Магистерская диссертация «спорт как метод управления»





НазваниеМагистерская диссертация «спорт как метод управления»
страница1/7
Дата публикации07.07.2015
Размер1.14 Mb.
ТипДиссертация
100-bal.ru > Спорт > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7
logo

Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

экономический факультет

программа Общий и Стратегический менеджмент

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

«СПОРТ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ»

Студентки 2 курса магистратуры

Ионовой Марии Сергеевны

Научный руководитель

Заслуженный профессор МГУ,

д.э.н. Маршев Вадим Иванович
Москва

2011
Структура работы.
Введение 3

1. Эволюция взглядов на Спорт как Метод Управления 8

2. Спортивные аналогии в менеджменте 31

2.1. Бизнес как спорт 32

2.2. Тренер - менеджер 37

2.3.Команда в спорте и в бизнесе 44

3.Концепция «Спорт как Метод Управления 52

3.1.Основные положения концепции СМУ 53

3.2. СМУ на индивидуальном уровне 62

3.3. СМУ на уровне организации 64

3.4. СМУ на уроне общества 68

Заключение 75

Список литературы 76

Приложения 78

Введение.

Общая характеристика исследования.

Актуальность темы исследования. В последнее время постоянные динамичные изменения внешней среды обуславливают необходимость поиска новых управленческих решений, как для бизнес–структур, так и для общества в целом. В свою очередь спорт, являясь элементом общественной практики, способен оказывать мощное воздействие на индивида и общество. И это влияние не ограничивается только применением спортивных принципов и аналогий на уровне организаций или функциональных подразделений, а имеет гораздо больший потенциал. И грамотное использование этого потенциала может стать эффективным средством принятия управленческих решений для достижения более благополучного и счастливого общества.

Степень научной разработанности проблемы. Воздействие на людей с помощью спортивного воспитания рассматривается в работах историков и социологов спорта – Алена Гутмана, Билла Веннингтона, Мартина Поли, Александра Суник. Наиболее глубоко данная тема проработана Бенджамином Лоу (попытка анализа целей спортивного воспитания в разные периоды истории Человечества) и Жаком Глейз1 (на примере истории физического воспитания во Франции). Более универсальный подход к спорту (в совокупности с искусством) как методу воздействия присутствует в работе Анри Пурэ «Спорт и искусство» и «Является ли спорт искусством?»2. В этих работах говориться о воздействии «активной субкультуры» (деятелей спорта и искусства) на «пассивную субкультуру» через положительное или негативное отношение. Особое внимание спорту как инструменту управления бизнес – структурой уделяет школа Коучинга (Тимоти Гэллви, Томас Дж. Леонард, Джон Уитмор, Дэвид Хемери, Дэвид Уитэйкер, Джек Стэк). Их работы посвящены, в основном, применению спортивных аналогий в бизнесе для решения задач командообразования, мотивации, обучения, коммуникаций в организации и т.д.

В последние годы бурно развивается концепция sport to business, которую можно считать одной из первых попыток систематизации применения атрибутов и принципов спорта на конкретном объекте управления (бизнес – структурах).

Однако, во всех перечисленных выше трудах отсутствует системный взгляд на спорт как метод управления. Влияние спорта рассматривается либо в совокупности с другими сферами общественной практики (искусством, медициной, образованием), либо спорт рассматривается как средство решения элементных задач управления (мотивации, обучения персонала), либо исследователи ограничивают объект воздействия эпохой или масштабом. Так, Майк О’Махоуни рассматривает воздействие через спорт (спортивную идеологию) только на пример эпохи СССР. Жак Глейз рассматривает только воспитательный атрибут спортивной деятельности во Франции в XX веке. А работы по психологии спорта (Бенджамин Лоу, М.Т. Эллисон, Р. Загайнов) описывают воздействие через спорт только на личностном уровне.

К тому же, к недостаткам вышеперечисленных работ можно отнести рассмотрение спорта как метода управления (СМУ) бизнесом только в статике (т.е. раскрытие его составляющих) и практически полное отсутствие изучение СМУ в динамике, в процессе управления бизнесом и социальными объектами, оценки его эффективности в качестве метода управления.

Цель исследования – поиск внутренних резервов и новых возможностей спорта как элемента общественной практики для управления, раскрытие сущности СМУ как системы (в статике и динамике).

Задачи исследования:

  1. Выявление проблем организационной и общественной деятельности, решение которых может быть осуществлено с помощью спорта.

  2. Разработка рабочего определения терминов «спорт», «спортивная деятельность», «спортивная культура».

  3. Рассмотрение концепции коучинга и применения спортивных аналогий в бизнесе в контексте современных управленческих проблем.

  4. Определение предпосылок эффективного применения спортивных аналогий в бизнесе и управлении.

  5. Систематизация и классификация СМУ по функциональным атрибутам спорта, как элемента общественной практики, и уровням объектов управления.

  6. Исследование вопросов (в т.ч. критериев оценки) эффективности СМУ

  7. Разработка Концепции «Спорт как метод управления», в том числе целей, сущности, механизмов, ресурсного обеспечения реализации Концепции.

  8. Выявление факторов, а также разработка процедур и инструментов, с помощью которых можно влиять на степень и направленность осознанного воздействия на социальные объекты через спорт.

Объектом исследования является спорт, рассматриваемый как социальный феномен, элемент культуры, как специфический социальный институт в динамике, а также процессы и изменения, происходящие в отношении к спорту в современном обществе.

Предмет исследования – спорт как метод управления

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Впервые СМУ исследуется системно и комплексно, что позволило выявить атрибуты СМУ.

  2. Разработан проект Концепции «Спорт как метод управления», включающей цели и задачи концепции, принципы и механизмы реализации данной Концепции, ресурсное обеспечение реализации Концепции, вопросы оценки эффективности СМУ.

  3. Выявлены факторы и разработаны процедуры, которые влияют на степень и направленность осознанного воздействия на социальный объект через спорт.

Методы исследования. В ходе проведения данного исследования нами использовались следующие методы:

  1. Анализ научной литературы в области спорта, менеджмента и управления индустрией спорта.

  2. Синтез положений и выводов, которые говорят об использовании спорта в качестве метода осознанного воздействия на объект управления в различных исторических и политических условиях.

  3. Анализ и синтез факторов, определяющих целеполагание использования спорта в качестве метода управления в различных условиях.

  4. Интервью и сбор мнений представителей спорта и бизнеса о возможности и целесообразности применения спорта и отдельных его атрибутов в качестве метода управления.

Теоретическая основа исследования - российская и зарубежная научная литература в области спорта, менеджмента и управления спортивной индустрией. Предпосылками для выдвижения гипотез послужили книги и статьи, в которых спорт рассматривается как метод воздействия на разные категории субъектов. Изучение этих материалов позволяет сделать вывод о том, что уже достигнуты определённые результаты в изучении спорта как социального института и адаптации принципов спорта для бизнеса.

Эмпирическая основа исследования – это кейсы и статьи о практическом применении спортивных аналогий и принципов в бизнесе, данные реальной мировой спортивной и управленческой практики, а также собственный опыт работы в индустрии спорта. В рамках исследования были проведены интервью с выдающимися представителями спортивной индустрии и собраны мнения успешных представителей из самых разных сфер деятельности. Для иллюстрации выводов, сделанных в ходе исследования, приводятся практические примеры деятельности организаций, функционирующих в спортивной сфере а также в отраслях, связанных со спортом.

Практическая значимость. Управление с помощью спорта и применение спортивных аналогий позволяет повысить эффективность деятельности организаций, улучшить психологический климат в группе и физическое состояние отдельного сотрудника, служить эффективным методом командообразования и развития лидерских качеств. Спорт как метод управления развивает дисциплину и самомотивацию, что приводит к формированию команды, нацеленной на результат. Также, спорт, выступая как социальная система, социальный институт и социальное движение, и оказывая мощное воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, может способствовать решению общечеловеческих и национальных проблем.

Логика и структура работы. Работа построена на последовательном изложении идей. Изначально мы исследуем историю спорта и выявляем атрибуты спорта, с помощью которых осуществлялось воздействие на различные социальные объекты. Эта часть работы посвящена эволюции взглядов на спорт как метод управления. В процессе работы над первой главой нами разработаны рабочие определения понятий «спорт», «спортивная культура», «спортивная деятельность», а также выявлены основные функции и атрибуты спортивной деятельности. Результатом первой главы является сводная таблица эволюции взглядов на спорт как метод управления. Так как изначально мы исследовали тему «Спорт как метод управления организацией», вторая глава работы посвящена проблеме применения спортивных принципов и аналогий для целей управления бизнес – структурами. Примеры выдающихся спортсменов и организаций позволяют провести параллели между ключевыми понятиями в спорте и менеджменте. На основе этих примеров сделан вывод о возможности и целесообразности применения спортивных аналогий в менеджменте. Однако, в процессе исследования было обнаружено, что воздействие с помощью спорта имеет гораздо больший масштаб, и мы расширили рассматриваемый объект управления посредством спорта. Таким образом, заключительная часть работы посвящена разработке концепции «Спорт как метод управления» различными социальными объектами для решения задач разного уровня и направленности.

Глава 1. Эволюция взглядов на спорт как метод управления.

"Спортивная идеология? Почему бы и нет,

ведь спорт объединяет людей, особенно во время больших побед.

80 тысяч на футболе, 20 тысяч на хоккее – когда еще

столько народу собирается на одном мероприятии?

Спорт поднимает патриотические чувства народа…"

Владислав Третьяк3.

В первой части данной главы будет проведён краткий экскурс в историю спорта для того, чтобы выявить основные атрибуты, присущие спорту и спортивной деятельности. На основе этого будут разработаны рабочие определения понятий «спорт» и «спортивная деятельность». Далее, мы проследим эволюцию применения спорта в качестве метода целенаправленного воздействия на человека и общество с помощью выявленных нами атрибутов, присущих спорту и спортивной деятельности.

Что такое спорт? Когда он появился? Очевидно, что это произошло гораздо раньше, чем возникло само понятие «спорт». Как спорт развивался в качестве элемента общественной практики, и что значит слово «спорт» для каждого из нас сегодня? Почему спортом мы называем как физическую, так и интеллектуальную деятельность, а также деятельность, направленную на выявление у человека каких-либо выдающихся качеств и способностей? Как люди вообще пришли к тому, чтобы соревноваться между собой, выявляя самого сильного, самого быстрого, самого меткого, и для чего это было необходимо? Перед тем, как перейти непосредственно к предмету данного исследования, попробуем разобраться в этих вопросах4. Это важно ещё и потому, что по тенденциям развития и изменения спортивной деятельности на протяжении истории Человечества можно судить как о социальных изменениях в обществе в целом, так и о сущности спорта в частности.

Примеры наскальных рисунков (пещерного искусства), открытые на сегодняшний день, содержат изображения ритуалов и церемоний. И, несмотря на то, что действия людей, запечатлённые на этих изображениях, нельзя полностью отнести к современному понятию о спорте, мы можем сделать вывод, что уже в Первобытном обществе существовали занятия, напоминающие спортивную деятельность. Эти рисунки, найденные в Африке, Австралии и Европе (Франция), имеют возраст более 20 тысяч лет.

Австралийские аборигены упражнялись в стрельбе из лука и метании бумеранга, соревновались в беге и прыжках. У индейских племён Америки (навахо, пуэбло) получили распространение бросание мяча в цель, бег на дальние расстояния, поднятие тяжестей, в качестве которых выступали камни различного веса. Среди племён ацтеков, майя, инков пользовалась популярностью групповая игра с каучуковым «мячом», в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо, прикреплённое к стволу дерева или стене. Можно говорить о том, что именно появление мяча стало отправной точкой в развитии командных и игровых видов спорта.

Существуют предметы быта и элементы архитектуры, свидетельствующие о том, что в Древнем Китае за 4000 лет до нашей эры существовала соревновательная деятельность, схожая с современным представлением о спорте. Например, в 4 – 3 тысячелетии до новой эры в Китае была распространена игра в мяч – Чжу Кэ. Игра проводилась на поле, с обеих сторон которого было установлено по два вертикально стоящих шеста (2 бамбуковые палки) – подобие современных футбольных ворот. Играли китайцы в подобие мяча, в качестве которого иногда использовали головы казненных военнопленных или преступников. Этот «мяч» можно было загонять в ворота всеми частями тела, кроме ладоней. Проигравшая команда публично поролась, победителям дарили фарфоровые вазы.

Изображения и предметы в гробницах фараонов также говорят о том, что разные виды физической активности были развиты в Древнем Египте. На табличках стен древнеегипетских пирамид были обнаружены изображения более 400 видов спортивных упражнений и игр. Среди них: борьба, плавание, соревнования лучников, гребля, гонки на колесницах и т. д. В специальных помещениях устраивались соревнования по бегу, прыжкам, поднятию тяжестей, борьбе, «фехтованию», а также различные спортивные игры – прототипы современного футбола, хоккея на траве и баскетбола.

На территории Древней Персии зародились такие виды спорта как поло и состязания всадников на копьях. Там же появились первые школы, где детей обучали верховой езде, метанию дротиков, стрельбе из лука. В Древней Индии были распространены фехтование на мечах, гонки на колесницах, стрельба из лука, игры с мячом и палкой. По мнению историков спорта5, именно Индии впервые возник интеллектуальный спорт – шахматы.

В Древней Греции на момент первых Олимпийских игр уже существовало большое разнообразие видов спорта. Наибольшее развитие получили различные виды борьбы, бег, метание дисков и гонки на колесницах. Это позволяет сделать вывод о том, что военная культура и военное искусство имели прямое отношение к спорту.

Со временем спорт становился более организованным и регулируемым. Появлялись и формировались новые виды и подвиды спорта, появилась классификация спорта по видам (игровые, циклические, силовые, сложнокоординационные, технические, прикладные и др.), уточнялись правила, спорт приобретал традиции. И, для того, чтобы говорить о спорте в его современном представлении, проследим эволюцию самого понятия «спорт».

При изучении этимологии слова «спорт» выясняется, что одно из первоначальных и устаревших его значений в английском языке - это развлечение, забава, шутка, а как глагол оно означает – играть. Английское слово «sport», сокращенно от английского «disport» — «игра», «развлечение» восходит к французскому глаголу desporter, который означает «отвлекать от работы». Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1898 года издания определял спорт как "занятия, имеющие характер физических упражнений для развития силы, ловкости и красоты тела, и вообще имеющие целью удовольствие"6. Далее приводится классификация спорта, который разделялся в то время на подвижный и неподвижный спорт. Подвижный спорт, в свою очередь, разделялся на «элементарный» и «высший». К «элементарному спорту» относились фехтование, борьба, гимнастика, танцы, бег, плавание и игры на открытом воздухе. К высшему – охота, конный спорт, «водный спорт», «зимний спорт», «воздухоплавание» и другие7. В определении, данном Брокгаузом и Ефроном, говорится об эволюции понятия: «первоначально этим словом (спорт) обозначалось стремление к достижению чего-либо особенно выдающегося в сфере телесных упражнений; затем смысл его подвергался различным изменениям и в настоящее время спортом называется всякие вообще занятия, имеющие целью удовольствие или увеселение, но отнюдь не выгоду». Такое представление о спорте было распространено в Европе в конце XIX – начале XX века. Похожие определения понятия «спорт» присутствуют в Большом Универсальном Словаре XIX века8 и в английской «Пенни Циклопедии».

В 30-40-х годах XX века сфера действия спорта сужается, акцент делается на утилитарное, рациональное начало. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова9 отсутствует развлекательный характер спорта и делается упор на физическую составляющую. Спорт определяется как "физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний, имеющие целью укрепление организма и развитие психической бодрости"10. Кроме основного значения, в словаре уже отмечается и переносное, отрицательное значение слова спорт. "Предмет страстного, азартного увлечения, то, что служит лишь средством добиться успеха (преимущественно в неодобрительных сравнениях). Погоня за всё новыми открытиями нередко превращает исследовательскую работу в нездоровый спорт"11.

В определении Большой Советской Энциклопедии у спорта кроме оздоровительной цели появляется самоцель - "демонстрация высших достижений": "Спорт - система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений; имеет целью, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязаниях; составная часть физической культуры…"12

Все определения, приведённые выше, рассматривают спорт в узком смысле, то есть только как деятельность людей, обладающую некоторыми специфическими атрибутами. Разница состоит только в сути, целях и результатах этой деятельности. Исходя из перечисленных выше определений слова «спорт», мы можем сформулировать сущностные характеристики спортивной деятельности. Мы будем рассматривать спортивную деятельность в широком смысле, как деятельность, обладающую общими атрибутами (соревновательность/состязательность, стремление к максимальным результатам), и специфическими атрибутами (воспитательность, этика, эстетика, зрелищность).

Если рассматривать спортивную деятельность в широком смысле, то наиболее приближенное к современному представлению определение спорта даёт Википедия. «Спорт — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе»13. Акцент на интеллектуальную составляющую и отношения подчёркивает влияние спорта на все аспекты жизнедеятельности. Спорт утратил бы свой социокультурный смысл, если бы не рассматривался как «микромодель общества, которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных уровнях и определяется как типовое поведение»14. Таким образом, мы подходим к самому широкому определению спорта, как социального института. Социальный институт в данном случае, это «определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством системы стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».15

Итак, спорт – это совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в процессе осуществления состязательной, воспитательной, рекреационной деятельности, а также в процессе производства и потребления продуктов этой деятельности (спортивных услуг).

Именно это определение будет использоваться нами в дальнейшем для рассмотрения спорта как метода управления или спорта, как средства воздействия на человека, организацию и общество в целом. При этом можно говорить о том, что спорт как социальный феномен затрагивает, в большей или меньшей степени, каждого человека. В этом плане спорт можно сравнить с религией или искусством.

Французский учёный Анри Пурэ говорит о спорте и об искусстве как о «выражении универсального языка»16. В своей работе «Is sport an art?»17 Анри Пурэ пишет о всеобъемлющем охвате общества спортом и искусством. Главной идеей данной работы является вывод о том, что с помощью «активной субкультуры», в которую Анри Пурэ включает деятелей спорта и искусства, можно воздействовать на «пассивную субкультуру» - людей, проявляющих положительное или негативное отношение к первой.

Работа Анри Пурэ – одна из немногих, в которой говорится о целенаправленном воздействии на человека через спорт (в совокупности с искусством, так как он интегрирует эти понятия: «искусство - спорт, а спорт - искусство; между ними нет никаких границ или отличий»). Но это вовсе не означает, что раньше спорт не использовался как метод воздействия. Проследим, как наряду с эволюцией понятия спорт, развивались и взгляды на то, каким образом он влияет на человека, на группу людей и на общество в целом.

Американский учёный Бенджамин Лоу18 в своём исследовании, посвященном социологии спорта19, утверждает, что «воздействие» или «воспитание» с помощью спорта зародилось ещё в первобытном обществе. Первоначально оно существовало в форме упражнений, игр, состязаний и испытаний, которые имитировали трудовые процессы, охоту, военные действия, отражали различные обряды и традиции. Такое воспитание было направлено на развитие у подрастающих поколений физической силы, выносливости, реакции, волевых качеств. Здесь присутствует научение через моделирование реальной трудовой деятельности. Спорт выступает в качестве инструмента формирования как физических качеств (сила, скорость, выносливость), так и умственных качеств человека (скорость реакции, изобретательность и т. д.). Так сложилось физическое воспитание как педагогический процесс. Затем, в свободное от охоты, собирательства и других занятий время, люди, действуя по законам искусства, стали состязаться в выполнении перечисленных упражнений и выявлять самого сильного, самого быстрого, самого меткого. Именно тогда, по мнению сторонников этой точки зрения, и возник спорт. Так, «первобытные племена Африки в физическом воспитании детей применяли «фехтование» на палках, борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах. За счёт этого племена бушменов отличались исключительной выносливостью. Их соревнования в беге по холмистой местности иногда продолжались весь день. Благодаря такой тренировке охотники могли преследовать добычу в течение многих часов, а затем и доставлять тяжёлый груз домой»20.

Что касается соревновательной составляющей спорта, то мы считаем необходимым уточнить популярное мнение о том, что «соревнование, состязательное отношение является атрибутом, свойственным самой природе человека, и потому присущим ему на всей протяжении человеческой истории».21 Социологические и культурологические исследования в области спорта показывают, что в различных социально-исторических условиях соревновательность приобретает различные формы, а также может отходить на второй план, уступая место кооперации и сотрудничеству. Для Западной культуры, например, характерна конкуренция, выраженная в девизе: «Быть всегда впереди, быть лучше других», который отец Ахиллеса сформулировал для своего сына. Но были и культуры, где на первый план выдвигались иные ценности. М. Т. Эллисон22 указывает, например, на культуру племени навахо, в которой «не следует пытаться опередить кого-либо или думать, что ты его лучше»23. Для иллюстрации она приводит пример эстафетных забегов у индейцев Амазонки, в результате которых в принципе не определялся победитель. Участники действовали на пределе своих сил, но в итоге они должны были одновременно прийти к цели. Индейцы навахо при игре в каучуковый мяч (прототип современного баскетбола) так же не были ориентированы на конкуренцию или агрессию: «Они играли, пока не падали от бессилия, но не допускали агрессивных действий, поскольку не были охвачены стремлением победить противника»24. Таким образом, первостепенным оказывалось соревнование с собственными возможностями.

При этом можно говорить, что до конца XIX – начала XX века основной функцией спорта было воспитание, а вовсе не соревнование и не зрелище, хотя и эти характеристики были присущи спортивной деятельности на протяжении всей истории. Так, в странах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима и Средней Азии во времена рабовладельческого строя физическое воспитание приобрело характер государственной системы подготовки юношества господствующих классов к гражданской и военной службе. Воспитание осуществлялось в семье и в государственных учебных заведениях, а также в армии. В качестве примера можно рассматривать Спартанское воспитание, в основе которого было физическое воспитание как для мужчин, с целью развития силы и выносливости, так и для женщин, в интересах рождения здоровых детей, будущих сильных граждан.

В трактате «Государство» Платон25, выделяя значение спортивного воспитания (гимнастики), писал: «Заниматься гимнастикой необходимо для того, чтобы развивать мужественную часть нашей природы (подчеркнуто нами – М.И.), нежели чем для развития просто силы, как у обычных атлетов, которые рассматривают диету и упражнения как средство для мускулов". Спортивное («гимнастическое») воспитание позволяет «подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли». Платон рассматривал гимнастику как одну из основ любого образования, наравне с музыкой и геометрией.

Параллельно с тем, как спорт развивался в качестве элемента образования, спортивные игры и состязания стали зрелищем, через которое происходило подкрепление принятых норм и ценностей. В современном обществе гладиаторские бои воспринимаются как неоправданная бессмысленная жестокость, но в Древнем Риме сострадание и жалость считались слабостью, а не добродетелью. Таким образом, через спортивное зрелище происходило формирование отношения к тем, кто слабее, к равным по силе и к сильнейшим. В Колизеи на бои гладиаторов приводили детей, как сейчас приводят их на стадион посмотреть футбольный матч. И это не просто зрелище – это способ воздействовать на сознания, укрепляя нормы и правила господствующей парадигмы.

В феодальном обществе физическое воспитание стало основой систем рыцарского воспитания, в которое в обязательном порядке входили: верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, единоборства и игры военного характера. С развитием городов - полисов физическое воспитание распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные и другие братства; проводившиеся во время праздников состязания горожан в беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом. Спорт начинает приобретать соревновательную составляющую. Понятие справедливости – основа христианской этики, которое поддерживается через справедливую конкуренцию в спорте. Принцип честной, справедливой борьбы, «рыцарское поведение» можно считать предпосылками современной концепции Fair Play26.

Значительно возрос интерес к спорту в эпоху Возрождения. Гуманисты предпринимали попытки ввести физическое воспитание в школах в качестве одной из основных дисциплин. Гуманистический идеал — социальность и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и физическом развитии, основанные на христианской морали. В Италии в начале XV века Витторино да Фельтре27 открыл школу, в которой большое внимание уделялось физическому воспитанию, умственной и физической деятельности учеников. Во Франции Франсуа Рабле28 и Мишель Монтень29 проповедовали физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», описывая образ жизни, который ведёт Гаргантюа у нового учителя, подчёркивает значение физического воспитания. Игры в мяч ведутся до обеда, а «езда верхом, фехтование, бег и прыганье, плаванье, лазанье на деревья, по канату, упражнения с гирями» - спустя несколько часов после обеда. Мишель Монтень в трактате «Опыты» пишет: «Образовывают не одну только душу, или не одно тело, а всего человека. Недостаточно закалить душу у ребенка,- надо укрепить ему и мускулы».30 Такое воспитание, по мнению Монтеня, направлено на достижение главной добродетели – «умения правильно пользоваться жизненными благами и с твердостью переносить их потерю».31

Ян Амос Коменский32 рассматривал физическое воспитание как важнейшую часть семейного воспитания и педагогического процесса в школе (в «Великой дидактике» и «Материнской школе» значительное место занимают вопросы здорового режима детей, физические упражнения, игры). Эти компоненты воспитания, по мнению автора, «способствуют всестороннему развитию личности и целостности мышления».

Составной частью всестороннего воспитания подрастающих поколений считали физическое воспитание Томас Мор33 и Томмазо Кампанелла34: «И мужчины, и женщины имеют право и возможность заниматься философией, спортом и науками, ремеслами. В школе могут учиться все дети. Класс - улица, здесь маленькие солярии играют, слушают рассказы учителей, занимаются спортом и мастерят»,35 - пишет о физическом воспитании Кампанелла. Спортивное воспитание, описанное в «Утопии» Томаса Мора, приближено к афинской системе - развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Главную задачу спорта Джон Локк36 видел в укреплении здоровья детей, в правильно организованном удовлетворении их естественных потребностей в движении. Физическое развитие стояло у Локка на первом месте. Этот подход понятен, если учитывать время, в которое жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных земель, неразвитый транспорт и непривычные, экстремальные климатические условия требовали от предпринимателя физической выносливости, ведь «предприниматель должен был много ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности»37. Требования времени отразились в воспитательной системе Локка. «Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, и насколько каждому, кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства».38

Жан - Жак Руссо39 в педагогическом трактате «Эмиль или о воспитании» подчёркивал значение физического воспитания для умственного развития и трудового воспитания детей. Совершенствованию форм и методов спортивного воспитания способствовали возникшие в 18 веке в Германии (в основном под влиянием идей Руссо) «школы человеколюбия и добрых нравов». Иоганн Генрих Песталоцци40 в рамках своей образовательной системы говорил о трёх направлениях спортивного воспитания: игры и физические упражнения для младшего возраста, практические упражнения для развития сноровки рук и «физические упражнения, которые способствовали развитию навыков работы столяров, токарей, переплетчиц, садовников и представителей других профессий». В XIX и в начале XX вв. складывались национальные системы физического воспитания во Франции (Франсуа Аморос, Жак Демени), Дании (Н. Бук), Великобритании (спортивно-игровой метод Дж. Питерса) и других странах.

В России проблемы системного физического воспитания подрастающего поколения нашли отражение в XVIII вв. трудах И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. За «гармоническое развитие нравственных, умственных и физических сил» человека выступали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. К. Д. Ушинский связывал физическое воспитание с трудом, с умственным и нравственным развитием. Оригинальную систему физического воспитания создал П. Ф. Лесгафт41, определяя его как «физическое образование», методы которого должны строиться на общих принципах с умственным образованием. Он говорил об огромном значении физического воспитания для развития у человека восприятия и мышления.

С конца XIX века в системе физического воспитания всё большее место (как средство и метод) стал занимать спорт, воспитательное значение которого определяется его соревновательным характером, а также необходимостью систематических тренировок для достижения высоких результатов. Именно «воспитательное значение спорта» выше было определено нами как один из ключевых атрибутов «спорта как метода управления».

С основу государственной системы физического воспитания СССР легли марксистские положения о значении спорта для всестороннего развития личности. «Под воспитанием мы понимаем, – писал Карл Маркс42, – три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение...43». В. И. Ленин отмечал: «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость; здоровый спорт – гимнастика, плавание, физические упражнения всякого рода, – разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!44» Именно в это время были предприняты первые шаги для того, чтобы сделать спорт массовым. В 1927 году, в первой российской монографии, посвящённой психологии спорта, профессор А.П. Нечаев45 писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками».46

Спорт стал важной частью идеологии, политики и культуры СССР. Сегодня предпринимаются попытки проследить по репрезентациям физкультуры и спорта всю историю СССР, лучше понять, какими были установки государства и устремления общества. В своей книге «Спорт в СССР» британец Майк О’Махоуни47 раскрывает сложные взаимоотношения между спортом как официально одобренной общественной практикой и спортом как культурным продуктом48. Через призму спорта он анализирует советский мир, как анализировал бы, скажем, Древний Рим: просто как культурную форму со своими особенностями. Границы между «спортом, как социальной практикой» и «спортом, как культурным продуктом» размыты, и далеко не всегда можно говорить, что в головах болельщиков или в государственной политике в отношении спорта можно проследить их разграничение или даже последовательное к ним отношение. Тем не менее, основания для такого разделения – в качестве способа изучения культурологических проблем советского спорта – очевидно, существуют. На протяжении 20-30-х годов прослеживаются довольно серьёзные трансформации, как в государственных подходах к спорту, так и в культуре «боления», распространяющейся в обществе – это два параллельных процесса.

Если до XX века спорт развивается совместно с религией, искусством, образованием, политикой, то в XX веке появляется понятие «спорт как бизнес». Коммерциализация спорта способствует усилению его влияния, но уже в рамках несколько иных норм и ценностей. В начале 70-х годов появляется Школа Коучинга, создатели которой разрабатывают тему использования принципов спорта в бизнесе и управлении. Но всё же одним из первых, кто обратил внимание на различие поведения человека в спорте и на работе, был Фредерик Уинслоу Тейлор49. Он проводил между спортом и управлением аналогию, рассматривая спорт как некий образец для подражания. «…Англичане и американцы", - писал Ф. Тейлор в книге "Принципы научного менеджмента", " - величайшие спортсмены в мире. Когда американский рабочий играет в бейсбол или когда английский рабочий играет в крикет, можно с уверенностью сказать, что он напрягает каждый нерв для того, чтобы обеспечить победу своей партии. Он делает все, что может, для того, чтобы получить максимально возможное число очков. Однако, когда тот же самый рабочий приходит на работу на следующий день, то он в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен….»  Ф. Тейлор привел сравнение спорта и работы с точки зрения производительности конкретного рабочего. На самом деле, эта аналогия имеет значительно большие масштабы и глубину, но развить её в то время не представлялось возможным. Во–первых, и спорт, и менеджмент как самостоятельные социальные институты находились в начальной стадии своего формирования. Во-вторых, Тейлор, в рамках парадигмы научного менеджмента, интересовался только измеримыми показателями, которые можно было описать и формализовать (выработка, производительности и т. д.).

Основателем школы спортивных аналогий – одного из направлений коучинга - можно считать американского тренера по теннису Тимоти Гэллви (T.Gallwey)50. Он противопоставляет принципы "Внутренней игры" командно-административным методам управления, рассматривая их как «более удачный путь к переменам»51. Спорт стал для Гэллви своего рода исследовательской лабораторией для обучения и перемен. Благодаря тому, что достижения в спорте можно наблюдать непосредственно, а цели предельно ясны, эти изменения в результативности проявляются намного нагляднее. «Моими первыми лабораториями были теннисный корт, лыжня и поле для гольфа – виды спорта, где хорошо осознаешь огромную разницу между лучшими и худшими результатами» - пишет он в предисловии к своей книге «Работа как внутренняя игра». Гэллви рассматривал спорт как инструмент управления отдельным работником или малой группой. Через анализ тренировочного процесса он показывает разницу между обучением и научением: «Из своей ранней тренерской работы я вынес два наблюдения. Во-первых, почти все мои ученики очень старались исправить в своей игре то, чем они были недовольны. Они ждали, что я дам им рецепт решения проблемы. Во-вторых, после того как ученики переставали стараться, поверив в свою способность учиться на собственном опыте, позитивные изменения происходили при относительном отсутствии усилий. Существует резкий контраст между принудительным и естественным обучением».

Изначально коучинг появился как аналогия спортивного тренерства в бизнесе и других сферах деятельности. Его становление и развитие связано с именами финансового консультанта Томаса Дж. Леонарда52, автогонщика сэра Джона Уитмора53, его коллег по консалтингу олимпийцев: легкоатлета Дэвида Хемери54 и тренера по хоккею Дэвида Уитэйкера55 и других. В 80-х годах XX века коучинг становиться одним из самых популярных направлений бизнес - консалтинга, в США и Европе выходит множество книг и практических пособий, описывающих использование опыта спорта в экономике. Особого внимания заслуживает книга Джека Стэка56 «Большая игра в Бизнес», в которой используется комплексная аналогия управления организацией со спортивной игрой. При этом Стек рассматривает организацию в динамике, говоря об управлении изменениями с помощью спортивных аналогий.

В России проблемами использования аналогий и принципов спорта в экономике и бизнесе начали заниматься в конце 90-х годов. Бизнес – консультант Владимир Смирнов57 сформулировал основные подходы и взгляды спортивного направления в бизнесе – спортинга. Под спортингом понимается исследование и практическое использование теории и практики спорта в бизнесе и экономике. «Самое главное, что должен взять бизнес у спорта, - пишет Смирнов, - это его идеологию, основанную на соревновании, на игре, создающую высокую нематериальную мотивацию в достижении высоких результатов».

Одновременно с развитием и внедрением спортивных аналогий в бизнес – процессы, развивается и сама индустрия спорта. С середины XX века предпринимаются попытки оценить эффективность деятельности рыночно ориентированных спортивных организаций, происходит коммерциализация спорта, превращение его в доходный бизнес. В начале 80–х годов в ведущих мировых университетах создаются программы по подготовке менеджеров спортивной индустрии.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconОбучающихся по направлению 222000 Инноватика Магистерская диссертация....
Магистерская диссертация. Требования по содержанию, оформлению и защите. Учебное пособие. Составители: Т. А. Итс, С. Г. Редько, И....
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconМагистерская диссертация оформляется в соответствии с гост р 11-2011
Диссертация оформляется в виде распечатки на принтере. Объем 50-70 стр. Плотность печати должна соответствовать 1,5 машинописным...
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconОпубликован капитальный труд А. Я. Богородского магистерская диссертация...
Богородским аппаратура, постановка опытов, оригинальный метод обработки числовых данных, обсуждены результаты. Флавицкий, выступая...
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconСовершенствование процесса управления развитием малого бизнеса на...
Диссертация выполнена на кафедре менеджмента и государственного и муниципального управления Таганрогского института управления и...
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconМагистерская диссертация
«Выявление факторов дифференциации социального оптимизма жителей европейских стран»
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconМагистерская диссертация
Разработка методики планирования бюджета сбытовых акций для компании кондитерского рынка
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconМагистерская диссертация
Методические рекомендации предназначены для студентов магистратуры направлений 032700 Филология и 35700 Лингвистика
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconУправление системой обеспечения деятельности организации
Диссертация выполнена на кафедре управления недвижимостью гоу впо «Государственный университет управления»
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детский спорт выбираем секцию для Ребенка, пожалуй, любой родитель желал бы, чтоб его ребенок был здоровым и крепким. И любой понимает,...
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconЗадачам на дискретных структурах. Математика нужна не как метод расчета,...
Общество 21в. – общество информационное. Центр тяжести в решении задач переместился от задач вычислительной математики к задачам...
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconЛекция № «Страхование как метод управления рисками»
Сущность и основные направления страхования рисков. Страхуемые и нестрахуемые риски
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Акция «Россия – чемпион»: Выставка-викторина «Готовимся к Олимпиаде в Сочи» Интеллектуальная эстафета «Спорт, спорт, спорт» 6+
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconРуководство магистерской диссертацией 12
Магистерская диссертация: учебное пособие / К. С. Идиатуллина, И. З. Гарафиев; м-во образ и науки России, Казан нац исслед технол...
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconДиссертация На соискание степени Магистра по направлению 030100 Философия...
Едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconУправления
Система государственного управления: Метод указания/ Казан гос технол ун-т; Сост проф. К. С. Идиатуллина. Казань, 2004. 44 с
Магистерская диссертация «спорт как метод управления» iconИнформационное обеспечение управления
В настоящее время классификационные схемы (классификаторы) строятся не только на основе соподчинения понятий (метод иерархии), но...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск