Скачать 142.2 Kb.
|
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения Александрова Надежда Геннадьевна – педагог-психолог, Лямкина Лариса Сергеевна – преподаватель русского языка и литературы г. Прокопьевск, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №16 За последние годы существенно изменились требования к выпускникам учреждений начального профессионального образования со стороны работодателей. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного рабочего. Качествами специалистов, характеризующих их на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, профессиональная мобильность и гибкость, умения анализировать ситуации, управлять ресурсами, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, группами и коллективами, готовность к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности. В этой связи главным результатом подготовки выпускника учреждения начального профессионального образования должен стать не столько комплекс знаний, умений и навыков, сколько компетентностный подход, включающий в себя результаты обучения, систему сформированных ценностей, побудительные силы и мобилизационную готовность к тому или иному виду деятельности, общению, социальные нормы поведения и освоенные механизмы взаимодействия с окружающей действительностью. Компетентностный подход имеет педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностный подход» означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Таким образом, с позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование общих и профессиональных компетентностей. Формирование профессиональных компетенций (ПК) обучающихся начального профессионального образования является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и должны соответствовать основным требованиям работодателей на современном рынке труда. Под компетенцией в ФГОС подразумевается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Профессиональные компетенции представляют результаты начального профессионального образования, выражающие, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей основной профессиональной образовательной программы. Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях. Основная функция системы профессионального образования – это переход к модели подготовки квалифицируемого специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет обучающийся, что он будет знать и готов делать). Таким образом, преподаватель и обучающийся становятся равными субъектами учебного процесса со своими задачами, ответственностью и единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования. В связи с этим усложняется методическое обеспечение сопровождения ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, творческих способностей и личностных качеств. Макет Федерального государственного образовательного стандарта определяет следующие списки общих компетенций выпускников начального профессионального образования: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Представленные выше общие компетенции (ОК) выпускников, освоивших основную образовательную программу по профессии «270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства» на взгляд работодателей, нуждается в дополнении и преимущественно другой классификации ,а именно:
Выпускник профессионального училища - это личность, которая выходит на рынок труда со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» (работодателя). Для этого в процессе освоения обучающимся образовательной программы необходимо не только овладеть ОК, но и необходим набор определенных ПК, соответствующий требованиям работодателя. В качестве примера рассмотрим список ПК формируемых у обучающихся по профессии 270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства. 5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства. ПК 1.1. Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания. ПК 1.2. Обеспечивать эксплуатацию системы отопления здания. ПК 1.3. Обеспечивать эксплуатацию освещения и осветительных сетей. ПК 1.4. Обеспечивать эксплуатацию конструктивных элементов здания из различных видов материалов (лестничные пролеты, окна, двери, крыша). 5.2.2. Выполнение ремонтных работ зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства. ПК 2.1. Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания. ПК 2.2. Осуществлять ремонт системы отопления здания. ПК 2.3. Осуществлять ремонт системы освещения и осветительных сетей. ПК 2.4. Осуществлять ремонт конструктивных элементов здания из различных видов материала (лестничные пролеты, окна, двери, крыша). Таким образом, представленная классификация ОК и ПК обеспечивает в процессе освоения обязательной и вариативной части основной профессиональной программы обучающегося конкурентноспособностью в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Формирование ОК и ПК компетенций профессиональной деятельности способствует формированию компетенций на трех уровнях – операционно- исполнительском, организационно-технологическом и проектно-организационном, которые можно использовать в качестве критериев сформированности компетенций профессиональной деятельности у обучающихся в образовательном процессе НПО в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Вид развиваемых компетенций определяет технологию корректировки образовательных программ для обучающихся. Например, эмоционально-психологические компетенции формируются в результате мотивации обучающихся к изучению темы, поэтому формирование общей компетенции ОК 1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - происходит в результате эмоционально-мотивационных моментов учебных занятий, игровых форм проведения уроков. Регулятивные компетенции как общие, так и профессиональные формируются с помощью методов учебно-профессиональной деятельности, способствующих планированию, организации и подведению итогов деятельности, выполнению требований техники безопасности. Социальные компетенции формируются в процессе работы с информацией, освоении опыта, знаний, умений и навыков, что предполагает организацию коллективно-распределенной деятельности, развивающей коммуникативные умения. Формированию аналитических компетенций способствует развитие критического мышления в учебно-профессиональной деятельности, решение теоретических задач и творческих заданий. Творческие компетенции, такие, как способность генерировать идеи, развиваются с помощью метода проектов, организации поисковой учебной деятельности. Деятельность по оценке и самооценке позволяет формировать у обучающихся компетенции самосовершенствования. Таким образом, соответствие вида компетенции технологии формирования позволяет интегрировать процессы развития ОК и ПК у обучающихся, создать условия для формирования целостной личности, соответствующей требованиям работодателей. В процессе овладения обучающимися набора определенных ОК и ПК, одобренных работодателем, необходим контроль. Главная функция которого заключается в проверке знаний, умений и навыков обучающихся, прописанных в требованиях ФГОС для определения достижений их уровня подготовки, овладения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Поэтому при создании фонда оценочных средств рекомендовано учитывать уровни освоения ОК и ПК. Здесь очень хорошо применяется накопительная система оценок, так как обучающийся выполняет разнообразные виды деятельности. Оценка междисциплинарного курса профессионального модуля осуществляется с использованием следующих форм и методов КОС: тестирование, защита практических, самостоятельных работ, решение ситуационных задач, контрольных работ. К каждому заданию КОС прилагаются эталоны правильных ответов. Важное место в КОС междисциплинарного курса отводится тестовому контролю - он дает возможность при незначительных затратах времени и труда педагога проверить знания всей группы обучающихся на разных этапах учебно-образовательного процесса, осуществлять текущий, тематический и итоговый контроль. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, позволяет определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний обучающихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их. Метод наблюдения самый эффективный способ контроля за обучающимися по отработке приемов, формированию умений и навыков во время учебной, производственной практики и практических занятий. Контроль осуществляется путем наблюдения, учёта и анализа всех сторон деятельности обучающихся. По данным контроля устраняются выявленные ошибки; проводится корректировка ранее принятых решений, норм, нормативов, показателей. Формирование ОК и ПК осуществляется через создание и решение ситуационных задач, где доминирует тот или иной ведущий вид деятельности: учебной деятельности соответствует решение учебных задач, субъект творческой деятельности формируется в процессе решения творческих задач, субъект профессиональной деятельности - в процессе решения производственных задач. Рассмотрим особенности каждого типа задач: Особенности задач развития ведущих типов деятельности обучающихся НПО.
Анализ типов рассмотренных задач показывает, что с переходом от учебных задач к творческим, а от них к производственным задачам возрастают, с одной стороны, свобода субъекта соответствующей деятельности, с другой стороны, проблемность и сложность новых задач, решение которых встает перед субъектом ведущей развивающей деятельности. В соответствии с изменением характера решаемых задач развиваются соответствующие компетенции, возрастает компетентность субъекта деятельности. Качество освоения учебных дисциплин определяется в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится как традиционными методами (фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторные и практические работы, тестирование и др.), так и с применением компьютерных технологий (обучающие и контролирующие программы, тестирование, электронные лабораторные и практические работы) в форме дифференцированного зачёта. Весомую роль отводим внеаудиторной самостоятельной работе. Это может быть самостоятельное изучение предложенных преподавателем тем, составление кроссвордов, подготовка рефератов, выполненных индивидуально или малыми группами с использованием ПК. Формирование общих и профессиональных компетенций происходит в процессе этапов и видов учебно-профессиональной деятельности.
Эмоционально-психологический этап учебно-профессиональной деятельности формирует мотивацию обучающихся в процессе создания проблемной ситуации, методом оценки является сформированность мотивации к изучению способов деятельности, в результате развиваются эмоционально-психологические компетенции. Регулятивный этап предполагает изучение последовательности действий, а в процессе планирования деятельности обучающиеся осваивают последовательность действий, развивая регулятивные компетенции. Социальный этап учебно-профессиональной деятельности в процессе коллективно-распределенной деятельности способствует освоению профессиональных действий, в результате практической работы формируются социальные компетенции. Аналитический этап предполагает анализ ошибок в процессе решения проблемных ситуаций по нахождению теоретической основы деятельности, в процессе аналитической работы развиваются аналитические компетенции как общие, так и профессиональные. Творческий этап учебно-профессиональной деятельности в результате решения частных творческих задач предполагает формирование творческих компетенций у обучающихся. И, наконец, этап самосовершенствования в процессе оценки результатов итоговой работы способствует развитию компетенций самосовершенствования. Реализация компетентностного подхода обеспечивает интеграционную основу развития компетенций в образовательном процессе и соответствует предъявляемым требованиям работодателей. Рассмотренные способы формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства», позволяют успешно социализироваться на рынке труда будущим выпускникам. Таким образом, в новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность обучающихся учреждений НПО. Поэтому подготовку выпускников этих учреждениях необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего рабочего и гражданина, нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует реализации компетенстного подхода в подготовке будущего профессионала. Литература: 1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. [Текст]\ Н.А. Алексеев - Тюмень: Изд – во Тюм. Гос. Унив., 2006.- С.216. 2 .Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. [Текст]\ В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. – 2003.- №10 - С. 8 – 14. 3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф.Зеер. - 2003. – С.480. 4. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников ( Методические рекомендации ). \ Г.А. Карпова - Екатеринбург: УрГППУ, 2000. – С.39. 5. Новое в оценке образовательных результатов [Текст] : международный аспект / А. Литтл, М. Э. Локхед, В. Чайнапа и др. - 2007. – С.367. 6. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции [Текст] : сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние . -2006. – С. 571. |
«Интенсификация учебно-воспитательного процесса гимназии на основе... «Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема года: «Обновление содержания образовательного процесса Центра детского творчества в условиях введения Федеральных... | ||
Реализация компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов (срс) Проектирование компетентностного содержания срс в условиях перехода к новым стандартам фгос | Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится... | ||
Фомин Павел Константинович анализ работы гбоу лицея №1158 за 2012-2013 учебный год москва 2013 Гбоу лицея №1158 в современных социально-экономических условиях необходимо совершенствование развития образовательной подготовки... | Доклад Владимирова А. С., министра образования Республики Саха (Якутия)... Работа районного управления образования была нацелена на реализацию действующего законодательства РФ и рс(Я), основных положений... | ||
Уроках математики В условиях внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования актуальной становится задача, решение которой... | Отчёт о работе муниципальной инновационной площадки в 2012-2013 уч... «Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации федеральных... | ||
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит... О приоритетах воспитания в системе образования Калужской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных... | О воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного... Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки | ||
План внутришкольного контроля по реализации фгос ноо и ООО гбоу сош... Обеспечение доступности качественного гимназического образования на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое пособие предназначено педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим образовательные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Управление учреждением в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» в объёме 108 часов. Форма обучения:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение... | ||
Статья по теме «Применение физкультурно-оздоровительных технологий... Автор: учитель физической культуры мбоу «сош №5» г. Инты, Республики Коми, Шишкина Екатерина Михайловна | Обеспечение перспективного развития образовательного процесса, его... Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации... |