Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи





Скачать 116.51 Kb.
НазваниеПоложение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи
Дата публикации31.07.2013
Размер116.51 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Военное дело > Закон

Принято:

на педсовете №____

от «___» __________

20 года

Утверждаю: Заведующая МКДОУ

д/с № 281

______________ Г.И.Бугеро

«____» ____________ 20 года


ПОЛОЖЕНИЕ

о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска
«Детский сад № 281 комбинированного вида»

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение о группах детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (далее – группы компенсирующей направленности) в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 281 комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.96  №12-ФЗ);

  • Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ;

  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении,   от 12.09.2008 №666;

  • Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.2660-10);

  • Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 г. №288 с изменениями и дополнениями от 10.03.2000 г.   №212;

  • Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. №191 «О продолжительности

               рабочего времени (нормах часах педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»;

  • Уставом МКДОУ д/с № 281.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности групп компенсирующей направленности.

1.3. Группы компенсирующей направленности создаются в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития - фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), общим недоразвитием речи (ОНР) - в возрасте 5-6 лет (старшая) и 6-7 лет (подготовительная).

1.4. Цель организации группы компенсирующей направленности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовки детей к успешному обучению в общеобразовательном учреждении.

1.5. Основные задачи группы компенсирующей направленности:

- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения,     усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;

- своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;

- активизация познавательной деятельности детей;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных              представителей).  
2. Порядок приема в группы компенсирующей направленности
2.1.Группа компенсирующей направленности формируется из детей 5-7 лет при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте, имеющие нарушения речевого развития: ФФНР, ОНР.

2.2.Комплектование групп компенсирующей направленности детьми осуществляется на основании заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и только с согласия родителей (заявление).

2.3.Длительность пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности устанавливается ПМПК и зависит от структуры речевого дефекта.

2.4.В первую очередь в группы компенсирующей направленности зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии, препятствующие их успешному освоению образовательных программ.

2.5.Отбор детей в логопедическую группу осуществляется ежегодно в марте-апреле месяце по результатам речевого обследования детей учителем-логопедом и диспансеризации детей.

Для определения ребенка в группу компенсирующей направленности необходимы следующие документы:

  • заявление родителей о приеме (если ребенок поступает в ДОУ из другого учреждения или из семьи) или заявление о зачислении в логопедическую группу (если ребенок посещает данное ДОУ),

  • протокол и путёвка-направление ПМПК с заключением специалистов и указанием необходимого срока пребывания ребенка в логопедической группе.

2.6.Перевод детей из групп компенсирующей направленности в общеразвивающие осуществляется на основании заключения ПМПК
3. Организация деятельности групп компенсирующей направленности
3.1. Группы компенсирующей направленности в ДОУ открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города Новосибирска и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении.

3.2. В группу компенсирующей направленности зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

- фонетическое недоразвитие (ФН);

- заикание.

3.3. В группу компенсирующей направленности детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы два года. Предельная наполняемость группы – не более 10 человек.

3.4. В группу компенсирующей направленности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость группы – не более 12 человек.

3.5. Не подлежат приёму в группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи при ДОУ общего типа следующие дети:

  • Глухие и слабослышащие;

  • Слепые и слабовидящие;

  • Дети, имеющие недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

  • Дети с психопатоподобным поведением, страдающие эпилепсией, шизофренией;

  • Дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • Дети, речевые нарушения которых могут быть исправлены в условиях логопедического пункта;

  • Дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приёма в детские сады общего типа.

3.6. Если в период пребывания ребёнка в группе для детей с нарушениями речи выявляются дефекты слуха, умственная отсталость или другие противопоказания, перечисленные в п. 3.5., то ребёнок подлежит обязательному отчислению из группы и при наличии соответствующих учреждений специального назначения переводу в них. Вопрос о переводе ребёнка в учреждение другого профиля или отчисления из группы решается на психолого-медико-педагогической консилиуме (ПМПк) ДОУ в середине учебного года или районной ПМПК по итогам учебного года.

3.7. На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности, учитель-логопед заполняет речевую карту.

3.8. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 

3.9. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

3.10. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся согласно расписания, составленного учителем-логопедом с учетом режима работы ДОУ и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

3.11. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

3.12. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю (при соблюдении предельной наполняемости группы не более 10 человек):

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

3.13. Подгрупповые занятия проводятся:

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю (при соблюдении предельной наполняемости группы не более 10 человек);

- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю (при соблюдении предельной наполняемости группы не более 12 человек); 

3.14. Продолжительность группового логопедического занятия: 

- в старшей группе - 20-25 минут;

- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

3.15. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. 

3.16. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5 минут.

3.17. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.

3.18. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется районной ПМПК после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

3.19. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в городскую ПМПК. 

3.20. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий ДОУ.
4. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности
4.1.Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» для детей старшей группы детского сада Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, для детей 7-го года жизни Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также по индивидуальным коррекционным программам, составленным на каждого ребенка.

4.2.Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется учебным (календарным) планом, расписанием занятий, перспективными тематическими планами, режимом дня.

4.3. Диагностика уровня развития детей в группе компенсирующей направленности осуществляется 3 раза в год (сентябрь, январь, май).
5. Штаты и руководство группой компенсирующей направленности
5.1. Руководство группами компенсирующей направленности

5.1.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

5.1.2. Заведующая ДОУ:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

- подбирает в группу компенсирующей направленности постоянных воспитателей, имеющих высшее и среднеспециальное педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой;

5.1.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районных, городских методических объединениях учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

5.2. Права и обязанности учителя-логопеда

5.2.1. В штат ДОУ вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

5.2.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

5.2.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.2.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в группе компенсирующей направленности, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

5.2.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам ДОУ и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

5.2.6. Учитель-логопед:

- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп ДОУ;

- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка; 

- готовит документы для обследования детей на ПМПК с целью определения в группы компенсирующей направленности;

- комплектует группы компенсирующей направленности;

- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы ДОУ;

- представляет администрации ДОУ и старшему логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в ДОУ и результатах коррекционно-развивающей работы;

- поддерживает связь с учителями-логопедами других ДОУ, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

- информирует педагогический коллектив ДОУ о задачах, содержании, работы группы компенсирующей направленности;

- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

5.2.7. Учитель-логопед группы компенсирующей направленности ДОУ пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

5.2.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в группе компенсирующей направленности ДОУ, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю.

5.2.9. Учитель-логопед ведёт документацию:

- годовой план;

- журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

- перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;

- расписание занятий;

- журнал посещаемости;

- журнал учета детей, зачисленных в логопедические группы;

- речевые карты;

- индивидуальные тетради для занятий с детьми;

- отчет логопеда за год.

5.3.Воспитатель группы компенсирующей направленности

5.3.1.Осуществляет:

  • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики воспитанников, закрепление произношения, поставленных учителем-логопедом звуков;

  • обогащение, уточнение и активизацию отработанной лексики в соответствии с лексическими темами коррекционной программы; упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях;

  • закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза, закрепление навыков чтения и письма;

  • работу по созданию развивающей речевой среды в группе компенсирующей направленности, участвует в ее преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ;

  • подготовку и проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с тематическим планированием.

5.3.2.Работает в тесном контакте с учителем-логопедом, другими воспитателями, иными педагогическими работниками, родителями воспитанников (заменяющими их лицами).

5.3.3. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций учителя-логопеда планирует и проводит с воспитанниками с нарушениями речи коррекционно-развивающую работу (с подгруппой или индивидуально).


6. Материально-техническое и финансовое обеспечение
6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении ДОУ.

6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. 

6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

6.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию ДОУ.

6.5. Оплата труда воспитателей, работающих в группе компенсирующей направленности ДОУ, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В течение учебного года мы приняли на занятия детей со следующими логопедическими заключениями: 54% детей с общим недоразвитием речи,...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма исследования 32
Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и рисованию в старшей группе №7 с фонетико-фонематическим...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconИтоговое занятие в конце года в подготовительной группе с воспитанниками...
Цель: подвести итоги коррекционной работы, подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития ребенка
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПриемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта...
Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Мгопу, 1993
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование дисциплины б 2 7 Логопедия (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПоложение о специальных медицинских группах мбоу займищенской сош общие положения
Министерства образования СССР от 27 мая 1982 г. №34-м «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах для занятий по...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для детей 6-летнего возраста, имеющих полноценный слух и интеллект, с фоонетико-фонематическим недоразвитием...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи...
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных...
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconРефератов по дисциплине «Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушением слуха и речи»
Особенности развития зрительного восприятия у глухих и слабослышащих средствами физической культуры
Положение о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для подготовки в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск