План урока. Знакомство с инструментом фортепиано





НазваниеПлан урока. Знакомство с инструментом фортепиано
Дата публикации23.06.2014
Размер100 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Военное дело > План урока
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ФОРТЕПИАНО.

Радишевская Марианна Андреевна,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств

Цели урока.

  1. Методические:

  • Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.

  1. Обучающие:

  • Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

  1. Развивающие:

  • Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу;

  • Развивать абстрактно - образное мышление, умение анализировать и сопоставлять;

  • Развивать двигательно - игровые навыки ученика.

  1. Воспитательные

  • Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

Задачи урока:

  • Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами;

  • Развивать внимание и концентрацию;

  • Способствовать накоплению игровых навыков non legato.


Методический материал:

  • Методические советы и выводы;

  • Специальный дидактический материал.


План урока.

  1. Знакомство с инструментом фортепиано.

  2. Знакомство с регистрами фортепиано.

  3. Знакомство с механикой инструмента.

  4. Знакомство с клавиатурой. Игра песенок - попевок на инструменте.

  5. Игры – загадки.

  6. Вывод, оценка занятия.

  7. Домашнее задание.

Предполагаемый результат:

  • Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие;

  • Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

ХОД УРОКА.

  1. Знакомство с инструментом фортепиано.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Например.

Звучание piano: фрагменты из произведений А. Хачатуряна «Андантино», С. Слонимского «Под дождем».

Звучание forte: фрагмент из произведений М. Глинки «Марш Черномора», Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы».

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

  • Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

  • Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

  • Какая эта музыка быстрая или медленная?

  • Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

  • О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом ребенок понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус, затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.



  1. Знакомство с регистрами фортепиано.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, в верхнем – песенки птичек, (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка» ,а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, предлагаю ребёнку пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъясняю ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе: резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения, активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее - правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее - неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

  1. Знакомство с механикой инструмента.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

  1. Знакомство с клавиатурой. Игра песенок – попевок.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются - клавиатура. Чёрные клавиши группируются по две и по три вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш, затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. Прошус закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится детям. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя картинки - “маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

  • практически – действенное;

  • наглядно – образное;

  • совестно – логическое.

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.

«Домик, домик, До – Ми,

Хорошо ты в нём живи,

Домик, домик, До – Ми,

До – Ми, До – Ми».

Дальше строим забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

«Фасоль, фасоль, растёт фасоль,

Это - Фа, а это – Соль,

Фасоль, фасоль».

Прошу “посадить” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички. Ребенок переносит песенку в разные регистры.

Прошу обязательно следить за рукой, погружать ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спешить, снимать гибкой кистью. В нижнем регистре играть песенку левой рукой, в верхнем – правой.

Выясняю, кого мы разместим у двух других дощечек забора, там место ещё ни кем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку, сделанную из бумаги. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

Туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Поём и играем про него песенку:

«Ля – Си лягушка сидит,

На нас весело глядит.

Ля – Си, Ля – Си,

Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си»

Спрашиваю: «У кого в гостях сидит наш лягушонок?» (играю песенку в верхнем регистре). Продолжаю: «А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь».

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Смотрим, какая же клавиша осталась неузнанной. Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша - Ре. Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

«Ре, Ре, Рекс в доме поживает,

Ре, Ре, Рекс домик охраняет».

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

  • Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

  • У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

Один из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

Проверка знаний:

  1. Проверка знаний. Игры - загадки.

«Беру» любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

Называю любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

  1. Вывод, оценка работы ребёнка на уроке.

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

  1. Домашнее задание.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Используемая литература.

  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1992. - 103 с.

  2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.– М.: Музыка, 1978. – 289 с.

  3. Боренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. – Л.: Советский композитор, 1988. – 168 с.

  4. Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика XXI, 2004. – 203 с.

  5. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2002. – 184 с.

  6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.- 144 с.

  7. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.: Классика XXI, 2004. – 176 с.

  8. Юдовина - Гальперина Т. За роялем без слёз, или я – детский педагог. – СПб.: Союз художников, 2002. – 112 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока. Знакомство с инструментом фортепиано icon«работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково
...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconПояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным...
Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconУрок формирования умений и навыков
Уравнения используются в решении задач различного содержания во многих областях науки и техники. Поэтому, те свойства, которые мы...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:...
Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconПлан-конспект урока начало Великой Отечественной войны
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconУрок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие...
Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconНижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль)
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconУроки фортепиано
Садыхова Г. А. – автор – составитель. Уроки фортепиано: Учебное пособие. – Владимир: вгпу. «Гэллэри». 2003. – с
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconПрограмма дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconПлан урока: первый урок немецкого языка в классе Тема урока: Знакомство...
Дать учащимся краткую информацию о стране изучаемого языка: географическое положение и страны, граничащие с ней
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconПлан-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык
Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconПлан урока во 2 классе Тема «How are you?»
Цель урока – развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение лингвистического кругозора. Формирование культуры общения, знакомство...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconБерлиоз Увертюра «Римский карнавал»
...
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconУчебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на...
Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconПлан-конспект урока барометр-анероид. Манометры
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
План урока. Знакомство с инструментом фортепиано iconПлан заседаний секций методического объединения на 2013-2014 гг
Начальный этап обучения игре на фортепиано на материале пособия А. Д. Артоболевской


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск