Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)»





НазваниеМагистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)»
страница1/8
Дата публикации12.03.2015
Размер0.97 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

Факультет Туризма и гостеприимства

Кафедра технологии и организации туристической деятельности






МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему: «Лидерство в организациях сферы туризма(на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)»

по специальности (направлению подготовки): 100400.68 Туризм

Студент Дорофеева Сабина Олеговна

Руководитель д.э.н., профессор Зайцева Наталия Александровна

Москва

2014 г.


РЕФЕРАТ

Тема магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)».

Объем: диссертация содержит 88 страниц текстового материала, 8 рисунков, 3 таблицы, 40 использованных источников, 3 приложения.

Перечень ключевых слов: туризм, лидерство, менеджмент, внутренний туризм, туроператор, стратегическое планирование, структура управления предприятием, стили лидерства, образ будущего, принятие решений, эффективность.

Краткая характеристика работы.

Предмет исследования – лидерство в организациях сферы внутреннего туризма г. Москвы.

Объект исследования: сущность лидерства в современном туристском менеджменте.

Цель исследования: изучить особенности проявления лидерства на предприятиях сферы внутреннего туризма и сформулировать направления ее повышения.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические и методологические основы лидерства в организации;

2)провести анализ деятельности лидера в организациях сферы внутреннего туризма;

3)наметить пути совершенствования управленческой модели лидера на предприятии сферы туризма.

Методы исследования: системно-структурный анализ, метод формальной логики, анализ научной и деловой литературы и т.д. Кроме того, использовалось анкетирование на основе авторской методики и математическая обработка полученных эмпирических данных.

Научная новизна исследования. Автором сформирована методика выявления и совершенствования лидерских качеств руководства предприятий сферы туризма внутреннего туризма.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров на современных туристских предприятиях.

Область применения результатов: управление туристским бизнесом, а также соответствующие направления обучения в вузах.

Ключевые слова: туризм, лидерство, менеджмент, внутренний туризм, туроператор, стратегическое планирование, структура управления предприятием, стили лидерства, образ будущего, принятие решений, эффективность.

ABSTRACT

The theme of master's work is: "Leadership in tourist organizations (example of tour operators of domestic tourism in Moscow)."

The report contains 88 pages, 8 figures, 3 tables, 3 apps and 40 sources were used.

List of keywords: tourism, leadership, management, domestic tourism, tour operator, strategic planning, business management structure, leadership styles, the image of the future, decision-making, efficiency.

Brief description of the work.

Subject of the research - leadership in domestic tourism organizations of Moscow.

Object of the research: the essence of leadership in the modern tourist management.

Objective: to study main features of leadership in the sphere of domestic tourism enterprises and to formulate directions of the increase of its efficiency.

Tasks of the research:

1) to examine the theoretical and methodological bases of leadership in organization;

2) to analyze the activity of leaders in the sphere of domestic tourism organizations;

3) to identify ways to improve management model of leadership in tourist enterprises.

Methods of the research: system structural analysis, methods of formal logic, analysis of scientific and business literature, etc. In addition, the questionnaire was used, based on the author's methodology, and mathematical treatment of the empirical data.

Scientific novelty of the study. The author formed a method of identification and improvement of leadership qualities of enterprise management of domestic tourist companies.

Practical implications of the work is in the recommendations for development of methods for the effective management, selection and formation of leaders in modern tourist facilities.

Scope results: managing of tourist business, and related areas of study in universities.

Keywords: tourism, leadership, management, domestic tourism, tour operator, strategic planning, business management structure, leadership styles, the image of the future, decision-making, efficiency.

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...7
Глава 1. Теоретические и методологические основы лидерства в организации…………………………………………………………………………11

1.1.Понятие и общая характеристика лидерства………………………….…….11

1.2 Личность лидера в системе управления предприятием……………..……….21

1.3.Основные черты эффективного лидера……………………………………….29
Глава 2. Анализ деятельности лидера в организациях сферы туризма…………41

2.1.Организация системы управления туристским предприятием………….…..41

2.2. Основные модели лидерства туристических предприятий сферы внутреннего туризма в РФ……………………………………………...………….49

2.3. Анализ стиля лидерства руководителя предприятия………………………..56
Глава 3. Пути совершенствования управленческой модели лидера на предприятии сферы туризма…………………………………………………..…..65

3.1 Основные направления повышения эффективности лидерства на предприятии сферы туризма…………………………………………..…………..65

3.2 Оценка предложенных мероприятий………………………………………….73
Заключение…………………………………………………...……………………..77

Библиографический список………………………………………………………..82

Приложения………………………………………………...……………………….86

Введение
Обоснование выбора темы. В течение прошлого века твердое убеждение в необходимости жесткого администрирования, обезличенных процедур и административных методов воздействия сменилось концепцией менеджмента как сбалансированной системы управления ресурсами компании, учитывающей природу каждого типа ресурса. Это положение вещей породило так называемый великий парадокс управления, когда менеджерам приходится контролировать все менее управляемые и непредвиденные ситуации. Причем с ростом общей нестабильности в мире этот парадокс усиливается. Громкие корпоративные скандалы, глобальные кризисы, экономическая неопределенность, развитие электронной коммерции, глобализация, стремительный научно-технический прогресс и другие трансформации свидетельствуют об определенной эволюции в понимании основным механизмов, влияющих на конкурентоспособность компании, и вызывают необходимость по-новому воспринимать роль менеджера в организации. В первую очередь требуется лидер, а не администратор.

Перспективы развития экономики как никогда ранее зависят от уровня компетенции, подготовки, личных качеств и морального состояния лидеров всех уровней - от президента до руководителя небольшой фирмы. Лидер, руководя интересами, распределяя блага и развивая собственную деятельность, обеспечивает работой сотни людей, стимулирует прогресс в обществе, вносит оживление, дающие толчок эволюции.

В современном менеджменте лидерство интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение целей. Управление и лидерство – не синонимы. Можно занимать первую должность в организации, но не быть лидером. Лидерство не подменяет собой менеджера, а дополняет его. Лидер – это тот, кому удается превратить сотрудников в своих единомышленников, объединить их и вдохновить на достижения поставленных целей.

Умелое руководство компанией – один из главных факторов ее успеха и высокой эффективности. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Наибольший эффект управления достигается в ситуации, когда инструменты руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. В настоящее время хороший руководитель организации – это человек, который умело сочетает в себе профессионализм менеджера и исключительные способности лидера, а, следовательно, виртуозно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой [38, c.9].

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • наличием довольно скупых исследований в сфере лидерства туризма;

  • низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей в сфере туризма, что влечет за собой неэффективность деятельность предприятий.

Современная концепция развития туристической компании заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность турфирм могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала туристических предприятий в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику турфирмы максимально реализовать свой опыт и творческие способности.

Изучение проблемы лидерства на предприятии туризма необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Руководитель, занятый в сфере туризма, должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации туризма на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства именно в этой сфере деятельности.

Гипотеза исследования: повышения эффективности лидерства на предприятии сферы туризма непосредственно влияет на рост экономической эффективности деятельности туристского предприятия.

Объект исследования – сущность лидерства в современном туристском менеджменте.

Предмет исследования – лидерство в организациях сферы внутреннего туризма г. Москвы.

Цель данной работы – изучить особенности проявления лидерства на предприятиях сферы внутреннего туризма и сформулировать направления ее повышения.

Задачи работы:

- изучить теоретические и методологические основы лидерства в организации;

- провести анализ деятельности лидера в организациях сферы внутреннего туризма;

- наметить пути совершенствования управленческой модели лидера на предприятии сферы туризма.

Методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели. Для решения названных задач послужил системно-структурный анализ, метод формальной логики, анализ научной и деловой литературы и т.д. Кроме того, использовалось анкетирование. Теоретическая основа исследования - труды как российских, так и зарубежных ученых в области менеджмента, экономики, психологии и управления и других дисциплин, таких, как: Базаров Т.Ю., Балеевских К.В., Беляцкий Н.П., Бендас Т.В., Виханский О.С., Дуран Т.В., Комиссаров Т.А., Кретов Б.И., Моисеева Н.К., Полукарпов В.Л., Сидова Е.Е., Смольков В.Г., Яхонтова Е.С. и др.

Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.


Глава 1. Теоретические и методологические основы лидерства в организации

1.1.Понятие и общая характеристика лидерства
Проблема лидерства интересовала историков и философов со времен античности, однако предметом научных исследований эта тема стала только в XX веке. Существует более 350 определений лидерства [20, c.11]. Один из авторов, писавших на эту тему, утверждает, что «лидерство — это наиболее очевидный и наименее понятный феномен на земле» [31, c.44].

Дать определение лидерства довольно трудно, поскольку сложна сама природа этого явления. Некоторые даже настаивают на том, что лидерство — это просто романтический миф, питающийся несбыточными надеждами людей на то, что некто придет к ним и решит их проблемы одним лишь усилием воли [21].

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером)

Лидерство в классическом варианте рассматривается как особое качество, модель поведения человека или компании, обеспечивающие передовые позиции [28, c.21]

Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

В результате возникло отношение к лидерству как к новой модели управления, способной обеспечить выживание компании в условиях изменения.

Доказано, что на лидеров очень часто возлагаются нереальные надежды. Например, некоторые проблемные компании приглашают к себе известных харизматических руководителей, полагая, что те помогут преодолеть кризис. Однако в конечном результате происходит лишь усугубление проблем. В трудные времена люди ищут сильного лидера, чтобы избавиться от страха и устранить неопределенность. В последние годы романтические и героические концепции лидерства подверглись серьезным сомнениям. В понимании лидерства был достигнут существенный прогресс, и сейчас делается акцент на естественной природе этого феномена, выражающегося в реальном и весьма ощутимом влиянии сильных личностей на организации и социальные группы.

Лидерство — это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели. Лидерство невозможно без влияния, возникающего между людьми, которые стремятся к изменениям, отражающим общие цели лидера и ведомых. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Влияние имеет много направлений и не является односторонним. В большинстве организаций руководители оказывают влияние на подчиненных, но и подчиненные также влияют на руководителей. Люди, вовлеченные в подобные взаимоотношения, стремятся к постоянным изменениям, и лидерство предполагает создание условий для изменений, а не сохранения status quo (существующего положения вещей). К тому же изменения не диктуются лидером, но отражают общие для лидера и членов группы цели. Более того, целью изменений представляются результаты, которых хотят достичь и лидеры, и группа [6, c.29].

Важный аспект лидерства — влияние на людей, заставляющее их сплотиться вокруг общей концепции.

Лидерство – это процесс направления поведения людей с целью достижения общих целей. Лидерство предполагает оказание влияния на окружающих, в результате которого люди стремятся к изменениям, направленным на достижение желаемых результатов в будущем.




Лидер




Рисунок 1. Основные аспекты лидерства
Лидерство не может заменить менеджмент — они должны дополнять друг друга. Например, можно назвать менеджером того, кто следит за расходами, определяет цели, разрабатывает планы, координирует работу отделов, контролирует деятельность компании и оценивает полученные результаты. При этом он же является сильным лидером, который определяет перспективы, вдохновляет сотрудников, концентрирует их внимание на долгосрочных целях, формирует корпоративную культуру, благоприятную для роста и процветания организации, создает среду, где ценятся честность и ответственность [27].

В различных организациях на всех иерархических уровнях есть менеджеры, которые являются также эффективными лидерами, и большинство людей способны развить в себе необходимые для этого качества.

Успех команды во многом зависит от эффективности и профессионализма ее лидера. Профессора Гарвардской школы бизнеса, изучая команды кардиохирургов, обнаружили, что установки и действия лидера являются важнейшим фактором для определения эффективность всей команды.

Однако руководство командой требует особого подхода, который существенно отличается от принятых во многих организациях директивных методов. Большинство людей способны усвоить навыки, необходимые для лидера команды, хотя приобретение этих навыков не всегда дается легко. Чтобы стать эффективным лидером, нужно стремиться к изменению себя, к выходу за пределы своей зоны комфорта и избавлению от многих предубеждений, определявших поведение в прошлом.

Признать значение общих целей и ценностей. Лидер команды должен сформулировать ясную концепцию, чтобы направить усилия людей в единое русло. Настоящий лидер помогает участникам команды наполнить работу смыслом. Как показывает изучение­ кросс-функциональных команд, наибольшего успеха добиваются те из них, участники которых имеют ясное представление о своей миссии и верят, что от их работы во многом зависит процветание всей компании. Для создания команды необходимо сплотить людей, чтобы они имели общие цели и ценности. Здесь лидеры могут использовать ритуалы, церемонии, поучительные истории и другие символические средства, которые служат единению команды и наполнению смыслом ее работы.

Уметь признавать свои ошибки. Настоящий лидер всегда готов согласиться с тем, что он не является «самым умным» человеком на свете. Эффективный лидер стимулирует обмен знаниями и идеями, воодушевляя участников команды привносить в общую работу свои уникальные таланты и навыки. Он не боится признать свои ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и обратиться за помощью. Этим лидер дает понять участникам команды, что все проблемы, ошибки и разногласия обсуждаются открыто и что никто не должен бояться проявить свою некомпетентность.

Быть наставником для участников команды и оказывать им поддержку.
Настоящий лидер создает условия для обучения и развития участников команды и достойно вознаграждает труд подчиненных. Он­ озабочен не столько собственным продвижением и увеличением размера своей зарплаты, сколько интересами участников команды, которые нуждаются в поддержке и признании. Зачастую лидеры забывают, сколь важно подчиненным чувствовать, что их труд по-настоящему ценится. Одна женщина, работавшая в течение многих лет секретарем, рассказывает, как начальнику удавалось воодушевлять подчиненных: «Наша команда состояла из четырех человек. В течение всех последних лет по окончании каждого рабочего дня, сколь бы труден он ни был, начальник приходил к нам в кабинет и благодарил за хорошую работу»

Чтобы команда была эффективной, нужно установить баланс между необходимостью выполнять корпоративные задания и удовлетворением социально-эмоциональных потребностей сотрудников. Здесь уместно вспомнить стили руководства, ориентированные на задания и людей. Ориентация на задания в основном связана с высокой производительностью, тогда как ориентация на людей — с взаимоотношениями и удовлетворением потребностей сотрудников.

Р.Нельсон предложил 4 стиля руководства в зависимости от двух переменных:

1. степень авторитаризма

2. поддержка со стороны руководства

Непосредственно руководство состоит в том, что руководитель в приказном стиле объясняет работникам, что и как должно быть сделано. Это применимо при руководстве новыми работниками или при поручении нового задания.

Наставничество используют, когда работники нуждаются в руководстве, а также в повышенном уровне поддержки и ободрении.
 

 

Рисунок 2. Стили руководства по Р. Нельсону
Поддержка применяется по отношению к работникам, обладающим достаточным уровнем мастерства, но не чувствующим уверенности для выполнения самостоятельной работы.

Делегирование используется по отношению к работникам, которые обладают необходимым умением и уверенностью в выполнении задания [27, c. 172].

Чтобы команда показывала хорошие результаты в течение длительного периода, она должна не только выполнять поставленные перед ней задания, но и удовлетворять потребности людей,­ входящих в ее состав. Эти условия выполняются при участии в работе лидеров, играющих одну из двух основных типов ролей.

Роль может осмысляться как ряд определенных форм поведения, ожидаемых от своего лидера участниками команды. Роль специалиста связана с предложением новых идей и способов решения проблем, а также с оценкой эффективности команды. Человек, исполняющий эту роль, рассматривает факты, вносит предложения, добывает необходимую информацию, чтобы прояснить задания, суммирует данные и воодушевляет коллег. Социально-эмоциональная роль включает в себя такие формы поведения, как вовлечение участников команды в процесс решения проблем, чуткое восприятие чужих идей, устранение разногласий и конфликтов, внимательное отношение к чувствам и потребностям коллег. Человек, исполняющий эту роль, является примером для остальных. Он устанавливает нормы поведения и налаживает взаимодействие и сотрудничество между участниками команды, помогая им преодолевать трудности.

В идеальном случае лидер команды исполняет две роли одновременно, чем заслуживает уважение и восхищение участников команды. Однако иногда бывает необходимо концентрировать больше внимания на какой-то одной из­ ролей. Например, если члены команды в значительной степени ориентированы на задания, лидер может исполнять в основном социально-эмоциональную роль. И напротив, когда участники команды ориентированы на взаимоотношения, лидеру следует исполнять роль специалиста, проясняя задания и устанавливая цели. Усилия лидера направлены на обеспечение условий, в которых участники команды могли бы удовлетворять оба типа потребностей: профессиональные и социально-эмоциональные. Хорошо сбалансированные команды способны успешно работать в течение длительного времени, если каждый сотрудник удовлетворяет свои основные потребности и выполняет поставленные перед ним задания.

Два типа ролей, исполняемых лидерами команд

Роль специалиста. Социально-эмоциональная роль. Предлагает новые идеи и решения. Воодушевляет коллег: вовлекает их в общую работу, проявляет теплоту и заботу. Оценивает эффективность команды, высказывает мнение по поводу предложений коллег. Разрешает конфликты, возникающие между участниками команды, сглаживает разногласия и помогает устранить различия. Ищет информацию для решения проблем, а также определения заданий и круга ответственности каждого члена команды. Проявляет дружелюбие­ и поддерживает участников команды, внимательно относится к потребностям и чувствам коллег. Обобщает идеи и факты. Утверждает нормы поведения, напоминает другим о необходимости соблюдения этих норм, налаживает взаимодействие. Заряжает энергией участников команды и стимулирует работу. Стремится разрешить проблемы, возникающие в результате командного взаимодействия и стимулирует работу взаимодействия или неправильного поведения коллег; чутко реагирует на
эмоциональное состояние окружающих

Один из важнейших типов лидерства, основанный в первую очередь на личных качествах человека - трансформационное лидерство. Оно оказывает сильное влияние на подчиненных и способно обновлять организации целиком. Для более полного понимания его следует сравнить с трансакционным лидерством.

Основу трансакционного лидерства составляет трансакция, или процесс взаимообмена между лидером и группой. Трансакционный лидер учитывает нужды и желания группы и удовлетворяет ее запросы в обмен на достижение специфических целей или несение определенных обязанностей. Таким образом, подчиненные получают вознаграждение за свою работу, а лидер — выгоду от выполнения ими заданий. Трансакционные лидеры концентрируют внимание на текущей деятельности организации, преуспевая в том, что касается повышения производительности, безличных аспектов работы и традиционных функций менеджмента, таких как планирование и составление бюджета. Лидеры этого типа могут быть достаточно эффективными. Оправдывая ожидания подчиненных, они помогают сотрудникам приобрести уверенность в себе. Кроме того, удовлетворение нужд персонала способствует повышению производительности и улучшению морального климата. Однако трансакционные лидеры склонны следовать общепринятым правилам, поэтому они больше стремятся к стабильности, чем к изменениям. Трансакционные навыки важны для всех руководителей. И все же в условиях стремительных изменений современные организации нуждаются в лидерах, использующих другие методы.

Трансформационное лидерство характеризуется способностью к осуществлению значительных изменений. Лидер этого типа привносит изменения в концепцию будущего развития организации, в ее стратегию, культуру, производство и применяемые технологии [5, c.90].

Вместо того чтобы анализировать и контролировать специфические трансакции с подчиненными, используя правила, директивы и стимулы, трансформационный лидер концентрирует свое внимание на «нематериальных вопросах»: перспективах, общих ценностях, новых идеях. Он стремится наладить сотрудничество, наполнить смыслом работу подчиненных и вовлечь их в процесс изменений. Трансформационное лидерство основывается на личных ценностях, убеждениях и качествах лидера, а не на взаимообмене между ним и подчиненными. Между трансакционным и трансформационным лидерством существуют следующие различия:

1. Трансформационное лидерство делает из подчиненных лидеров. Сотрудникам предоставляется относительная свобода, чтобы они могли самостоятельно контролировать свою деятельность в пределах очерченных границ. Они вовлекаются в процесс решения проблем и учатся новым способам работы, что способствует повышению производительности.

2. Трансформационное лидерство переводит потребности сотрудников с нижнего физиологического уровня (безопасность, надежность) на более высокий психологический уровень (самооценка, реализация своих способностей). Очень важно, чтобы потребности нижнего уровня удовлетворялись за счет достойных заработков и хороших условий труда. Тем не менее трансформационный лидер обеспечивает также возможности роста и развития индивидуально для каждого подчиненного. Лидер распределяет задания так, чтобы повысить запросы и возможности сотрудников и соотнести их с корпоративными целями. Он воздействует на подчиненных, вовлекая их в процесс изменений.

3. Трансформационное лидерство вдохновляет сотрудников на отказ от личных интересов ради интересов группы. Трансформационные лидеры мотивируют подчиненных перевыполнять свои обычные нормы. Они объясняют сотрудникам значение целей и конечных результатов и убеждают их отказаться от личных сиюминутных интересов ради миссии организации. Подчиненные восхищаются такими лидерами, отождествляют себя с ними и проникаются к ним доверием. Однако трансформационный лидер привлекает подчиненных не только своими личными качествами, но также стремлением к изменениям и самопожертвованием ради высоких целей.

4. Трансформационное лидерство позволяет создать картину желательного будущего, ради которого стоит преодолевать все трудности, связанные с изменениями Возможно, наиболее важная задача трансформационного лидера — создание картины желательного будущего и увлечение сотрудников идеей о воплощении мечты. Эта картина становится руководством к действию, она обеспечивает также и другие аспекты трансформационного лидерства, которые мы обсуждали выше. Изменения происходят только в том случае, если люди видят перед собой цель и знают направление деятельности организации. Без перспективы невозможны никакие трансформации. В то время как трансакционные лидеры стремятся к стабильности, трансформационные лидеры инициируют изменения, касающиеся как подчиненных, так и организации в целом. Лидеры могут научиться применять и трансакционные, и трансформационные методы управления. Они не только создают перспективную концепцию будущего и вдохновляют подчиненных, но и налаживают системы контроля и вознаграждения, которые помогают сотрудникам воплотить эту концепцию в жизнь [18, c.98].
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» icon"развитие туризма в черноморском регионе"
В этом докладе была сделана попытка представить достаточные доказательства огромного экономического значения туризма в конце XX века,...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconСоколова М. В. С594 История туризма: Учеб пособие
Древнем Востоке. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconНекоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период
Аннотация. В статье показан выход мирового международного туризма из кризиса 2007-2009 годов, обозначены основные тенденции в развитии...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconАдминистрации Великого Новгорода Муниципальное автономное общеобразовательное...
Клуб пешеходного туризма входит в структуру отдела детско-юношеского туризма и отдыха (одютиО) Центра экологического образования,...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconСтратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года Москва 2013
Владимир Владимирович Путин в Перечне поручений от 30. 07. 2013 г. Пр-1814 указал на необходимость разработки и утверждения долгосрочной...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconПрограмма дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма
Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: изучение видов и тенденций развития туризма; подготовка специалистов, владеющих системой...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconПримерные вопросы
Определение понятия туризм. Перечислить виды туризма. Характеристика видов туризма
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconРабочая программа по дисциплине «анимационный сервис в сфере туризма и сервиса»
«Анимационный сервис в сфере туризма» составлена в соответствии с основной образовательной программой и требованиями Государственного...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconРефератов по дисциплине: «история туризма»
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconПрограмма дисциплины «Сетевые формы организации в индустрии гостеприимства и туризма»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconРеферат по ит в предметной области Введение Тема моей магистерской...
Тема моей магистерской диссертации звучит как «Формирование и развитие массмедийных символов (на примере передач белорусского телевидения)»....
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconДипломная работа на тему: Перспективы развития экскурсионно-познавательного туризма
Охватывает основные направления муниципальной политики в области туризма и включает
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconПрограмма интегрированного (география, информатика) профильного курса...
России, обладающей значительным рекреационным потенциалом. В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров организаторов...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconРеферат к Заявке Республики Бурятия на соискание премии Правительства...

Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconИсследование проведено в 2009 г рамкам дипломной работы студенткой...
Неоднократно звучавший тезис: «Думай масштабно — получишь конкретную выгоду» — обрел материальные черты. Постепенно на одну ступеньку...
Магистерской диссертации: «Лидерство в организациях сферы туризма (на примере туроператоров внутреннего туризма г. Москвы)» iconАвтореферат Лист оценки работы нормоконтролером
Комплексная оценка магистерской диссертации (рейтинг самооценки магистерской диссертации)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск