Урок в 7 классе по теме: «Северная война»





Скачать 55.59 Kb.
НазваниеУрок в 7 классе по теме: «Северная война»
Дата публикации29.08.2014
Размер55.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Открытый урок в 7 классе по теме: «Северная война»

(Учитель истории Курмаева Д.Р.)
Цели урока:

  • познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;

  • охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;

  • оценить значение победы в Северной войне для России.

Задачи урока:

  • Образовательная – познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся.

  • Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой,картой.

  • Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Оборудование урока: карта «Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Северная война».

Ход урока:

Учитель. На прошлом уроке мы начали изучение эпохи Петра I и рассмотрели начало его правления. Давайте вспомним этот материал. (Работа с терминами, именами, датами)

Давайте вспомним те проблемы и задачи, которые собирался решить Петр 1.

(Ответы учеников)

1.Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. Первостепенные задачи: завоевать выход к Балтийскому и Черному морям.

2. Россия отставала в своем развитии от европейских стран. Необходимо было преодолеть отсталость и повысить международный авторитет России.

Учитель. Итак, в начале XVIII века главной задачей России было приобретение выхода к морям. Начинается борьба за выход к Балтийскому морю. 9 августа 1700 г. Петр объявляет войну Швеции. Так начинается Северная война (1700-1721)

Цели урока:

  • охарактеризовать международную обстановку накануне войны;

  • познакомить с начальными этапами и основными сражениями Северной войны;

Задача: дать оценку начальному этапу войны

Изучение новой темы:

1.Международная обстановка накануне войны.

Учитель. Швеция – одна из великих европейских держав, господствовала на Балтийском море. Как называли Балтийское море в нач. 18в.? (Шведское озеро). Шведская армия славилась на всю Европу. 18-лет. Король Карл 12 обладал несомненными полководческими способностями. ( Сообщение ученика о Карле XII)

Но несмотря на это международная обстановка благоприятствовала России, поскольку европейские державы не могли вмешаться в конфликт, т.к. готовились к войне за «испанское наследство». России даже удалось найти себе союзников в лице Дании, Саксонии, Речи Посполитой. Так образовался «Северный союз» (1699г.) (Записывают в тетрадь)

Учитель.Теперь давайте определим, Россия или Швеция была наиболее подготовленной к войне? Сравним две армии. (Работа с документом)

«Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. В Швеции армия регулярная»

Каково было состояние русской армии? (Учащиеся вспоминают военную реформу 1699г.)

Учитель. «Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность»

- Что мы можем сказать про Россию? (Ответы учеников: Флота нет, промышленность слабо развита)

(Выводы учащихся о готовности России и Швеции к войне)

2. Начало войны.

Учитель. Сегодня мы рассмотрим начальный этап войны. Боевые действия начались в районе крепости Нарва.

- Посмотрите на карту. Какое значение имела крепость Нарва для России? (Ученики: выход к Балтийскому морю)

Силы сторон при Нарвском сражении:

  • Россия – 32 тыс.

  • Швеция – 18 тыс.

Учитель. Положение русских частей было тяжелым, не хватало боеприпасов, продовольствия. Солдаты страдали от холода, голода и болезней. Особый героизм проявили Преображенский, Семеновский гвардейские полки и Лефортовский полк.

Несмотря на численное превосходство русской армии шведы одержали победу. Карл XII был уверен, что Россия не в состоянии продолжить войну.

1700 год – поражение Русской армии под Нарвой (запись в тетради)

Петр с болью воспринял весть о поражении.

(Работа с документом)

«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
– Считал ли он это поражение окончательным?
– Какие выводы были сделаны?


Учитель. Действительно, Петр и не собирался сдаваться. В 1702 г. русские штурмом овладели Ноттенбургом ( Шлиссельбург («ключ-город»)в устье Невы. 1704 1704 год принес ещё несколько побед. Не без труда русская армия взяла города Дерпт и Нарву. Падение Нарвы очень обрадовало царя. Успехи позволили России добиться выхода к Балтийскому морю.

Правильно оценив обстановку, царь начинает проводить военные реформы. Набор в войско стал проходить по новому принципу - рекрутской системе. Теперь на военную службу призывали по одному человеку с определенного числа посадских и крестьянских дворов. Служба была пожизненной. Создавалась регулярная армия. Чтобы обеспечить армию пушками царь приказал переплавлять церковные колокола (царь - антихрист)

(Записать термины в тетрадях)

Рекрутская система- способ комплектования вооружённых сил России с 1705 до 1874 года

Регулярная армия - армия постоянной готовности.

(Работа с учебником стр. 107)

- Какие преобразования были проведены в начале войны?

Физкультминутка

3.Чтобы укрепиться на Балтике, 16 мая 1703 года Пётр приступил к строительству новой крепости.

Крепость получила название Петропавловская, в честь апостолов Петра и Павла. Потом – Санкт-Петербург в честь небесного покровителя царя –Святого Петра.

1703 год- основание Санкт-Петербурга (запись в тетради)

Город возводился по заранее разработанному плану с широкими улицами, каменными мостами и набережными. Но его строительство проходило в тяжелейших условиях. Местность была болотистой. И нужно было затратить немало усилий на то, чтобы осушить почву и сделать ее пригодной для строительства города.

В 18 веке Петербург являлся одним из самых красивых городов мира. В 1712г. на 200 лет он стал столицей Российского государства.

Закрепление.

1.Учитель возвращается к задаче, поставленной в начале урока.

2.Тест

Домашнее задание

Пар.14 п.1,2. Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору шведский или русский солдат).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В качестве элемента содержания выбрана Северная война, поскольку в 7 классе на изучение темы отводится 2 часа, в качестве разработки...
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconМетодическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация...
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний...
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconИстории в 8 классе с использованием информационных технологий по...
Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconУрок в 7 классе по теме «Война за независимость 1775-1783 гг. Образование сша»
Семинар практикум «Варианты углубления и расширения знаний в нормативной учебной нагрузки»
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconУрок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война»
Цели: 1 изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconКонспект урока географии на тему: «Северная Америка. Канада»
...
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconСеверная война
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconУрок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война»
Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития...
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconУрок по истории мира в 10 классе. Тема: Война за независимость в Северной Америке
Доказать, что война за независимость является буржуазной революцией, расчищающей пути для капиталистического развития
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconУрок по теме : «Крымская война 1853-1856г г.»
Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать, что война оказала влияние на развитие международных отношений, обнажила...
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг»
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconВнешняя политика Петра Ι. Северная война 1700-1721гг. Окончание войны
Продолжить работу по формированию навыков аналитического мышления, умения работать с картой и делать выводы
Урок в 7 классе по теме: «Северная война» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск