Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой





Скачать 67.82 Kb.
НазваниеIii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой
Дата публикации17.09.2014
Размер67.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок
Урок изобразительного искусства в 4-м классе «Сказочные узоры»

Вид занятия: Декоративное рисование.

Задачи урока:

  1. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

  2. Эстетическое воспитание учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства.

  3. Развитие творческой фантазии, художественного вкуса.

Оборудование урока.

Изобразительный ряд:

  1. Изделия различных народных промыслов России (Хохлома, Жостово, Гжель, Матрешки, Городец)

  2. Слайды с изображением изделий Городецкого промысла.

  3. Шаблоны разделочных досок.

  4. Раздаточный материал (карточки с изображением порядка выполнения основных элементов Городецкой росписи).

  5. Схемы композиционного расположения элементов в Городецкой росписи.

  6. Игра “Мозаика”.

Литературный ряд: Стихотворения и загадки о народных промыслах.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, обратите внимание, как оформлен наш класс.

Какие предметы находятся у нас на столе, стеллажах?

- Разделочные доски, расписные подносы, посуда деревянная и керамическая.

А как в целом все эти предметы называются?

- Декоративно-прикладное искусство.

Правильно предметы декоративного прикладного искусства.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных промыслов по дереву и познакомимся с Городецкой росписью. Но сначала я бы хотела узнать, что вы помните об уже изученных промыслах.

III. Повторение изученного.

Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке.

(свой рассказ ученики сопровождают показом образцов).

1-ый ученик.

Хохлома, хохлома -
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
Нарисуем травку
Солнечною краской,
А цветы-огоньки
Красной краской от зари.
Роспись хохломская.
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится она
И нигде на свете
Нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!

2-ой ученик С именем старинного торгового села в Горьковской области (Горький ныне-Нижний Новгород) связано название росписи деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы и березы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины (“вапы”). Просушенная “повапленная” вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкой. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют “золотой” и “пламенной”.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых “травкой”, “ягодкой”, “виноградом”, “листком” “древком”, “кудриной”.

3-ий ученик.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь
Известно всем в народе
Ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.

4-ый ученик. Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов “гжель”, “жечь”, выражавших важную сторону промысла. Здесь, в местах, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII веке достигло высокого расцвета.

Роспись наносят на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом, синим кобальтом.

Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы-розы, астры, гвоздики, формы которых перерабатываются и становятся довольно условными, но живописными и декоративными.

5 ый ученик.

В тиши родного края
Под сенью сосен древних
Живет одна простая
Российская деревня.
Проснется спозаранку
В любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
Черный фон сияет лаком
А на ней цветов краса.
Алых, желтых, с красным маком -
Это просто чудеса!

6-ой ученик. Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево и других возник промысел расписных лаковых подносов.

Производственный процесс начинается с вырубки их железного листа заготовки нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную, овальную фигурную, овальную крылатую, готическую, прямоугольную (“сибирскую”, “гитарную”, восьмигранную или другую). Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке.

Жостовская роспись состоит из цветочных композиций, состоящих из любимых жостовскими художниками пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать его особенности. Как правило, роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов называемых елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождиком и др.

IV. Изучение нового материала.

Молодцы, ребята. Спасибо вам за экскурсию в мир народных промыслов. А продолжим мы ее после физкультминутки.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку (приседания):
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки).

Вот немного отдохнули, а теперь продолжим нашу экскурсию

(Рассказ сопровождается просмотром слайдов).

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

В Горьковской области широко известен и другой центр художественной росписи - город Городец. Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха. В наше время Городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиций и мотивов, которыми украшают детские столики, стульчики, табуреты-сундучки, кони-качалки, декоративные панно в виде прямоугольных пластин и круглых тарелок. Росписи выполняются клеевыми красками (темпера, гуашь). Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, применяя, при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета.

Характерны изображения барынь, кавалеров, чаепитий, птиц, гуляний, всадников, “розанов”, “купавок”, “яблок”, оживленных белыми штрихами и точками (оживкой), обведенных белой и черной краской. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы-все ярко выражает красоту природы и радость жизни.

Ребята, у вас на столах лежат конверты, откройте их и достаньте элементы росписи, которые используются Городецкими художниками. Также у вас есть схемы расположения рисунка на разделочных досках. Пользуясь этими схемами, вы должны будете у себя на партах из элементов составить эскиз росписи. А теперь запомните рисунок и уберите карточки на место.

V. Педагогический рисунок.

Все элементы Городецкой росписи рисуются сразу кистью без предварительного рисунка. Обратите внимание на карточки, лежащие на столах где изображена последовательность элементов росписи (розан, купавка, бубенчик, листочки, птицы, кони). А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску я покажу как выполнять эти элементы. (Показ сопровождается объяснением).

Во время декоративной работы тихо звучат мелодии русских народных песен.

1. “Подмалевок” – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом с синей. Выполню два круга в центре листа. Голубым и розовым цветом.

2. В середине розового круга красным цветом нарисую небольшой кружочек - это центр кружка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке, другая часть кружка расположена на белом поле листа.

3. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки, надо край круга розана поделить пополам, каждую половину еще раз пополам. Теперь каждую четвертую часть в свою очередь делим поровну. В каждую из полученных четырех долек впишу лепесток цветка - дужку. У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра

находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.

4. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок и называют их “оживка” ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков так же ставим короткие штрихи. А у купавки оживка подчеркивает его форму - в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Остальные элементы по той же схеме.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас я раздам вам шаблоны разделочных досок, вы обведете их в альбомах и раскрасите желтым цветом. Можете приступать к работе.

VII. Итог урока.

С каким промыслом познакомились?

- С Городецкой росписью.

Верно с Городецкой росписью.

А где расположен промысел?

- Этот промысел располагается в Нижегородской области.

Какие элементы росписи являются главными?

- В Городецкой росписи главными элементами являются цветы: (купавка, розан, бубенчик, листочки, ромашка), птицы: (фазан, голубь, павлин, петух, лебедь, кукушка), кони.

На каких изделиях выполняется роспись?

- Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Домашнее задание:

Дома вам, ребята нужно продумать эскиз росписи разделочной доски и потренироваться в выполнении элементов. А теперь урок окончен, можете идти отдыхать.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconТема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconПонятно, вертикальный прыжок – так расскажите мне как его улучшить?!
Я улучшила свой вертикальный прыжок на 19 дюймов (47 сантиметров), а теперь собираюсь рассказать, как этого достичь Вам самим
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Здравствуйте, дети. Приведите, пожалуйста в порядок свой внешний вид, поправьте рубашечки, закатайте рукава. Теперь, я вижу вы готовы...
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconРуководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение...
Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении»
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconПрочитайте текст и выполните задания 1 10
Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы...
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconУрок английского языка в 5 классе Are You Good at Math?
Итак, если нам нужно сказать о том, в каких предметах мы имеем успех, то мы используем конструкцию to be good at Ну а в случае, когда...
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconТема урока: «Химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации»
Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы...
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconОтчет маоу дод дюц «Импульс» за декабрь 2012 года
Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы...
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconПервосентябрьский классный час в 10 классе «день добрых сердец и сердечных улыбок»
Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы...
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconУчитель информатики Савина И. Н тест: Наука о законах, методах и...
Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы...
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconМеждународная торговая инициатива
Кроме этого, на выставке будут представлены производители и дистрибьютеры вин из Южной Африки
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconПовторение изученного в 5-7 классах

Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Победы в Великой Отечественной войне. Более полвека прошло с тех пор, но забывать эту войну нельзя, как нельзя забывать и тех людей,...
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconВыставка «в центре свадебных скидок» приглашает на второе мероприятие сезона
Главной свадебной выставке Санкт-Петербурга будут представлены лучшие предложения свадебного рынка
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconУрок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по...
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Iii. Повторение изученного. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о тех предметах, которые представлены на выставке свой iconУрока : Повторение и закрепление изученного материала по теме «Пусть музыка звучит»
Тема урока: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Пусть музыка звучит»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск