Научно-практическая конференция





НазваниеНаучно-практическая конференция
страница1/6
Дата публикации24.06.2014
Размер0.76 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Научно-практическая конференция

«Неизведанные страницы истории Соликамска"

Страницы истории школы


Гирко Людмила Александровна,

МАОУ «СОШ №1»

Соликамск, 2012


Содержание
I. Введение…………………………………………………………………………….
II. Основная часть
1. От фабрично-заводской семилетки до первой средней общеобразовательной школы города……………………………………………………………………………

2. Учебно-воспитательный процесс

3. Первые директора школы……………………………………………………………….

4. «А в школе работали замечательные учителя!»……………………………………

5. Пионерская и комсомольская организации ……………………………………….

6. «Дружили до самой смерти!» ………………………………………………………..

7. Пионерская и комсомольская организации ……………………………………….
III. Школа в годы войны
1.Ученицы военных лет …………………………………………………………………

2. Первые месяцы войны…………………………………………………………………

3. Жизнь города в военные годы……………………………………………………………

4. Школьная жизнь в годы войны………………………………………………………..

5. Пчелы, лошади, рассада и дисциплина……………………………………………………

6. Они защищали Родину…………………………………………………………………….

7. Победа…………………………………………………………………………………………...
IV.Заключение……………………………………………………………………..

Введение
Средняя школа №1 города Соликамска, сегодня это Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» – старейшее образовательное учреждение города, школе 76 лет. Годы становления школы – 30-40 гг. прошлого столетия. Именно это время было выбрано нами как предмет небольшого исторического исследования. Причины внимания к данному периоду школьной истории следующие: в эти годы формируются традиции школы, в это время в школе учится и выходит в жизнь особое поколение – защитники Родины в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, указанное время – время становления советского государства, с его идеологией, своими подходами к образованию и воспитанию, немаловажным для нас был и то обстоятельство, что из жизни уходят те, кто учился в школе в 30-40 гг. прошлого века, следовательно, важно успеть записать их воспоминания, сохранить их для истории.

В настоящее время МАОУ «СОШ №1» располагается в третьем микрорайоне калийщиков (таково неофициальное название этой части Соликамска), до 1983 года школа размещалась в здании, принадлежащем сегодня гимназии №2. Это здание в центре города известно многим, его история такова: 1983 г. – духовное училище, 1922 г. – детский дом для детей-сирот, 1923 г. – школа II ступени, 1929 г. – фабрично-заводская семилетка, с 1935 г. – средняя общеобразовательная школа №1.

Источниками информации для нас стали материалы музея истории школы (фотографии учителей, учащихся, письма выпускников, фотографии, и др.), книги приказов по школе, начиная с 30 г. прошлого века, публикации городской газеты «Соликамский рабочий», начиная с 1938 г., а также встречи с людьми – выпускницами школы 30-40 гг. прошлого столетия.

Сделаем некоторые пояснения: первым и бесценным источником информации оказалась для нас книга приказов по школе, начиная с 1930 по 1945 гг., отражающая учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность школы. Это же время достаточно полно оказалось представленным в письмах-воспоминаниях выпускников школы, они собраны были в середине 70-х годов прошлого века, это были первый (1936 г.) и последующие выпуски, включая 1941 год, – год начала Великой Отечественной войны.

Не менее важным источником для нас стали воспоминания тех, кто учился в школе в 30-40 гг: Н.М. Кремова, выпускница 1938 г., ученицы военных лет – А.В.Жуланова, Н.А.Пантелеева, В.А.Старцева,


Основная часть
От фабрично-заводской семилетки до первой средней общеобразовательной школы города
В 1930 г., школа – фабрично-заводская семилетка.[9], основная ее задача - подготовка учащихся к работе на производстве. В 1934 г. школа становится неполной средней и только в 1935/1936 гг. – первой в городе средней общеобразовательной школой.

Итак, школа – фабрично-заводская семилетка. В книге приказов особых сведений, как готовили учащихся к работе на производстве, не представлено, кроме приказа о приеме на работу учителя по слесарному труду. Однако, структура той школы в приказах-распоряжениях видна: классы поделены на концерны, руководители классов – учителя-групповоды, вместо приказов по школе пишутся распоряжения, в школе не директор, а заведующий – все это встречается в книге приказов с 1930 по 1934 гг. Возглавляет школу заведующий – А.И. Анкушин, есть также заведующий учебной частью, в школе, включая последних, 13 педагогов. Предметы в основном те же, что и сегодня преподаются в школе, это математика, физика, химия, обществознание, география. Укажем на небольшие отличия: вместо биологии – естествознание, русского языка – родной язык. Младшие и старшие концерны делятся на ступени, а предметы объединены в цикловые комиссии: физико-математическую, общественно-литературную. Учебный год поделен на семестры, на такой же срок учителя составляют учебные планы. Вместо педсовета – президиум школьного совета. Учебно-воспитательная секция – так называется сегодняшняя работа завуча и организатора учебно-воспитательной работы школы. Работает школа в две смены, упоминаются в распоряжениях «вечерние» занятия.

В школе работают молодые мужчины, в приказах указывается причины их увольнения: призыв в РККА, военные сборы, но, как и сегодня, среди учителей больше женщин. Отпуск у учителей тоже в основном летом, тот же по времени, заведующий так и пишет: «Отпустить на два месяца в отпуск…»Учительские конференции проводятся в соседнем городе Березники. Подчиняется школа РИКу – районному исполнительному комитету города.

Остановимся на подробностях школьной жизни. Открывает книгу приказов следующее распоряжение, оно касается сбора сведений о социальном положении 5-х групп учащихся. При цитировании будем соблюдать стиль и знаки автора – заведующего школой А.И Анкушина, видно, что в русском языке он не силен.

«1. Предлагается всем групповодам к 17 сентября дать сведения о социальном положении 5-х групп и к 25 сентября о 6-х и 7-х группах. Сведения давать только по представленным документам учащихся и заверенных той или иной организацией или учреждением.

2. Собрать от учащихся сведения об окончивших 4-е группы 1 ступени и не охваченных семилеткой и представить таковых в канцелярию школы». (Распоряжение № 1 от 15 сентября 1930 г.).

Отметим ряд других приказов, показавшихся нам любопытными, также соблюдая авторское оформление: «Во избежании всяких ненормальностей и сутолки во время завтраков, каждый групповод организованным порядком ведет свою группу на завтрак…». (Распоряжение № 45 от 31 марта 1932 г.); «С 10 октября все письменные работы учащихся в классе и на дом производятся только чернилами и чтобы в тетрадях не было никаких посторонних записей, зарисовок и проч. Всем групповодам предлагаю поставить свою группу в известность о необходимости иметь чернильницу и ручку и чтобы никаких отговорок от учащихся не принимать, что я забыл или не знал и прочее». (Приказ № 54 от 8 октября 1932 г.).

Любопытен приказ об организации питания учащихся: «Заведующему столовой детским питанием т. Букину предлагается немедленно от имени треста общественного питания заключить договор на занимаемое помещение кухни при школе. В противном случае с 1-го декабря школа закрывает кухню для приготовления завтраков. Точно также предлагается немедленно произвести очистку помойной ямы. За невыполнение последнего ответственность перед органами милиции падает на вас. Предупредить ваш обслуживающий персонал кухни, чтобы они ни в коем случае не выливали помои в канаву за ворота, за что также вам придется отвечать». (Распоряжение № 34 от 26 ноября 31 г.).

И тогда, как и сегодня, работники общепита не на высоте, за плохую работу их даже пугают милицией. Вполне возможно, в те годы милиция контролирует и своевременное заключение договоров в общепите или каким-то образом сам общепит.

Интересна и такая сторона жизни школы, как работа техперсонала. Приведем одно из распоряжений полностью: «Уборщикам Рукавишниковой, Богомоловой и Харитоновой дается строгий выговор за невыполнение своих прямых обязанностей, зная, что электричество горит с перебоями и занятия вечером в школе бывают ежедневно, 4 ноября не заправлено ни одной керосиновой лампы и школа погрузилась во мрак. Во избежание подобных явлений – вменяется в неуклонную обязанность ежедневно иметь все керосиновые лампы заправлены и стекла вычищены. Точно так же в ночь на 29 октября не было закрыто окно в кабинете физики и благодаря этому ветром разбило в окне 3 стекла. Если подобная вещь повторится, то причиненные убытки будут отнесены за счет виновных». (Распоряжение № 31от 5 ноября 1931 г.).

В распоряжении отражена не только бытовая сторона жизни школы: перебои электричества, на этот случай имеются керосиновые лампы, но и следующее: школа работает в 2 смены «школа погрузилась во мрак». Фамилии «уборщиков» в книге приказов повторяются не раз, работают они с замечаниями, если не сказать плохо. Вот текст другого распоряжения: те же лица получают строгий выговор за «несоблюдение чистоты». Кроме того, Рукавишникова не выключает свет – «огни в кабинете зачастую горят целую ночь»; Харитонова наказана за «несвоевременный затвор и отвор кабинетов, благодаря чего производятся хищения наглядных пособий и поломки классной мебели». Читаем дальше: «Богомоловой Клавдии за то же, что и Харитоновой, и кроме того за грубое обращение к администрации и педагогическому персоналу школы». (Распоряжение № 16 от 31 декабря 1930 г.).

Примечательно, что есть и подписи уборщиков, где за неграмотную Рукавишникову расписывается Богомолова. Мы оставили распоряжение № 31 от 5 ноября 1931 г. в оригинале (речевое и грамматическое – тоже), кажется, что заведующий не пишет документ о наказании, а просто журит техперсонал. Но его содержание, как и ряд других приказов, где упоминаются знакомые фамилии, заставляет предполагать, что «уборщики» в школе не самые добросовестные работники. Вероятно, если судить по каракулям «грамотной» Богомоловой, они не только не имеют образования и специальности, но и не хотят добросовестно работать: «Уборщикам Богомоловой и Усовой дается выговор за несоблюдение правил внутреннего распорядка:

«1. За подачу в графине грязной питьевой воды и незаполненные чернилами чернильницы.

2. За неуборку кабинета естествознания после вечерних занятий 24/XI». (Распоряжение № 32 от 25 ноября 1931 г.).

Заметим, учителя также нарушают трудовую дисциплину: допускают опоздания, за что получают замечания, предупреждения, им ставят «на вид», но есть и распоряжения, когда наказание «снимается», т.е. учитель «исправился». Причины опозданий вполне житейские: не увидел урок в расписании, болезнь членов семьи и др. Однако есть и серьезные проступки: «Преподавателю школы ФЗС т. Трошкину М.И. за неявку в бригаду по проведению компании дня урожая и коллективизации дается выговор с занесением в послужной список, и за пропущенные дни сделать вычет из зарплаты». (Распоряжение № 8 от 13 октября 1930 г.).

Как видим, в сентябре 1933 г. советская власть уже установила День урожая и коллективизации, хотя прошло не так много времени после принятия решений партии и правительства об организации коллективных хозяйств.

В приказах-распоряжениях встречаются и другие приметы времени: в 30-е годы в СССР усиливается борьба против врагов советской власти – врагов нового государства рабочих и крестьян. Процитируем некоторые документы, т.к. в школе, как и везде в те годы, появляются классово чуждые элементы, их увольняют: «Тов. Лопаткин от преподавания физкультуры освобождается с 13/XI и заменяется т. Сырчиковым, как классово чуждый элемент, не имеющий права работать в воспитатательном учреждении». (Приказ № 70 от 13 ноября 1933 г.).

Есть и другие, кто не имеет права работать в советской школе, это классный руководитель VIII класса «А», учитель физики Н.Я. Тотьмянин. История его увольнения не может не волновать. Прочтем приказы, это уже 1935 г., школа теперь средняя общеобразовательная: «Классному руководителю VIII класса «А» Тотьмянину Николаю Яковлевичу за участие со своим классом в религиозных похоронах ученицы этого же класса Голчиной дается строгий выговор с предупреждением». (Приказ № 89 от 14 декабря 1935 г.).

Через три дня появляется другой приказ: «Преподаватель физики Тотьмянин Н.Я., согласно постановлению президиума Соликамского Горсовета от 15/XII за участие со своим классом в религиозных похоронах ученицы Голчиной, с работы педагога при Соликамской средней школе с 18/XII снимается. Оборудование физического кабинета проверить по инвентарной описи и сдать по акту». (Приказ № 91 от 17 декабря 1935 г.).

Обратим внимание, что вначале учителю в школе дается строгий выговор, а снимается с работы Тотьмянин по решению горсовета, возможно, потому что сам директор не понимает до конца серьезности оснований для увольнения педагога. С другой стороны, эта история наглядный пример того, как школа подчинена государственной политике. Мы нашли на одной из фотографий тех лет немолодого мужчину – Н.Я Тотьмянина. Что было с ним дальше? Как сложилась его судьба? Ясно одно, по советским меркам он не должен был идти с классом на «религиозные похороны» ученицы. Хотя, видимо, это был хороший учитель, о нем тепло вспоминают в письмах выпускники школы, да и поступил он, на наш взгляд, правильно – пришел с детьми попрощаться с их одноклассницей.

Сделаем небольшое отступление, обратившись к воспоминаниям выпускницы 1938 г. Н.М Кремовой: «Гонения на церковь были страшные», «тихий ужас» – ее слова. «Вторая мама» Нины Михайловны была глубоко верующим человеком, дочь священника, пела в церковном хоре, дружила с местными батюшками – все основания для подозрений. (Мать Н.М.Кремовой умерла при родах – прим. автора). «К нам в дом приходили с обыском. Я тогда не понимала, что ценное, а что нет из икон, церковной утвари, - продолжает наша рассказчица, – что взяли, то и взяли. Мне не раз в школе предлагали покаяться, знали, что я хожу в церковь, и осудить верующую маму, я отказывалась». Несмотря на возможные преследования, к Нине, тогда ученице старших классов, «тайно» обращались учителя: «родился ребенок, его надо окрестить, а ведь за это с работы снимали». Дополняет рассказ матери сын Владимир Петрович: он показывает нам икону Владимирской Божьей Матери, темная, без оклада, она стоит на полке рядом с другими. Совершенно случайно, когда недавно меняли электрический счетчик, Владимир Петрович снял старый прибор, он был закреплен на небольшой по форме дощечке. Поставил счетчик во дворе, некогда было выбросить, только потом разглядели, что был закреплен счетчик на тыльной стороне иконы. Ахнули – ведь это так спрятали образ!

Вернемся к книге приказов: «Классному руководителю V кл. «А» тов. Подольской С.Н. и преподавателю русского яз. тов. Пищальниковой О.И. за допущенную политическую слепоту при чтении учащимися V «А» кл. явно антисоветской книги объявляется строгий выговор с предупреждением». (Приказ № 90 от 17декабря 1935 г.).

Обратим внимание, оба приказа – об увольнении Тотмянина «за участие в религиозных похоронах» и строгий выговор за «допущенную политическую слепоту» – написаны в один день. Можем предположить, как тревожно было учителям, как каждый боялся оказаться на месте «провинившихся». И небольшая, но значимая деталь: Н.Я. Тотмянин назван в приказах только по фамилии, те, кто получил выговоры, но остался работать, в тексте приказа товарищи: « тов. Подольская, тов. Пищальникова» – этим многое сказано. Остается загадкой, какой была «явно антисоветская» книга, которую читали 10-11-летним детям.

Проходит время, и до школьных библиотек доходит политика: «Во исполнение приказа нач. Главлита Волина предлагаю: Дюковой О.Е., т. Сабашниковой Л.И.; Власовой О.Н. в течение до 1 июля с/г проверить состав книг библиотеки школы и изъять из обращения всю имеющуюся литературу авторов, изобличенных как участники контрреволюционных националистических организаций. Составить акт и выслать вместе с изъятой литературой». (Приказ № 79 от 23.июня 1934 г.).

Этот приказ единственный из тех лет, где особо выделена его часть – подчеркнуто самое важное, в таком виде мы и приводим его текст. Думаем, эта деталь оформления документа говорит сама за себя, как и поспешность выполнения приказа – лето, когда учителя находятся в отпуске. Хотя, как мы поняли по книге приказов, Дюкова О.Е – учитель русского языка и литературы, Сабашникова Л.И. ведет уроки музыки, а заведует библиотекой Власова О.Н.

Итак, напомним, 1936 г. – первый выпуск десятиклассников, своеобразная «точка отсчета» для первой средней общеобразовательной школы города. Думаем, будет ошибкой считать, что школа становится средней в один момент – после приказа о реорганизации. Должно быть достаточное количество оснований, чтобы такой приказ появился. К таковым можно отнести следующее: само здание будущей средней школы, его местоположение, образование и стаж педагогов, наличие подходящей кандидатуры руководителя, количество учеников и т.д. Рассмотрим часть из того, что, на наш взгляд, было существенным в пользу принятия решения об открытии первой средней школы на базе именно этого, как принято говорить сегодня, образовательного учреждения, а также познакомимся с тем, как начала работать школа в новом статусе.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-практическая конференция iconСекция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да»
В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром...
Научно-практическая конференция iconXvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск»
Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной...
Научно-практическая конференция iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Научно-практическая конференция iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Научно-практическая конференция iconПриложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских...
Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа
Научно-практическая конференция iconПоложение о гуманитарной конференции Окружная научно-практическая конференция по литературе
Гуманитарная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные истоки русской литературы» проходит в базовых школах юао города...
Научно-практическая конференция iconНаучно-практическая конференция «проблемы развития предприятий и регионов»
Международная заочная студенческая научно-практическая конференция: «Проблемы развития предприятий и регионов». Вязьма: филиал фгбоу...
Научно-практическая конференция iconНаучно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»
Научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в...
Научно-практическая конференция iconXх І международная научно-практическая конференция для студентов,...
Хі международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
Научно-практическая конференция iconМеждународная научно-практическая заочная конференция «перспективы...
Международная ежегодная научно-практическая заочная конференция: «Перспективы развития информационных технологий», Вязьма: филиал...
Научно-практическая конференция iconXх І і международная научно-практическая конференция для студентов,...
Хіі международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
Научно-практическая конференция iconXх І і международная научно-практическая конференция для студентов,...
Хіі международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
Научно-практическая конференция iconXх І і международная научно-практическая конференция для студентов,...
Хіі международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
Научно-практическая конференция iconВосьмая международная научно-практическая конференция Криогенные...
Восьмая международная научно-практическая конференция «Криогенные технологии и оборудование. Перспективы развития», посвящённая 300-летию...
Научно-практическая конференция iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Москва,...
Научно-практическая конференция iconКонкурс на лучшую научную работу студентов студенческие научные мероприятия...
Международная студенческая научно-практическая конференция «Социально-экономические проблемы инновационного развития»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск