Комплексная программа
«К ЗДОРОВЬЮ - ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ»
ДВИЖЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
«МЫ – ВМЕСТЕ!»
Региональный Проект
2013 – 2015 годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект «Движение нового поколения «Мы – вместе!» является составной частью комплексной программы «К здоровью – через движение» и разработан в целях реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, развития детско-юношеского спорта в образовательных организациях, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Сроки реализации проекта: 2013 – 2015 гг.
В рамках данного Проекта реализуется ряд мероприятий, направленных на совершенствование физкультурно-оздоровительной работы среди обучающихся образовательных организаций и молодежи. В том числе предусматривается разработка и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, их занятости в образовательных организациях разных типов, создание инновационных технологий повышения привлекательности занятий физической культурой в школе.
К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. В связи с этим предлагается существенно увеличить объём двигательной активности в неделю за счёт увеличения количества часов во внеурочной деятельности образовательных организаций, посредством интеграции региональных проектов, за счёт увеличения количества спортивно-массовых мероприятий.
Пути совершенствования системы физического воспитания и развития массового спорта в образовательных организациях связаны в первую очередь с созданием спортивных клубов со своей многоуровневой системой соревновательной деятельности, ориентированной на повышение интереса детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.
Важным направлением работы должно быть создание условий, при которых в каждой школе организовывались бы спортивные команды, выступая за которые школьники смогли бы не только осваивать навыки спортивного воспитания, но и содержательно проводить внеурочное время, что в конечном итоге окажет определенное профилактическое воздействие, снизив негативное влияние улицы.
Также необходимо создание системы соревнований различных видов и форм, отвечающих разнообразным потребностям и интересам детей, подростков, юношей и девушек. Приоритетными для массового детско-юношеского спорта являются соревнования среди спортивных команд (клубов) общеобразовательных организаций, комплексные соревнования, соревнования по месту жительства, соревнования для детей и молодежи, проводимые общественными физкультурно-спортивными организациями.
Основное внимание направлено на командообразование: совершенствуются такие модели как «класс–команда», «команда родители-дети», «команда микрорайона».
Таким образом, целью проектаявляется совершенствование системы физического воспитания и развитие массового спорта в образовательных организациях Пензенской области. Задачи проекта:
Увеличение уровня двигательной активности обучающихся, степени их вовлеченности в систематические занятия физической культурой и спортом.
Создание системы соревнований различных видов и форм, отвечающих разнообразным потребностям и интересам детей, подростков, юношей и девушек, родителей и жителей микрорайона.
Создание материально-технических, методических, организационных условий для совершенствования физического воспитания и развития массовых видов спорта в каждой образовательной организации.
Условия реализации проекта:
Создание в образовательных организациях советов коллективов физической культуры и спорта, в которые войдут члены ученического самоуправления, педагоги и представители родительской общественности.
Создание в каждом учреждении картотеки подвижных игр, русских народных игр и забав.
Создание базы для организации спортивно – оздоровительного досуга (спортивный инвентарь, игровой реквизит, необходимые технические средства и др.).
Привлечение к спортивно – оздоровительной работе аниматоров-инструкторов, педагогов - волонтеров, реализующих региональные проекты и сертифицированных тренеров по проведению «Веревочных курсов» из числа бойцов студенческих педагогических отрядов.
Применение соревновательно-игровых методов как средства активизации двигательной деятельности обучающихся и развития их физических качеств при проведении различных досуговых мероприятий.
Открытие на сайте школы страниц «Движение нового поколения», «Мир спорта», общешкольного соревнования «Самый спортивный класс».
Создание информационных стендов (экран двигательной активности, экран личных достижений, стенд первенства школы), на которых каждый школьник будет иметь возможность отразить свое участие в различных спортивных и туристических мероприятиях и проанализировать динамику улучшения своего здоровья.
Участники проекта:
Обучающиеся образовательных организаций (1-11 классов) и профессиональных образовательных организаций.
Учителя и преподаватели физической культуры.
Классные руководители.
Педагоги-психологи.
Тренеры-преподаватели спортивной направленности.
Педагоги дополнительного образования.
Представители общественных физкультурно-спортивных организаций.
Инструкторы–общественники (учащиеся старших классов, воспитанники спортивных секций, родители-спортсмены).
Родители обучающихся.
Жители микрорайона.
Приоритетные направления совершенствования системы физического воспитания и развития массового спорта в образовательных организациях Пензенской области
I. Развитие игровых видов спорта
II. Командообразование и
воспитание лидеров
III. Развитие массового спорта
IV. Спартианское движение
III
IV II I
ДВИЖЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
«МЫ - ВМЕСТЕ!»
I. РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА
МАССОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА
Развитие массовых видов спорта в образовательных организациях Пензенской области обусловлено выявлением наиболее талантливых детей для подготовки спортивного резерва региона.
В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к развитию массовых видов спорта, необходимо создание условия для:
повышения уровня подготовки юных спортсменов по тем видам спорта, которые активно развиваются в Пензенской области (футбол, баскетбол, волейбол, мини-футбол и др.)
развития массовых видов спорта, популярных в мире (гандбол, спортивный туризм, спортивные танцы, гольф и др).
МЕРОПРИЯТИЯ:
- комплексные соревнования и спортивно-оздоровительные мероприятия согласно планам работы Министерства образования Пензенской области и Комитета Пензенской области по физической культуре и спорту,
- реализация Всероссийских проектов «Школьная баскетбольная лига» и «Школьная футбольная лига»,
- проведение региональных соревнований Всероссийских состязаний школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры»,
- реализация школьных проектов «Шахматная школа», «Спортивная ходьба».
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА
Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре и массовых оздоровительно-физкультурных мероприятий, формирования у обучающихся устойчивой потребности в двигательной активности предполагает использование нетрадиционных видов спорта и физических упражнений для самостоятельных занятий.
Нетрадиционные виды спорта, как все новое и неизученное, вызывают большой интерес у обучающихся. Кроме того, немаловажную роль играет реклама новых видов спорта, чаще всего родившихся за рубежом, способствующая возникновению моды и резко возрастающего интереса огромной аудитории.
В настоящее время известно более 50 нетрадиционных видов спорта. Условно их можно разделить на следующие группы:
- танцевальные виды спорта: черлидинг, аэробика,аква-аэробика, степ-аэробика, дабл-степ,ресист-бол, акробатический рок-н-ролл;
- игровые виды спорта: регби, бадминтон, гольф, крикет, керлинг, сквош, софтбол, стритбол, футбольный фристайлинг;
- единоборства и силовые виды спорта: армспорт, перетягивание каната, террабика, пауэрлифтинг, гиревой спорт;
- другие виды: воркаут, паркур, катание на роликовых коньках, спортивный туризм, slackLine (разновидность канатохождения), гонки на радиоуправляемых машинах, фрисби, петанк, скипинг. МЕРОПРИЯТИЯ:
- чемпионат по скипингу;
- фестивали танцевальных видов спорта (черлидинг, аэробика, ресист-бол);
- молодежный форум нетрадиционных видов спорта и творчества
«Subстанция»;
- фестиваль нетрадиционных видов спорта: воркаут, роллер-спорт и др.;
- соревнования для юношей по силовому экстриму «Силачи!».
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Существенным средством повышения качества физического воспитания обучающихся образовательных организаций является использование на уроках физической культуры и спортивно-досуговых мероприятиях с физкультурно-оздоровительным и спортивно-совершенствующим содержанием подвижных игр своего народа и иных народов мира (лапта, салки, городки, крикет).
Важным аспектом в этом направлении деятельности является духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
МЕРОПРИЯТИЯ:
- чемпионат области по русской лапте;
- молодецкие забавы на русскую масленицу «Удаль молодецкая!»;
- «Сабантуй»;
- фестивали «Игры нашего села», «Игры народов мира» и др.;
- презентации новых подвижных игр «А у нас во дворе!»;
- Дни русских народных, татарских, чувашских, мордовских игр.
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ
.
ШКОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Для модернизации системы физического воспитания в образовательных организациях предполагается создание условий и стимулов для детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе школ и по месту жительства.
Школьный спортивный клуб - общественная организация учителей и учащихся, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.
Создание школьного спортивного клуба на базе образовательной организации обусловлено необходимостью:
повышения массовости занятий школьниками физической культурой и спортом;
удовлетворения потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) в более широком спектре предоставляемых им физкультурно-спортивных услуг;
эффективного использования имеющейся учебно-спортивной базы и кадрового потенциала в области физической культуры и спорта;
расширения возможностей школьного спорта как фактора сплочения педагогического, ученического и родительского коллективов;
повышения статуса, а также материальной, финансовой, методической и кадровой обеспеченности существующей в образовательной организации системы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной, спортивно-технической, туристско-краеведческой и военно-патриотической направленностей.
Клуб должен иметь собственные название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.
Школьные спортивные клубы могут создаваться:
- по определённым видам спорта (дартс, черлидинг, бадминтон, мини-футбол, армреслинг, гандбол, футбол, хоккей, настольный теннис, аэробика, степ-аэробика, фитнес, шейпинг, единоборства,
городки, туризм, воинское искусство, танцы, шахматы и шашки);
- для организации работы по совершенствованию физического воспитания в образовательной организации, по развитию олимпийского движения (клуб волонтеров, клуб «На пути к Олимпу», клуб красоты и здоровья).
|