Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения





Скачать 41.44 Kb.
НазваниеЛексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
Дата публикации24.07.2013
Размер41.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
Что нужно знать о лексике:

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Сово­купность всех слов языка составляет его лексику.

Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.
Слова в языке служат для наименования предметов, призна­ков предметов, действий, признаков действий, количества.

То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, явля­ется его лексическим значением.
В лексике современного русского языка различается активный и пассивный её запас.

В активный словарный запас входят те повседневно упо­требляемые слова, значение которых понятно всем людям, го­ворящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости.

К пассивному запасу относятся такие слова, которые имеют ярко выраженную окраску устарелости или ещё не получили широкую известность в силу своей новизны.
Лексическое значение может быть в слове единственным. Сло­ва с единственным лексическим значением, относящимся к опре­делённому предмету, признаку, действию и т.д., называются од­нозначными.

Слово, имеющее несколько лексиче­ских значений (два и более), называется многозначным.

Однозначные слова с течением времени могут приобретать новые значения и становиться многозначными.
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении.

При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (при­знака, действия) у слова образуется новое лексическое значе­ние, которое называется переносным.

Перенос наименования происходит на основе сходства пред­метов в чём-либо, например:


Форма

Цвет

Олицетворение

баранка (изделие из теста) баранка (руль в речи водителя)

изумрудная (брошь)

изумрудная (трава)

сковать (цепь) сковать (морозом реку)



А4, А5, В1 (продолжение)
Омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, например: большая и светлая аудито­рия (зал) — внимательная дружеская аудитория (люди); рак (животное) — рак (болезнь).
Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению слова.

Например: геройский – героический, двойной – двойственный.
Синонимы — это слова одной части речи, которые обозна­чают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например: метель, пурга, вьюга,буран.

Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом.

Некоторые синонимы различаются стилистической окраской (стилистические синонимы), например: украсть (нейтр.), похитить (офиц.), стащить (разг.), спереть (прост.).

Контекстные синонимы – слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста.
Антонимы — это слова одной части речи с противополож­ным лексическим значением. Горячий – холодный, правда – ложь.

У многозначного слова антонимы могут относиться к раз­ным лексическим значениям.
Многозначные слова и их антонимы.


Многозначное слово свежий

Антонимы к разным значениям слова

свежий

«недавно испечённый» «только что появившийся» «не бывший в употребле­нии»

свежий (хлеб) чёрствый (хлеб) свежий (журнал) старый (журнал) свежий (воротничок) — грязный (воротничок)



Фразеологизмы – устойчивое сочетание слов, целостное по значению.

Например: положа руку на сердце, держать камень за пазухой, бежать сломя голову или на всех парусах, тоска берет, сгорать от стыда и т.д.

Экспрессивно – эмоциональная лексика


Разговорная.

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.


Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.


Миленький, зайчонок, умишко, детище


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

Что-то воздуху мне мало,

ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)

Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо­вался я!

3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.


4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconУрок-театр: морская школа. Тема: омонимы, синонимы, антонимы
Перед выступлением дети по группам проводят аналогичное выступление для себя. Цифровой ресурс используется здесь как иллюстрация...
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconТема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы»
На уроке осуществляется обобщение материала об изученных словах, развивается логическое мышление и умение видеть и употреблять в...
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconТема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы»
Цели урока: Повторить термины «Синоним, антоним и омоним». Изучить частичные омонимы: омофоны, омоформы и омографы
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Дать понятие о том, что такое лексическое значение слова; учить определять лексическое значение слов
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconМуниципальное образовательное учреждение
Определить роль лексических средств в тексте стихотворения (ключевые слова, синонимы, однокоренные слова, глагольные формы)
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconКорень слова. Однокоренные слова
...
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconКонспект урока лексическое значение слова фио (полностью) Карпеченко...
Цель урока: познакомить учащихся с различными способами толкования лексического значения слова
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Урок 59
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconУрок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconИсследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель:...
Первичная отработка навыков и умений учиться определять лексическое, грамматическое и словообразовательное значение слова
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconТематическое планирование и основные виды деятельности учащихся Русский...
Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные...
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа со словом : прямое лексическое значение и значение слова в данном контексте. Работа со словарём
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconПриёмы компрессии текста Цель урока
Дайте лексическое значение слова – Сжатие газа в цилиндре двигателя, воздуха в компрессоре
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения iconПутешествие по дорогам сказки Цели
Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск