Скачать 0.61 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Уфа 2011г. Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются. В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния. Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Методико-практические занятия для студентов основной групп1 семестр Темы 1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками. 1.Методика совершенствования техники бега на средние и длинные дистанции. 2. Особенности дыхания на средних и длинных дистанциях. 3. Методы самоконтроля состояния здоровья при беге на средние и длинные дистанции. - бег 800 метров; - бег 1500 метров; - бег 3000 метров; -комплекс дыхательных упражнений; - ведение дневника самоконтроля. Тема 2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции. 1.Методика составления и проведения ОРУ (комплекс из 8 упражнений на 4 счета). 2.Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. 3.Основы техники выполнения базовых движений. Базовые шаги: открытый шаг (open step), приставной шаг (larch step), скрестный шаг (cross step), ви-степ (V-step), мамба (mamba), поворот (pivit), чача (shosse), три шага (grape wine), подъем бедра (hi-up), захлест (kearl), мах (kick). - ласточка, равновесие нога вперед, равновесие нога в сторону (группа "Равновесие"). 4. Основы музыкальной грамоты и организация места занятий. 2 семестр Тема 3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.): Физические упражнения: -упражнения, направленно воздействующие на мышцы и функциональные системы организма; -скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий; -упражнения циклические, ациклические и смешанные. -сложнокоординированные упражнения; -упражнения для развития гибкости; -упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности и непрерывных изменений ситуаций и форм действий; -упражнения, отягощенные весом собственного тела; -упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа, сопротивлением внешней среды, противодействием партнера; -статические упражнения в изометрическом режиме; -упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей; -упражнения с преимущественной направленностью на совершенствование отдельных психофизиологических функций. Тема 4. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание). 1.Подготовка, смазка лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. 2.Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовке и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. 3.Элементы тактики лыжных гонок. 4.Выносливость. Развитие выносливости во время занятий. - одновременный двухшажный коньковый ход на равнине и в пологий подъем; - попеременный четырехшажный ход; - преодоление впадины на склоне во время спуска; - повторное прохождение отрезков до 700 метров с постепенным повышением скорости – 2-3 раза; -непрерывное передвижение до 9 км. Тема 5. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности. Атлетическая гимнастика и общефизическая подготовка 1.Особенности построения занятия. 2.Комплекс ОРУ. 3.Методика обучения технике выполнения упражнений со свободными весами. 4.Методика обучения технике выполнения упражнений на тренажерах. 5.Техника безопасности, страховка. 6.Развитие силовых качеств с помощью выполнения простейших упражнений, техника выполнения, особенности. Упражнения: 1. Упражнения, направленные на развитие мышц спины: 1.наклоны на скамье; 2. тяга нижнего блока к поясу; 3. подтягивания на перекладине. 2. Упражнения, направленные на развитие мышц ног: 1. приседания со штангой; 2. выпады с гантелями; 3. упражнения для задней поверхности бедра на тренажере. 3. Упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса и грудных мышц: 1. жимы штанги лежа, стоя; 2. жимы гантелей лежа, стоя; 3. отжимания от пола, скамьи. 4. Упражнения, направленные на развитие мышц рук: 1. подъёмы на бицепс; 2. отжимания на брусьях. 5. Упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса. Для студентов второго курса 3 семестр Тема 1. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).
Тема 2. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы) . Тема 3. Методика проведения учебно-тренировочного занятия. Аэробика 1. Основы методики обучения и тренировки по оздоровительной аэробике. - базовые прыжки: джеки (jumping jack), хич кик (hich kik), спортивных прыжков - кабриоль, прыжок с поворотом на 360° (с 2-х ног), прыжок в шпагат с места (split); - модификация базовых прыжков; - обязательные соревновательные элементы: группа "динамическая сила", группа "статическая сила", группа "прыжки, скачки, повороты", группа "махи", группа "равновесия", группа "гибкость". 2. Основы музыкальной грамоты и организация места занятий. Лыжная подготовка
- переход с попеременного двухшажного хода на одновременные через один шаг; - переход с одновременных ходов на попеременный двухшажный из наклона и со свободным движением рук. - преодоление после спуска контруклона. - повтороное прохождение отрезков до 1 км. С постепенным повышением скорости -2-3 раза. - непрерывное передвижение до 10 км.
4 семестр Тема 4. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта. Физические упражнения - упражнения, направленно воздействующие на мышцы и функциональные системы организма; - скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий; - упражнения циклические, ациклические и смешанные; - сложнокоординированные упражнения; - упражнения для развития гибкости; - упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях временных режимов двигательной деятельности и непрерывных изменений ситуаций и форм действий; - упражнения, отягощенные весом собственного тела; - упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа, сопротивлением внешней среды, противодействием партнера; статические упражнения в изометрическом режиме; - упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей; - упражнения с преимущественной направленностью на совершенствование отдельных психофизиологических функций. Тема 5. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств. 1. Комплекс ОРУ-растяжка. 2. Определение индивидуальных силовых показателей с помощью тестирования. 3. Методика развития силовых и скоростно-силовых качеств исходя из данных тестирования. 4. Методика увеличения тренировочных весов. Упражнения: 1. Упражнения, направленные на развитие мышц спины: 1. наклоны на скамье; 2. тяга нижнего блока к поясу; 3. тяга становая. 2. Упражнения, направленные на развитие мышц ног: 1. приседания со штангой; 2. выпады с гантелями; 3. подъемы на носки стоя на платформе, в наклоне. 3. Упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса и грудных мышц: 1. жимы штанги лежа, стоя; 2. жимы гантелей лежа, стоя; 3. разводка гантелей. 4. Упражнения, направленные на развитие мышц рук: 1. подъёмы на бицепс; 2. отжимания на брусьях; 3. жим лежа (хват узкий); 4. жим штанги из-за головы. 5. Упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса. Легкая атлетика:
Легкая атлетика: - 10-минутный бег; - спортивные игры; - кроссовая подготовка; - бег 100 метров; - бег с ускорениями до 60 метров; - прыжковые упражнения; - передача эстафеты на максимальной скорости в зоне; - командный эстафетный бег. Для студентов третьего курса 5 семестр Тема 1. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом. Гимнастика: Профилактика остеохондроза. Методика развития отдельных физических качеств с учетом будущей профессии. Физические упражнения: -упражнения, направленно воздействующие на мышцы и функциональные системы организма; -упражнения циклические, ациклические и смешанные; -сложнокоординированные упражнения; -упражнения для развития гибкости; -упражнения, отягощенные весом собственного тела; -статические упражнения в изометрическом режиме; упражнения с преимущественной направленностью на совершенствование отдельных психофизиологических функций; -специальные упражнения для снятия усталости и повышения работоспособности. Тема 2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте. 6 семестр Тема 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка 1. Методика развития отдельных физических качеств с учетом будущей профессии. 2. Применение видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр) в ППФП студентов. 3. Применение методов самоконтроля: стандартов, функциональных проб. Аэробика: 1. Основы методики обучения и тренировки по оздоровительной аэробике. - сложные спортивные соревновательные элементы - различные падения, подъем "рамка", Венсон, безопорный Венсон, латеральное отжимание, отжимание на одной руке (группа "Динамическая сила"); - "ножницы", фанк-кик (группа "Махи"); - панккейк, "иголочка", геликоптер (группа "Гибкость").; - обязательные соревновательные элементы: группа "динамическая сила", группа "статическая сила", группа "прыжки, скачки, повороты", группа "махи", группа "равновесия", группа "гибкость". 2. Техника выполнения общеразвивающих и специальных упражнений аэробики, изучение и совершенствование. Атлетическая гимнастика и общефизическая подготовка: 1. Развитие силовых и скоростно-силовых качеств (плиометрические упражне-ния). 2. Совершенствование техники базовых упражнений. 3. Индивидуальная антропометрия. Упражнения 1. Упражнения, направленные на развитие мышц спины: 1. наклоны на скамье; 2. тяга становки; 3. тяги верхнего и нижнего блоков. 2. Упражнения, направленные на развитие мышц ног: 1. приседания со штангой; 2. сгибания-разгибания в тренажере; 3. выпрыгивания со штангой. 3. Упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса и грудных мышц: 1. жимы штанги (хват широкий), гантели; 2. шраги с гантелями, со штангой; 3. разведение гантелей сидя на скамье; 4. кроссоверы. 4. Упражнения, направленные на развитие мышц рук: 1. подъёмы на бицепс; 2. отжимания на брусьях; 3. отжимания от пояса с хлопком. 5. Упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса. 6. Вскоки на платформу, прыжки в длину. Легкая атлетика: 1.Методы повышения уровня общей физической подготовки (ОФП, скоростно-силовые, СФП). 2.Методика овладения расслаблением для улучшения техники бега - кроссовый бег; - гимнастические упражнения для развития гибкости; - прыжковые упражнения; - силовые упражнения с отягощениями; - ускорение на отрезках повторным методом; - переменный бег; - спортивные игры. Лыжная подготовка 2.Элементы тактики лыжных гонок. 3. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Техника: - применение лыжных ходов и способов переходов в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и скорости передвижения; - повторное прохождение отрезков до 1 км. С постепенным повышением скорости -2-3 раза; - непрерывное передвижение до 11 км. Для студентов четвертого курса 7 семестр Тема 1. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда. Аэробика: 1. Техника выполнения общеразвивающих и специальных упражнений аэробики, изучение и совершенствование. - угол ноги врозь и ноги вместе, крокодил, крокодил на одной руке (группа "Статическая сила"); - "щучка", прыжок шпагат в разбеге сагитальный, страдл (группа "Прыжки, скачки, повороты"); 2. Инструкторская практика. Атлетическая гимнастика и общефизическая подготовка: 1.Растяжка-массаж как средство мышечной релаксации. 2. Методические замечания, рекомендации. 3. Подготовительный и соревновательный периоды в подготовке спортсменов. 1. Упражнения, направленные на развитие мышц спины: 1. наклоны на скамье; 2. тяга становки; 3. тяги верхнего и нижнего блоков. 2. Упражнения, направленные на развитие мышц ног: 1. приседания со штангой; 2. сгибания-разгибания в тренажере; 3. выпрыгивания со штангой. 3. Упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса и грудных мышц: 1. жимы штанги (хват широкий), гантели; 2. шаги с гантелями, со штангой; 3. разведение гантелей сидя на скамье; 4. кроссоверы. 4. Упражнения, направленные на развитие мышц рук: 1. подъёмы на бицепс; 2. отжимания на брусьях; 3. отжимания от пояса с хлопком. 5. Упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса. 6. Вскоки на платформу, прыжки в длину. Физические упражнения: -упражнения, направленно воздействующие на мышцы и функциональные системы организма; -скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий; -упражнения циклические, ациклические и смешанные; -сложнокоординированные упражнения; -упражнения для развития гибкости; -упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности и непрерывных изменений ситуаций и форм действий; -упражнения, отягощенные весом собственного тела; -упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа, сопротивлением внешней среды, противодействием партнера; - статические упражнения в изометрическом режиме; -упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоро-способностей; -упражнения с преимущественной направленностью на совершенствование отдел психофизиологических функций. 8 семестр Тема 2. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. 1. Средства и методы мышечной релаксации в профессиональной деятельности. 2. Средства и методы профилактики профессиональных заболеваний. Тема 3. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности. Легкая атлетика: 1.Методы повышения уровня общей физической подготовки (ОФП, скоростно-силовые, СФП). 2.Методика овладения расслаблением для улучшения техники бега. 3.Методика проведения учебно-тренировочного занятия. - кроссовый бег; - гимнастические упражнения для развития гибкости; - прыжковые упражнения; - силовые упражнения с отягощениями; - ускорение на отрезках повторным методом; - переменный бег; - спортивные игры. Лыжная подготовка: 1. Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. 2.Элементы тактики лыжных гонок. 3. Общие основы методики самостоятельной тренировки. 4. Самоконтроль на занятиях. - применение лыжных ходов и способов переходов в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и скорости передвижения; - повторное прохождение отрезков до 1 км. С постепенным повышением скорости -2-3 раза; - непрерывное передвижение до 11 км. Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств. Средства практического раздела занятий по учебной дисциплине "Физическая культура" в рабочей программе кафедры физического воспитания определяются в каждом вузе самостоятельно. Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные дисциплины легкой атлетики (бег 100 м - мужчины, женщины; бег 2000 м - женщины; бег 3000 м - мужчины), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, включают специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы. Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы. Студенты специальных медицинских групп и освобожденные по состоянию здоровья от активных занятий по дисциплине процесс обучения дисциплины осуществляют через следующие формы деятельности:
ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе освоения курса студенты проделывают большую самостоятельную работу, включающую в себя:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура | Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации для обучающихся по изучению учебной дисциплины... В методических рекомендациях приведены основные требования по изучению учебной дисциплины Физическая культура, предназначенные для... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б1 «Психология»... ... | Рабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа для 5 класса составлена на... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ, рефератов и контрольных работ Методические рекомендации предназначены для студентов специализации «Физическая реабилитация» специальности 032102. 65 «Физическая... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 4... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы... Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени | ||
Учебного процесса умк по физической культуре № Содержание Примечание... Умк дисциплины «Физическая культура» для студентов всех специальностей очной формы обучения | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе методических... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Положением о модульной системе организации учебного процесса Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | Методические рекомендации для преподавателей Челябинск 2007 Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений... | ||
Методические рекомендации б физическая культура (велосипедный спорт)... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины методические... Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300.... |