Урок кубановедения в 10 классе по теме





Скачать 80.09 Kb.
НазваниеУрок кубановедения в 10 классе по теме
Дата публикации07.07.2013
Размер80.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

муниципального образования г. Горячий Ключ.

Урок кубановедения

в 10 классе по теме:

Разработала:

Мосур Марина Павловна,

учитель кубановедения и иностранного языка

МБОУ СОШ № 10

г. Горячий Ключ.

2012г.

План урока

Тема: Михаил Шолохов- летописец судеб народных.

Цель и задачи: Знакомство с творчеством М.А.Шолохова.

- сформировать у учащихся представление о вкладе М.А. Шолохова в область литературы, культуры XX века;

- уметь применять изученный материал в учебном процессе – анализировать, обобщать, делать выводы;

-- воспитывать у учащихся уважительное отношение к своему наследию, чувство гордости за свою Родину, её великих сынов. 

Оборудование: Презентация, мультимедийное оборудование.
Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Определение темы и целей урока.

(слайд1) Звучит первый куплет старинного казачьего романса:

«Не для меня цветут сады,

Не для меня Дон разольётся…»

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. На первый взгляд может показаться, что писатель, о котором пойдет речь, не имеет никакого отношения к Кубани. Кто же он?

Для определения цели урока вам даётся две подсказки. Первая уже прозвучала в начале урока. В качестве второй я прочитаю свое стихотворение. В его названии скрыта фамилия автора.

Там, за рекой, в заброшенном саду

Весною зацветают абрикосы,

И ивы, распустив бесстыже косы,

Полощут их у ветра на виду.

А я давным-давно уж не был тут.

Как прежде всё, но совсем иное.

Ступают кони по лугам в ночное,

И из густых туманов воду пьют.

Стою на милом сердцу берегу,

Еще никем не узнан, не замечен,

И от одной, совсем случайной встречи

Унять души волненье не могу:

На коромысле гибком два ведра,

Похожий взгляд, да и походка та же.

Горда, красива, неприступна даже,

А может, чуть смешлива и хитра.

Неиссякаем в ней казачий дух,

Казачья стать и внутренняя сила,

И свет её не гаснет до могилы,

Любовь её не высказана вслух.

Другие песни слышит тихий Дон,

Но он все так же отливает синью,

И женщина

с улыбкою Аксиньи

Легко идёт по берегу времен.

(слайд2)Итак, вы догадались о каком писателе идёт речь?

(слайд3) Стихотворение называется «Шолоховское», и речь пойдёт о Михаиле Александровиче Шолохове.

(слайд4) Тема нашего урока: «Михаил Шолохов- летописец судеб народных».

(слайд5) Какую цель ставим мы перед собой на этом уроке?

Мы постараемся сформировать представление о вкладе М.А. Шолохова в область литературы XX века; сделаем так же попытку проанализировать описанные в произведениях события с точки зрения нашего поколения читателей.

Актуализация знаний:

В 9м классе вы уже знакомились с одним очень ярким произведением Михаила Александровича. В 11м классе вы будете изучать его самый знаменитый роман «Тихий Дон» . А в 10м классе этот писатель встречается с вами только на уроке кубановедения в блоке «Литература». Мне кажется, вы мысленно задаете себе и мне вопрос: почему на уроке кубановедения мы говорим о донском писателе? На тот и некоторые другие вопросы нам с вами и предстоит ответить в ходе урока.

(слайд 6)Итак, что вы уже знаете о М.А. Шолохове?

(ответы учащихся)

Шолохов родился 24 мая 1905г на хуторе Кружилин, на Дону, близ станицы Вешенской. Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы.

А теперь поговорим о Шолохове и его произведениях времен Великой Отечественной войны

(Слайд7) (ответы учащихся)

В годы Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом. Уже в первые месяцы войны в периодической печати были опубликованы его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Большой популярностью у солдат пользовался рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943–44 гг. начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину».

(Слайд8) Кто герои произведений Шолохова?

Давайте прочитаем отрывок из рассказа М. Шолохова. «Судьба человека»

«…Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались...»

(ответы учащихся)

(Слайд 9) Героями являются простые люди: колхозник Иван Звягинцев, агроном Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов... Образ воюющего народа, который проявил стойкость и мужество в борьбе с захватчиком, встает со страниц книг Михаила Александровича. 

Новый материал

(Слайд 10)А теперь давайте поговорим о Михаиле Шолохове, как летописце судеб казачества.

Вернёмся мысленно на сто лет назад.

Михаил Александрович Шолохов стал современником многих событий русской истории прошлого века. В России разгоралась гражданская война — страшная, жестокая и бессмысленная. Ломались прежние связи, разрушались семьи.

(Слайд11)Шолохов участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе испытал не только все тяготы и лишения фронтовой жизни, но и ужасы братоубийственной войны. Все эти переживания нашли яркое отражение на страницах его произведений. 

Прошу вас самостоятельно прочитать отрывки из некоторых произведений Михаила Шолохова. (Слайд12)«Родинка». «Тихий Дон» Отрывки

(Слайд13)Все трагические события тех огненных лет отражены в романе-эпопее “Тихий Дон”, который можно назвать трудом жизни писателя. 14 лет, с 1926 по 1940 г., автор работал над этим произведением. В романе отражена жизнь казаков до и во время ПервойМировой войны, во время революции и гражданской войны.

(Слайд14)Страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый из которых фанатично отстаивал собственные идеи и цели. В результате рушились семьи, “брат шел на брата, а сын на отца”. 

Создавая роман, Шолохов не сделал ни одного поклона ни в сторону белых, стремившихся вернуть прошлое, ни в сторону большевиков, утверждавших свою власть силой оружия. 
(Слайд15)В 1965г за роман – эпопею «Тихий Дон» Михаил Шолохов был удостоен Нобелевской премии в области литературы

«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в… возможности служить своим пером трудовому народу», – сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии в 1965 г.

(Слайд16) Академик Академии наук (1939), дважды Герой Социалистического труда (1967, 1980), лауреат Сталинской (1941), Ленинской ( 1960) и Нобелевской (1965) премий.

«Книга – дело выстраданное. Писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была».- говорил он.

(Слайд17)Книги Шолохова читают во всём мире

(Слайд18) Память о Михаиле Шолохове жива

(Слайд19)Посмотрите, пожалуйста, на эти слайды. Это-памятник-фонтан Шолохову на Гоголевском бульваре в Москве.

(Слайд20) Автор проекта скульптор Александр Рукавишников о памятнике:
«Монумент получился необычным. Изгиб бульвара символизирует перелом эпохи. Белые лошади за спиной Шолохова плывут вправо, красные – влево. Эти лошади, которые разошлись в разные стороны, показывают раздвоение нашей несчастной родины. Они трагические, эмоционально нервные, плывут в никуда, в вечность»…


Как вы думаете, что или кого олицетворяют эти лошади?

(ответы учащихся)

(Слайд21) стихотворение Марины Цветаевой:

Все рядком лежат, не развесть межой:
Поглядеть - солдат: где свой, где
чужой?
Белый был - красным стал, кровь
обагрила.
Красный был - белым стал -
смерть побелила.


(Слайд22) А теперь давайте послушаем песню: (Игорь Тальков. «Бывший подъесаул»…) (слайды 23-24)

Итак, давайте подведём итоги нашего путешествия по шолоховским произведениям:

Почему Шолохова называют летописцем народных судеб?

Почему мы говорили на уроке кубановедения о Михаиле Шолохове и его произведениях?

Домашнее задание: прочитать один из рассказов М.А.Шолохова.

Список использованной литературы:
Михаил Шолохов: собрание сочинений в 8 томах
Интернет-ресурс:
school1.krim.kubannet.ru
www.mikhailsholohov.ru
nsportal.ru;
http://briefly.ru/sholohov/sudba_cheloveka/
www.licey.net
900igr.net
http://www.cbs1vao.ru/muzej/stati-iz-zhurnalov
http://www.sholohov.dspl.ru/data/scripts/doc_33.pdf
http://sholohov.uvao.ru/sholohov/ru/history_gogol
Урок подготовила
Марина Павловна Мосур-учитель кубановедения МБОУ СОШ № 10 города Горячий Ключ
www.stihi.ru/avtor/marinamosur
www.gkgazeta.ru
Использована музыка:
Игоря Талькова «Бывший подъесаул…»
Кубанский казачий хор. Казачий романс «Не для меня…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок кубановедения в 3 классе по теме: «Кубанский фольклор»
...
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок кубановедения в 4 классе по теме «Растительность края»
Краснодарского края; оценить значение и важность мер по охране природы; воспитывать доброе, гуманное отношение ко всему живому
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок кубановедения в 7 «Б» классе

Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок кубановедения во 2 классе
Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших конвертов на открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрока Кубановедения в 4 классе по теме: «Символы Краснодарского края: герб, флаг, гимн»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. А. Верещагиной г. Туапсе мо туапсинский...
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок кубановедения во 2-м классе Распопова Евгения Валентиновна, учитель начальных классов
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180...
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок кубановедения в 3-м классе Тема: «Жанры кубанского фольклора»
Обучающие сформировать представление о кубанском фольклоре, фольклоре народов, населяющих Кубань, познакомить с жанрами кубанского...
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...
Урок кубановедения в 10 классе по теме iconУрок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Предмет – технология (Учитель Никифорова Г. Е.) Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск