Скачать 90.18 Kb.
|
Гончаровой Татьяны Николаевны План – конспект родительского собрания Тема: Пути преодоления трудностей у детей при обучении письму и чтению. Форма проведения: лекция. Цель: ознакомление родителей с возможными трудностями при обучении чтению и письму и возможными путями их преодоления. Задачи: обсудить с родителями проблему обучения детей, испытывающих какие-либо трудности в обучении письму и чтению; показать возможности в учебной деятельности детей; настроить родителей на понимание и преодоление трудностей, связанных с обучением письму и чтению. Вопросы для обсуждения: 1. Причины трудностей обучения письму и чтению. 2. Трудности обучения письму и чтению на начальном этапе. 3. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Рекомендации родителям. 4. Трудности обучения письму и чтению медлительных и гиперактивных детей. Рекомендации родителям. Ход собрания I. Вступительное слово учителя. Прошло несколько месяцев обучения детей в первом классе. В работе с классом можно найти много тем для обсуждения с родителями. Однако тема о преодолении трудностей у детей при обучении письму и чтению в первом классе является наиболее значимой и важной. II. Лекция учителя по теме собрания. 1) Причины трудностей обучения письму и чтению. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи. Еще Л.С. Выготский писал, что «письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев». Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость». Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Многие родители считают, что поводом ухудшения здоровья могут быть самые различные причины, но не школьные нагрузки, не перенапряжение («пиши быстрее», «читай быстрее») Снижение эффективности обучения, неуспеваемость – это, как правило, результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не скомпенсированных. Поэтому для коррекции нужно не упустить время. Современные родители часто обращаются к какой-либо просветительской литературе. А там часто встречаются термины, «диагнозы», которые необходимо правильно понимать. Такие, как дисграфия и дислексия. Для обозначения трудностей обучения письму, чаще всего почерка, используется термин «дисграфия» (нарушение письма), для обозначения комплексных нарушений письма (письменной речи) и чтения – термин «дислексия». Важно понять, что дислексия – не неспособность научиться читать и писать, а нарушение процесса письма и чтения. Истинных дислексиков очень немного (около 5%), а детей с трудностями обучения письму и чтению – от 40 – 60 %. При анализе причин трудностей обучения письму и чтению в отечественной и зарубежной литературе, как правило, выделяются внешние и внутренние причины (факторы). Мы давайте определим наиболее часто встречающиеся причины трудностей обучения:
Необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса, за который отвечают совместно родители и педагоги. 2) Трудности обучения письму и чтению на начальном этапе. Давайте выделим наиболее часто встречающиеся трудности, чтобы вовремя их распознать и обратиться к специалисту для выявления причины и способа их преодоления.
Повторю, что любая из перечисленных трудностей решаема. Существуют методики выявления оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников. Выявление причин трудностей навыков письма и чтения позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей. 3) Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Существует некоторое предубеждение общества по отношению к леворуким детям. Кто-то считает, что левши – это люди с патологией. Кто-то наоборот поддерживает идею о гениальности левшей. Это не то и не другое. Сегодня практически в каждом классе есть леворукие дети (около 25%). Есть два основных вида леворукости – генетическая (предрасположенность от рождения по родителям) и компенсаторная (или патологическая, «вынужденная») леворукость. Для определения ведущей руки следует использовать комплекс специальных заданий, подобранных с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Трудности формирования навыков письма и чтения у некоторых леворуких детей связаны с недостаточной сформированностью зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности. Конечно, эти проблемы могут быть и у праворуких детей, но они встречаются у леворуких примерно в половине случаев. Для этих детей характерны:
В ситуации, когда ребенок нервничает, волнуется, спешит, нарушения письма и чтения будут более выраженными. И следует понимать, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо «особых» проблем, свойственных только им. Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении заданий леворукими детьми:
4) Трудности обучения письму и чтению медлительных и гиперактивных детей. Школьные трудности медлительных и гиперактивных детей долгое время оставались без особого внимания, как родителей, так и учителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети (их примерно 10 – 20 %) – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности. Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения – так же совсем нередкая причина не только учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью («нарушение поведения»). Медлительность или гиперактивность нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения. Давайте остановимся на особенностях и трудностях , которые встречаются на пути у детей при обучении.
В заключении хочется сказать, что Ваши дети самые лучшие, потому что у них самые лучшие терпеливые, любящие, думающие родители, готовые прийти на помощь своим обожаемым чадам. А учителя, психологи и другие специалисты всегда готовы оказать помощь как, конечно, в первую очередь детям, так и их родителям. Спасибо за внимание. |
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская... Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте» | Методические рекомендации по проведению родительского собрания по... Родительские собрания проводится в классе. В начале родительского собрания рекомендуется провести анонимное анкетирование,которое... | ||
Конспект родительского собрания "Подростковый суицид" План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy... | Конспект родительского собрания по теме : "Подростковый суицид" План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy... | ||
Конспект родительского собрания в средней группе Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | Конспект родительского собрания Тема: «Детско-родительские отношения» «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» | ||
План-конспект родительского собрания тема: «мы десятиклассники» Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок | Конспект родительского собрания «Ох уж эти уроки!» Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка | ||
Конспект родительского собрания по теме: "Подростковый суицид" При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.) | Знакомый, свой, чужой! Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте» | ||
Конспект проведения родительского собрания «Здоровый образ жизни в семье залог здоровья ребенка» Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | Конспект родительского собрания Тема: Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам егэ Положение о предметных комиссиях региональной и территориальной экзаменационных комиссий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект родительского собрания в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет | Конспект родительского собрания «Оздоровление детей» Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение «Воронцовская средняя общеобразовательная школа» Полтавского муниципального района... | ||
Конспект родительского собрания на тему ... | Памятка для родителей «Советы родителям на каждый день» Программное содержание Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте» |