Скачать 335.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА Г. ИРКУТСКА» А.А. Абуздина Методические рекомендации по изучению ПМ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ МДК 2.1. «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки – легкая атлетика» для студентов заочной формы обучения
2013 ОГЛАВЛЕНИЕ:
2.1. Теоретико-методический раздел ……………………………………..6 2.1.Практический раздел …………………………………………………..12
I ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель МДК 2.1. «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки – легкая атлетика»: освоение теоретических знаний об основах использования легкой атлетики в процессе обучения и как фактора обеспечения здоровья, организационных формах и нормативных основах соревновательной деятельности, овладение технологиями планирования и проведения учебных, олздоровительных занятий и спортивно-массовых мероприятий для осуществления профессиональной деятельности. Задачи дисциплины: - сформировать комплекс знаний, умений и навыков в области легкой атлетики; - сформировать двигательные умения и навыки при изучении техники легкоатлетических видов; - способствовать развитию необходимых физических качеств для эффективного изучения техники легкоатлетических упражнений; - сформировать способность к планированию и проведению физкультурно – спортивных занятий по легкой атлетике с учетом возрастных, морфо – функциональных особенностей занимающихся, исходя из конкретных условий; - способствовать формированию профессиональных навыков в организации и проведении соревнований по легкой атлетике; - способствовать выявлению и развитию способности к ведению научной – исследовательской деятельности и использованию полученных материалов в практической работе. Результаты обучения: обучающийся в ходе освоения дисциплины должен: иметь практический опыт:
уметь:
- осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; знать: - требования к планированию и проведению физкультурно-спортивных мероприятий и занятий по легкой атлетике с различными возрастными группами занимающихся; - сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; - основы оздоровительной тренировки в ходьбе и беге; - историю, этапы развития и терминологию легкой атлетики; - технику профессионально значимых двигательных действий изученных видов легкой атлетики; - методику проведения занятий по легкой атлетике; - методику обучения двигательным действиям и развития физических качеств в изученных видах; - технику безопасности, способы и приемы предупреждения травматизма при занятиях видами легкой атлетики; - основы судейства по легкой атлетике; - виды физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий легкой атлетикой, особенности их эксплуатации; - технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю; - основы педагогического контроля и организацию врачебного контроля при проведении физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с занимающимися различных возрастных групп; II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Структура МДК 2.1. «Базовые и новые физкультурно – спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки – легкая атлетика» включает в себя три раздела:
Теоретический материал включает основы легкой атлетики как вида спорта, учит ориентироваться в общих вопросах теории легкой атлетики, в методике организации и проведения физкультурно – спортивных мероприятий и занятий легкой атлетикой с различным контингентом занимающихся в дошкольных, школьных и высших учебных заведениях, основы оздоровительной тренировки в легкой атлетике, основы организации и проведение соревнований по легкой атлетике Практическая часть предусматривает организацию учебно-тренировочных занятий с целью освоения студентами практического содержания предмета, т.е. формирование комплекса двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Учебная практика – предусматривает закрепление и усовершенствование совокупности профессионально-педагогических умений и навыков в проведении учебно – тренировочных, оздоровительных и спортивно – массовых занятий по легкой атлетике с различными возрастными группами. 2.1. Теоретико – методический раздел 3 курс 1. Основы легкой атлетики как вида спорта (лекция) Тема: Предмет, задачи и содержание курса «Легкая атлетика». Определение и содержание предмета. Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры. Требования к комплексной подготовке студентов. Соблюдение техники безопасности во время учебных занятий легкой атлетикой. Тема: Возникновение, развитие и современное состояние легкой атлетики (самостоятельное изучение материала). Возникновение и этапы развития легкой атлетики, легкая атлетика в дореволюционной России, развитие легкой атлетики в СССР и России, достижения отечественных спортсменов легкоатлетов на чемпионатах Европы, Мира, Олимпийских играх, современный уровень развития спортивных результатов российских и зарубежных спортсменов, обзор научных исследований и проблемы развития легкой атлетики. Самостоятельная работа студентов: Пользуясь справочной литературой, составьте таблицу рекордсменов мира и страны, которые они представляли по видам легкой атлетики (приложение 1). Тема: Классификация и терминология в легкой атлетике (лекция). Основные термины в легкой атлетике, требования, международная терминология. Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта. Самостоятельная работа студентов: перечислить виды легкой атлетики, входящие в программу Олимпийских игр. 2. Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта. Тема: Структура занятия по легкой атлетике (Самостоятельное изучение материала). Части урока, их содержание. Общеразвивающие и специальные упражнения. Методика проведения подготовительной части занятия по легкой атлетике. Самостоятельная работа студентов: 1. Письменный анализ техники специально – беговых упражнений легкоатлета (приложение 2); 2. Составить конспект подготовительной части занятия по легкой атлетике (приложение 3). 3. Основы техники видов легкой атлетики Тема: Классификация техники движений. Фазы, структуры, силы движений (самостоятельное изучение материала). Виды движений, техника движений (врожденная, приобретенная), фазы в двигательном действии (главные, вспомогательные). Кинематическая структура движений - положение тела, траектория, темп, длительность движения. Динамические характеристики – внешние, внутренние силы. Общие правила построения техники двигательного действия. Тема: Основы техники бега (самостоятельное изучение материала). Сходства и различия в технике ходьбы и бега. Механизм отталкивания в беге. Динамические и кинематические структуры техники бега, их взаимосвязь. Цикличность движений. Анализ техники бегового шага. Скорость передвижения, зависимость от длины и частоты Старт. Стартовый разгон. Бег по дистанции. Финиширование. Самостоятельная работа студентов: 1.Письменный анализ техники бега на средние и длинные дистанции (старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование); 2. Особенности техники кроссового бега; 3. Письменный анализ техники бега на короткие дистанции (старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование); 4. Письменный анализ техники эстафетного бега; 5. Письменный анализ техники барьерного бега. Тема: Основы техники прыжков (самостоятельное изучение материала). Характеристика прыжков. Виды легкоатлетических прыжков. Отталкивание как основная фаза прыжка. Движения прыгунов в полете и при приземлении. Самостоятельная работа студентов: 1.Письменный анализ техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»; 2. Письменный анализ техники прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись» (фаза полета); 3. Письменный анализ техники прыжка в длину с разбега способом «ножницы» (фаза полета); 4. Письменный анализ техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»; 5. Письменный анализ техники прыжка в высоту с разбега способом «фосбюри - флоп». Тема: Основы техники метаний (самостоятельное изучение материала). Характеристика легкоатлетических метаний. Виды метаний. Факторы, влияющие на дальность полета снарядов. Исходное положение. Финальное усилие. Самостоятельная работа студентов: 1. Письменный анализ техники метания малого мяча; 2. Письменный анализ техники толкания ядра. 4. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике (самостоятельное изучение материала). Виды и характер соревнований по легкой атлетике. Деятельность судейской коллегии Организация судейства соревнований в беговых, прыжковых видах и метаниях. Положение о соревновании. Функции главного судьи. Состав судейских бригад на виде. Самостоятельная работа студентов:
4 курс 1. Организация занятий по легкой атлетике в различных звеньях системы физического воспитания (лекция). Тема: Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта (самостоятельное изучение материала). Обучение как педагогический процесс. Методические принципы обучения. Методы, средства и задачи обучения. Последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта. Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений. Самостоятельная работа студентов: составить конспект «Легкая атлетика в программе физического воспитания школьников»; пользуясь «Программой физического воспитания для учащихся 1-11 классов», составьте таблицу «легкоатлетические упражнения для учащихся 1-11 классов» (приложение 4) Тема: Формы занятий по легкой атлетике (самостоятельное изучение материала). Структура, задачи и содержание урока по легкой атлетике. Подбор и дозировка упражнений. Подготовка педагога. Конспект фрагмента урока, его составные части. Оценка успеваемости. Планирование урока по легкой атлетике. Тема: Особенности занятий по легкой атлетике с детьми, подростками, юношами. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой. Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании детей, подростков, юношей. Особенности методики обучения и тренировки юных легкоатлетов. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений, в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений. Самостоятельная работа: составить конспект «Методические основы построения урока по легкой атлетике». Тема: Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике. Тема: Обеспечение техники безопасности при занятиях легкой атлетикой (самостоятельное изучение материала). Соответствие места занятий предъявляемым требованиям. Техника безопасности при занятиях бегом: покрытие беговой дорожки и кроссовой дистанции, наличие разметок на дорожке, рельеф беговой дистанции. Техника безопасности при занятиях прыжками: состояние мест приземления, правильная фиксация планки отталкивания в прыжках в длину и тройном прыжке, установка планки в прыжках в высоту, состояние секторов. Техника безопасности при занятиях метаниями: соответствие веса снаряда подготовленности занимающихся, наличие сеток безопасности при длинных метаниях, учет квалификации спортсменов при выборе места занятия. Организация группы на занятиях по легкой атлетике. Правила поведения в легкоатлетическом манеже. Соответствие спортивной формы требованиям вида спорта. Самостоятельная работа студентов: составить конспект: «Специфические повреждения и травмы в легкой атлетике». Тема: Методика обучения технике беговых видов легкой атлетики (самостоятельное изучение материала). Задачи, средства и методы. Основные ошибки и методы их исправления. Самостоятельная работа студентов: 1. Составить план обучения технике бега на средние и длинные дистанции (приложение 5). 2. Составить план обучения технике бега на короткие дистанции (приложение 5) 3. Составить план обучения технике эстафетного бега (приложение 5). |