Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 365.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации27.10.2013
Размер365.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
Цель данного курса: сформировать у студентов целостное представление о вербальных и невербальных средствах коммуникации лиц с нарушенным слухом, педагогических возможностях этих средств.

Задачи:

  1. ознакомить с основами жестовой речи и дактилологии как пространственно-двигательными системами общения;

  2. дать представление об альтернативных подходах к вопросу общения лиц с нарушенным слухом в отечественной и зарубежной сурдопедагогике;

  3. сформировать у студентов начальные навыки общения посредством жестовой и дактильной речи.

В ходе освоения дисциплины студентов предстоит ввести в круг сложных теоретических проблем современной науки – лингвистических, психологических и пр. Курс является важным этапом в практическом освоении дисциплин сурдопедагогического профиля.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

  • знать теоретические основы построения современной дактильной и жестовой речи, использования их в общении с неслышащими людьми;

  • иметь представление об основных вербальных и невербальных средствах общения;

  • уметь применять усвоенные знания в сфере дактильной и жестовой речи в общении с лицами с нарушенным слухом.


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

вар

2

вар

3

вар

1.

Дактильная и жестовая речь глухих – кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации

Найти словарные и энциклопедические определения следующим понятиям: жест, мимика, речь, вербальная и невербальная коммуникация, общение.

4

4

4

Диктант основных понятий курса

2.

Структура и функции дактильной речи.

Составить и заполнить таблицу «Структура и функции дактильной речи»

8

6

6

Устный опрос

3.

Система жестового общения глухих. Лингвистический анализ.

Конспект статьи Прозоровой Е.В. «Российский жестовый язык как предмет лингвистического исследования»// Вопросы языкознания.-2007.- № 1, с 44-61


10


6


6

Реферативное сообщение

4.

Развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих

Сделать конспект статьи Горошкова А.В. Развитие словесной речи глухих учащихся на уроках георафии в условиях билингвистического обучения. //Дефектология. – 1999. - №2.

8

6

6

показ упражнений в ходе тренинга

5.


Проблема использования дактильной и жестовой речи в сурдопедагогическом процессе.

1.Выполнить конспекты статей:

    • Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? //Дефектология. – 1999. - №2.

    • Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики //Дефектология. – 1998. - №2.

    • Зайцева Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) //Дефектология. – 1999. - №5-6.

4

4

4

выполнение тестов

2. Написать эссе на тему: «Дактильная и жестовая речь: благо или вред?».

(см. лит-ру к ПР №7-8)


2

2

2

выполнение тестов

3. Подготовить этюд (1-2 мин.) с использованием жестовой речи.

4

-

-

показ заданий в ходе тренинга

Итого

40

28

28





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема: Дактильная и жестовая речь глухих – кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации.
План:

  1. Основные понятия курса: дактильная речь, дактилирование, дактильный язык, кинетическая система коммуникации, вербальная и невербальная коммуникация, жест.

  2. Русская жестовая речь (РЖР).

  3. Калькирующая жестовая речь (КЖР)

  4. Национальные жестовые системы.


Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Общение и его значение в жизни человека.

  2. Кинетические системы коммуникации человечества (жесты спортивных судей, жестовая речь индейцев, дактильная, жестовая речь и др.), сходства и различия в их структуре и функциях.

  3. Вербальная и невербальная коммуникация.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти словарные и энциклопедические определения следующим понятиям: жест, мимика, речь, вербальная и невербальная коммуникация, общение.


Литература:

Основная:

  1. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ. вузов / Зайцева Г. Л. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 192 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00373-9 [Гриф] : 52-00 ; 48-00.

  2. Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 415 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1656-0 : 275-77.

  3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031600-Сурдопедагогика, 031900-Спец. психология, 032000-Спец. дошк. педагогика и психология / Богданова Т. Г. - М. : Академия, 2002. - 224 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0874-4[Гриф] : 60-00 ; 57-15 ; 62-92 ; 63-80 ; 70-07 ; 58-96.

  4. Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / Димскис Л. С. - М. : Академия, 2002. - 120 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0855-8 : 43-47;55-00.

  5. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. вузов / Головчиц Л. А. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 302 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00620-7[Гриф] : 52-27 ; 75-00 ; 90-00.

  6. Сурдопедагогика : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 031600 "Сурдопедагогика" / Багрова И. Г., Богданова Т. Г, Большакова Е. А., Зыкова М. А.; под ред. Е. Г. Речицкой. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01320-3 [Гриф МО] : 142-50 ; 99-24.

  7. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 40600 (00600) Педагогика / Г. Н. Пенина [и др.] ; под ред. Г. Н. Пенина, З. А. Пономаревой. - СПб. : КАРО, 2006. - 496 с. : табл. - ISBN 5-89815-687-9 [Гриф УМО] : 196-00.


Дополнительная:

  1. Басилова Т. А.Тактильная форма речи в общении детей и взрослых с нарушениями в развитии / Басилова Т. А.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 73-74.

  2. Хохлова А. Ю. Значение жестового языка для детско-родительского общения в семьях, воспитывающих глухих детей / Хохлова А. Ю.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 79-81.

  3. Роснач Д. На языке жестов / Роснач Д.// Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 3. - С. 40-41.

  4. Екинцев В. И. Роль невербальной коммуникации в становлении личности / Екинцев В. И.// Психология обучения. - 2008. - № 8. - С. 46-54.

  5. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации: [дети с ОНР] / Бестужева Е.
    // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 62 - 67.

  6. Дудьев В. П. Невербальная коммуникация и ее развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе коррекционно - педагогического воздействия / Дудьев В. П.// Практическая психология и логопедия. - 2007. - №1. - С. 17 - 21.

  7. Фейгенберг Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г.// Вопpосы психологии. - 1994.-№6. - с.74-79.

  8. Зыкова М. А.О речевом общении глухих младших школьников / Зыкова М. А. // Дефектология.. - 2001.-№ 3.. - С.35-43.

  9. Майорова Л. Школа коммуникативного образования. Образовательный проект для детей с ограниченными возможностями / Майорова Л., Шалимов Д.// Народное образование.. - 2002.-№ 5.. - С.204-206.

  10. Зайцева Г. Л.Курс "Русский жестовый язык" (экпериментальная программа для школ глухих детей) / Зайцева Г. Л.// Дефектология.. - 2002.-№1.. - с.32-42.

  11. Зыкова Т. С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей / Зыкова Т. С.// Дефектология.. - 2003.-№1.. - с.8-15.

  12. Дорофеева И. И.Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом / Дорофеева И. И., Гиндина Е. А., Теплоухова И. А., Лосева Л. Л.// Дефектология.. - 2003.-№1.. - с.54-60.

  13. Шаповал И. А. Овладение письменной речью слабослышащими школьниками: самоконтроль и самокоррекция / Шаповал И. А.// Дефектология.. - 2000.-№2.. - с.22-27.

  14. Мамина А. С. Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации / Мамина А. С.// Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 99-101.



Практическое занятие № 2-3 (4 часа)
Тема: Структура и функции дактильной речи.

План:

  1. Термин «дактилология».

  2. История возникновения дактильного алфавита.

  3. Способы дактильного воспроизведения алфавитов национальных языков.

  4. Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Тренинг на базе школы для детей с нарушенным слухом: «Дактильный алфавит, его особенности».
Задания для самостоятельной работы:

1.Конспект статьи Майоровой Л. «Школа коммуникативного образования. Образовательный проект для детей с ограниченными возможностями» из журнала Народное образование.. - 2002.-№ 5.. - С.204-206.

2. Конспект статьи Фейгенберга Е. И. «Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности» из журнала «Вопpосы психологии». - 1994.-№6. - с.74-79.

3. Конспект «Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности»
Литература:

Основная:

  1. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ. вузов / Зайцева Г. Л. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 192 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00373-9 [Гриф] : 52-00 ; 48-00.

  2. Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 415 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1656-0 : 275-77.

  3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031600-Сурдопедагогика, 031900-Спец. психология, 032000-Спец. дошк. педагогика и психология / Богданова Т. Г. - М. : Академия, 2002. - 224 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0874-4[Гриф] : 60-00 ; 57-15 ; 62-92 ; 63-80 ; 70-07 ; 58-96.

  4. Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / Димскис Л. С. - М. : Академия, 2002. - 120 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0855-8 : 43-47;55-00.


Дополнительная:

  1. Басилова Т. А.Тактильная форма речи в общении детей и взрослых с нарушениями в развитии / Басилова Т. А.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 73-74.

  2. Хохлова А. Ю. Значение жестового языка для детско-родительского общения в семьях, воспитывающих глухих детей / Хохлова А. Ю.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 79-81.

  3. Роснач Д. На языке жестов / Роснач Д.// Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 3. - С. 40-41.

  4. Екинцев В. И. Роль невербальной коммуникации в становлении личности / Екинцев В. И.// Психология обучения. - 2008. - № 8. - С. 46-54.

  5. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации: [дети с ОНР] / Бестужева Е.
    // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 62 - 67.

  6. Дудьев В. П. Невербальная коммуникация и ее развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе коррекционно - педагогического воздействия / Дудьев В. П.// Практическая психология и логопедия. - 2007. - №1. - С. 17 - 21.

  7. Фейгенберг Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г.// Вопpосы психологии. - 1994.-№6. - с.74-79.



Практическое занятие № 4 (2 часа)
Тема: Система жестового общения глухих. Лингвистический анализ.
План:

  1. Калькирующая жестовая речь и русская жестовая речь.

  2. Лексический состав КЖР.

  3. Лингвистический анализ русского жестового языка (РЖЯ).


Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Особенности калькирующей жестовой речи и русской жестовой речи.

  2. Анализ лексического состава КЖР (классы жестов).

  3. Лингвистический анализ русского жестового языка (РЖЯ).



Задания для самостоятельной работы:

1.Конспект статьи Роснач Д. «На языке жестов» из журнала Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 3. - С. 40-41.

2.Доклады «Калькирующая жестовая речь», «Русская жестовая речь».



  1. Литература:

Основная:

  1. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ. вузов / Зайцева Г. Л. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 192 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00373-9 [Гриф] : 52-00 ; 48-00.

  2. Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 415 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1656-0 : 275-77.

  3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031600-Сурдопедагогика, 031900-Спец. психология, 032000-Спец. дошк. педагогика и психология / Богданова Т. Г. - М. : Академия, 2002. - 224 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0874-4[Гриф] : 60-00 ; 57-15 ; 62-92 ; 63-80 ; 70-07 ; 58-96.

  4. Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык : учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / Димскис Л. С. - М. : Академия, 2002. - 120 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0855-8 : 43-47;55-00.

Дополнительная:

  1. Басилова Т. А.Тактильная форма речи в общении детей и взрослых с нарушениями в развитии / Басилова Т. А.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 73-74.

  2. Хохлова А. Ю. Значение жестового языка для детско-родительского общения в семьях, воспитывающих глухих детей / Хохлова А. Ю.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 79-81.

  3. Роснач Д. На языке жестов / Роснач Д.// Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 3. - С. 40-41.

  4. Екинцев В. И. Роль невербальной коммуникации в становлении личности / Екинцев В. И.// Психология обучения. - 2008. - № 8. - С. 46-54.

  5. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации: [дети с ОНР] / Бестужева Е.
    // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 62 - 67.

  6. Дудьев В. П. Невербальная коммуникация и ее развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе коррекционно - педагогического воздействия / Дудьев В. П.// Практическая психология и логопедия. - 2007. - №1. - С. 17 - 21.

  7. Фейгенберг Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г.// Вопpосы психологии. - 1994.-№6. - с.74-79.



Практическое занятие № 5,6 (4 часа)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск