Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ»





НазваниеДипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ»
страница1/6
Дата публикации17.08.2014
Размер0.58 Mb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Военное дело > Диплом
  1   2   3   4   5   6




Министерство образования Российской Федерации

Комитет по образованию Санкт – Петербурга

Санкт – Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

Психолого – педагогический факультет

Кафедра педагогики окружающей среды,

безопасности и здоровья человека
Дипломная работа

«Особенности преподавания курса ОБЖ

в школах VIII – го вида»

Выполнила:

Костина Ольга Александровна

Преподаватель – организатор ОБЖ

ГСОУ № 46 «Центр РиМ»

Калининского района

Научный руководитель:

Соловьев Дмитрий Николаевич


Санкт – Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение……………………………………………………………….3
II. Основная часть………………………………………………………..8


  1. Характеристика нарушений при легкой степени умственной

отсталости………………………………………………………………8


  1. Сравнительный анализ программ курса ОБЖ в общеобразовательных школах и школах VIII – го вида……………………………………..14


2.1. Примерная программа среднего (полного) общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности
………………………....14
2.2. Проект программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9, 10-12 классов коррекционной школы VIII – го вида……..25

2.3. Анализ программ...........................................................................28



  1. Динамика развития учащихся коррекционной школы VIII – го вида


3.1. Показатели объема знаний по предмету ОБЖ у учащихся 9 – 11 классов школы VIII – го вида на начало и конец учебного года. Результаты психолого – педагогического исследования…………………………....31
3.2. Практическая часть. Программа формирования знаний по предмету ОБЖ у учащихся с легкой степенью умственной отсталости……..36


  1. Выводы. Заключение…………………………………………….43




  1. Проектно – практические рекомендации……………………….45



Библиографический список………………………………………………..63

Введение.

Актуальность.

В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. Особую тревогу испытываем за самых беззащитных граждан – детей. И сейчас все более важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).

С развитием социальной и экономической обстановки в мире с каждым годом все больше и больше прибавляется экстремальных и чрезвычайных ситуаций, требующих от нас, немедленных, но верных решений. Это и участившиеся взрывы наводнения, выбросы нефтегазовой промышленности, разнообразие новых видов мошенничества, заполонение разума людей сектантскими поверьями, и конечно, угроза терроризма.

Считая, что современный ребенок, развивающийся в веке компьютеризации, информатизированности, для своей безопасной жизнедеятельности обязан знать все необходимые правила, быть самостоятельным, ответственным. Задача взрослых – родителей и педагогов подготовить к встрече с различными ситуациями, вооружить необходимыми знаниями как можно раньше.

Но что делать, если ребенок с нарушением интеллекта? И для него очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, - нарушена детская жизнь. Такой ребенок похож на сломанный кубик-рубик. Который родители, учителя и воспитатели, врачи, дефектологи и другие многочисленные специалисты пытаются собрать заново.

Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.

В недалекое время назад, ОБЖ в специальных (коррекционных) школах было введено как классные часы.

Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.

Поэтому необходимо введение полноценных уроков ОБЖ в специальных (коррекционных) школах. Предлагаю программу и тематическое планирование для экспериментально использования. Цель, которой – воспитание “личности безопасного типа”, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и деятельности человека, осознающего важность, стремящийся решить эти проблемы, разумно сочетать свои интересы с интересами общества. Так же развития самостоятельности и ответственности. Основанием для ее написания стала нехватка методической литературы по этой теме, пригодной для изучения в специальных учреждениях; систематизации нужных для изучения тем, тематического планирования.

Программа разделена на разделы в соответствии с разделами начального общеобразовательного звена: “Опасные ситуации на дороге”, “Противопожарная безопасность”, “Опасные ситуации и правила поведения на воде”, “Отравления и пути их предотвращения”, “Животные и опасности связанные с ними”, “Криминогенные ситуации”. Добавлены разделы, которые связанные с необходимыми предметами и знаниями в специальных учреждениях: “Здоровье”, “Окружающая среда”, “Личная гигиена”, “Основы медицинских знаний”.

Уделяется большое внимание на понимание и распознавание опасных ситуаций. Для ученика общеобразовательной школы необязательной напоминать самые элементарные знания или правила поведения, это он все впитал еще с младенчества и оперативно владеет ими. Для ученика специального учреждения необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. Это для ученика специального упреждения очень трудно. Здесь ведется многолетняя работа всех учителей и воспитателей, и многих специалистов.

Предмет ОБЖ, как никакой другой имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисованием, трудом). На уроке это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.

Уроки ОБЖ позволят решать основные задачи как: - развитие речи, чтения, письма, орфографии, грамматики, развитие словарного запаса, понимание речи, закрепление практической стороны математики, привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими, воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине, знакомство с русской культурой;

- многие коррекционные задачи: - развитие всех психических процессов; игротерапия; пропедевтика страхов, тревожных состояний; снижение агрессии; воспитание адекватности поведения; работа над правильным произношением.

На уроках применяются как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организацию различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

Сущность программы в том, что по сравнению с общеобразовательными учреждениями, в специальных учреждениях необходимо комплексное решение всех педагогических и коррекционных задач на всех уроках и всех видах детской деятельности.

Цель: Выявить особенности преподавания курса ОБЖ в коррекционных школах VIII – го вида.

Задачи:

  1. Ознакомление с характеристикой нарушений при легкой степени умственной отсталости.

  2. Выявление специфики преподавания курса ОБЖ в школах VIII – го вида.

  3. Выявление особенностей преподавания курса ОБЖ в старших классах коррекционной школы VIII – го вида.

  4. Анализ программ и методических документов, необходимых для преподавания курса ОБЖ в школах.

  5. Исследование показателей объема знаний у учащихся 9 – 11 классов в школе VIII – го вида по предмету ОБЖ.

Объект исследования: процесс преподавания курса ОБЖ в школе.

Предмет исследования: специфика преподавания курса ОБЖ в школе VIII – го вида.

II. Основная часть

  1. Характеристика нарушений при легкой степени умственной

отсталости.

Легкая умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75 – 89% от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является эндогенными или семейными по своему происхождению. В части случаев наследственное предрасположение провоцируется негрубыми экзогенными вредностями. Легко умственно отсталые дети, обладающие удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы, основанной на конкретно – наглядных методах обучения. Они осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве. Диапазон интеллектуальной недостаточности у легко умственно отсталых субъектов составляет в показателях IQ 50 – 69.

Структура психических нарушений легкой степени умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений [Исаев Д. Н., 2003].

Расстройства мышления – первейший признак умственной отсталости. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности (Шиф Ж. И., Петрова В. Г.).

Умственно отсталые индивиды мыслят конкретно, не отделяя существенное от второстепенных признаков в предмете. Мыслить образами и понимать метафорический смысл информации индивиды с легкой умственной отсталостью не способны. Они не могут абстрагироваться от конкретики, что необходимо в процессе обобщения, выявления закономерностей явлений.

Расстройства чувств.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка ха­рактерны малодифференцированность, бедность переживаний. Как от­мечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неус­тойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воз­действии того или иного раздражителя [Рубинштейн С. Я.,1986].

Эмоции умственно отсталого индивида часто бывают неадекватными, непрапорциональными воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других – чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу. Большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения – проявление их личностной незрелости. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие. Эмоциональная косность умственно отсталого индивида тесно связана с косностью интеллектуальной. По мере развития личности ребенка эти отношения меняются.

Волевые расстройства.

Среди черт личности важней­шей является воля, проявляющаяся в сознательных и целена­правленных действиях. Даже самое элементарное действие име­ет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия на пути к ее достижению и способы их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к достижению той или иной цели.

С необходимостью осуществлять волевые действия умственно отсталые учащиеся встречаются ежедневно, так как школьная жизнь предъявляет к ним множество разнообразных требований. Школьник должен соблюдать режим дня (вовремя вставать, умываться, приступать к занятиям и т. п.), дисциплину на уро­ке, решать задачи, писать диктанты, делать уроки и т. д. Все это выполняется умственно отсталым ребенком с гораздо большим трудом, чем его нормальными сверстниками. Развитие у умст­венно отсталых школьников волевых качеств происходит в ре­зультате длительного, умелого, терпеливого труда учителей и воспитателей вспомогательных школ.

Названные трудности обусловлены слабостью воли умствен­но отсталых детей. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых по­буждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл инди­видуального подхода в процессе формировании у умственно от­сталых учащихся эмоционально волевой сферы состоит не только в правильной, четкой постановке целей и доведении их до сознания ребенка, но и в формировании побуждения [Белкин А.С., 1977].
Расстройства речи.

Речь - необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти и физического развития ребенка.

При несложных формах олигофрении формирование речи идет путями, близкими к формированию речи в норме, но отстает по срокам.

Картина речевого нарушения зависит от степени умственной отсталости, с одной стороны, и от наличия, помимо общего недоразвития всех мозговых систем, более грубой локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речевому акту (речеслуховая и речедвигательная) [Токарева О. А., 1969].

Наиболее характерными чертами детей-олигофренов являются: а) инертность, обнаруживающаяся в особой устойчивости старых, ранее выработанных связей, в их стереотипном, персеверативном проявлении; б) слабость активного торможения, с чем связана импульсивность одних детей и вялость, тормозимость других; в) общее недоразвитие всей психики.

Следствие этих свойств — неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа.

Все указанное ограничивает расширение жизненного опыта олигофрена, развитие его интересов и потребность в общении с окружающими. В речевых проявлениях олигофрены еще менее инициативны, не пользуются даже теми небольшими возможностями, которые у них имеются, сами в контакт не вступают, на настойчивый вопрос часто отвечают или кивком головы, или случайным словом (одним из слов вопроса или названием предмета, который попал в поле их зрения).

Речь ребенка-олигофрена с возрастом постепенно развивается, но все же остается своеобразно нарушенной.

С приближением к школьному возрасту, в связи с вопросом об обучении олигофрена, он обычно попадает к логопеду; анализ его речи обнаруживает бедность и элементарность словаря, его конкретность. Бедность словаря выражается в преобладании употребления существительных и глаголов, в отсутствии обобщающих слов. Пассивный словарь оказывается больше активного, последний с трудом актуализируется; иногда для произнесения слова требуется наводящий вопрос. Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение характеризуется нечеткостью и диффузностью [ Правдина О. В., 1973].

Исаев Д. Н. В своей работе «Умственная отсталость у детей и подростков», 2003 г. пишет: «…легко умственно отсталые дети приобретают элементарные речевые навыки с задержкой, но большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу. Однако, для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность лексикона, недостаточность понимания слов («слова – клички»), неточное знание употребляемых слов. Слово не используется в полной мере как средство общения. Активный лексикон крайне ограничен, перегружен штампами….В тяжелых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития. Отстающая в своем развитии речь умственно отсталых детей не может быть ни адекватным средством общения, ни обозначения, ни полноценным орудием мышления».
Особенности восприятия, внимания и памяти.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.

Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости…У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых [Забрамная С. Д., 1995].

Недоразвитие психомоторики.

Обычно у умственно отсталых лиц имеется недоразвитие психомоторики, проявляющееся в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.

Овладение трудовыми навыками.

При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажницы и т. д.) [Исаев Д. Н., 2003].


2. Сравнительный анализ программ курса ОБЖ в общеобразовательных школах

и школах VIII – го вида
Для объективного анализа программ рассмотрим основные положения программы среднего (полного) общего образования по основам ОБЖ.
2.1. Примерная программа среднего (полного) общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности


Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, для проведения учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания.

Примерная программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования, и при этом позволяет авторам учебных программ и учебников реализовать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура программы

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Основное содержание программы
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconПрокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель...
Заведующий кабинетом: Прокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель нвп, учитель высшей квалификационной...
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconПлан-конспект урока по обж 11 класс Тема: Первая медицинская помощь...
Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconТихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической...
Тихонов С. Н., преподаватель-организатор обж, учитель физической культуры Лицея №1 г. Зеленодольска
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заведующий кабинетом: Прокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель нвп, учитель высшей квалификационной...
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconУчитель Зубова Светлана Александровна преподаватель-организатор обж...
Цель урока: выяснить степень опасности препаратов бытовой химии и научиться правилам безопасного обращения с ними
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconТ. А. Салькова
Преподаватель – организатор обж первой квалификационной категории гобу нпо во «пл №7 г. Воронежа»
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconПрограмма элективного курса «Практические действия учащихся и выживание...
Борисенко А. В., кандидат технических наук, старший научный сотрудник, преподаватель-организатор обж, моу «сош с. Идолга» Татищевского...
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconГалкин М. Н., преподаватель-организатор обж моу гимназия муниципального района
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Глинова М. М., преподаватель-организатор обж, 2 квалификационная категория
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconРоль обж в организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
В. А. Демиденко, преподаватель физкультуры и обж фгоу спо «Острогожский аграрный техникум»
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconКонспект урока по обж тема: «Состав и структура вооруженных сил мирового...
Познакомить учащихся с вооруженными силами стран мира, их структурой и организацией
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. а зубова, преподаватель организатор обж моу лицея №3 города Галича Костромской области
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор опыта: Капран Светлана Юрьевна, преподаватель-организатор обж мбоу «Математический лицей»
Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII го вида» Костина Ольга Александровна Преподаватель организатор обж гсоу №46 «Центр РиМ» iconРабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11...
«Средняя общеобразовательная школа №3 села Алакуртти» Кандалакшский район Мурманской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск