Цель данного курса: сформировать у студентов целостное представление о вербальных и невербальных средствах коммуникации лиц с нарушенным слухом, педагогических возможностях этих средств.
Задачи:
ознакомить с основами жестовой речи и дактилологии как пространственно-двигательными системами общения;
дать представление об альтернативных подходах к вопросу общения лиц с нарушенным слухом в отечественной и зарубежной сурдопедагогике;
сформировать у студентов начальные навыки общения посредством жестовой и дактильной речи.
В ходе освоения дисциплины студентов предстоит ввести в круг сложных теоретических проблем современной науки – лингвистических, психологических и пр. Курс является важным этапом в практическом освоении дисциплин сурдопедагогического профиля.
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:
знать теоретические основы построения современной дактильной и жестовой речи, использования их в общении с неслышащими людьми;
иметь представление об основных вербальных и невербальных средствах общения;
уметь применять усвоенные знания в сфере дактильной и жестовой речи в общении с лицами с нарушенным слухом.
Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
|
Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1
вар
| 2
вар
| 3
вар
| 1.
| Дактильная и жестовая речь глухих – кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации
| Найти словарные и энциклопедические определения следующим понятиям: жест, мимика, речь, вербальная и невербальная коммуникация, общение.
| 4
| 4
| 4
| Диктант основных понятий курса
| 2.
| Структура и функции дактильной речи.
| Составить и заполнить таблицу «Структура и функции дактильной речи»
| 8
| 6
| 6
| Устный опрос
| 3.
| Система жестового общения глухих. Лингвистический анализ.
| Конспект статьи Прозоровой Е.В. «Российский жестовый язык как предмет лингвистического исследования»// Вопросы языкознания.-2007.- № 1, с 44-61
|
10
|
6
|
6
| Реферативное сообщение
| 4.
| Развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих
| Сделать конспект статьи Горошкова А.В. Развитие словесной речи глухих учащихся на уроках георафии в условиях билингвистического обучения. //Дефектология. – 1999. - №2.
| 8
| 6
| 6
| показ упражнений в ходе тренинга
| 5.
| Проблема использования дактильной и жестовой речи в сурдопедагогическом процессе.
| 1.Выполнить конспекты статей:
Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? //Дефектология. – 1999. - №2.
Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики //Дефектология. – 1998. - №2.
Зайцева Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) //Дефектология. – 1999. - №5-6.
| 4
| 4
| 4
| выполнение тестов
| 2. Написать эссе на тему: «Дактильная и жестовая речь: благо или вред?».
(см. лит-ру к ПР №7-8)
| 2
| 2
| 2
| выполнение тестов
| 3. Подготовить этюд (1-2 мин.) с использованием жестовой речи.
| 4
| -
| -
| показ заданий в ходе тренинга
| Итого
| 40
| 28
| 28
|
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Практическое занятие № 1 (2 часа)
Тема: Дактильная и жестовая речь глухих – кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации. План:
Основные понятия курса: дактильная речь, дактилирование, дактильный язык, кинетическая система коммуникации, вербальная и невербальная коммуникация, жест.
Русская жестовая речь (РЖР).
Калькирующая жестовая речь (КЖР)
Национальные жестовые системы.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Общение и его значение в жизни человека.
Кинетические системы коммуникации человечества (жесты спортивных судей, жестовая речь индейцев, дактильная, жестовая речь и др.), сходства и различия в их структуре и функциях.
Вербальная и невербальная коммуникация.
Задания для самостоятельной работы:
Найти словарные и энциклопедические определения следующим понятиям: жест, мимика, речь, вербальная и невербальная коммуникация, общение.
Литература:
Основная:
Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ. вузов / Зайцева Г. Л. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 192 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00373-9 [Гриф] : 52-00 ; 48-00.
Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 415 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1656-0 : 275-77.
Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031600-Сурдопедагогика, 031900-Спец. психология, 032000-Спец. дошк. педагогика и психология / Богданова Т. Г. - М. : Академия, 2002. - 224 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0874-4[Гриф] : 60-00 ; 57-15 ; 62-92 ; 63-80 ; 70-07 ; 58-96.
Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / Димскис Л. С. - М. : Академия, 2002. - 120 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0855-8 : 43-47;55-00.
Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. вузов / Головчиц Л. А. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 302 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00620-7[Гриф] : 52-27 ; 75-00 ; 90-00.
Сурдопедагогика : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 031600 "Сурдопедагогика" / Багрова И. Г., Богданова Т. Г, Большакова Е. А., Зыкова М. А.; под ред. Е. Г. Речицкой. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01320-3 [Гриф МО] : 142-50 ; 99-24.
Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 40600 (00600) Педагогика / Г. Н. Пенина [и др.] ; под ред. Г. Н. Пенина, З. А. Пономаревой. - СПб. : КАРО, 2006. - 496 с. : табл. - ISBN 5-89815-687-9 [Гриф УМО] : 196-00.
Дополнительная:
Басилова Т. А.Тактильная форма речи в общении детей и взрослых с нарушениями в развитии / Басилова Т. А.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 73-74.
Хохлова А. Ю. Значение жестового языка для детско-родительского общения в семьях, воспитывающих глухих детей / Хохлова А. Ю.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 79-81.
Роснач Д. На языке жестов / Роснач Д.// Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 3. - С. 40-41.
Екинцев В. И. Роль невербальной коммуникации в становлении личности / Екинцев В. И.// Психология обучения. - 2008. - № 8. - С. 46-54.
Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации: [дети с ОНР] / Бестужева Е. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 62 - 67.
Дудьев В. П. Невербальная коммуникация и ее развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе коррекционно - педагогического воздействия / Дудьев В. П.// Практическая психология и логопедия. - 2007. - №1. - С. 17 - 21.
Фейгенберг Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г.// Вопpосы психологии. - 1994.-№6. - с.74-79.
Зыкова М. А.О речевом общении глухих младших школьников / Зыкова М. А. // Дефектология.. - 2001.-№ 3.. - С.35-43.
Майорова Л. Школа коммуникативного образования. Образовательный проект для детей с ограниченными возможностями / Майорова Л., Шалимов Д.// Народное образование.. - 2002.-№ 5.. - С.204-206.
Зайцева Г. Л.Курс "Русский жестовый язык" (экпериментальная программа для школ глухих детей) / Зайцева Г. Л.// Дефектология.. - 2002.-№1.. - с.32-42.
Зыкова Т. С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей / Зыкова Т. С.// Дефектология.. - 2003.-№1.. - с.8-15.
Дорофеева И. И.Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом / Дорофеева И. И., Гиндина Е. А., Теплоухова И. А., Лосева Л. Л.// Дефектология.. - 2003.-№1.. - с.54-60.
Шаповал И. А. Овладение письменной речью слабослышащими школьниками: самоконтроль и самокоррекция / Шаповал И. А.// Дефектология.. - 2000.-№2.. - с.22-27.
Мамина А. С. Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации / Мамина А. С.// Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 99-101.
Практическое занятие № 2-3 (4 часа) Тема: Структура и функции дактильной речи.
План:
Термин «дактилология».
История возникновения дактильного алфавита.
Способы дактильного воспроизведения алфавитов национальных языков.
Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Тренинг на базе школы для детей с нарушенным слухом: «Дактильный алфавит, его особенности». Задания для самостоятельной работы:
1.Конспект статьи Майоровой Л. «Школа коммуникативного образования. Образовательный проект для детей с ограниченными возможностями» из журнала Народное образование.. - 2002.-№ 5.. - С.204-206.
2. Конспект статьи Фейгенберга Е. И. «Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности» из журнала «Вопpосы психологии». - 1994.-№6. - с.74-79.
3. Конспект «Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности» Литература:
Основная:
Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ. вузов / Зайцева Г. Л. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 192 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00373-9 [Гриф] : 52-00 ; 48-00.
Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 415 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1656-0 : 275-77.
Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031600-Сурдопедагогика, 031900-Спец. психология, 032000-Спец. дошк. педагогика и психология / Богданова Т. Г. - М. : Академия, 2002. - 224 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0874-4[Гриф] : 60-00 ; 57-15 ; 62-92 ; 63-80 ; 70-07 ; 58-96.
Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / Димскис Л. С. - М. : Академия, 2002. - 120 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0855-8 : 43-47;55-00.
Дополнительная:
Басилова Т. А.Тактильная форма речи в общении детей и взрослых с нарушениями в развитии / Басилова Т. А.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 73-74.
Хохлова А. Ю. Значение жестового языка для детско-родительского общения в семьях, воспитывающих глухих детей / Хохлова А. Ю.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 79-81.
Роснач Д. На языке жестов / Роснач Д.// Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 3. - С. 40-41.
Екинцев В. И. Роль невербальной коммуникации в становлении личности / Екинцев В. И.// Психология обучения. - 2008. - № 8. - С. 46-54.
Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации: [дети с ОНР] / Бестужева Е. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 62 - 67.
Дудьев В. П. Невербальная коммуникация и ее развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе коррекционно - педагогического воздействия / Дудьев В. П.// Практическая психология и логопедия. - 2007. - №1. - С. 17 - 21.
Фейгенберг Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г.// Вопpосы психологии. - 1994.-№6. - с.74-79.
Практическое занятие № 4 (2 часа) Тема: Система жестового общения глухих. Лингвистический анализ. План:
Калькирующая жестовая речь и русская жестовая речь.
Лексический состав КЖР.
Лингвистический анализ русского жестового языка (РЖЯ).
Вопросы для коллективного обсуждения:
Особенности калькирующей жестовой речи и русской жестовой речи.
Анализ лексического состава КЖР (классы жестов).
Лингвистический анализ русского жестового языка (РЖЯ).
Задания для самостоятельной работы:
1.Конспект статьи Роснач Д. «На языке жестов» из журнала Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 3. - С. 40-41.
2.Доклады «Калькирующая жестовая речь», «Русская жестовая речь».
Литература:
Основная:
Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ. вузов / Зайцева Г. Л. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 192 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00373-9 [Гриф] : 52-00 ; 48-00.
Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 415 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1656-0 : 275-77.
Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031600-Сурдопедагогика, 031900-Спец. психология, 032000-Спец. дошк. педагогика и психология / Богданова Т. Г. - М. : Академия, 2002. - 224 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0874-4[Гриф] : 60-00 ; 57-15 ; 62-92 ; 63-80 ; 70-07 ; 58-96.
Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / Димскис Л. С. - М. : Академия, 2002. - 120 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0855-8 : 43-47;55-00.
Дополнительная:
Басилова Т. А.Тактильная форма речи в общении детей и взрослых с нарушениями в развитии / Басилова Т. А.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 73-74.
Хохлова А. Ю. Значение жестового языка для детско-родительского общения в семьях, воспитывающих глухих детей / Хохлова А. Ю.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 79-81.
Роснач Д. На языке жестов / Роснач Д.// Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 3. - С. 40-41.
Екинцев В. И. Роль невербальной коммуникации в становлении личности / Екинцев В. И.// Психология обучения. - 2008. - № 8. - С. 46-54.
Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации: [дети с ОНР] / Бестужева Е. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 62 - 67.
Дудьев В. П. Невербальная коммуникация и ее развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе коррекционно - педагогического воздействия / Дудьев В. П.// Практическая психология и логопедия. - 2007. - №1. - С. 17 - 21.
Фейгенберг Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г.// Вопpосы психологии. - 1994.-№6. - с.74-79.
Практическое занятие № 5,6 (4 часа)
|