Скачать 37.93 Kb.
|
Урок по истории древнего мира по теме: «Вторая Пуническая война Рима с Карфагеном». Цели урока: Образовательная: изучить причину, характер и ход второй Пунической войны, показать её захватнический характер как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена. Воспитательная: воспитание таких личностных качеств, как смелость, храбрость, смекалка(на примере полководца Ганнибала). Развивающая: развитие воображения и логического мышления. План урока. 1.Введение в тему урока. 2.Сценка из прошлых времён – домашнее задание. 3.Доклад о полководце Ганнибале как исторической личности. 4.Работа с источником «Ганнибал учится воевать и командовать». 5.Изучение битвы при Каннах. 6.Окончание войны. Выводы по теме. 7.Закрепление материала – ответы на вопросы. 1.Ребята, мы с вами уже изучали тему: «Первая Пуническая война Рима и Карфагена». Рим захватил о.Сицилию и другие острова, с этим не мог смириться Карфаген. Причиной Второй Пунической войны по – прежнему остаётся агрессивная политика Рима и Карфагена. Римляне стремились стать единственными хозяевами всего Западного Средиземноморья, на их пути был город Карфаген. Карфаген готовился к новой войне. Карфагенские рабовладельцы, стремясь вознаградить себя за потерю Сицилии и других территорий, захватили значительную часть Испании. Здесь они собрали большую армию, во главе которой стоял полководец Ганнибал. Проблема урока: Почему Ганнибал, не проиграв на территории Италии не одного сражения, не смог завоевать Италию? 2.Сценка «Приход галла Луция на заседание Римского Сената». Юноша, обращаясь к стражникам: - Пропустите меня на заседание Сената, это вопрос жизни и смерти! Риму угрожает опасность! Один из стражников: - Хорошо, без оружия ты можешь пройти на заседание Сената. Может, они и выслушают тебя. - Сенаторы, этот человек хочет сказать вам что – то важное. Главный сенатор, обращаясь к юноше: - Говори! - Я галл, жил в долине реки По. Несколько дней назад огромная армия пришла в нашу долину. Слоны, лошади, несколько повозок, много людей… Сенатор: - Армия? Но как она могла перейти горы, заслоняющие долину?! - Думаю, шли они долго и трудно, ведь в горах ещё снег. Наверняка многие воины погибли, но всё равно это сильная армия. Сенатор: - Эта армия захватила твою землю, галл ? - Нет, они многих галлов приняли в свою армию. Их полководец сказал, что они захватят Рим! Сенаторы: - Это могут быть только пуны! Карфаген опять встал у нас на пути! Наградить этого человека(о юноше – галле). - Консулы Рима, готовьте армию! Враг угрожает Риму! 3.О каком событии было рассказано в сценке? (С опорой на иллюстрации ученики определяют переход армии Ганнибала через горы Альпы). Только очень необычному полководцу пришло бы в голову так рисковать, чтобы добиться своей цели. Каким же человеком был полководец Ганнибал? Один из учеников рассказывает доклад о личности Ганнибала.(Изображение полководца на доске). Ганнибал(246 – 183 гг. до н.э.) Известный карфагенский полководец, сын Гамилькара Барки. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, его отец, отправляясь на войну в Испанию, подозвал к себе сына и спросил: «Хочешь ли ты поехать вместе со мной в Испанию?» Мальчик охотно согласился. Тогда отец подвёл сына к жертвеннику, где ещё дымилось убитое животное. «Протяни руку над жертвенником, - сказал Ганнибалу отец, - и клянись, что ты никогда не будешь другом римлян». – «Клянусь!» - сказал маленький Ганнибал. И всю свою жизнь он оставался верен этой детской клятве. После смерти отца Ганнибал стал командовать карфагенскими наёмниками в Испании. Он был одарённым военачальником и для своего времени образованным человеком. Римляне никогда не умели проникнуть в его планы, не знали, как он поступит. Ганнибал умел применять на войне искусные приёмы борьбы, совершенно неожиданные ловушки и хитрости. Ганнибал выиграл все сражения с римлянами, кроме последнего. Вопрос: какими личностными качествами обладал Ганнибал? Обсуждение ответов. 4.Чтобы понять, каким полководцем был Ганнибал, обратимся к историческому источнику «Ганнибал учится воевать и командовать». Каждому ряду даны свои вопросы к тексту. Обсуждение ответов учащихся (по рядам). 5.Мы с вами сказали, что Ганнибал был великим полководцем и сейчас рассмотрим битву при Каннах, которая была лучшим примером его военного таланта. По карте и схеме учитель рассказывает и показывает расстановку сил в битве. Ученики предлагают, как действовали участники битвы, каков был исход битвы. В чём проявилось полководческое искусство Ганнибала в сражении при Каннах? Ганнибал с меньшими силами окружил и уничтожил численно превосходящую римскую армию. После битвы при Каннах карфагеняне были уверены в скором окончании войны, считая, что римляне пойдут на выгодный для карфагенян мир. 6.Почему Ганнибал не завоевал Италию? 1)Его союзники(Македония, Капуя и Сиракузы) не прислали своих войск. Правители Карфагена боялись, что Ганнибал отнимет у них власть. 2)202 г. до н.э. у г.Замы произошла последняя битва(Как римлянам удалось обмануть Ганнибала?) У римлян был численный перевес, но карфагеняне сначала выигрывали. На сторону римлян перешла нумидийская конница, что решило исход битвы и войны. 7.Итак, ребята, каковы были результаты Второй Пунической войны? Она завершилась победой Рима над Карфагеном. Какой можно из этого сделать вывод? Рим в результате Второй Пунической войны стал самым сильным из средиземноморских государств. Подведение итогов урока, выставление оценок. |
Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | Глава Древнего Рима, религия Древнего Рима, Вакх, Вакханалии, Либер, Либералии, "дело о вакханалиях" | ||
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря В 1 веке до н э армия набиралась из неимущих граждан, которым платили жалованье. Солдаты готовы были служить любому щедрому полководцу... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ... | Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального... Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного... | ||
Урок по истории мира в 10 классе. Тема: Война за независимость в Северной Америке Доказать, что война за независимость является буржуазной революцией, расчищающей пути для капиталистического развития | И. А. Зарипов история древнего мира Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения специальности «История» по «Истории Древнего мира» рекомендован... | ||
Интернет-ресурсы в изучении Составители: заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков, доцент, к и н. А. В. Колобов; старший преподаватель кафедры... | Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка Рабочая программа курса истории древнего мира для 5-х классов создана на основе следующих документов | ||
Согласовано заместитель директора по ур утверждаю директор школы Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ... | А. В. Литягина Контрольные и курсовые работы по истории древнего мира Контрольные и курсовые работы по истории древнего мира: Методические рекомендации для студентов факультета истории и права педвуза.... | ||
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной... История Древнего мира. 5 класс: программа для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая– М. Просвещение,... | Рабочая программа по истории (история Древнего мира) для 5 класса... «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,... | ||
Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение... Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе... | Рабочая учебная программа по истории древнего мира (базовый уровень)... «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,... |