Особенности обучения в условиях фгос





Скачать 100.21 Kb.
НазваниеОсобенности обучения в условиях фгос
Дата публикации14.08.2014
Размер100.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Особенности обучения в условиях ФГОС

(из опыта работы Азиной В.С.)

«Обучение грамоте»

«Обучение грамоте» - первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу. А это значит, что именно на «Обучение грамоте» в первую очередь ложится реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся, роли и знания видов деятельности и форм общения для определенных целей образования и воспитания и путей их достижения,

  • обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Курс «Обучение грамоте» в комплекте «Начальная школа ХХI века» ориентирован на возрастные особенности первоклассников:

1) переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому мышлению, необходимому для школьного обучения;

2) переход от важнейшей для дошкольников игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника - учебной.

Научить детей учиться - именно на это направлены практически все задания «Букваря» и рабочих тетрадей. Надо отметить, что эта задача была поставлена в комплекте «Начальная школа ХХI века»:

  • умение принимать и решать учебную задачу;

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

  • самостоятельное построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала);

  • контроль и самоконтроль;

  • оценка и самооценка;

  • осознание уровня владения тем или иным способом действия.

На уроках обучения грамоте в соответствии с программой, созданной авторами комплекта «Начальная школа ХХI века», первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, то есть первоклассники учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка.

Легко заметить, что эти задачи, поставленные в комплекте «Начальная школа ХХI века» перед курсом «Обучение грамоте» и реализуемые в «Букваре», текстуально почти совпадают с «Требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Все языковые отношения усваиваются первоклассниками при обучении грамоте с помощью самостоятельного построения моделей - сначала модели предложения, затем модели звукового состава слова и т. д. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать выполненное действие.

Необходимо особо отметить, что в соответствии с возрастными особенностями первоклассников все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и очень важным компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассников, обеспечивая, в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

В требованиях стандарта к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования особым пунктом выделяется следующее положение: принятие и освоение специальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Я полагаю, что это важнейшее требование может быть выполнено лишь в том случае, если учебник, по которому учатся первоклассники, будет максимально учитывать индивидуальные особенности школьников. При этом надо помнить, что разброс индивидуальных особенностей особенно велик у первоклассников, приходящих в школу с очень разным уровнем готовности к обучению. В «Букваре» и в соответствующих рабочих тетрадях в каждом уроке имеются задания разного уровня сложности, направленные на решение одних и тех же учебных задач.

Все обучение по «Букварю» строится таким образом, чтобы на уроках было интересно всем. Каждый урок включает задания для тех, кто только учится чтению слога, для тех, кто может читать слова, состоящие не более чем из двух слогов, для тех, кто может читать очень короткие предложения, и, наконец, тексты для тех, кто уже хорошо читает. При этом задания даются таким образом, чтобы ребенок с помощью учителя мог сам проанализировать причину своей ошибки и мог сам ее исправить (фрагмент урока).

Понятно, что такое построение учебника и самого процесса обучения, естественно, приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации.

Во II части «Букваря», когда первоклассники уже умеют читать, очень большое внимание уделяется работе с прочитанными текстами. Вопросы, которые авторы «Букваря» ставят перед детьми, как правило, не имеют однозначного ответа, они требуют раздумья от первоклассника, умения четко формулировать свою точку зрения и отстоять ее c приведением доказательств из текста.

Таким образом, и подбор текстов в «Букваре», и формулировка вопросов позволяют в полной мере выполнить еще одно требование нового стандарта:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Хотелось бы коротко остановиться и на тех требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального образования, которые сформулированы в новом стандарте.

Хотя эти требования относятся к выпускникам начальной школы - четвероклассникам, а отнюдь не к первоклассникам, надо отчетливо осознавать, что формирование этих знаний и умений нужно начинать с первого школьного дня. И мы можем с уверенностью сказать, что такие требования к области «Филология», как:

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, успешно выполняются при обучении грамоте по «Букварю» комплекта «Начальная школа ХХI века».

Мы уже говорили о том, как дети при обучении грамоте используют языковые единицы, строя модели предложений, анализируют звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. В «Букваре» даны интересные, но достаточно сложные для детей задания по преобразованию моделей, по подбору слов к определенным моделям и т. д. Причем работа над этим продолжается в процессе обучения всего «Букваря», несмотря на то, что одновременно идет и обучение чтению. Практически в каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют использовать знания для решения познавательных и практических задач. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием.

Что касается перечисленных выше требований нового стандарта к чтению, то они достигаются несколькими путями. Во-первых, подбором текстов для чтения: они интересны для первоклассников, их хочется прочитать, их интересно обсудить с товарищами, о них можно поспорить, и дети спорят, доказывая свою точку зрения. Во-вторых, построением урока, подбором текста для каждого читающего в соответствии с его читательскими умениями, общей положительной эмоциональной атмосферой в классе, которая задается в том числе и вопросами «Букваря», учитывающими возможности начинающего читателя.

Организация учебного процесса может стать качественно иной, если помимо традиционных форм организации обучения будут использованы новые технологии, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования уроков.

Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям (видеофрагмент урока).

В начальной школе мы используем презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

С прошлого учебного года я пробую внедрять в свою педагогическую деятельность элементы технологии критического мышления (это был 4 класс). Но почему бы не попробовать и в 1 классе, на уроках обучения грамоте.

Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово».

Всё это ребёнок познаёт с помощью особых умственных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

И цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Применяя эту технологию в педагогической деятельности, посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций мы развиваем познавательные способности и процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Но опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии не просто (особенно в 1 классе, в начальной школе). Поэтому я ограничилась только элементами

Приём «Верите ли вы, что…»

 

Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать квадрат зеленого цвета – да, квадрат красного цвета – нет).

  • Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?

  • Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?

  • Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?

  • Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?  и т.д.

В первом классе я использовала только эти элементы, но существуют ещё, не менее интересные. Обобщая всё вышесказанное, я думаю, что эта технология заинтересовала многих и многие поняли, что она отвечает целям современного образования и является одной из приоритетных, т.к. способствует интерактивному включению учащихся в образовательный процесс (видеофрагмент урока).

Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, где ученики должны делать не то, что делает учитель (не копировать его образцы), а искать собственные способы работы. Назовем основные ситуации, встречающиеся в Букваре и направленные на воспитание у детей учебной самостоятельности.

Задания-«ловушки» учат ребенка самостоятельному, неимитационному ответу на любой вопрос. Учитель спрашивает и сам предлагает неверный ответ. Дети либо копируют ответ, либо отвечают по-своему. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. Для ученика это ситуация, требующая неимитационного поведения, при котором необходимо сопоставлять свою и любую другую высказанную точку зрения. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.

Задачи, не имеющие решения, помогают и учителю, и детям отличить разумное поведение, ориентированное на логику задачи (в данном случае отказ от ее решения), от школярской исполнительности, направленной на буквальное понимание слов учителя: «Реши эту задачу». К  примеру, когда перед ребенком нарисованы схемы трех- и пятизвукового слов, а учитель просит найти «звуковой домик» для слова ПЕТЯ. Разумный ученик с начатками учебной самостоятельности не будет наугад выбирать схему, а объяснит учителю, почему задание невыполнимо.

Задачи с недостающими данными усложняют ту же линию воспитания умения учиться самостоятельно. В данном случае ученик должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных. Например, на вопрос учителя: «Назови первый звук слова, если оно начинается на букву Т» — ученик должен ответить вопросом: «Какая следующая гласная буква?» То, что ребенок предвидит возможность двух ответов и не желает гадать, есть четкий критерий сформированности умения учиться.

Игры, которые в настоящее время применяются на уроках, преследуют в основном физиологические цели: снять напряжение, переключить внимание детей с одного задания на другое. Такие игры служат для оживления урока. Они вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный эмоциональный фон.

Одним из важнейших элементов урока является работа в группах.

Такой подход даёт учителю возможность вовлечь учащихся в содержание обучения и органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Общие правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует организовывать с той же тщательностью, что и любой другой учебный навык, не игнорируя «мелочей». Поэтому с самого начала знакомлю детей с правилами работы в группах.

Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:

- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;

- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;

- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи;

- каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д. (фрагмент урока).

В заключение хочется подчеркнуть, что меняющейся системе образования остро необходима новая концепция. Новый государственный стандарт важный шаг в этом направлении.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности обучения в условиях фгос iconСпецификация система дистанционного обучения-1 шт. Требования к функциональности...
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Особенности обучения в условиях фгос icon«Повышение качест ва обучения в условиях перехода на фгос через использование...
Мбоу сош №7 состоялся районный семинар директоров образовательных учреждений по теме «Повышение качества обучения в условиях перехода...
Особенности обучения в условиях фгос iconЭкологические особенности пустынь Африки
Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос
Особенности обучения в условиях фгос iconЛиния учебников
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Особенности обучения в условиях фгос iconХимия Л. М. Шибаева
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Особенности обучения в условиях фгос iconМуниципальное общеобразовательное учреждение талицкая средняя общеобразовательная школа
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Особенности обучения в условиях фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Особенности обучения в условиях фгос iconВ условиях введения фгос
Оценочная практика педагогов в условиях введения фгос / Тезисы IХ педагогической научно-практической конференции // Под ред зам директора...
Особенности обучения в условиях фгос iconПлан методической и научно-исследовательской работы школы “Карьера”...
Цель методической работы в школе в условиях внедрения фгос – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации...
Особенности обучения в условиях фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Особенности формирования навыков и умений речевых видов деятельности в английском языке в условиях перехода на фгос нового...
Особенности обучения в условиях фгос iconВ рамках методического сопровождения реализации новых стандартов...
«Урок в условиях фгос», предназначен для учителей и «Разрабатываем ооп школы в условиях реализации фгос», предназначен для администрации...
Особенности обучения в условиях фгос iconРодные языки и литературы в условиях реализации фгос: проблемы, перспективы...
Сегодня и родители и учителя чаще всего задают себе вопрос, что изменится в условиях реализации фгос. Этот вопрос задаем себе и мы,...
Особенности обучения в условиях фгос iconДоклад по теме: «Управление педагогическим коллективом в условиях введения фгос»
Цель моего выступления: раскрыть управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в условиях введения фгос
Особенности обучения в условиях фгос iconМетодические рекомендации по организации работы методических объединений...
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Особенности обучения в условиях фгос iconСодержание программы Модуль Организация и подготовка учащихся 10-11...
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Особенности обучения в условиях фгос icon«Современный урок в условиях введения фгос»
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам реализации фгос


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск