), актопротекторы. Фосфагены. Иммуномодуляторы. Гепатопротекторы.
| 4
| 2
|
| Регуляторы нервно-психического качества. Аминокислоты.
|
|
| Тема 1.3.
Фармакологическое обеспечение в подготовке спортсмена к соревнованиям.
| Содержание материала: Фармакологическое обеспечение этапов подготовки спортсменов: подготовительный, базовый, предсоревновательный периоды. Поддержание пика суперкомпенсации. Поддержание работоспособности. Срочное восстановление — пополнение запасов энергии, ликвидация кислородной задолженности, ликвидация роста количества свободных радикалов, восстановление после соревнований — выведение продуктов метаболизма из организма. Реабилитация и лечение перенапряжения различных органов и систем. Лечение травм, психосоматическая реабилитация.
| 4
| 2
| Самостоятельная работа студентов:
1. Антидопинговый кодекс.
2. Антидопинговые правила.
3. Субстанции, запрещенные в виде спорта.
4. Процедурные правила допинг-контроля.
5. Положение об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в РФ
| 4
|
| Раздел 2.
| Международные стандарты антидопинговой деятельности в спорте
| 26\14
| Тема 2.1.
Профилактика применения допинга среди спортсменов.
| Содержание материала: Допинг — лекарственные препараты и методы, применяемые спортсменами для искусственного, принудительного повышения работоспособности в период учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Запрещенные вещества: (стимуляторы, наркотики, анаболические агенты, диуретики, пептидные гормоны, их аналоги и производные). Запрещенные методы: (кровяной допинг, физические, химические, фармакологические манипуляции искажения показателей мочи). Наркотические анальгетики -лекарственные средства природного, полусинтетического и синтетического происхождения, которые имеют выраженный болеутоляющий эффект с преимущественным влиянием на ЦНС, а также свойст-
| 4
| 2
| |