Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания
страница1/4
Дата публикации18.02.2015
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНTСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



ЕН.Р. 2


КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


ЕН.Р. 3

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ НАЗВАНИЕ В СТРОГОМСООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМСТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ(специальностям)

050720 - Физическая культура со специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм»

050104 - Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность», «Экологическая безопасность и охрана труда»

Очная / Заочная форма обучения

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

Физики и МОФ

Физико-математического факультета

(протокол №8 от 26.03.2008 г.)
Зав.кафедрой

____________________ В.С.Шолохов

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: д. пед. н., профессор Шиян Н.В., к.п.н., доцент Коновалова И.П.

1.2. Рецензенты: к. филос. н., доцент каф. физики МГТУ Никонов О.А.,

к. ф.-м. н., доцент Шолохов В.С.

1.3. Пояснительная записка:

  • Цель дисциплины: способствовать формированию у студентов научного мировоззрения и осознанию ими принципов и закономерностей развития природы – от микромира до Вселенной и человека.

  • Задачи дисциплины:

1) ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания;

2) дать представление о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живую природу и общество;

3) сформировать представления об основных закономерностях развития природы;

4) создать предпосылки для развития интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту.


  • Место курса в общей системе подготовки специалиста:

- Данная дисциплина представляет собой результат синтеза знаний традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.

- ЕН.Ф.3 Концепции современного естествознания

- ЕН.Р.3 Концепции современного естествознания


  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать: основные концепции в области физики, астрономии, химии, биологии и других естественных наук.

должны уметь: обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.

ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: ГОС ПВО по

050720 Физическая культура со специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм (ЕН.Ф.3)

050104 Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность» (ЕН.Р.3)
1.4. Извлечение из ГОС ПВО (2005) специальности, включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.


Индекс

Наименование дисциплин и их

основные разделы

Всего

часов

ЕН.Ф.3

ЕН.Р.3


Концепции современного естествознания.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре.

120


1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

050720 - Физическая культура со специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм» (ЕН.Ф.3)

4

7,8

120

(2c)

60

40

20




60

зачет

050104 - Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность», «ЭБОТ»

4

7,8

70

(2с)

60

40

20




10

зачет




050104 - Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность» (ЗФО)

4

7,8

70

(2с)

18

10

8




53

зачет


1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

(050720- ФК)

Вариант 2

(050104- БЖ)



ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб

1.

Предмет естествознания.

8

6

2

-

8

8

6

2

-

2

2.

Физическая картина

мира.

8

4

4

-

8

8

4

4

-

1

3.

Астрономическая картина мира.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

1

4.

Химическая картина мира.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

1

5.

Геологическая картина мира.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

1

6.

Биологическая картина

мира.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

1

7.

Человек как предмет

естествознания.

8

6

2

-

8

8

6

2

-

1

8.

Концепция самоорганизации

материи.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

1

9.

Концепция

эволюционизма.

6

4

2

-

6

6

4

2

-

1




ИТОГО:

60

40

20




60

60

40

20




10


Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1


Вариант 2

(050104- БЖ)



ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб

1.

Предмет естествознания.
















2

2







5

2.

Физическая картина

мира.
















2

2







5

3.

Астрономическая картина мира.
















2

2







5

4.

Химическая картина мира.
















2




2




7

5.

Геологическая картина мира.
















2




2




7

6.

Биологическая картина

мира.
















2




2




5

7.

Человек как предмет

естествознания.
















2




2




5

8.

Концепция самоорганизации

материи.
















2

2







7

9.

Концепция

эволюционизма.
















2

2







7




ИТОГО:
















18

10

8




53


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

1.

Предмет естествознания. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научный метод. Панорама современного естествознания. Тенденция развития. Научная картина мира.

2.

Физическая картина мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Пространство и время. Принципы относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности, дополнительности, возрастание энтропии. Взаимодействие.

Динамические и статистические закономерности. Законы сохранения.

3.

Астрономическая картина мира. Космологические модели Вселенной.Эволюция Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций.

4.

Химическая картина мира. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Энергетика химических процессов.

5.

Геологическая картина мира. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Геосферные оболочки. Геофизико-геохимическая и географическая оболочка Земли.

6.

Биологическая картина мира. Биологический уровень организации материи.

Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов. Генетика и эволюция. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.

7.

Человек как предмет естествознания. Физиология. Здоровье. Эмоции. Творчество. Работоспособность. Биоэтика. Биосфера и космические циклы.

8.

Концепция самоорганизации материи. Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе.

9.

Концепция эволюционизма. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Предмет естествознания.

- подготовка рефератов по темам.

Темы рефератов

прилагаются


8/2

- выполнение тестов,

- защита рефератов,

- зачет

2.

Физическая картина мира.

8/1

3.

Астрономическая картина мира.

6/1

4.

Химическая картина мира.

6/1

5.

Геологическая картина мира.

6/1

6.

Биологическая картина мира.

6/1

7.

Человек как предмет естествознания.

8/1

8.

Концепция самоорганизации материи.

6/1

9.

Концепция эволюционизма.

6/1


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы по изучению материала:

СЕМИНАРЫ


1. Наука и мировоззренческая культура. Естествознание и научная картина мира.

План:

  1. Понятие науки.

  2. Этапы развития науки. Отличительные черты науки.

  3. Структура науки и критерии выделения ее элементов.

  4. Закономерности и тенденции развития науки.

  5. Функции науки как непосредственной производительной силы общества и как социального института.

  6. Понятие научной картины мира.

  7. Функции научной картины мира.

  8. Эволюция научной картины мира.


Дополнительная литература:

  1. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки).- М., 1985.

  2. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

  3. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. - М., 1985.

  4. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной революции. - М., 1994.

  5. Философские проблемы современного естествознания. - СПб, 1992.

  6. Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1994.

  7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М., 1987.

  8. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. - М., 1982.

  9. Традиции и революции в развитии науки. - М.,1991.

  10. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.

  11. Добров Т.М. Наука о науке. Начала науковедения. - М., 1989.

  12. Кедров Б.М. Классификация наук.- М., 1995.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепция современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепция современного естествознания(физическая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания
...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 Концепция современного естествознания iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Концепции современного естествознания»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск