Скачать 0.66 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Концепция современного естествознания(физическая составляющая) 080107.65 «Налоги и налогообложение» Форма подготовки (Очная) Школа экономики и менеджмента Кафедра финансы и кредит Курс 2, семестр 3 лекции - 34 (час.) практические занятия – 17 (час.) семинарские занятия – __(час.) лабораторные работы - __ (час.) консультации всего часов аудиторной нагрузки – 51 (час.) самостоятельная работа - 21 (час.) реферативные работы контрольные работы зачет 3 семестр экзамен___ семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №686 от 02.03.2000 г. Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов №10 «7» июня 2012 г. Заведующий кафедрой: Адрианов А.В., акад. РАН, профессор Составитель: Петрова Е. А., ассистент кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов СОДЕРЖАНИЕ 1. Аннотация ……………………………………………………………………...3 2. Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)……………………….…5 3. Конспекты лекций………………………………………………………….....15 4. Материалы для практических занятий……………………………….…....19 5. Материалы для самостоятельной работы студентов……………………....23 6. Контрольно-измерительные материалы………………………..………....28 7. Список литературы………………………….………………………….......35 Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Концепция современного естествознания»Курс «Концепции современного естествознания (физические дисциплины)» разработан для студентов 2 курса 080107.65 – Налоги и налогообложение, обучающихся по очной форме. Он относится к естественнонаучному учебному циклу. Для успешного усвоения данной дисциплины студенту необходимы:- базовые представления о проблематике и основных понятиях биологии (школьный курс биологии); - наличие опыта ведения научной деятельности и анализа литературных данных, приобретенного в ходе подготовки курсовой работы; - опыт пользования поисковыми системами Internet (дисциплина «Основы информатики и вычислительной техники»); - основы информационной культуры, сформированные в ходе изучения соответствующей дисциплины. Изучению дисциплины также предшествует курс «Концепций современного естествознания (физическая составляющая)». Цель: формирование у студентов представления о современных проблемах и важнейших открытиях биологических дисциплин. В результате прохождения дисциплины студент должен:
Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Учебно-методический комплекс включает в себя:
Достоинством данного УМКД является его нацеленность на теоретические и практические основы делового общения. Зав. кафедрой биоразнообразия и морских биоресурсов А.В. Адрианов Составитель: ассистент кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов Петрова Е. А. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа экономики и менеджмента РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Концепция современного естествознания(физическая составляющая) 080107.65 «Налоги и налогообложение» Форма подготовки (Очная) Школа экономики и менеджмента Кафедра финансы и кредит Курс 2, семестр 3 лекции - 34 (час.) практические занятия – 17 (час.) семинарские занятия – __(час.) лабораторные работы - __ (час.) консультации всего часов аудиторной нагрузки – 51 (час.) самостоятельная работа - 21 (час.) реферативные работы контрольные работы зачет 3 семестр экзамен___ семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №686 от 02.03.2000 г. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов №10 «7» июня 2012 г. Заведующий кафедрой: Адрианов А.В., акад. РАН, профессор Составитель: Петрова Е. А., ассистент кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание курса Модуль 1.жизнь как объект иследования АННОТАЦИЯ 1-ой целью курса КСЕ является повышение общего культурного уровня будущего экономиста. 2-ой целью курса является создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления экономистов. 3-ей целью курса является обогащение и совершенствование методов экономического исследования. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Для этого необходимо научиться работать с литературой и грамотно излагать свои мысли вслух. Естествознание в контексте человеческой культуры. Чтобы понять, какое место занимает естествознание в контексте человеческой культуры, необходимо иметь «систему отсчета», которой в естествознании является культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, опыт человеческого бытия (его феноменология). В философском смысле культуре противостоит природа. Культуру принято делить на материальную (результаты материальной деятельности человека) и духовную (сфера сознания духовного производства). Последняя включает: мораль, право, науку, религию, искусство. Выделяют науки: технические, естественные (математика, физика, химия, биология, науки о земле – геология, геохимия, геофизика) и гуманитарные (экономика). Различия между естественными науками связаны с разными уровнями организации материи. Субстратом изучения в физике являются элементарные частицы и фундаментальные поля, в химии – атомы (устойчивые образования из элементарных частиц и полей), в биологии – биополимеры (органические молекулы), в социальных науках – человек. Тема 1. Специфика живых систем как объектов исследования (3 часа) Биология как наука о жизни. Современные проблемы и основные концепции биологии XXI века (концепции абиогенного возникновения жизни, ее материальной природы и системности, наследственной информации, эволюции, биосферы и устойчивого развития, синергетическая парадигма). Связь биологии и других областей знания и человеческой деятельности (в частности, экономики). Системный подход в биологии. Система и ее свойства. Критерии сложности систем. Открытые и закрытые системы. Эмерджентность живых и неживых систем. Нелинейность и хаосомность. Непредсказуемость. Гомеостаз и гомеокинез. Саморегуляция и самоорганизация. Эволюция. Свойства живых систем как сложных и открытых. Уникальные свойства живого. Жизнь как процесс и явление. Основы теории стабильности систем (критерии стабильности). Проблема сохранения биоразнообразия в контексте теории стабильности. Тема 2. Иерархия живых систем (4 часа) Понятие иерархии, ее значение и причины возникновения. Уровни иерархии. Примеры систем без иерархии, их недостатки и преимущества. Историческая и логическая системы живого и их уровни организации. Принципы, положенные в основу их выделения. Молекулярно-генетический уровень организации живого. Основные классы органических соединений, составляющих живой организм (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их примеры и функции. Вирусы и прионы как системы, имеющие свойства живого и неживого. Основные принципы работы генетического аппарата. Клеточно-организменный (онтогенетический) уровень организации живого. Клетка как наиболее просто организованная живая система. Клеточная теория. Методы изучения клетки. Типы клеток по строению (прокариоты и эукариоты). Понятия «одноклеточный» и «многоклеточный». Принципы выделения царств живых организмов на основе клеточного строения. Популяционно-видовой уровень организации живого. Понятия популяции и вида. Биологическая концепция вида. Репродуктивный критерий. Принципы образования видовых названий (основы номенклатуры). Экосистемный уровень. Понятие экосистемы и ее составные части. Типы экосистем. Биосфера как совокупность живого вещества и пространства, трансформированного им. Тема 3. Метаболизм и механизмы, отвечающие за его реализацию (3 часа) Понятие метаболизма. Анаболизм и катаболизм, процессы жизнедеятельности, относящиеся к ним. Синтез белка и работа генетического аппарата. Центральная догма молекулярной биологии. Тема 4. Генетика и эпигенетика (4 часа) Базовые представления о структуре гена, генома и генофонда. Связь генов и признаков. Принципы передачи наследственной информации. Влияние внешних (эпигенетических) факторов на формирование признаков. Проект «Геном человека» и его основные результаты. Нарушения в передаче наследственной информации (мутации), их причины и последствия. Типы мутаций. Тема 5. Базовые понятия синергетики (4 часа) Синергетика: определение, проблематика и связь с биологией. Основные концепции синергетики и их базовые понятия. Теория хаоса. Открытие детерминированного хаоса, его проявление в живых системах. Теория самоорганизации и ее примеры на различных уровнях иерархии живого. Фрактальная геометрия: открытие явления фрактальности, фракталоподобные объекты в природе и их особые свойства. Теория катастроф. Бифуркация как основной тип катастрофы. Поведение системы на различных этапах катастрофы и причины, его обуславливающие. МОДУЛЬ 2. ЭВОЛЮЦИЯ. ЧЕЛОВЕК. БИОСФЕРА Тема 6. Кибернетика в живых системах (4 часа) Основы теории управления и их применение в живых системах. Гомеостаз, гомеокинез, их функции, последствия и интерпретация в контексте кибернетики. Прямые и обратные связи. Разновидности обратных связей и их следствия. Тема 7. Основы эволюционной биологии (4 часа) Теория эволюции, ее образ в СМИ и трудах биологов. Эволюционные идеи до Дарвина. Доказательства эволюции. Принципиальная схема эволюционного процесса согласно теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Роль генетики и экологии в становлении СТЭ. Типы размножения и их биологический смысл. Ограниченность природных ресурсов. Борьба за существование. Естественный отбор. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. Половой отбор. Изоляция и ее типы. Эффект основателя. Мутации и дрейф генов и их роль в эволюционном процессе. Адаптации и видообразование. Нерешенные проблемы теории эволюции. Этапы эволюции жизни на Земле. Тема 8. Эволюция человека (4 часа) Человек разумный: систематическое положение. Черты сходства на различных таксономических уровнях. Сходства и различия человека и других гоминид. Поиск общего предка человека и обезьян и современные представления о нем. Основные этапы эволюции человека. Морфолого-этологические особенности предков Человека разумного. Расселение человека по планете и роль в ее истории. Тема 9. Биосфера, ноосфера и техносфера (4 часа) Понятие биосферы, ее границы и составляющие части. Антропный принцип. Ноосфера как новый этап организации биосферы. Условия перехода биосферы в ноосферу. Техносфера. Положительное и отрицательное влияние человека на биосферу. Концепция коэволюции и устойчивого развития. План реализации программы дисциплины
3. Перечень видов самостоятельной работы студента
Материалы по использованию в учебном процессе инновационных методов обучения Лекция – основная активная форма проведения аудиторных занятий, на которой рассматриваются основополагающие и наиболее трудные теоретические разделы. Лекция сопровождаются мультимедиа-презентациями. В лекциях применяются следующие методы создания интерактивности.
Семинарские занятия – основная форма занятий, на которой происходит развитие компетенций студентов, отрабатывается умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения по научным проблемам, видеть междисциплинарные связи и применять полученные знания в быту и трудовой деятельности. При работе на семинарских занятиях применяются следующие технологии.
Контрольная работа – письменная форма контроля текущего усвоения материала по темам дисциплины, проводится дважды. Итоговое собеседование –индивидуальное собеседование по предлагаемым вопросам. Перечень специализированных программных продуктов обучения, технических средств В качестве наглядности на лекциях используются мультимедийные презентации и видеофильмы. Для оперативного обмена информацией со студентами работает сайт на базе сервиса «Сайты Гугл»: https://sites.google.com/site/ksebiology/
Дополнительная литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) школа экономики и менеджмента ДВФУ |
Учебно-методический комплекс Для специальности 080107 «Налоги и налогообложение» Учебно-методический комплекс «Налоговый учёт и отчётность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080107 «Налоги и налогообложение» Учебно-методический комплекс «Налоговые системы стран снг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов II курса одо по специальности... Программа предназначена для студентов 2 курса нормативного обучения английскому языку для специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»... | Учебно-методический комплекс дисциплины культурология 080107. 65 «Налоги и налогообложение» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины природопользование 080107. 65 «Налоги и налогообложение» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины мировая экономика 080107. 65 «Налоги и налогообложение» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа дисциплины Специальность 080107. 65 «Налоги и налогообложение» Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение».... | Рабочая программа дисциплины Специальность 080107 «Налоги и налогообложение» Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности 080107 «Налоги и налогообложение».... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «налоги и налогообложение» Налоги и налогообложение: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Банковские операции и сделки» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Абышева А. В. Ценообразование: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа дисциплины. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080107 «Налоги и налогообложение» Рабочая программа учебной дисциплины «Основы делового общения на иностранном (английском) языке» | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепция современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |