Скачать 151.72 Kb.
|
УРОК ГЕОГРАФИИ 9 класс Тема: «Транспорт России» Цели урока: образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»; системы фактов, отображающих реальную действительность развития транспортной системы России; развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, работе с картой, классификации и систематизации информации; обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала; воспитывающие: содействовать воспитанию любви к «большой и малой» Родине; чувства ответственности за свою личную деятельность в команде и результат деятельности всей команды. Оборудование: карта «Транспорт России», карточки-задания, атласы, учебники, новые понятия на карточках, карточки для рефлексии. Учебник: В.Я. Ром, В.П. Дронов. География России. Население и хозяйство. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия ПЛАН УРОКА 1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. 2.Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала. 3. Организация осмысления учащимися нового материала. Самостоятельная работа в группах с использованием интерактивного метода. Работа в малых группах по «сворачиванию» и классификации информации. 4. Первичная проверка понимания темы «Транспорт России»: работа с блок-схемой «Транспорт России». 5.Организация деятельности учащихся с использованием частично-поискового метода: заполнение таблицы для анализа эффективности работы транспорта. Работа в группах с использованием метода «Мозговой штурм». 6. Организация деятельности учащихся по первичному закреплению темы: работа с картами. Решение проблемных задач. 7. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке. 8. Итого урока. Контроль знаний основных понятий темы: «транспорт», «транспортный узел», «транспортная система», «магистраль», «грузооборот», «пассажирооборот». 9. Разноуровневое домашнее задание. 10. Рефлексия. Техника «Светофор». ХОД УРОКА
Учащиеся при входе в класс по жребию распределяются в 4 группы. Каждая группа занимает место за своим столом. На столе лежат комплекты заданий: блок-схемы, таблицы, символы групп: указатели с изображением машины, самолета, поезда и корабля. - Добрый день, я рада вас видеть. Волею жребия вы оказались собраны в группы. Надеюсь, все необходимое для урока у вас есть: атласы, учебники. Работаем в группах с использованием метода «Мозговой штурм». Девиз урока: «Один за всех и все за одного». Для организации эффективной работы на уроке лидеров групп я назначаю: Саша, Катя, Влад, Дима.
- Мы изучали на протяжении ряда уроков хозяйство России. - Какие межотраслевые компоненты мы изучили? - В какую сферу производства они входят? - Что позволяет эффективно работать всем комплексам, которые порой удалены на сотни и тысячи километров друг от друга? - Итак, тема урока «Транспорт России». Главная цель нашего урока: рассмотреть виды транспорта, особенности каждого вида и эффективность его работы. Задачи каждой группы: в ходе лекции собрать необходимую информацию, заполнить каждому ученику блок-схему, затем обсудить информацию и заполнить одну общую схему на группу, которую надо защитить перед всем классом.
ЛЕКЦИЯ «ТРАНСПОРТ РОССИИ» Транспорт – от латинского transporto – переношу, перемещаю. Транспорт – это всё то, что помогает человеку перевозить грузы и самому перемещаться в пространстве. Транспорт – это важная сфера человеческой деятельности наряду с промышленностью и сельским хозяйством, имеющая непосредственное отношение к географии. Современная цивилизация без него невозможна. Транспорт доставляет сырьё от места добычи к месту переработки, а готовые изделия – к покупателю. Хотя сам по себе он ничего не производит, без него невозможно никакое производство, а значит, невозможно существование городов и сёл, заводов и ферм. Без него не было бы и государств, вообще всего того разнообразия в развитии регионов, которое определяет социальный и экономический облик страны и мира. Наконец, без транспорта не было бы и географии как науки, поскольку он сокращает расстояния и делает доступными самые дальние уголки нашей планеты. Понятие транспорт включает в себя 4 компонента:
Различают транспорт общего пользования и транспорт, действующий в определённой сфере. В производственной сфере, кроме транспорта общего пользования, большую роль играет транспорт внутрипроизводственный транспорт: конвейеры, транспортёры, краны и другие подъёмные механизмы и устройства, рельсовые пути, автомобильные дороги, подвесные и канатные пути и др. Во внепроизводственной сфере действует транспорт личного пользования – автомобили, мотоциклы, катера и яхты, сейчас даже вертолёты и самолёты; транспортные средства для военных целей; для научных исследований. По характеру грузов транспорт подразделяется на универсальный и специализированный. По применению силы тяги – на парусный, сплавной (под действием силы тяжести), гужевой, паровой, тепловой, электрический, насосный, электропроводный, атомный. По технике передвижения различают: сухопутный, водный, воздушный. Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Его основные задачи: - обеспечение устойчивых связей внутри и между отраслями хозяйства, между отдельными районами страны и разными странами мира; - своевременное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках; - повышение экономической эффективности его работы. Следует отметить, что показателем работы транспорта будет грузооборот и пассажирооборот, которые определяются массой перевезённых грузов (или количеством пассажиров) и тем расстоянием куда они были доставлены, поэтому измеряются они в т · км или пасс. · км. С помощью какого-либо одного вида транспорта решить свои задачи транспорт не может. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортную систему. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами. Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения действительно образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы. Самые важные, основные направления перевозок грузов или главные дороги принято называть магистралями. Например: автомагистраль Москва-Санкт-Петербург, железнодорожная Байкало-Амурская магистраль, воздушная магистраль Москва-Хабаровск, есть и магистральные нефте- и газопроводы, крупные реки – это водные магистрали. Рассмотрим наиболее важные для России виды транспорта. Железнодорожный – основной вид транспорта для России с её просторами. Привлекательность рельсовых путей сообщения, прежде всего, в их грузоподъёмности, надёжности, универсальности, относительной дешевизне перевозок. Значение имеет и скорость, особенно на больших расстояниях, независимость от погодных условий, что важно для районов с суровым арктическим, резко-континентальным климатом. Перевозится по железным дорогам практически всё – от иголок до межконтинентальных ракет, танков. И всё-таки есть грузы, которые чаще наполняют вагоны, цистерны и железнодорожные платформы: топливо, различное сырьё, сельскохозяйственная продукция. Доставить каменный уголь или железную руду из карьера на перерабатывающие предприятия, перевезти из одного региона в другой продукты питания или товар, предназначенный на продажу, - такие задачи решает этот вид транспорта. Судьба пассажирских перевозок сложилась непросто. Железные дороги были вынуждены "поделиться" с автомобильным и авиационным транспортом. Поэтому особое значение приобретают скоростные поезда (скорость до 250-350 км в час) – их конкурентами. Остаются популярными пригородные поезда и метро. Автомобильный транспорт – наиболее маневренный («от двери до двери»). Важное место он занимает в районах, где нет других видов транспорта, например, на Европейском Севере, в Сибири, Дальнем Востоке. А также он имеет преимущество в перевозках грузов до 5 т и в перевозках грузов и людей на короткие расстояния. Именно автомобиль обеспечил высокую подвижность человеческого общества. Проблема автомобильного транспорта – дороги: и мало, и качество не то. Авиационный транспорт – наиболее дорогой вид транспорта. Основное его назначение - перевозка пассажиров и срочных грузов, прежде всего на дальние расстояния. К достоинствам авиации относится не только скорость, но и независимость от особенностей местности, способность доставлять крупногабаритные грузы. Используется также в районах, где нельзя применять наземный транспорт – в тундре, тайге, горах, арктических льдах. Скорость, универсальность, комфорт - не всегда главное для транспортного средства. Транспорт - прежде всего труженик. В XIX веке возник, в XX стал бурно развиваться тихоходный, незаметный, "приземлённый", но зато исключительно дешёвый грузоподъёмный вид транспорта – трубопроводный, который к тому же высокопроизводителен и бесшумен. К сожалению, участившиеся аварии снижают последнее качество. У трубопроводов очень узкая специализация – перекачка жидких и газообразных грузов: нефти, нефтепродуктов, газа, воды и некоторых других веществ. Он может доставлять и твёрдые грузы – уголь, железную руду, но в измельчённом виде вместе с водой. Морской транспорт. Значение морского транспорта для России определено положением её на берегах морей акваторий 3-х океанов: Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого. Протяжённость морских границ России– 40 тыс. км. Морские суда – самый дешёвый (после трубопроводов) вид транспорта. Благодаря тому, что выросла грузоподъёмность судов, стали выгодными перевозки на большие расстояния сырья – нефти, угля, руды, различных сельскохозяйственных продуктов – зерна, сахара и других товаров. Речной и озёрный транспорт. Россия - страна великих и малых рек, которые исстари используются для доставки груза Главное преимущество этого вида – нет нужды строить дороги. К недостаткам отнесём стоимость работы и то, что реки текут не всегда в том направлении, куда нам нужно. Специализируется этот вид транспорта, в основном, на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) и сезонных: зерна, овощей, бахчевых культур. Перевозятся также лесные и нефтяные грузы. Играет этот вид транспорта важную роль в туризме. Канатно-подвесной транспорт. Нашёл применение, прежде всего в горной, сильно пересечённой местности. Доставляет как грузы: руду, лес, так и людей. 4. Организация осмысления учащимися нового материала. Самостоятельная работа в группах с использованием интерактивного метода. Работа в малых группах по классификации и систематизации новой информации. - Ребята, у вас есть 1 мин для обсуждения полученной информации и заполнения блок-схемы «Транспорт России». - Остались ли в схемах пустые ячейки? - Используйте учебник (рис.49 с.180) для завершения работы над схемой. 5. Первичная проверка понимания темы «Транспорт России». Учащиеся в группах с использованием личных карточек и учебника обсуждают классификацию видов транспорта. Учитель выясняет, какие виды транспорта выделили учащиеся в каждой группе, и подводит итоги (на экране появляется схема «Транспорт России»): -Что же мы имеем? Мы классифицировали разные виды транспорта по способам передвижения. В транспортный комплекс входят…. Учащиеся перечисляют еще раз виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный (на экране выплывающие подсказки: сухопутный, водный, воздушный). 6. Организация деятельности учащихся с использованием частично-поискового метода: заполнение таблицы для анализа эффективности работы транспорта. Работа в группах с использованием метода «Мозговой штурм». - Напоминаю еще раз, что все виды транспорта работают согласовано, дополняя друг друга. Но почему мы используем и более дорогие по себестоимости виды транспорта? И менее быстрые? Наверное, у каждого вида есть такие преимущества, которые делают его незаменимым. Ваша задача, работая с учебником (рис.51 с. 183) и таблицей (таблица прилагается к конспекту урока), установить, какие преимущества (+) имеет ваш вид транспорта, а какие недостатки (-). - Как можно увеличить эффективность его работы? Предложите свой вариант. Время для обсуждения в группе - 5 мин. Для обсуждения используем метод «мозгового штурма». Учащиеся заполняют таблицу (одну на каждую группу) для анализа эффективности работы различных видов транспорта. Учитель корректирует ход работы в группах. После обсуждения лидеры групп выступают с коллективным решением поставленной перед ними задачи. Остальные учащиеся также в группе отмечают в пустой колонке (+) преимущества и (–) недостатки тех видов транспорта, о которых рассказывают участники других групп. После окончания обсуждения рассмотренных вопросов учитель вносит коррекцию в выводы учащихся и первичное обобщение изученного. - Мы убедились, что у каждого вида транспорта есть свои преимущества. Но есть и недостатки, среди которых - учитывая большие размеры нашей страны, разнообразие ее условий, дальность доставки грузов. Поэтому решить главную задачу – доставку грузов - можно только согласованными действиями различных видов транспорта. Как мы сообща делали таблицу, так и виды транспорта сообща делают свою работу, образуя при этом транспортную систему. 7. Организация деятельности учащихся по первичному закреплению темы: работа с картами. Решение проблемных задач. - Транспорт, напоминаю, это не только транспортные средства, но и пути сообщений. Посмотрите, пожалуйста, на карту транспорта России в атласе. Почему в Европейской части России насыщение дорогами больше, чем в Азиатской? - Какого направления дороги преобладают в Сибири, а какого - в Европейской части? Учащиеся рассматривают, изучают карты, обсуждают в группах. Работа в режиме «Мозговой штурм». Через две минуты учитель заслушивает ответы учащихся. - Рисунок транспортной сети формировался десятилетиями, даже столетиями, и его характер определяется и природными условиями: рельефом, речной сетью, размещением населения и размещением хозяйства. В Сибири преобладают дороги широтного направления, а в европейской части России - меридионального и широтного направлений, в большей степени просматривается радиальная система. -Решите в каждой группе за 30 секунд следующую проблему. - Великая русская река Волга - крупнейшая в Европе, важная транспортная магистраль, почему же вблизи реки, параллельно ей проложены и автомобильные, и железные дороги? - Работаем с использованием метода «Мозговой штурм». Учащиеся говорят, что есть два условия, влияющих на эту проблему: быстрая доставка грузов автомобильными видами транспорта и влияние природных сезонных явлений на деятельность транспортной системы. 8. Итого урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке. Контроль знаний основных понятий темы: «транспорт», «транспортный узел», «транспортная система», «магистраль», «грузооборот», «пассажирооборот». Учитель подводит итоги изученного нового материала, обобщая ответы учащихся. Для контроля усвоения основных новых понятий учитель зачитывает определения, учащиеся называют понятия: «транспорт», «транспортный узел», «транспортные системы», «магистраль», «грузооборот», «пассажирооборот». На доске представлен визуальный ряд понятий, используемых на уроке. В презентации по категориям высвечиваются представленные понятия.
Домашнее задание представлено на карточках, которые являлись жребием при выборе групп в начале урока. - На карточках с изображениями вида транспорта, полученных во время жеребьевки, вы видите 2 варианта выполнения домашнего задания: на «4» и на «5». Прочитайте и выберите любое. Карточка остается у вас.(Карточки прилагаются).
Использование техники «Светофор». -Зажгите на светофоре нужный свет. На экране светофор. Выберите тот цвет, который соответствует вашим ощущениям, и постарайтесь объяснить, как вам работалось в группе, и как вы усвоили новый материал. - Урок окончен.
ТАБЛИЦА ДЛЯ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА
|
А. И. Алексеева 8 класс география россии. Природа и население. 68... Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г | Национальный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева... Задачи: Изучить национальный состав населения России, познакомить учащихся с языковыми семьями и размещением их представителей по... | ||
Урок по 45 минут. Класс: 10 класс Автор: Балацкая Ирина Ивановна – учитель географии моу «сош №33 имени Героя России Н. Смирнова» | Краткое содержание проекта Данный проект рассчитан на учеников 2... «Транспорт нашего села», «Грузовой транспорт», «Книга загадок про машины», «Ребусы про транспорт», «Воздушный транспорт» и многое... | ||
Урок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии» Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок... | Урок по географии 8 класс. Тема урока: Россия на карте часовых поясов Цель: Изучить положение России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны | ||
Методологические пояснения Транспорт Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования | Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» Задача: Через групповую исследовательскую работу создать «Приложение» (решебник «Крупные природные районы России») к учебнику «География... | ||
Урок географии. 9 класс. Тема урока Освобождение женщин от зависимости, угнетения, уравнивание в правах … (эмансипация) | Конспект урока с использованием эор тема «Пищевая промышленность... Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г | ||
Урок географии в 9 классе. Тема: «Население Центральной России» Показать особенности населения Центральной России: численность и плотность населения, характер расселения, города и городские агломерации,... | Итоговый тест по географии (9 класс) Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева | ||
Урок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Транспорт Транспорт совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный,... | ||
Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ | Учебно-тематическое планирование по географии Класс Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования россии №1089 от 05. 03. 2004 г.) |