Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с рекомендациями ФИРО по реализации образовательных программ в образовательных учреждениях СПО по специальности среднего профессионального образования (СПО)
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Геологический колледж Разработчик: Никитина Т. Б.-руководитель физического воспитания Геологического колледжа СГУ
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации учебной дисциплины | 12
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с рекомендациями ФИРО по специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) гимнастики, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации;
проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приёмы страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий по физической культуре;
выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по физической культуре, при соответствующей тренировке, с учётом состояния здоровья и функциональных возможностей студентов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовки;
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка
| 177
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 177
| в том числе:
|
| практические занятия
| 117
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 60
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура».
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 1. Физическая культура в жизни студента
| Практические занятия
| 4
|
| Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Современное состояние физической культуры и спорта. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждения профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Особенности организации физического воспитания в учреждениях НПО и СПО (валеологическая и профессиональная направленность). Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).
|
|
| Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Систематичность в развитии профилирующих двигательных качеств.
| Тема 2. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
| Практические занятия
| 6
|
| Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств. Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений- тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.
|
|
| Психофизиологические основы учебного и производственного труда Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО и СПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности
| Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста. Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
| Самостоятельная работа Подготовка и оформление рефератов с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Психофизиологические основы учебного и производственного труда.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.
| 10
|
| Тема 3. Легкая атлетика
| Практические занятия
| 12
|
| Техника бега и прыжков
Краткие сведения о развитии легкой атлетики. Классификация видов легкой атлетики. Одежда, обувь, инвентарь и место занятий. Предупреждение травм. ОРУ, СБУ, изучение техники низкого старта. Методы контроля за физическим развитием и состоянием здоровья. Самоконтроль. Особенности личной гигиены легкоатлета.
|
|
| Техника старта, стартовый разбег
Совершенствование техники низкого старта и стартового разбега. Развитие основных физических качеств. Основы методики развития силовых способностей. Организация самостоятельных занятий. Разминка. Медленный бег с изменением направления движения. Специально-беговые упражнения, ОРУ на месте.
| Техника бега
Методы контроля за физическим развитием и состоянием здоровья. Развитие двигательных качеств. ОРУ, СБУ, совершенствование техники бега, совершенствование старта и финиша. Бег с ускорением. Бег по дистанции, финиширование, переменный бег, повторный бег, эстафетный бег. Техника бега на короткие дистанции.
| Основы методики развития скоростных качеств
ОРУ, СБУ, стартовые ускорения, бег по пересеченной местности, совершенствование техники бега, упражнения на выносливость. Эстафеты. Упражнения на восстановление дыхания. Упражнения на расслабление.
| Развитие общей выносливости Выполнение специальных упражнений бегуна на длинных дистанциях.
ОРУ, СБУ: бег с захлестом голени, бег с высоким подниманием бедра, прыжки «многоскоки», прыжки на правой ноге, прыжки на левой ноге и т.д.
| Техника выполнения прыжка в длину способом "согнув ноги" Разбег, отталкивание, фаза полёта, приземление. Эстафеты с использованием техники прыжка в длину. Основы методики развития скоростных способностей и скоростных качеств. Требования программы и нормативы по легкой атлетике. Сдача контрольных нормативов - прыжки в длину с места.
| Тема 4 Спринтерская подготовка. Кроссовая подготовка.
| Практические занятия
| 12
|
| Техника бега на короткие дистанции Спринтерская подготовка. Метод контроля за физическим развитием и состоянием здоровья. Развитие двигательных качеств. ОРУ, СБУ, совершенствование техники бега, совершенствование техники старта и финиша. Бег с ускорением.. Сдача контрольных нормативов бег 30, 60 м.
| Техника бега на средние дистанции Бег по дистанции, финиширование, переменный бег, повторный бег, эстафетный бег. Сдача контрольных нормативов- бег 500 м – девушки, 1000 м – юноши.
| Техника бега на длинные дистанци Развитие основных физических качеств. Разминка. Упражнения для развития выносливости. Владение техникой бега надлинные дистанции. Медленный бег с изменением скорости и направления движения, специально-беговые упражнения.
| Кроссовая подготовка Развитие общей выносливости. Средства, методы и приемы развития выносливости Совершенствование техники и тактики прохождения кроссовой дистанции. Сдача контрольных нормативов- бег 2000 м – девушки, 3000 м – юноши.
| Тема 5 Общая физическая подготовка
| Практические занятия
| 12
|
| Развитие общей физической подготовки. ОФП. Воспитание основных физических качеств. Круговая тренировка (по станциям). Упражнения на гибкость. Прыжки со скакалкой. Метод дозирования физических нагрузок в ходе занятий. Профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний.
| Методика проведения корригирующей гимнастики при нарушении осанки. Разминка на тренажерах. Сдача контрольных нормативов: сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
| Развитие основных физических качеств 6-ти минутный бег, эстафеты с элементами ОФП. Упражнения на восстановление дыхания. Учебная игра по проведению армрестлинга.
| Методы контроля за физическим развитием и состоянием здоровья.12-ти минутный медленный бег. Упражнения на восстановление дыхания. Самоконтроль. Самостраховка.
| Самостоятельная работа: составить план основных этапов бега (короткие, средние, длинные дистанции); совершенствование техники бега и прыжков, развитие скоростно-силовых качеств, выносливости; совершенствование техники бега на короткие, средние и длинные дистанции; развитие аэробных качеств, составление и выполнение комплексов упражнений для развития основных физических качеств.
| 14
| Тема 6. Спортивные игры
| Практические занятия
| 41
|
| Настольный теннис. Краткий исторический обзор игры. Место занятий, оборудование и инвентарь. Правила игры, правила соревнований. Изучение техники подач, вращения мяча, игра в нападении и защите. Технические и тактические приемы игры. Совершенствование технических и тактических приемов во время игры. Совершенствование техники владения мячом. Учебно-тренировочная игра в настольный теннис. Двухсторонняя и четырехсторонняя игра. Судейство.
|
|
| Волейбол. Техника безопасности игры. Стойки. Передвижения. Передача и прием мяча. Выполнение: разбега, напрыгивания, толчка, удара про мячу. Подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя прямая и боковая. Нападающий удар. Тактика игры в волейбол. Обучение тактическим приемам игры в нападении и в защите, выбор места игроком для получения мяча, различные варианты схем попадания и защиты, двухсторонние учебно-тренировочные игры, изучение правил соревнований, судейство. Игра по правилам.
| Баскетбол. Техника безопасности игры. Ловля и передача мяча, ведение мяча. Броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты – перехват приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
| Футбол. Техника безопасности игры. Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
| Самостоятельная работа: составление схемы нападения и защиты в игре (волейбол, баскетбол, футбол), посещение факультативов и секций (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис).
| 22
| Тема 7.Виды спорта по выбору
| Практические занятия
| 30
|
| Атлетическая гимнастика Инструктаж по технике безопасности на тренажерах. Воспитание силовой выносливости. Сдача контрольных нормативов: поднимание прямых ног в висе на перекладине. Метод повторных усилий. Методы контроля за физическим развитием и состояния здоровья. Метод максимальных усилий. Метод дозирования физических нагрузок в ходе занятий. Сдача контрольных нормативов: подтягивание (юноши – на высокой перекладине, девушки – подтягивание на низкой перекладине из положение виса лежа). Круговой метод тренировки. Самоконтроль. Самостраховка. Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
|
|
| Дыхательная гимнастика. Классические методы дыхания при выполнении движений. Дыхательные упражнения йогов. Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
| Спортивная аэробика. Техника безопасности на занятиях спортивной аэробикой Комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов. Обязательные элементы: подскоки, амплитудные махи ногами, упражнения для мышц живота, сгибание и разгибание рук в упоре лежа Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, в сторону, подъем разгибом с лопаток, шпагаты, сальто
| Самостоятельная работа: Составление и выполнение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики. Составление и выполнение комплексов упражнений дыхательной гимнастики и упражнений, развивающих силу, гибкость, координацию.
| 14
| Всего:
| 177
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия спортивной базы:
игровой зал, теннисный зал, тренажерный зал, спортивная площадка. Оборудование спортивной базы: мячи (баскетбольные, волейбольные,
футбольные),баскетбольные щиты, волейбольная сетка, футбольные ворота, теннисные столы, сетка, теннисные ракетки, шарики для настольного тенниса, прыжковая яма в длину, гимнастические маты, коврики, штанга, блины, гири, гантели, скакалки, обручи, гимнастические палки.
Тренажеры: комбинированный станок, стойка для блинов, скамья для пресса, скамья для жима горизонтальная, беговая дорожка, мини-степпер, велотренажёр. Технические средства обучения: видеокамера, фотоаппарат, компьютер, секундомер, свисток, рулетка.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Решетников Н.В. Физическая культура: учебник для средних профессиональных учебных заведений – 11- е изд., стер.- М.: Академия, 2011. – 176 с. Дополнительные источники:
1. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России (электронный ресурс) – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 431 с.- http://www.znanium.com Журналы:
«Физкультура и спорт»
Интернет-ресурсы:
1. http:/rusbook.net/Физическая культура/prdcp-603681.html
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) гимнастики, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики
| текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно)
| выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации
| текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов
| проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями
| текущий контроль:
сдача контрольных нормативов
| преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения
| текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов
| выполнять приёмы страховки и самостраховки
| текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов
| осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий по физической культуре
| текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов
| выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по физической культуре, при соответствующей тренировке, с учётом состояния здоровья и функциональных возможностей
| рубежный контроль:
-сдача контрольных нормативов
итоговый ( промежуточный ) контроль:
-сдача контрольных нормативов
| Знания:
|
| влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни
| тематический контроль:
- в форме реферата
текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов
| способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовки
| рубежный контроль:
-сдача контрольных нормативов
итоговый ( промежуточный ) контроль:
-сдача контрольных нормативов
| правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности
| текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов
| Разработчик(и)_____________________________________________________
|