Скачать 100 Kb.
|
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ФОРТЕПИАНО. Радишевская Марианна Андреевна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств Цели урока.
Задачи урока:
Методический материал:
План урока.
Предполагаемый результат:
ХОД УРОКА.
Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано. Например. Звучание piano: фрагменты из произведений А. Хачатуряна «Андантино», С. Слонимского «Под дождем». Звучание forte: фрагмент из произведений М. Глинки «Марш Черномора», Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы». В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:
Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом ребенок понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности. Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус, затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.
Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, в верхнем – песенки птичек, (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка» ,а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, предлагаю ребёнку пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъясняю ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе: резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения, активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения. Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее - правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее - неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.
На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.
Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании. Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме. Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются - клавиатура. Чёрные клавиши группируются по две и по три вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш, затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. Прошус закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится детям. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа. Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду. Изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя картинки - “маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре. Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:
Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах. «Домик, домик, До – Ми, Хорошо ты в нём живи, Домик, домик, До – Ми, До – Ми, До – Ми». Дальше строим забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор. У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку. «Фасоль, фасоль, растёт фасоль, Это - Фа, а это – Соль, Фасоль, фасоль». Прошу “посадить” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички. Ребенок переносит песенку в разные регистры. Прошу обязательно следить за рукой, погружать ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спешить, снимать гибкой кистью. В нижнем регистре играть песенку левой рукой, в верхнем – правой. Выясняю, кого мы разместим у двух других дощечек забора, там место ещё ни кем не занято? Спрашивая, я достаю маленькую лягушку, сделанную из бумаги. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно. Туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Поём и играем про него песенку: «Ля – Си лягушка сидит, На нас весело глядит. Ля – Си, Ля – Си, Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си» Спрашиваю: «У кого в гостях сидит наш лягушонок?» (играю песенку в верхнем регистре). Продолжаю: «А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь». Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок. Смотрим, какая же клавиша осталась неузнанной. Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша - Ре. Песенка исполняется на одной клавише – РЕ. «Ре, Ре, Рекс в доме поживает, Ре, Ре, Рекс домик охраняет». Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки. Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:
Один из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам. Проверка знаний:
«Беру» любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями. Называю любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре. Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.
В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.
В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала. Используемая литература.
|
«работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково ... | Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным... Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором... | ||
Урок формирования умений и навыков Уравнения используются в решении задач различного содержания во многих областях науки и техники. Поэтому, те свойства, которые мы... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:... Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный... | ||
План-конспект урока начало Великой Отечественной войны Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие... Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального... | ||
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль) | Уроки фортепиано Садыхова Г. А. – автор – составитель. Уроки фортепиано: Учебное пособие. – Владимир: вгпу. «Гэллэри». 2003. – с | ||
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | План урока: первый урок немецкого языка в классе Тема урока: Знакомство... Дать учащимся краткую информацию о стране изучаемого языка: географическое положение и страны, граничащие с ней | ||
План-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает... | План урока во 2 классе Тема «How are you?» Цель урока – развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение лингвистического кругозора. Формирование культуры общения, знакомство... | ||
Берлиоз Увертюра «Римский карнавал» ... | Учебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на... Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель | ||
План-конспект урока барометр-анероид. Манометры Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | План заседаний секций методического объединения на 2013-2014 гг Начальный этап обучения игре на фортепиано на материале пособия А. Д. Артоболевской |