Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины





Скачать 407.98 Kb.
НазваниеМетодические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины
страница1/4
Дата публикации01.03.2016
Размер407.98 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Военное дело > Методические указания
  1   2   3   4




Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………4

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины…………………………… 4

1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины……………....4

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………. ..5

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………….……….…………………………………..5

3. Структура и содержание дисциплины………..…………….…………7

3.1.Тематический план дисциплины…………………………………...….7

3.2.Содержание дисциплины………………………………………………10

4. Образовательные технологии…………………………………………...…….13

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………13

5.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости………13

5.1.1. Методические указания по проведению семинарских занятий………………………………………………………………………… 13

5.1.2. Примерные темы рефератов по разделам дисциплины…….26

5.2. Контрольные задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …………………….…………….................26

5.2.1. Вопросы к зачёту……………………………………………..26

5.2.2. Тестовые задания……………………………………………..28

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 33

6.1. Специальная литература……………………………………………33

6.1.1. Основная………………………………………………………33

6.1.2. Дополнительная………………………………………………33

6.2. Программное обеспечение……………………………………….....35

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.........................35

7.1. Использование информационных технологий в изучении дисциплины (мультимедийные и интернет-технологии)…………………..35

1. Пояснительная записка

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Цель преподавания дисциплины – изучение истории Дона как части отечественной истории, формирования и развития многонационального населения, особенностей государственного устройства, роли Российской государственности на Дону на различных этапах истории.

Задачи дисциплины - формирование у студентов системы знаний о важнейших тенденциях развития общества и государства с учетом региональной специфики, воспитание чувства гражданственности, уважения к прошлому родного края.

Сформировать у студентов осознанное представление об отличительных особенностях развития Донского края в России в контексте мирового опыта.

Развить и закрепить навыки самостоятельного изучения исторического наследия нашего Отечества в сфере краеведения.

Всемерно способствовать формированию у студентов профессиональной культуры как важного и необходимого условия профессионального и духовного роста и развития, решения многообразных теоретических и практических задач, относящихся к компетенции должностных лиц таможенных органов РФ.

1.2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
История казачества Дона – неотъемлемая часть мировой. российской истории. Дикое поле и греческие города-государства. Население Донских степей в эпоху раннего средневековья. Вхождение Дона в состав Золотой Орды, проблемы взаимовлияния. Происхождение казачества. Взаимоотношения Москвы и Дона. Образование Войска Донского. Изменение положения казачества в Российской империи. Проблемы модернизации и социальной трансформации Донского общества, реформы и революции. Вклад в отечественную и мировую культуру. Особенности гражданской войны на Дону. Социалистическое строительство. Дон в годы Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление. Возрождение донского казачества.

1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВПО.

Учебная дисциплина взаимосвязана с дисциплинами: «Философия», «Социология», «История».
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурными (ОК):

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • готовность к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма (ОК-5);

  • способность анализировать исторические факты, философские проблемы (ОК-10).


2.2.Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основные этапы истории Донского края, иметь представление о проявлении закономерностей исторического развития на Донской земле;

уметь давать объяснения историческим процессам на Дону, работать с учебной литературой по Истории Донского края, применять навыки сравнительного анализа фактов и явлений;

владеть методами анализа истории Донского края как части общероссийской и мировой истории, самостоятельно изучать, анализировать и оценивать важнейшие исторические документы и литературу по истории Донского края.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 часа.

Основной единицей трудоемкости является з.е. - «кредит», равный 36 часам учебного времени во всех его формах за один семестр обучения.





Очная форма

Заочная форма




4года

5 лет

Общий объем час по ФГОС

144

144

Всего аудиторных занятий, час, в том числе:

44

10

- лекций,

по семестрам

18

4







- практические занятия, семинары

по семестрам

-КСР

26

6













Самостоятельная работа, час.

100

128

Контрольные работы по семестрам







Курсовые работы по семестрам







Зачеты, по семестрам

2 с (6)

1 с (6)

Экзамены, по семестрам








3.1. Тематический план дисциплины






темы


Название раздела

(модуля), темы.

Формы промежуточного и

итогового контроля

Количество часов



Всего

Аудиторные занятия


Самосто-

ятельная

работа


Лек-ции


Семи-нары

Практи-ческие занятия

Лабора-торные работы

1.

Тема 1. Формирование государственности на Дону от античности до средневековья





Очная форма обучения 4 года

8

2

2

-

-

4

Заочная форма обучения 5 лет

9

2

4







3

2.

Тема 2. Донской край в ХVI-VII в. в.




Очная форма обучения 4 года

8

2

2

-

-

4

Заочная форма обучения 5 лет

9

2

2







5

3.

Тема 3. Донской край в ХVIII столетии





Очная форма обучения 4 года

9

1

2

-

-

6

Заочная форма обучения 5 лет

7













7

4.

Тема 4. Донской край в XIX в.




Очная форма обучения 4 года

9

1

2

-

-

6

Заочная форма обучения 5 лет

7













7

5.

Тема 5. Культура казаков в ХVIII – ХIХ столетиях





Очная форма обучения 4 года

9

1

2

-

-

6

Заочная форма обучения 5 лет

9













9

6.

Тема 6. Донской край в начале ХХ века





Очная форма обучения 4 года

9

1

2

-

-

6

Заочная форма обучения 5 лет

9













9

7.

Тема 7. Донской край в годы революции и гражданской войны




Очная форма обучения 4 года

9

1

2

-

-

6

Заочная форма обучения 5 лет

9













9

8.

Тема 8. Дон в 20-30-е годы XX века





Очная форма обучения 4 года

9

1

2

-

-

6

Заочная форма обучения 5 лет

9













9

9.

Тема 9. Дон в годы Великой Отечественной войны.




Очная форма обучения 4 года

9

1

2

-

-

6

Заочная форма обучения 5 лет

9













9

10.

Тема 10. Восстановление и развитие Донского края в послевоенный период




Очная форма обучения 4 года

8

1

1

-

-

6

Заочная форма обучения 5 лет

9













9

ИТОГО:




Очная форма обучения 4 года

144

18

26

-

-

100+6=

106

Заочная форма обучения 5 лет

144

4

6

-

-

128+6=

134


3.2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Государственность на Дону в период античности и средневековья

Древнейшее население Донского края: общественный строй, занятия, культура, религия. Античные города-государства. Население Великой степи славяне на Дону. Великое переселение народов и вхождение Донского края в состав Готской империи, государства гуннов и Аварского каганата. Хазарский каганат и его роль в развитии русской государственности. Половцы, печенеги, болгары. Донские славяне в Киевской Руси. Появление монголов на Дону. Роль и значение крепости Азак. Изменение в социальном строе донцов под влиянием Орды.
Тема 2. Донской край в ХVI-ХVII веках
Гипотезы происхождения казачества. Взаимоотношения Москвы и Дона в ХVI−XVII веках. Образование Войска Донского. Московское правительство и появление казаков. Трактовки термина «казак». Политическая система и внутреннее управление. Городки и станицы. Хозяйственная деятельность и культура. Семейная жизнь казаков. Этнический состав казачества.

Участие донских казаков в Смуте Казачье самоуправление. Основные занятия казаков. Роль казачества в избрании царем Михаила Романова. Азовское сидение. Восстание Степана Разина.

Москва и Дон: эволюция взаимоотношений.
Тема 3. Донской край в ХVIIIстолетии.
Ограничение политической автономии и вольностей в условиях абсолютной монархии. Восстание К. Булавина.

Церковь,суд. Основание крепости Дмитрия Ростовского. Изменение в управлении Войском Донским. Реформы Потемкина. Переселение на Дон армян и греков. Донской край в правление Павла I. Одворянивание казачьей верхушки и появление крепостного права. Индийский поход Войска Донского.
Тема 4. Донской край в ХIХ веке.
Развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли.

Атаманская власть и градоначальство. Положение об управлении Войском Донским 1835 года. Великие реформы на Дону особенности их проведения.

Развитие капитализма. Предприниматели. Общественные деятели.

Тема 5. Культура Дона в ХVIII – ХIХ столетиях.
Развитие образования на Дону. Литература. Живопись. Театр. Изменение быта. Жилища. Одежда. Воинские, свадебные, погребальные обряды.
Тема 6. Донской край в начале ХХ века.
Предприниматели и рабочее движение на Дону. Ростовское градоначальство. Казаки на полицейской службе.

Тема 7. Донской край в годы революций и гражданской войны.
Донской край в период Февральской и Октябрьской революций 1917 года.

Создание Донской республики. Ледяной поход. Формирование Донской и Добровольческой армий. Политика расказачивания. Восстание казаков на Верхнем Дону. Гражданская война. Формирование белого движения.
Тема 8. Дон в 20-30-е годы XXвека.
Дон между мировыми войнами ( 20-30-е годы XX века). Политика большевиков по отношению к казачеству в 20-е гг. НЭП. Индустриализация. Коллективизация. Сталинский тоталитаризм.
Тема 9. Дон в годы Великой Отечественной войны.

Боевые действия на стратегически важном направлении. Народные ополченцы. Особенности организации партизанского движения на Дону. Подпольные организации Ростова, Таганрога, Шахт. Создание казачьих боевых соединений. 5-й Донской казачий кавалерийский корпус. Казаки в вермахте.



Тема 10. Восстановление и развитие Донского края в послевоенный период.

Послевоенное восстановление и развитие Донского края. Значение экономики Ростовской области в экономике страны. Культура Дона. Основные этапы возрождения казачества. Образование Союза казаков Области Войска Донского. Восстановление казачьих символов. Привлечение казаков на государственную службу. Возрождение казачьей культуры. Проблемы и противоречия в казачьем движении.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации программы дисциплины «История казачества Дона» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий проводятся лекции и семинары с использованием ПК и компьютерного проектора. Семинары проводятся в компьютерном классе с использованием справочных правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант». В рамках курса предусмотрены учебные экскурсии в музеи.

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации при подготовке рефератов, индивидуальную работу и выполнении практических заданий и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке института.

В течение преподавания курса в качестве форм текущей аттестации студентов используются такие формы, как промежуточное и итоговое тестирование, заслушивание и оценка доклада по теме реферата, собеседование при приеме результатов практических работ с оценкой. По итогам обучения проводится экзамен.

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В течение преподавания курса «История казачества Дона» в качестве форм текущей аттестации студентов используются такие формы, как промежуточное и итоговое тестирование, заслушивание и оценка доклада по теме реферата, собеседование при приеме результатов практических работ с оценкой. По итогам обучения проводится экзамен (зачёт).

Оценка осуществляется по всем элементам фонда оценочных знаний по традиционной (пятибалльной) системе или по рейтинговой, переводя показатели различных форм контроля в баллы.

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний:




п/п

Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов

Количество баллов




Посещаемость

0-1




Активность на лекционном, семинарском занятии

0-3




Доклад на семинаре

0-3




Письменный реферат

0-5




Тестирование

0-10




Блиц-опрос по определениям

0-1




Ответ на теоретический вопрос

0-2




Участие в деловой учебной игре

0-2




Конспектирование источника

0-2


Полученное число баллов пропорционально переводится в семестровую пятибалльную оценку:

60-69 баллов – удовлетворительно;

70-84 баллов – хорошо;

Свыше 85 – отлично.

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по2-х балльной системе) проводится по следующей шкале:

41 и более баллов – «зачтено»;

менее 40 баллов – «не зачтено».
Темы и методические указания по проведению семинарских занятий
Тема 1 Формирование государственности на Дону от античности до средневековья
1.Греческие города-колонии.

2. Славяне в Хазарском каганате.

3. Донские славяне в Киевской Руси.

4. Ордынское владычество на Дону.
При подготовке к занятию следует обратить внимание на то, что Донскую землю издавна заселяли различные народы, сосуществуя, воюя, сменяя одни других. Этническая мобильность связана с особым географическим положением территории. Долина Дона – своеобразный коридор между расположенными на севере лесами и предгорьями Кавказа на юге. На Дону, в его извилистых притоках имеются труднодоступные места, скрытые в лесах и камышах, многочисленные острова, где можно укрыться от противника на более или менее длительное время, выжить, сохранить этническую самобытность. Как в горах Кавказа живут десятки народностей, так и на Дону даже сегодня в отдельных станицах сохраняются своеобразные фольклорные традиции (например, в Бессергеновке поют исключительно мордовские песни). А ведь в древности для сохранения этнического своеобразия было еще больше условий.

Ираноязычные племена (скифы, сарматы, аланы) сметены нашествием гуннов, затем новые тюркоязычные переселенцы так и не создали прочных государственных образований. Во второй половине первого тысячелетия здесь обосновались славяне.

В условиях этнической пестроты населения возрастала потребность в создании государственных структур, призванных формировать взаимную терпимость людей, вынужденных уживаться на общей территории. Заметный след в истории Дона оставили греческие города-колонии, а затем Хазарский каганат, Киевская Русь и Орда. Определяющим стал византийский вариант государственности, для которого характерны отношения подданства.

Чужеземное владычество (хазары, половцы, татары) углубляло противоречия между властью и народом. В таких условиях население стремилось укрыться от угнетения, дистанцироваться от властных структур, сохранить собственные навыки самоуправления.
Тема 2. Дон в эпоху объединения земель вокруг Москвы и формирования самодержавия (до середины XVIв.)
1. Московское правительство и появление казаков.

2. Гипотезы происхождения казачества.

3. Трактовка термина «казак».
Объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление политического единства страны, рост её международного авторитета, соперничество с соседними державами (на Дону – с Османской империей), становление государственной независимости России – решающие факторы освоения Дона, образования казачества. Хозяйственное возрождение и освоение новых русских земель после освобождения от Ордынского ига – результат возросшей активности различных социальных слоев народа, роста патриотизма, возрождения демократических традиций.

Формирующееся самодержавие проводило политику патернализма, закладывало юридические нормы, призванные защитить социальные низы, служилых и тяглых людей от произвола частных владельцев, поднять юридический и социальный статус крестьян, всех «слуг государевых».

Плодородные земли Дона издавна были средой обитания славян и других народов. Усилилась их привлекательность для политически, хозяйственно активных энергичных людей, которые находили здесь сферу приложения своих сил на благо Отечества, в расширении, защите и освоении его южных рубежей. «Руби меня, татарская сабля, но не тронь меня, боярская плеть», – говорили бесстрашные, гордые люди, которые уходили от произвола бояр и помещиков на Дон, земли которого могли считать своими, русскими, государственными. На смену Дикому полю пришло новое понятие – Донская земля.

Тема 3. Донская земля в самодержавной, сословно-представительной России (вторая половина XVI − XVII вв.)



1. Москва и Дон:эволюция взаимоотношений.

2. Расширение и охрана рубежей Российских.
3. Политическая система и внутреннее управление.

4. Городки и станицы.

5 Хозяйственная деятельность и культура.

Необходимо выделить главное:Вторая половина XVI–XVII вв. – период подчинения донского населения власти московских царей. Ключевые этапы этого процесса: участие казаков в Смуте и в восстановлении российской государственности, в избрании новой царской династии, подавлении восстания Степана Разина. К этому времени вассалитет стал анахронизмом мировой истории. Присущий казакам монархизм способствовал изживанию элементов вассалитета в отношениях с московским правительством. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, их взаимодействие с царскими войсками, способствовали выработке навыков подчинения командирам, военачальникам.

В рассматриваемый период в самодержавной, сословно-предста-вительной России складывались предпосылки абсолютной монархии. Под влиянием Москвы и на Дону формировались органы управления, сословный строй, упорядочивавшие жизнь, быт, культуру местного населения. Правительство опиралось не донскую элиту: атаманов, старшин, использовало в своих целях церковь. Сепаратизм, принявший религиозную форму старообрядчества, был разгромлен, Нельзя согласиться с мнением о том, что Москва, используя казачество в своих интересах, «до внутреннего управления войска и его своеобразного уклада жизни... пока ещё не касалась» (Савельев Е. П. Указ. соч. С. 351). Даже появлением первых лекарей (1673 г.) и госпиталя (1695 г.) Дон обязан Москве.

Демократические институты переживали кризис. Усиливалось единоначалие. Также изживались варварские обычаи, такие, как зверское отношение к женщине. Складывался семейный уклад.

Население Дона сделало свой выбор в пользу самодержавия, официальной церкви, порядка, дисциплины, оседлой городской, станичной жизни, семейного уклада, занятий ремеслом, хлебопашеством, торговлей.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания по проведению семинарских занятий. 13 1 Примерные...
Обязательный минимум содержания дисциплины «Этика делового общения»
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания по проведению семинарских занятий 1 Примерные...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо от 4 мая 2010 г. №464 с учетом рекомендаций Прооп впо по направленно...
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconФилософия
В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания...
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению...
Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских...
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconВ россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских...
Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,...
История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового...
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания по проведению семинарских занятий
...
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск...
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания по проведению семинарских занятий
Цели и задачи освоения дисциплины «Основы информационной безопасности (Информационные и правовые системы)»
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания Троицк 2008
Методические указания содержат тематический план и программу кур­са, темы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля знаний и...
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconРассмотрено и рекомендовано
Методические указания по проведению семинарских (теоретических) и практических занятий
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические указания по проведению семинарских занятий дисциплина...
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Региональная экономика и управление»
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconРефератов по дисциплине «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики»
Методические указания для проведения семинарских занятий, написания эссе и рефератов
Методические указания по проведению семинарских занятий Примерные темы рефератов по разделам дисциплины iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск