Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки
страница1/4
Дата публикации27.07.2014
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Б3.В.1 Сольфеджио

по направлению подготовки

050100.62 – Педагогическое образование

Профиль «Дошкольное образование. Музыка»

(очная форма обучения)
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Сольфеджио» является формирование музыкальной грамотности студентов как неотъемлемой составной части музыкальной культуры; развитие звуковысотных, метроритмических, структурных слуховых представлений и музыкальной памяти, необходимых для профессионального восприятия музыки, а также изучение некоторых педагогических приемов, необходимых для работы в общеобразовательной школе.

Задачи курса:

  • развитие музыкального мышления студентов;

  • развитие мелодического и гармонического слуха;

  • формирование метроритмического чувства;

  • развитие музыкальной памяти;

  • выработка навыка пения с листа без инструментального сопровождения одноголосной и многоголосной музыки различных эпох и стилей;

  • выработка навыка пения модуляций в тональности диатонического и недиатонического родства с соблюдением строгого голосоведения;

  • выработка навыка определения на слух гамм различных ладов, отдельных интервалов, аккордов, ритмических рисунков, ступеней в ладу и тональности, одноголосных, интервальных и аккордовых построений, а также записи одноголосных и двухголосных периодов различного строения в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8;

  • выработка навыка использования различных наглядных пособий и сочинения музыкальных построений для последующего пения их с группой или письменного слухового анализа.


Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Сольфеджио – важная музыкально – теоретическая дисциплина в процессе профессиональной подготовки учителя музыки широкого профиля. Программа направлена на освоение студентами теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых учителю музыки. Курс сольфеджио направлен на изучение и освоение важнейших закономерностей музыкальных стилей разных эпох, на развитие стилевого мелодического и гармонического слуха, на развитие стилевого мышления, творческого мышления и творческих способностей. Программа курса включает 2 раздела: теория музыки и практическое сольфеджио. Основные разделы сольфеджио: интонационные и ритмические упражнения, сольфеджирование, устный и письменный виды слухового анализа, педагогический практикум.

Каждый раздел состоит из нескольких тем, раскрывающих перед студентами частные цели и задачи. Особенность прохождения курса сольфеджио состоит в том, что помимо тем, которые осваиваются в определенном разделе, каждый семестр содержит основную тему, связывающую все разделы предмета. Эта тема дана перед разделом «Интонационные и ритмические упражнения» в двух семестрах. Таким образом возникает двухуровневая система, которая создает предпосылки как для успешного преподавания, так и для освоения учебного материала студентами.

Основополагающая концепция курса «Сольфеджио».

Основу музыкального материала для работы составляют: народное музыкальное творчество, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная музыка.

Для приближения курса сольфеджио к направлению подготовки бакалавров необходимо часть музыкальных примеров заимствовать из произведений школьного репертуара.

Успешная работа по сольфеджио возможна только при условии тесной связи с другими дисциплинами, в первую очередь с дисциплинами музыкально-теоретического цикла.

Каждое занятие по сольфеджио должно содержать упражнения по сольфеджированию, устному и письменному видам слухового анализа и сочинений.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

ОПК-1: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК-1: разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК-9: способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;

ПК-10: выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать подходы к развитию музыкального слуха обучаемых на основе активации их музыкального мышления и музыкальной памяти;

- уметь анализировать музыкальные произведения, правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки;

- владеть критериями диагностики и оценки музыкальных знаний и способностей учащихся, навыком точного интонирования.
Содержание разделов дисциплины (модуля) ( краткое содержание раздела (темы) с указанием номера раздела (темы).
1. Введение в теорию музыкознания. Музыка как искусство. Процесс интонирования. Свойства музыкальных звуков. Краткие сведения из истории нотации.
Процессы интонирования в курсе сольфеджио. Компоненты, влияющие на интонирование. Интонация по Б.Л. Яворскому, Б.В. Асафьеву. Значение сольфеджио.

Свойства музыкальных звуков. Звук как физическое явление. Музыкальный звук. Обертоны. Музыкальный строй. Пентатоника. Система древнегреческих ладов (Пифагор). Чистый или натуральный музыкальный строй (Дж. Царлино). Равномерно - темперированный строй (А. Векмейстер, И. С. Бах.).

Высота, длительность, громкость музыкальных звуков. Тембр. Динамика. Диапазон и регистр.

Нотная запись музыки. Краткие сведения из истории нотации. Буквенная нотация. 11 век в России – крюковая надпись. Реформатор нотной записи – итальянский теоретик музыки Гвидо Аретинский (11 век). Система пяти линеек. Система ключей. Современная система нотаций.
2. Ритм. Темп. Метроритм. Интервалы. Размеры 2/4, ¾, 4/4.
Темп. Основные темповые обозначения. Метроном.

Длительность. Свойства музыкальных звуков. Метр. Ритм. Метроритм.

Такт. Размер. Размеры простые, сложные, смешанные, переменные. Группировка. Артикуляция. Группировка в вокальной музыке с текстом.

Интервалы. Мелодические и гармонические интервалы. Ступеневая и тоновая величина интервалов. Консонансы и диссонансы. Простые и составные интервалы. Интервалы на ступенях натурального мажора. Строение больших и малых интервалов (секунды, терции, сексты и септимы).
3. Мелодия. Длительности звуков. Ритмослоги. Диатонические интервалы.
Виды длительностей: половинная, четверть, восьмые, шестнадцатые, пунктирный ритм, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатый и восьмая. Работа с ними. Ритмический диктант.

Сольмизация нотных примеров. Виды интервалов: большие и малые, чистые, уменьшенные и увеличенные. Строение от звука чистых интервалов (квинты, кварты, примы, октавы).
4. Фактура. Лад и тональность. Устойчивые и неустойчивые ступени. Разновидности аккордов.
Общее понятие лада. Устойчивость и неустойчивость. Звукоряд лада. Диатоника. Звукоряды натурального мажорного и минорного ладов. Функциональные отношения ступеней мажорного и минорного ладов.

Устойчивые степени лада. Тяготение неустоя в устой. Тональность. Мажорные и минорные тональности. Знаки в тональностях. Параллельные одноименные, однотерцовые тональности. Разновидности мажора и минора.

Созвучие. Аккорд. Разновидности аккордов. Трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды на ступенях натурального мажора и минора.
5. Основы музыкальной архитектоники: Полифония. Альтерация и хроматизмы. Основные виды мелизмов. Понятие мелодии.
Определение понятий альтерация и хроматизм. Ладовая альтерация. Диез и бемоль. ладовая альтерация в мажоре. Ладовая альтерация в гармоническом миноре. Хроматизм и вводнотоновость. Мелизмы в музыке классиков. Основные виды мелизмов.

Форшлаг: короткий, не акцентированный, перечеркнутый; двойной и тройной форшлаги; долгий форшлаг (акцентированный не перечеркнутый). Мордент: простой, перечеркнутый, двойной и тройной. Группетто из четырех и пяти звуков. Трель.

Мелизмы в народной музыке и музыке современных композиторов.

Понятие мелодии. Мелос. Специфическая сторона мелодии. Мелодическая линия. Типы мелодических линий: мелодии, основанные на небольших скачках с заполнением; мелодии с ярко выраженной мелодической волной. Мелодии, основанные на возвращении к одному и то муже звуку. Строение мелодии. Принципы интонационного развития. Кульминация. Вокальная и инструментальная мелодия.
6. Основы музыкальной архитектоники: Гармония. Мажорные и минорные лады.
Виды мажорных и минорных ладов. Мажорные и минорные гаммы и тетрахорды вверх и вниз. Строение мажорной гаммы. Соотношение ступеней. Строение минорной гаммы Соотношение ступеней

Устойчивые и неустойчивые ступени мажора и минора. Разрешение неустойчивых ступеней.

Освоение ручных знаков в мажоре и миноре.
7. Основы музыкальной архитектоники: Строение музыкальной формы. Диатонические интервалы. Тритоны.
Формирование ощущения, слышания диатонического интервала. Диатонические интервалы в мажоре и трех видах минора. Вверх и вниз от звука с разрешением.

Интервальные последовательности – пение, исполнение, запись.

Особенности звучания тритонов. Уменьшенная квинта на 7 и 2 ступени в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с разрешением. Строение и пение.

Увеличенная кварта на 4 и 6 ступени в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с разрешением. Строение и пение.

Интервальные последовательности, включающие в себя тритон.
8. Основы музыкальной архитектоники: Анализ музыки. Музыкальный склад и фактура. Транспонирование. Отклонение.
Монодический и полифонический склад. Имитационная, контрастная и подголосочная полифония. Гармонический склад. Основные виды фактуры: монофоническая, полифонизированная, гомофоническая, аккордовая. Транспонирование. Тесситура. Различные способы транспонирования (ладотональный, на хроматический полутон, транспонирование при помощи изменения ключей, интервальный способ).

Некоторые приёмы современной нотации. Аббревиатура. Реприза. Тремоло. Арпеджиато, стаккато, акценты, лиги. Пассажи с ускорением и замедлением и наоборот. Кластеры. Наивысший звук на струне. Игра за подставкой.

Отклонения в музыке. Тональности в музыкальных произведениях. Родство тональностей. Тональности первой степени родства.
9. Музыкальный инструментарий: Эволюция симфонического оркестра. Трезвучия главных ступеней. Обращение аккорда.
Тоническое трезвучие с обращениями. Субдоминантовое трезвучие с обращениями. Доминантовое трезвучие с обращениями. Разрешение неустойчивых трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов в мажоре и миноре.
10. Музыкальный инструментарий: Оркестровые музыкальные инструменты. Одноименные и параллельные мажор и минор. Лады народной музыки.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 11 Деловые коммуникации...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 11 Деловые коммуникации для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная реклама и рекламные агентства для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Сольфеджио по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск