Скачать 55.59 Kb.
|
Открытый урок в 7 классе по теме: «Северная война» (Учитель истории Курмаева Д.Р.) Цели урока:
Задачи урока:
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся. Оборудование урока: карта «Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Северная война». Ход урока: Учитель. На прошлом уроке мы начали изучение эпохи Петра I и рассмотрели начало его правления. Давайте вспомним этот материал. (Работа с терминами, именами, датами) Давайте вспомним те проблемы и задачи, которые собирался решить Петр 1. (Ответы учеников) 1.Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. Первостепенные задачи: завоевать выход к Балтийскому и Черному морям. 2. Россия отставала в своем развитии от европейских стран. Необходимо было преодолеть отсталость и повысить международный авторитет России. Учитель. Итак, в начале XVIII века главной задачей России было приобретение выхода к морям. Начинается борьба за выход к Балтийскому морю. 9 августа 1700 г. Петр объявляет войну Швеции. Так начинается Северная война (1700-1721) Цели урока:
Задача: дать оценку начальному этапу войны Изучение новой темы: 1.Международная обстановка накануне войны. Учитель. Швеция – одна из великих европейских держав, господствовала на Балтийском море. Как называли Балтийское море в нач. 18в.? (Шведское озеро). Шведская армия славилась на всю Европу. 18-лет. Король Карл 12 обладал несомненными полководческими способностями. ( Сообщение ученика о Карле XII) Но несмотря на это международная обстановка благоприятствовала России, поскольку европейские державы не могли вмешаться в конфликт, т.к. готовились к войне за «испанское наследство». России даже удалось найти себе союзников в лице Дании, Саксонии, Речи Посполитой. Так образовался «Северный союз» (1699г.) (Записывают в тетрадь) Учитель.Теперь давайте определим, Россия или Швеция была наиболее подготовленной к войне? Сравним две армии. (Работа с документом) «Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. В Швеции армия регулярная» Каково было состояние русской армии? (Учащиеся вспоминают военную реформу 1699г.) Учитель. «Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность» - Что мы можем сказать про Россию? (Ответы учеников: Флота нет, промышленность слабо развита) (Выводы учащихся о готовности России и Швеции к войне) 2. Начало войны. Учитель. Сегодня мы рассмотрим начальный этап войны. Боевые действия начались в районе крепости Нарва. - Посмотрите на карту. Какое значение имела крепость Нарва для России? (Ученики: выход к Балтийскому морю) Силы сторон при Нарвском сражении:
Учитель. Положение русских частей было тяжелым, не хватало боеприпасов, продовольствия. Солдаты страдали от холода, голода и болезней. Особый героизм проявили Преображенский, Семеновский гвардейские полки и Лефортовский полк. Несмотря на численное превосходство русской армии шведы одержали победу. Карл XII был уверен, что Россия не в состоянии продолжить войну. 1700 год – поражение Русской армии под Нарвой (запись в тетради) Петр с болью воспринял весть о поражении. (Работа с документом) «Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать» – Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой? – Считал ли он это поражение окончательным? – Какие выводы были сделаны? Учитель. Действительно, Петр и не собирался сдаваться. В 1702 г. русские штурмом овладели Ноттенбургом ( Шлиссельбург («ключ-город»)в устье Невы. 1704 1704 год принес ещё несколько побед. Не без труда русская армия взяла города Дерпт и Нарву. Падение Нарвы очень обрадовало царя. Успехи позволили России добиться выхода к Балтийскому морю. Правильно оценив обстановку, царь начинает проводить военные реформы. Набор в войско стал проходить по новому принципу - рекрутской системе. Теперь на военную службу призывали по одному человеку с определенного числа посадских и крестьянских дворов. Служба была пожизненной. Создавалась регулярная армия. Чтобы обеспечить армию пушками царь приказал переплавлять церковные колокола (царь - антихрист) (Записать термины в тетрадях) Рекрутская система- способ комплектования вооружённых сил России с 1705 до 1874 года Регулярная армия - армия постоянной готовности. (Работа с учебником стр. 107) - Какие преобразования были проведены в начале войны? Физкультминутка 3.Чтобы укрепиться на Балтике, 16 мая 1703 года Пётр приступил к строительству новой крепости. Крепость получила название Петропавловская, в честь апостолов Петра и Павла. Потом – Санкт-Петербург в честь небесного покровителя царя –Святого Петра. 1703 год- основание Санкт-Петербурга (запись в тетради) Город возводился по заранее разработанному плану с широкими улицами, каменными мостами и набережными. Но его строительство проходило в тяжелейших условиях. Местность была болотистой. И нужно было затратить немало усилий на то, чтобы осушить почву и сделать ее пригодной для строительства города. В 18 веке Петербург являлся одним из самых красивых городов мира. В 1712г. на 200 лет он стал столицей Российского государства. Закрепление. 1.Учитель возвращается к задаче, поставленной в начале урока. 2.Тест Домашнее задание Пар.14 п.1,2. Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору шведский или русский солдат). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В качестве элемента содержания выбрана Северная война, поскольку в 7 классе на изучение темы отводится 2 часа, в качестве разработки... | Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний... | Истории в 8 классе с использованием информационных технологий по... Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» | ||
Урок в 7 классе по теме «Война за независимость 1775-1783 гг. Образование сша» Семинар практикум «Варианты углубления и расширения знаний в нормативной учебной нагрузки» | Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» Цели: 1 изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями | ||
Конспект урока географии на тему: «Северная Америка. Канада» ... | Северная война Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления | ||
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития... | Урок по истории мира в 10 классе. Тема: Война за независимость в Северной Америке Доказать, что война за независимость является буржуазной революцией, расчищающей пути для капиталистического развития | ||
Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война» Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и... | Урок по теме : «Крымская война 1853-1856г г.» Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать, что война оказала влияние на развитие международных отношений, обнажила... | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг» | ||
Внешняя политика Петра Ι. Северная война 1700-1721гг. Окончание войны Продолжить работу по формированию навыков аналитического мышления, умения работать с картой и делать выводы | Урок в 5 классе по теме «Степень числа» Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003 |