Юго-Западное окружное управление образования
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Города Москвы
детский сад компенсирующего вида № 1210
ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей
старшей-подготовительной к
школе группам основ безопасной
жизнедеятельности в рамках ознакомления
с правилами дорожного движения»
Москва
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Краткая аннотация проекта 3
Описание учреждения 5
Постановка проблемы 12
Цель и задачи проекта 14
Методы реализации проекта 15
Ожидаемые результаты 17
Оценка качества реализации проекта 18
Ресурсы проекта 19
Практическая значимость результатов 21
Приложения 22
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:
дети старшей группы № 1
дети подготовительной группы № 1
родители воспитанников,
воспитатели группы № 1
старший воспитатель,
музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию,
Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Вид проекта: досугово-познавательный.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи:
обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей подготовительной группы по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
выработка системы воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат:
создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
установление прочных связи с ГИБДД;
разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
Сроки реализации проекта: два года ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В Москве ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
незнание дошкольниками элементарных правил;
стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи:
обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего и подготовительного к школе возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
выработка системы воспитательно-образовательной работы.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения
Проект реализуется по двум направлениям:
совместная деятельность с детьми
взаимодействие с родителями
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
Транспорт.
.Улица.
Движение транспорта и пешеходов.
Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
Правила поведения в транспорте.
Велосипед, самокат.
Загородная дорога.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
изготовление стендов с наглядной информацией;
заочные и очные консультации;
тематические родительские собрания;
семейные конкурсы;
совместная детско-родительская досуговая деятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
установление прочных связи с ГИБДД;
разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника детей в рамках проведения проекта:
1. Уровень сформированности представлений
о транспортных средствах;
об улице;
о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков:
предупреждающих;
запрещающих;
информационно-указательных;
знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей 4. Знание правил поведения на железной дороге
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТУ Тема: «Формирование у детей старшего
дошкольного возраста основ безопасной
жизнедеятельности в рамках ознакомления
с правилами дорожного движения»
Приложение 1.
Литература:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. – Киев: МП сканер.
Приложение 2.
Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:
1. Дидактические игры:
1.1. “Час пик”
1.2. “Транспорт”
1.3. “Дорожные знаки”
1.4. “Знаки на дорогах”
1.5. “Светофор”
1.6. “Мы идем и едем”
1.7. “Ловкий пешеход”!
1.8. “Перекресток”
1.9. “Назови знак”
1.10. “Слушай-запоминай”
1.11. “Угадай, какой знак”
2. Домино “Дорожные знаки”
3. Коллекция дорожных знаков и машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”
5.Лото “Я -Пешеход”, “ Я – водитель”
6. Иллюстрации для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”
8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).
10. Пазлы с изображением различных марок автомобилей.
11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.
12. Книжки-раскраски
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Месяц
| Работа с детьми
| Работа с родителями
| Тема
| Занятия познавательного цикла
Продуктивная деятельность
| Игры
| Беседы
| Чтение
| Досуги,
развлечения
| ОКТЯБРЬ
| «Транспорт».
Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт)
| Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта».
Конструктивная деятельность:«Автобус».
Худ.творчество: «Троллейбус»
| Дидактические: «Чудо-машина», «Найди по действию», «Лото- дорожные знаки».
Строительные: «Гараж», «Улица с автобусными остановками».
Подвижная: «Цветные автомобили».
Игра-фантазия: «Все наоборот», «На чем я путешествую».
Сюжетно-ролевая: «Гараж»
| «Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер»
| М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»
| Театр картинок «Машины на нашей улице»; викторина «Транспортные средства»
| К проезжей части: «Транспорт на нашей улице», «К автостоянке»
| НОЯБРЬ
| «Улица».
Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия
| Составление рассказа по картине «Улица города».
Конструктивная деятельность: «Городок для любимых игрушек».
Худ.творчество: «Улица города».
ФЭМП(формирование элементарных математических представлений): «Дома, в которых мы живем»
| Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток».
Строительная: «Различные виды дорог».
Подвижная: «Дома и номера».
Игра-фантазия: «Что не так».
Сюжетно-ролевая: «Автостроители»
| «Участники дорожного движения», «Машины движутся в разные стороны»
| С. Михалков «Моя улица».
| Театр на столе «Автоша отправляется в путь»
| К проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад»
| ДЕКАБРЬ
| «Движение транспорта и пешеходов».
Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай
| ФЦКМ(формирование целостной картины мира) «Движение транспорта».
Рассматривание картины «Обход транспорта».
Худ.творчество: «Перекресток с потоком машин»
| Дидактические: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось».
Строительная: «Трамвайное депо».
Подвижная: «Встречные перебежки».
Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть».
Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия»
| «История правостороннего движения», «Опасные участки на дороге»
| Я. Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»
| Инсценировка «На лесном перекрестке»
| Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт
К трамвайной остановке, «На автобусную остановку»
| ЯНВАРЬ
| «Светофор».
Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене
| ФЭМП «На прогулку с Автошей».
Худ.творчество «Светофор».
Худ.творчество «Красный сигнал светофора».
Конструктивная деятельность — изготовление светофора из бросового материала
| Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор».
Строительная: «Мы — пешеходы».
Подвижная: «Светофор».
Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора»
| «История создания светофора», «Сигналы светофора»
| С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор»
| Досуг «Зеленый, желтый, красный»
| «Зимние забавы, дети и транспорт»
К проезжей части: «К светофору»
| фЕВРАЛЬ
| «Дорожные знаки».
Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»
| ФЦКМ «Путешествие на перекресток».
Худ.творчество «Знаки на нашей улице».
Худ.творчество «Наш город», «Перекресток»
| Дидактические: «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».
Строительная: «Постройка переходов».
Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?»
| «Зачем нужны дорожные знаки»
| В. Семерин «Запрещается — разрешается»
| Вечер загадок
| Конкурс «Лучший изготовитель дорожных знаков. К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора»аков»
| МАРТ
| «Правила поведения в транспорте».
Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней
| Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров».
Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка».
Худ.творчество «Люди входят и выходят»
| Дидактические: «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом».
Строительная: «Строители пассажирских остановок».
Подвижная: «Найди каждый свою остановку».
Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд».
Сюжетно-ролевая: «В автобусе»
| «В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам»
| С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26»
| Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр»
| Индивидуальные беседы «Как воспитывать примерное поведение при пользовании общественным транспортом»
К проезжей части: «На автобусную остановку», «К трамвайной остановке»
| АПРЕЛЬ
| «Велосипед, самокат».
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате
| ФЦКМ «Улица — не место для игр».
Лепка «Самокат».
Худ.творчество «Велосипед со светоотражателями»
| Дидактические: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко».
Ситуация: «Мне купили новый велосипед».
Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах»
| «Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице»
| И. Кончаловский «Самокат»
| Спортивный праздник «Дорожная эстафета»
| Консультация «Ребенок во дворе. Во дворе жилого дома: «На детскую площадку»оре»
| МАЙ
| «Загородная дорога».
Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд»
| Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал».
Худ.творчество(коллективная работа) «Железнодорожный переезд».
Худ.творчество «Голубой вагон бежит, качается...»
| Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты».
Строительные: «Магистраль», «Трасса».
Подвижная: «Стоп». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».
Сюжетно-ролевая: «Путешествие»
| «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика
| Б. Житков «Что я видел»
| Совместный поход в парк «Пешеходные туристы»
К железнодорожному переезду
| |