Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам





Скачать 202.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам
Дата публикации11.07.2014
Размер202.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
Государственное образовательное учреждение

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш Дом».

Методические рекомендации

по составлению учебных программ.

Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам

Центра «Наш Дом».

Составитель: Синяк Елена Анатольевна

Москва 2009 г.

Существует несколько определений учебной программы. Приведем некоторые из них.

1. Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.

2. Учебная программа - документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.

3. Учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.

Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать авторские и модифицированные программы.

Модифицированные программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

Включение авторской программы в образовательный процесс учебного учреждения предполагает проведение следующих процедур:

1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий.

2. Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс учреждения должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции.

3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

Функции учебной программы и требования к ней

Любая учебная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

• целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

• определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

• процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

• оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся;

• нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения.

Функции учебной программы определяют следующие требования к ней:

1. В программе должно быть учтено основное положение образовательной программы учебного учреждения (требования социального заказа, требования к общему уровню развития и обученности выпускника, цели и задачи образовательного процесса, специфика образовательного учреждения, особенности учебного плана учреждения).

2. Программа должна иметь четкую структуру изложения материала и формат нормативного документа.

3. В программе должна быть четко сформулирована цель всего образовательного курса, в которой будет иметь отражение конечный результат работы по данному предмету. Эту цель должны раскрывать и конкретизировать задачи, которые должны иметь образовательный, корркеционно-развивающий и воспитательный характер.

4. Содержание программы должно иметь системную последовательность изложения тем от простого к сложному. Время, отведенное на изучение конкретной темы, должно соответствовать возможностям воспитанников для ее усвоения. Методы, формы, приемы, дидактический материал и т.п., используемые при работе над конкретной темой, должны быть четко продуманы и оправданы ее содержанием и особенностями воспитанников данной учебной группы.

Если программа является модифицированной, то составитель рабочей программы может самостоятельно:

-     расширять перечень изучаемых тем, понятий;

-         раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном   стандарте и Примерной учебной программе;

-         конкретизировать и детализировать темы;

-         устанавливать последовательность изучения учебного материала;

-         распределять учебный материал по годам обучения;

-         распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;

-         пояснить, к какому конечному результату будет стремиться педагог по окончанию своего учебного курса. -         выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач и особенностей воспитанников, методики и технологии обучения и вести четкое наблюдение за любыми изменениями у воспитанников, дабы иметь возможность коррекции своей деятельность с целью не навредить общему и психическому здоровью ребенка. 
Структура учебной программы

Любая учебная программа имеет структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание тем учебного курса.

5. Конечный результат предполагаемый после освоения программы и способы его проверки.

6. Перечень используемой литературы при составлении программы и рекомендуемой для прочтения педагогам.

1. Титульный лист

Титульный лист содержит:

1. Наименование учебного учреждения

2. Название учебной дисциплины, для изучения которой написана программа.

3. Указание возраста учащихся для которых написана программа. Срок реализации программы.

4. Фамилию, имя и отчество разработчика программы.

5. Гриф утверждения программы (дата, должность и фамилия, имя и отчество руководителя, утвердившего программу).

6. Название города, в котором подготовлена программа.

7. Год составления программы.

Утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает необходимости предоставления внешних рецензий на учебную программу. Учебные программы могут обсуждаться на методических советах школ и методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения учебной программы руководителем образовательного учреждения.

Пример оформления титульного листа:

Государственное образовательное учреждение

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш Дом».

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Центра «Наш Дом»

____________________

Удалова О.Д.

«____»_________ 2009 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Обучение основам мастерства

на занятиях в керамической мастерской»

Возраст обучающихся: 10-18 лет

Срок реализации – 3 года

Занятия проводятся индивидуально по 1 часу в неделю

Составитель: Петрова Мария Ивановна

Москва 2009 г.

2. Пояснительная записка отражает

  • направленность образовательной программы;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • цель и задачи образовательной программы;

  • отличительные особенности данной программы от уже существующих;

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • формы и режим занятий;

  • ожидаемые результаты и способы их проверки; (требования к знаниям и умениям учащихся)

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В пояснительной записке указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет, и кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения. Пояснительная записка к авторской программе должна содержать обоснование актуальности разработанной учебной программы, описание концепции и основных идей изучаемого курса. В ней указываются причины, в силу которых существующие типовые программы не удовлетворяют образовательные запросы и познавательные потребности обучающихся. В модифицированной программе уточняется суть изменений, которые внесены в содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:

1. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения.

2. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения.

3. Методические рекомендации по изучению учебной программы.

4. Логические связи данной дисциплины с остальными дисциплинами (разделами дисциплин) учебного плана, ресурсное обеспечение дисциплины.

Кроме того, в пояснительной записке приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Цели и задачи учебной дисциплины

Формулирование целей, понимаемых как представление о результате деятельности, и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. Цели учебного предмета определяются исходя из конечных целей образовательной программы учреждения и специфики учебного учреждения. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, умения и навыки, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт, а также коррекционно-развивающий компонент.

Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке учебной программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить…», «рассказать…», «сообщить…» и тому подобные).

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

Например: Планируя занятия в керамической мастерской, мы ставили такие задачи:

-формирование знаний, умений и навыков, необходимых для работы с глиной и инструментами, обучение приемам и техникам работы с глиной;

-создание условий для развития творческого мышления, для эстетического развития и самовыражения;

-поддержка творческой активности;

- развитие навыков общения и т.д.

Безусловно, это лишь общие задачи работы данной мастерской. Более подробно они будут изложены в программе работы. Для каждого конкретного ребенка они также прописываются в его личной индивидуальной программе. Данную оговорку крайне важно указать в программе, т.к. сама программа описывает общее направление работы по предмету, а индивидуальная - составляется на ее основе, исходя из особенностей и потребностей ребенка.

3. Учебно-тематический план

В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы.



Тема занятия

Количество часов

1

Знакомство с работой в керамической мастерской. Гончарное ремесло. Техника безопасности при работе в керамической мастерской.

2

2

Виды глины. Выбор глины для изготовления изделия. Ознакомление с инструментами, используемыми в работе с глиной.

2

3

Ознакомление с некоторыми техниками работы с глиной и приемами декорирования.

4

После таблицы количество часов суммируется. ИТОГО: 34 часа

Если предусматриваются теоретические и практические занятия, то это тоже отражается в таблице.

4. Содержание тем учебного курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Например:



Тема занятия

Основное содержание

1

Свободное занятие

Диагностическое. В ходе занятия у педагога формируется представление о возможностях ребят их способностях, проблемах и интересах.

2

Рельеф «Дерево»

Работа на плоскости. Формирование умения раскатывать пласт глины и обрабатывать края. Если рельеф делается не из шамота, а из фаянса или гончарной глины, на его обратной стороне учатся выполнять ребра прочности. Закрашивание пласта ангобом, процарапывание на нем с помощью стека дерева. Можно усложнить технологию выполнения для более успешных учащихся: выполнение кроны с помощью штампов или шариков, наклеенных на шликер. Продолжение диагностики и уточнения возможности учащихся: (умение удерживать и воплощать первоначальный замысел, особенности технического воплощения идеи и др.)

Может быть использована и другая форма изложения содержания образовательной программы:

содержание занятия по ДПИ:

Тема: Чем работает художник.

Теория: основные сведения о различных художественных материалах и их свойствах: пластичности глины, графичности угля, декоративности аппликации… Основные приемы работы с жидкими и твердыми художественными материалами. Представление об основных и составных цветах.

Основные термины: художник, зритель, произведение искусства, картина, скульптура, пейзаж.

Практика:  Рисунки на темы: «Какой бывает дождик», «Осенняя листва», «Как живут деревья»…

 Аппликация: «Осенний букет», «Лесной коврик», «Пора плодородия».

 Лепка: «Любимое животное».

Тема: Основы композиции и цветоведения

Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.

Роль выразительных средств построения декоративного произведения (форма, цвет, фактура…).

Понятия: «ритмический ряд», «орнамент».

Основные законы композиции декоративно-прикладного изделия – композиция украшений.

Зарисовка цветового круга.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению. Произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца ХIХ и ХХ веков с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.

5. Конечный результат предполагаемый после освоения программы и способы его проверки.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Однако, в связи со спецификой работы нашего учреждения, оценочная система контроля результата отсутствует и форма контроля должна быть отдельно продумана педагогом для каждого конкретного предмета.

Работая с детьми с отклонениями в развитии, мы всегда помним слова Сухомлинского: «Маленький человек не должен думать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум».

Мы открываем детям дверь в мир прекрасного, помогаем делать первые шаги в это прекрасное. Дети получают в школе уроки доброты, сопереживания, умение жить в коллективе. В наше напряженное время важно спасти душу ребенка, не навредить ему, научиться любить его таким, какой он есть. Четко спрогнозировать конечный результат нашей работы крайне сложно. Но педагог должен всегда вести наблюдение и анализ любых изменений в развитии «особого» ребенка. Система контроля может осуществляться на основе наших наблюдений и анализа уровня развития по годам, отслеживание динамики развития по индивидуальным программам. Сравнительный анализ результатов ведется только в сравнении ребенка с самим собой.

В качестве отслеживания динамики развития ребенка в керамической мастерской можно порекомендовать вести следующую запись результатов:

Работа на брошюровке Иванова Сергея Петровича 9 класс:

Операции

Терапевтические возможности

Уровень овладения операцией

Разминание глины

Крупная и мелкая моторика, сенсорная стимуляция

Самостоятельно

Расплющивание куска глины с помощью деревянного молотка или скалки

Двуручная деятельность, формирование свободного целенаправленного движения


Самостоятельно

Раскатывание глины скалкой в ровный пласт

Двуручная деятельность, перенесение тяжести тела на руки, тренировка силы рук

Самостоятельно

Выбор фигурки

Умение выбирать из нескольких вариантов

Под руководством

Накладывание фигурки-лекала на лист глины

Пространственные представления

С помощью

Вырезание по лекалу

Несимметричная двуручная деятельность, умение видеть контур

Не владеет

Обрабатывание краев фигурки

Умение видеть контур, представление о форме предметов

Самостоятельно

Украшение глиняной фигурки с помощью штампов, наклеивание мелких деталей, роспись и др.

Сенсорная стимуляция, мелкая моторика/зрительно-моторная координация, пространственные представления, различение цветов и работа с ними

С помощью и по образцу

Проделывание дырочек для подвешивания

Пространственная ориентация, мелкая моторика

Самостоятельно

Уборка рабочего места

Ориентация в пространстве комнаты, умение сканировать взглядом плоскость, осознание собственного тела

При напоминании и с помощью

Последовательное выполнение всех операций

Программирование и контроль

С помощью технологических карт
Ожидаемые результаты реализации программы

По окончанию изучения программы учащиеся овладеют следующими знаниями, умениями, навыками… В этом пункте должны найти отражения основная цель и поставленные задачи.

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

В результате реализации программы работы в керамической мастерской детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения технологией гончарного дела. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами керамического искусства. Будет сформировано чувство гармонии и способность выстроить программу действий по улучшению своего продукта, что позволит воспитаннику под руководством мастера сформировать свой творческий стиль.

Знания, умения и навыки детей, приобретаемые в процессе обучения по данной программе:

  • освоение технических навыков гончарного мастерства и рабочей ремесленной среды

  • умение создавать творческие работы

  • сформированность собственного творческого стиля

  • владение техникой щликерного литья, ручной набивкой форм, росписью и другими

способами декорирования изделий, отлитых из шликера

  • научится работать с красной глиной, фаянсом, шамотом

  • освоение технологии выполнения пальцевого орнамента, лощения, использования фактуры

  • владение техникой забрызгивания (упрощенной техникой аэрографии), процарапывания,

использования цветного стекла и смальты

  • научится использовать разные виды красок для покрытия керамических изделий,

овладеет техникой мазка

  • изучит различные виды орнамента и т.д.

Улучшение психо-физического здоровья:

  • Развитие крупной и мелкой моторики

  • Тренировка двуручной деятельности

  • Формирование зрительно-пространственных представлений

  • Приобретение навыков программирования и контроля

  • Сенсорная стимуляция и др.

Механизм оценки получаемых результатов в керамической мастерской

При оценке знаний, умений и навыков педагог керамической мастерской (к примеру) обращает основное внимание на качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося. При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.

Результатом образовательной деятельности ребенка, для него самого в первую очередь, является само изделие, как бы сделано оно ни было. Ребенок радуется своему творению, любит изделие своих рук. И это самопризнание есть внутренняя оценка – «я хочу», «я могу», «я сделаю», являющаяся стимулом для дальнейшего обучения. Это дает возможность поверить в свои творческие силы.

На первом этапе для педагога оценкой деятельности воспитанников является их эмоциональный настрой, который должен быть поддержан. Желание вступать в контакт с педагогом, уметь выполнять задание по инструкции или с опорой на технологические карты. На этом этапе следует учитывать темп развития ребенка, каждое его новообразование, его способность к самооценке. Ребенок, сравнивая, видит результат своей деятельности и осознает, что ему удалось, а что нет.

Достижение более высокого результата зависит от формирования эмоционально-волевой сферы детей, которое выражается в интересе к деятельности, в проявлении жизненных сил, в росте потребности в знаниях и умениях для реализации своих замыслов. Улучшение психо-эмоционального состояния и общего физического развития. Умение выполнять законченное изделие самостоятельно или с незначительной поддержкой педагога. Самый высокий уровень успешности достижения в гончарном ремесле – это возможность представить свое изделие на выставке, ярмарке и т.п., возможность реализовать ее.

6. Перечень рекомендуемой литературы.

Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов учебной программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

Важно указать те издания, на которые опирался педагог при составлении программы и те, которые он рекомендует своим коллегам и родителям для ознакомления.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconМетодические рекомендации «Чрезвычайные ситуации, характерные для...
Пособие создано с целью оказания методической помощи руководителям, учителям-организаторам курса "Основы безопасности жизнедеятельности",...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconМетодическое пособие по проведению пожарно-технического минимума...
Росжелдору (далее – учебные заведения), а также в целях оказания ректорам и директорам учебных заведений методической помощи по разработке...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconУчебно-тематическое планирование по литературному чтению умк «Гармония»
Методические рекомендации мумц по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconОрганизация добровольческой программы в вашем экопоселении Пособие для начинающих
Методическое пособие предназначено для оказания помощи экопоселениям в организации добровольческих (волонтерских) программ. Это послужит...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconМетодические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в изучении основных проблем философии: возникновение, предмет...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconМетодические рекомендации по реализации направления «Государственная...
Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи специалистам, обеспечивающим работу по выдвижению кандидатов...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам icon"Качество образования залог успеха школы"
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconII. Организация профессиональной практики
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconМетодические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института....
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconПоложение об организации практики студентов
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методические рекомендации по составлению учебных программ. Данное пособие разработано для оказания методической помощи сотрудникам iconМетодические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Информационные технологии»
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в выполнении курсовой работы по дисциплине «Информационные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск