Скачать 9.38 Mb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области Воронежская область, г. Россошь, ул. Крупской, дом 66
ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФГОС ООО 5 -9 класс Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского Муниципального района Воронежской области Россошь 2013 Содержание: 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 2.1.Цель внеурочной деятельности 2.2. Задачи внеурочной деятельности 2.3 Принципы программы 2.4. Направления реализации программы 3. Формы внеурочной деятельности по направлениям 3.1. Духовно-нравственное 3.2. Социальное 3.3. Общекультурное 3.4. Общеинтеллектуальное 3.5. Спортивно- оздоровительное 4. Условия реализации программы 4.1. Кадровое обеспечение 4.2. Совершенствование кадрового обеспечения 4.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочной деятельности 5. Предполагаемые результаты реализации программы 6. Программа отдельных направлений 6.1. Духовно-нравственное 6.1.1.Программа кружка «Здесь Родины моей исток» 6.2. Социальное 6.2.1. Программа кружка «Экология города» 6.2.2. Программа кружка «Переменка» 6.3. Общекультурное 6.3.1. Программа кружка «Камертон» 6.3.2.Программа кружка «Россошанская слобода» 6.3.3. Программа кружка «Фокус-Покус» 6.3.4. Программа кружка»Народное творчество» 6.4. Общеинтеллектуальное 6.4.1. Программа кружка «Сфера знаний» 6.4.2. Программа кружка «Тайны русского языка» 6.4.3. Программа кружка «ИНФОмир» 6.4.4. Программа кружка «Белая ладья» 6.5. Спортивно- оздоровительное 6.5.1. Программа секции «Твоё здоровье» 6.5.2. Программа секции «Игрусичи» 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2.Пояснительная записка В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования школьников уделено особое внимани внеурочной деятельности, а также определено пространство и время в образовательном процессе. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности Под внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность ,используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, лополнительных объединений, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Данная программа разработана для обучающихся 5 классов сроком реализации 5 лет Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. внеурочная деятельность направлено на развитие воспитательных результатов:
2.1.Цель внеурочной деятельности :
2.2.Задачи внеурочной деятельности : 1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся. 2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. 7.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 8.Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. 9.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 10.Организация информационной поддержки учащихся. 11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. 2.3.Принципы программы:
2.4.Направления реализации программы 1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 4.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время. 5.Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время. 6.Совершенствование уровня кадрового обеспечения. 7.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. Программа рассчитана на 1110 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю). Программа состоит из 9 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида дополнительного образования пятиклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач. Общее количество часов внеурочной деятельности среди обучающихся за 1 год
Количество часов в неделю по каждому из объединений
3.Формы внеурочной деятельности по направлениям: 3.1. Духовно-нравственное:
3.2. Социальное :
3.3. Общекультурное:
3.4 .Общеинтеллектуальное:
Разработка различных проектов . 3.5. Спортивно-оздоровительное:
4.Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
4.1. Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют:
4.2.Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
4.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся вовнеурочной деятельности .
5. Предполагаемые результаты реализации программы: Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):и приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о международном экологическом движении; о христианскоми мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):и школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. В процессе реализации Программы произойдет:
Учитель и родители как участники педагогического процесса: Целью сотрудничества учителей и родителей является создание комфортной атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. Задачами сотрудничества являются:
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
Программа отдельных направлений. 6.1. Духовно-нравственное: Программа курса «Здесь Родины моей исток» 5-9 класс 1.Пояснительная записка. Программа дополнительного образования по духовно – нравственному направлению составлена на основе нормативно-правовой базы образовательной программы системы дополнительного образования: - Конвенции о правах ребёнка; - Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»; - Закона РФ «Об образовании» (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5, 12.5, 26.1, 28, 35; - Концепции социального воспитания дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 гг, приказ от 21 декабря 2011 № 1154; - Закона Воронежской области от 06.10.2010 г. № 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области». Концепция программы основана на патриотическом воспитании и опирается на следующие идеи: - формирование у учащихся осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему своей страны; - воспитание гражданственности, патриотизма, духовности и ответственности за будущее своей Родины; - воспитание толерантного сознания; - развитие активной жизненной позиции подростков; - социальная адаптация учащихся. В связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории, достижениях края, города в науке, культуре производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом мало любить свой край и гордится им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. Цель программы: создание условий и возможностей для развития чувства патриотизма и национального самосознания у школьников на основе единства исторических судеб, а также целостного представления о тенденциях и закономерностях развития исторического процесса на основе ознакомления с историей родного края, традициями и подвигами наших земляков, их гражданской позицией в решении проблем становления нового общества. Задачи программы:- Овладение учащимися основами знаний по краеведению. - Вовлечение в общественно-полезную деятельность по изучению историко-культурного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела. - Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения, фантазии и речи ребенка. - Воспитание гражданского сознания и патриотизма школьников, высоко нравственных, эстетических чувств, музейной культуры, на основе изучения краеведения. 2.Общая характеристика курса. Специфика организации занятий краеведческого курса заключается в параллелизме краеведческой и музееведческой (использование музейных предметов, «портфеля экскурсовода») составляющей курса. Данный подход создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий дает возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, и осуществлять исследования в свободное время. Программа предполагает не только обучение детей теоретическим вопросам краеведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность в рамках программы школьников Воронежской области «Край родной». 3. Описание места курса в плане дополнительного образования. Программа краеведческого курса рассчитана на 370 часов в 5-9 классах, это по 74 часа в 5, 6, 7, 8, 9 классах (2 ч в неделю). Она представляет собой вариант организации внеурочной деятельности ребят в 5-9 классах. Предусмотренные программой занятия проводятся как регулярные внеурочные занятия (лекции, беседы, встречи с интересными людьми, поисковые задания), так и отдельными школьными мероприятиями – конференциями, линейки памяти, викторины, встречи с ветеранами, экскурсии по городу и тд. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса. Личностные результаты изучения краеведения У учащихся будут сформированы: - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; - готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами; - осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; - различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; - планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами; - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; - сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет - осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочных занятий. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные результаты В результате изучения краеведения ученик научится: - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; - составлять родословную семьи, рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.; - узнавать государственную символику РФ и символику родного края, - работать с различными картами - понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; - готовить небольшие сообщения и презентации - рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). 5. Содержание курса. 5 класс. «Здесь Родины моей исток» Введение -2 часа. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития | Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном... ... | ||
Реферат Духовно-нравственное воспитание Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка | Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой... | ||
Духовно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.... | Классный час на тему: «Здесь Родины моей начало. Мой край Мордовия моя» Цели: Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»;... | ||
Реферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:... По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства | Доклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы... Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали... | ||
Русской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное... Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия | Духовно-нравственное воспитание школьников Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова... | ||
Духовно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование... ... | «Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Логинова Н. В. Сохранитель основы нашей нравственности …Деятельность лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. // Научно-просветительский... | Изначалье, исток, единый, единственный, человек Изначалье, исток – это также означает движение, направление именно к данному образу. Точка из которой пошли лучи, лучи, содержащие... | ||
Духовно-нравственное воспитание детей на уроках музыки в школе Божий с его внешним и внутренним устройством, священными предметами, одеждами, богослужеб-ными книгами, уставным порядком отправления... | Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... |