ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 марта 2011 г. N 53-р 1. Утвердить Концепцию развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам государственной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми при реализации мероприятий по содействию в развитии физической культуры и спорта на территории Республики Коми руководствоваться Концепцией. Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 4 марта 2011 г. N 53-р
(приложение) КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА 1. Общие положения Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, материально-технических, информационно-пропагандистских мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере физической культуры и спорта.
Концепция определяет содержание и основные пути развития физической культуры и спорта на территории Республики Коми и направлена на формирование современной спортивной отрасли, способной в период до 2020 года обеспечить условия для развития массового спорта и спорта высших достижений, модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания жителей республики, подготовки республиканских спортсменов высокого класса, дальнейшего развития инфраструктуры, направленного на охват инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года разработана на основании Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р.
Одним из направлений Концепции определено исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.
Правовую базу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р;
Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
Закон Республики Коми от 29 сентября 2008 г. N 91-РЗ "О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Коми";
Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45.
В Концепции определены цель, задачи и основные направления реализации государственной политики Республики Коми в сфере физической культуры и спорта на период до 2020 года. 2. Обоснование необходимости разработки Концепции В Республике Коми сложилась определенная система развития физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений, а также спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Успехи спортсменов из Республики Коми на российском и международном уровне неоспоримы. Наиболее успешно наши спортсмены в 2008 году выступили на XXIX летних Олимпийских играх в г. Пекине (Китай) по плаванию, в 2010 году на X Паралимпийских зимних играх в Ванкувере (Канада). В 2009 году спортсменами Республики Коми завоевано 107 медалей, из них на крупнейших российских и международных соревнованиях 22 золотые, 17 серебряных, 27 бронзовых медалей.
По состоянию на 1 января 2010 года в республике регулярно занимается физической культурой и спортом 191 тыс. человек, что составляет 20,1 процента от общего числа жителей республики. В 2008 году этот показатель составлял 19,7 процента. По России средний показатель - 15,9 процента.
Доля граждан республики, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в сельской местности составляет 14,3 процента, в городской - 21,7 процента. По России этот показатель соответственно 14,4 и 16,4 процента.
Исполнение единого календарного плана межмуниципальных, республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Республики Коми в полном объеме позволяет провести около 500 соревнований и обеспечить участие спортивных сборных команд Республики Коми во всероссийских соревнованиях.
На территории республики насчитывается 36 муниципальных и 9 государственных учреждений Республики Коми спортивной направленности, в которых работает 742 штатных тренера-преподавателя.
В Республике Коми функционирует 2128 спортивных сооружений, из них в муниципальной собственности находится 1781 объект, или 83,7 процента.
В соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р, обеспеченность Республики Коми спортивными сооружениями на 1 января 2010 года составляет 29,1 процента, по Российской Федерации этот показатель равен 22,7 процента.
Однако существует ряд проблем и сдерживающих факторов развития физической культуры и спорта в республике:
1) факторы, сдерживающие развитие массового спорта:
неудовлетворенность населения перечнем и качеством оказываемых услуг в организациях физической культуры;
недостаточное развитие молодежных общественных организаций и волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта;
недостаточно расширена сеть детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;
неукомплектованность медицинских кабинетов при детско-юношеских спортивных школах необходимым медицинским оборудованием, отсутствие необходимой периодичности обследования спортсменов для выявления отклонений от нормы в организме спортсменов на ранней стадии;
недостаточно разработаны меры по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и социально не защищенных слоев населения, их реабилитации и адаптации;
недостаточно специализированного инвентаря для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
2) факторы, сдерживающие развитие спорта высших достижений:
отсутствие как на федеральном, так и на республиканском уровне и эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд республики и страны;
несовершенная научно-методическая, медико-биологическая система тренировочного процесса спортсменов высокого класса, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
недостаточно развита сеть учреждений (центров) спортивной подготовки сборных команд по видам спорта;
3) организационно-правовые и кадровые факторы:
необходимость создания научно-методического обеспечения в сфере физической культуры и спорта;
отсутствие эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми в области физической культуры и спорта с органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
низкая информатизация сферы физической культуры и спорта;
отсутствие разработанных рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления Республики Коми в сфере развития физической культуры и спорта;
дефицит квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта, в том числе профессиональных тренерских кадров;
"старение" тренерско-преподавательского состава (средний возраст тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ составляет 50 лет);
не сформирована система непрерывной стажировки и переподготовки тренерско-преподавательского состава, в том числе в составе спортивных сборных команд Республики Коми и Российской Федерации;
недостаточная обеспеченность специалистами в сфере физической культуры и спорта по адаптивному спорту;
4) факторы материально-технического обеспечения:
низкий уровень показателя обеспеченности технической базы для занятий физической культурой и спортом;
неудовлетворительное состояние материальной технической базы спортивных сооружений;
несоответствие спортивных объектов требованиям пожарной безопасности;
недостаточные условия архитектурно-технической доступности существующих спортивных объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
5) факторы пропаганды и популяризации:
недостаточные охват аудитории и качество пропагандистской работы по физической культуре и спорту;
отсутствие на республиканском уровне технологии активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
недостаточно эффективное использование имеющихся информационных ресурсов для привлечения к занятиям физической культурой и спортом;
недостаточно физкультурно-оздоровительных программ в помощь населению, самостоятельно занимающемуся физической культурой и спортом;
6) фактор взаимодействия с республиканскими спортивными общественными организациями и республиканскими спортивными федерациями по видам спорта:
недостаточное сотрудничество с республиканскими спортивными федерациями по развитию видов спорта на территории Республики Коми.
Решение этих и ряда других проблем должно позволить достичь уровня показателя удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2015 году на уровне 30,0 процента, а к 2020 году до 40,0 процента, определенного Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р.
Эти проблемы не могут быть преодолены без межведомственного консолидированного подхода к развитию физической культуры и спорта в республике.
Таким образом, дальнейшее развитие физической культуры и спорта в Республике Коми нуждается в концептуальном подходе к решению проблем одного из главных средств организации здорового образа жизни населения - физической культуры и спорта. 3. Цель и задачи развития физической культуры и спорта Целью развития физической культуры и спорта является создание условий для дальнейшего совершенствования системы физической культуры и спорта, направленной на укрепление здоровья и улучшение качества жизни населения, расширение популяризации массовой физической культуры и дальнейшее развитие спорта высших достижений.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения для развития массовой физической культуры и спорта;
совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва;
развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
развитие инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
разработка и реализация комплекса мер по взаимодействию с общественными организациями и республиканскими спортивными федерациями по видам спорта. 4. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации В качестве основных целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Республике Коми на первом этапе (2011 - 2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены:
увеличение доли граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - с 20,0 процента до 30,0 процента в 2015 году и на втором этапе - не менее 40,0 процента в 2020 году);
повышение уровня обеспеченности населения республики спортивными сооружениями (на первом этапе - с 29,1 процента до 34 - 35 процентов и на втором этапе - не менее 48,0 процента);
увеличение численности граждан, занимающихся в секциях по видам спорта и физкультурно-оздоровительных группах (на первом этапе - со 191 тыс. человек до 200 тыс. человек и на втором этапе - не менее 230 тыс. человек);
увеличение доли учащихся (общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений среднего профессионального образования), занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся соответствующих учреждений (на первом этапе - с 74,5 процента до 78 процентов и на втором этапе - не менее 80 процентов);
увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет (на первом этапе - с 20,6 процента до 35,0 процента и на втором этапе - до 50,0 процента);
увеличение количества занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта (на первом этапе - с 6,0 тыс. человек до 6,2 тыс. человек и на втором этапе - до 6,4 тыс. человек);
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - до 10,0 процента, на втором этапе - не менее 20,0 процента);
увеличение подготовленных за год спортсменов I разряда и кандидатов в мастера спорта (на первом этапе - с 795 человек до 850 человек и на втором этапе - не менее 900 человек);
увеличение количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций (на первом этапе - с 2060 человек до 2100 человек и на втором этапе - не менее 2150 человек);
увеличение численности спортсменов Республики Коми, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (человек на 100 тыс. человек населения) (на первом этапе - с 2,6 до 3,0 человека и на втором этапе - до 3,5 человека);
увеличение количества профессиональных команд (на первом этапе - с 4 единиц до 5 единиц и на втором этапе - до 6 единиц);
увеличение числа аккредитованных республиканских спортивных федераций по видам спорта (на первом этапе - до 5 единиц и на втором этапе - до 10 единиц).
Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении к Концепции. 5. Основные направления и меры реализации Концепции 5.1. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения включая лиц допризывного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, в том числе в дошкольных, школьных, профессиональных образовательных учреждениях и по месту жительства
Основными направлениями создания новой национальной системы физического воспитания различных категорий и групп населения включая лиц допризывного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, в том числе в дошкольных, школьных, профессиональных образовательных учреждениях и по месту жительства, являются:
|