Скачать 41.44 Kb.
|
Что нужно знать о лексике: Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Совокупность всех слов языка составляет его лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. Слова в языке служат для наименования предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества. То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением. В лексике современного русского языка различается активный и пассивный её запас. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости. К пассивному запасу относятся такие слова, которые имеют ярко выраженную окраску устарелости или ещё не получили широкую известность в силу своей новизны. Лексическое значение может быть в слове единственным. Слова с единственным лексическим значением, относящимся к определённому предмету, признаку, действию и т.д., называются однозначными. Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным. Однозначные слова с течением времени могут приобретать новые значения и становиться многозначными. Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении. При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия) у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чём-либо, например:
А4, А5, В1 (продолжение) Омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, например: большая и светлая аудитория (зал) — внимательная дружеская аудитория (люди); рак (животное) — рак (болезнь). Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению слова. Например: геройский – героический, двойной – двойственный. Синонимы — это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например: метель, пурга, вьюга,буран. Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом. Некоторые синонимы различаются стилистической окраской (стилистические синонимы), например: украсть (нейтр.), похитить (офиц.), стащить (разг.), спереть (прост.). Контекстные синонимы – слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Антонимы — это слова одной части речи с противоположным лексическим значением. Горячий – холодный, правда – ложь. У многозначного слова антонимы могут относиться к разным лексическим значениям. Многозначные слова и их антонимы.
Фразеологизмы – устойчивое сочетание слов, целостное по значению. Например: положа руку на сердце, держать камень за пазухой, бежать сломя голову или на всех парусах, тоска берет, сгорать от стыда и т.д. Экспрессивно – эмоциональная лексика
|
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы | Урок-театр: морская школа. Тема: омонимы, синонимы, антонимы Перед выступлением дети по группам проводят аналогичное выступление для себя. Цифровой ресурс используется здесь как иллюстрация... | ||
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» На уроке осуществляется обобщение материала об изученных словах, развивается логическое мышление и умение видеть и употреблять в... | Тема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы» Цели урока: Повторить термины «Синоним, антоним и омоним». Изучить частичные омонимы: омофоны, омоформы и омографы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Дать понятие о том, что такое лексическое значение слова; учить определять лексическое значение слов | Муниципальное образовательное учреждение Определить роль лексических средств в тексте стихотворения (ключевые слова, синонимы, однокоренные слова, глагольные формы) | ||
Корень слова. Однокоренные слова ... | Конспект урока лексическое значение слова фио (полностью) Карпеченко... Цель урока: познакомить учащихся с различными способами толкования лексического значения слова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Урок 59 | Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении | ||
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель:... Первичная отработка навыков и умений учиться определять лексическое, грамматическое и словообразовательное значение слова | Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся Русский... Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа со словом : прямое лексическое значение и значение слова в данном контексте. Работа со словарём | Приёмы компрессии текста Цель урока Дайте лексическое значение слова – Сжатие газа в цилиндре двигателя, воздуха в компрессоре | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова | Путешествие по дорогам сказки Цели Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного... |