I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ 1
II. ОБЩЕВОИНСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6
ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ, СИЛ ПМР 6
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА 12
III. ТАКТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 19
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ 19
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА 25
СВЯЗЬ 31
ТАКТИКА 34
IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 58
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА 58
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 67
Управление подразделениями в мирное время 76
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 82
ПРАВОВЕДЕНИЕ 92
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 97
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЯ 104
I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ 1. Планирование военной подготовки студентов осуществлять в соответствии с инструкцией по организации, и проведению учебного воспитательного процесса на военных кафедрах учебных заведений и программ военной подготовки.
2. Решением начальника факультета военного обучения в организацию и содержание обучения студентов могут вноситься изменения и уточнения, вытекающие из последних достижений науки и техники, передового опыта войск и военно-учебных заведений, принятие на вооружение новых образцов вооружения и боевой техники.
В этих целях начальнику Факультета военного обучения предоставляется право вводить в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время по темам и видам учебных занятий.
Мероприятия и сроки, предусмотренные учебным планом и документами планирования учебного процесса, не должны нарушаться.
3. Все занятия, в том числе и полевые, должны начинаться и заканчиваться в установленное расписанием время. Перемещения студентов к местам занятий в течение учебного дня осуществляются из расчета своевременного прибытия их к началу очередных занятий и должны использоваться для решения учебных задач, улучшения строевой выучки и физических тренировок.
4. Основными дисциплинами военной подготовки студентов по специальности "Организация воспитательной работы в мотострелковых подразделениях, частях и соединениях. Заместитель командира по воспитательной работе" являются тактическая подготовка, военная психология и педагогика, морально-психологическое обеспечение боя, организация и методика воспитательной работы. По каждой из этих дисциплин проводятся зачеты или экзамены.
Билеты для выпускного экзамена разрабатываются факультетом военного обучения и утверждаются председателем комиссии. В билеты включаются теоретические и практические вопросы по каждой дисциплине в соответствии с программой военной подготовки студентов.
5. Для совершенствования практической, выучки студентов необходимо эффективно использовать плановую систему тренировок с использованием учебно-тренировочной базы: классов управления боем, огневых городков, тренажеров, лабораторий и др. Тренировки проводить в часы плановых занятий за счет времени, отводимого для этих целей программой. Они должны быть отражены в расписании занятии. Учет тренировок ведется в специально отведенных для этого разделах журнала учета учебных занятий.
На каждом занятии необходимо отводить время для проверки знаний и навыков студентов по пройденному материалу и усвоения изучаемой темы. Текущим контролем должно быть охвачено как можно больше обучаемых с обязательной оценкой их знаний, навыков, приемов и действий.
6. В учебно-воспитательном процессе необходимо строго соблюдать принцип органического единства обучения воспитания. Он должен обеспечиваться четкой организацией и высокой дисциплиной учебного процесса, образцовым проведением каждого занятия, реализацией поставленных воспитательных целей, неукоснительным выполнением требований общевоинских уставов в повседневной жизни.
7. При подготовке и проведении занятий со студентами не допускать шаблона и упрощенчества. Организация и методика их проведения должны постоянно совершенствоваться с учетом возрастающих требований к интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Для обеспечения проведения всех видов занятий готовятся методические разработки. Методические разработки утверждаются начальником факультета военного обучения. Ежегодно в методические разработки вносить необходимые уточнения с учетом передового опыта войск и высших учебных заведений.
8. При планировании учебного процесса соблюдать последовательность в изучении тем и учебных вопросов. В темах Программы определено научное содержание и объем изучаемого материала. Перечень и наименование занятий по каждой теме, последовательность их проведения, учебные вопросы занятий определяются факультетом, исходя из объема и содержания темы, которые отражаются в тематических планах и других учебно-методических материалах. В необходимых случаях в целях улучшения логической взаимосвязи в изучении разделов дисциплин последовательность их изучения может быть изменена решением начальника факультета военного обучения.
9. Изучение дисциплин должно быть взаимосвязано так, чтобы занятия по дисциплинам: общевоенной, тактической и военно-технической подготовки проводились в тесной взаимосвязи с тактикой и обеспечивали получение студентами необходимых знаний, умений и навыков для успешных практических действий на тактических занятиях и учениях; на каждом занятии совершенствовались знания и навыки студентов, полученные по другим дисциплинам военной подготовки.
10. Привитие студентам командных и методических навыков осуществляется преподавательским составом на всех занятиях по военной подготовке на протяжении всего периода обучения на факультете, на учебных сборах в войсках, во время несения службы наряде и в повседневной жизни.
Каждое занятие должно проводиться образцово и поучительно, чтобы в ходе его студенты могли перенимать опыт в подготовке, организации и проведении занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм, методов и приемов обучения.
11. Привитие студентам методических навыков осуществляется также на плановых занятиях по методической подготовке. Перед прошением занятий по методической подготовке студентам за две-три недели дается задание, в котором указываются тема, цели, учебные вопросы, время, место проведения занятия и их материальное обеспечение. На основании задания студенты готовятся к проведению занятий и разрабатывают планы-конспекты, которые представляют преподавателю для проверки и утверждения.
В проведении каждого занятия по методической подготовке принимают участие несколько студентов, каждый из них проводит часть занятия (один-два учебных вопроса) по указанию преподавателя. По окончании занятия преподаватель заслушивает замечания присутствующих на занятии студентов, затем проводит разбор личным составом взвода и объявляет оценки.
Занятия по методической подготовке проводятся со студентами учебного взвода, а в период учебных сборов они могут проводиться с личным составом подразделений воинских частей.
Методическая подготовка организуется таким образом, чтобы каждый студент за время прохождения военной подготовки провел менее четырех занятий со взводом (отделением, экипажем) по общественно-государственной подготовке. По наиболее сложным темам методической подготовки проводятся показные занятия.
По мере приобретения методических навыков на учебных сборах, студенты привлекаются к проведению занятий в роли руководителей групп по общественно-государственной подготовке.
12. С целью закрепления и углубления знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, формирования культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы организуется самостоятельная работа студентов. Она должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения. Объем заданий на самостоятельную работу необходимо определять с учетом отводимого на неё времени. В часы самостоятельной работы студентов на цикле должны быть организованы консультации преподавателей. Контроль за организацией и проведением самостоятельной работы осуществляется по плану начальника факультета военного обучения (цикла).
13. При организации и проведении всех занятий, особенно на стрельбах и вождении, при изучении и использовании боеприпасов, мин, взрывчатых и отравляющих веществ, а также при обслуживании и ремонте техники руководителями занятий должны предусматриваться и приниматься все необходимые меры для предупреждения несчастных случаев, аварий и катастроф.
14. Перед началом военной подготовки со студентами изучают требования по соблюдению режима секретности, сохранению государственной и военной тайны.
15. Конкретные сроки начала военной подготовки в учебном заведении определяются учебными планами, заканчивается она учебными сборами в войсках.
№
п/п
|
Номер и наименование темы
| Количество часов
| Всего
| В ВУЗе
| На учебном сборе
| Всего
| Лекции
| Групповые занятия
| Семинары
| Практические занятия
| Всего
| Групповые занятия
| Практические занятия
| 1.
| Общевоинские уставы
| 24
| 18
|
| 14
|
|
4
| 6
|
|
6
| 2.
| Строевая подготовка
| 24
| 18
|
| 2
| 16
| 16
| 6
| 3
| 3
| 3.
| Военная топография
| 12
| 10
|
| 6
|
| 4
| 2
|
|
2
| 4.
| Военно-инженерная подготовка
| 12
| 6
| 4
| 2
|
|
| 6
|
| 6
| 5
| Связь
| 6/4
| 4/2
|
| 4/2
|
|
| 2/2
|
| 2/2
| 6.
| Тактика
| 222
| 176
| 38
| 38
| 26
| 30
| 46
| 6
| 40
| 7.
| Огневая подготовка
| 50/38
| 30/18
|
|
|
| 12/12
| 20/20
|
| 20/20
| 8.
| Техническая подготовка
| 30/8
| 20/8
|
|
|
| 8/8
| 10
|
| 10
| 9.
| правоведение
| 18
| 18
| 10
| 10
| 4
| 4
|
|
|
| 10.
| Военная психология и педагогика
| 80
| 60
| 28
| 28
| 16
| 16
|
|
|
| 11.
| Организационная методика
| 54
| 38
| 14
| 14
| 10
| 8
| 16
|
| 16
| 12.
| Управление подразделением
| 18
| 12
| 6
| 6
|
|
| 6
|
| 6
| 13.
| МПО боя
| 46
| 40
| 20
| 20
| 8
| 8
| 6
|
| 6
| 14.
| Выпускной экзамен
| 18
|
|
|
|
|
| 18
| 18
|
| Итого:
| 594
50
| 450
28
| 120
| 156
8
| 64
| 110
20
| 144
22
| 27
| 117
22
| |