Скачать 116.51 Kb.
|
Принято: на педсовете №____ от «___» __________ 20 года Утверждаю: Заведующая МКДОУ д/с № 281 ______________ Г.И.Бугеро «____» ____________ 20 года ПОЛОЖЕНИЕ о группах с фонетико-фонематическим нарушением речи муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 281 комбинированного вида» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о группах детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (далее – группы компенсирующей направленности) в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 281 комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано в соответствии с:
рабочего времени (нормах часах педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»;
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности групп компенсирующей направленности. 1.3. Группы компенсирующей направленности создаются в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития - фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), общим недоразвитием речи (ОНР) - в возрасте 5-6 лет (старшая) и 6-7 лет (подготовительная). 1.4. Цель организации группы компенсирующей направленности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовки детей к успешному обучению в общеобразовательном учреждении. 1.5. Основные задачи группы компенсирующей направленности: - коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; - своевременное предупреждение нарушений чтения и письма; - активизация познавательной деятельности детей; - коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; - пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). 2. Порядок приема в группы компенсирующей направленности 2.1.Группа компенсирующей направленности формируется из детей 5-7 лет при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте, имеющие нарушения речевого развития: ФФНР, ОНР. 2.2.Комплектование групп компенсирующей направленности детьми осуществляется на основании заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и только с согласия родителей (заявление). 2.3.Длительность пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности устанавливается ПМПК и зависит от структуры речевого дефекта. 2.4.В первую очередь в группы компенсирующей направленности зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии, препятствующие их успешному освоению образовательных программ. 2.5.Отбор детей в логопедическую группу осуществляется ежегодно в марте-апреле месяце по результатам речевого обследования детей учителем-логопедом и диспансеризации детей. Для определения ребенка в группу компенсирующей направленности необходимы следующие документы:
2.6.Перевод детей из групп компенсирующей направленности в общеразвивающие осуществляется на основании заключения ПМПК 3. Организация деятельности групп компенсирующей направленности 3.1. Группы компенсирующей направленности в ДОУ открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города Новосибирска и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении. 3.2. В группу компенсирующей направленности зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: - общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии; - фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН); - фонетическое недоразвитие (ФН); - заикание. 3.3. В группу компенсирующей направленности детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы два года. Предельная наполняемость группы – не более 10 человек. 3.4. В группу компенсирующей направленности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость группы – не более 12 человек. 3.5. Не подлежат приёму в группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи при ДОУ общего типа следующие дети:
3.6. Если в период пребывания ребёнка в группе для детей с нарушениями речи выявляются дефекты слуха, умственная отсталость или другие противопоказания, перечисленные в п. 3.5., то ребёнок подлежит обязательному отчислению из группы и при наличии соответствующих учреждений специального назначения переводу в них. Вопрос о переводе ребёнка в учреждение другого профиля или отчисления из группы решается на психолого-медико-педагогической консилиуме (ПМПк) ДОУ в середине учебного года или районной ПМПК по итогам учебного года. 3.7. На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности, учитель-логопед заполняет речевую карту. 3.8. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 3.9. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи. 3.10. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся согласно расписания, составленного учителем-логопедом с учетом режима работы ДОУ и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. 3.11. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей. 3.12. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю (при соблюдении предельной наполняемости группы не более 10 человек): - с детьми, имеющими общее недоразвитие речи; - с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе. 3.13. Подгрупповые занятия проводятся: - с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю (при соблюдении предельной наполняемости группы не более 10 человек); - с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю (при соблюдении предельной наполняемости группы не более 12 человек); 3.14. Продолжительность группового логопедического занятия: - в старшей группе - 20-25 минут; - в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. 3.15. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. 3.16. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5 минут. 3.17. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда. 3.18. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется районной ПМПК после окончания срока коррекционно-логопедического обучения. 3.19. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в городскую ПМПК. 3.20. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий ДОУ. 4. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности 4.1.Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» для детей старшей группы детского сада Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, для детей 7-го года жизни Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также по индивидуальным коррекционным программам, составленным на каждого ребенка. 4.2.Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется учебным (календарным) планом, расписанием занятий, перспективными тематическими планами, режимом дня. 4.3. Диагностика уровня развития детей в группе компенсирующей направленности осуществляется 3 раза в год (сентябрь, январь, май). 5. Штаты и руководство группой компенсирующей направленности 5.1. Руководство группами компенсирующей направленности 5.1.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения. 5.1.2. Заведующая ДОУ: - обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы; - подбирает в группу компенсирующей направленности постоянных воспитателей, имеющих высшее и среднеспециальное педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. - обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой; 5.1.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районных, городских методических объединениях учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др. 5.2. Права и обязанности учителя-логопеда 5.2.1. В штат ДОУ вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи. 5.2.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия». 5.2.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5.2.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в группе компенсирующей направленности, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. 5.2.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам ДОУ и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка. 5.2.6. Учитель-логопед: - обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп ДОУ; - обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка; - готовит документы для обследования детей на ПМПК с целью определения в группы компенсирующей направленности; - комплектует группы компенсирующей направленности; - проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма; - осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы ДОУ; - представляет администрации ДОУ и старшему логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в ДОУ и результатах коррекционно-развивающей работы; - поддерживает связь с учителями-логопедами других ДОУ, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций; - информирует педагогический коллектив ДОУ о задачах, содержании, работы группы компенсирующей направленности; - ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи; - повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 5.2.7. Учитель-логопед группы компенсирующей направленности ДОУ пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации. 5.2.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в группе компенсирующей направленности ДОУ, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю. 5.2.9. Учитель-логопед ведёт документацию: - годовой план; - журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки; - перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН; - расписание занятий; - журнал посещаемости; - журнал учета детей, зачисленных в логопедические группы; - речевые карты; - индивидуальные тетради для занятий с детьми; - отчет логопеда за год. 5.3.Воспитатель группы компенсирующей направленности 5.3.1.Осуществляет:
5.3.2.Работает в тесном контакте с учителем-логопедом, другими воспитателями, иными педагогическими работниками, родителями воспитанников (заменяющими их лицами). 5.3.3. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций учителя-логопеда планирует и проводит с воспитанниками с нарушениями речи коррекционно-развивающую работу (с подгруппой или индивидуально). 6. Материально-техническое и финансовое обеспечение 6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении ДОУ. 6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. 6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием. 6.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию ДОУ. 6.5. Оплата труда воспитателей, работающих в группе компенсирующей направленности ДОУ, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В течение учебного года мы приняли на занятия детей со следующими логопедическими заключениями: 54% детей с общим недоразвитием речи,... | Программа исследования 32 Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и рисованию в старшей группе №7 с фонетико-фонематическим... | Итоговое занятие в конце года в подготовительной группе с воспитанниками... Цель: подвести итоги коррекционной работы, подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития ребенка | ||
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта... Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Мгопу, 1993 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование дисциплины б 2 7 Логопедия (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному... | Положение о специальных медицинских группах мбоу займищенской сош общие положения Министерства образования СССР от 27 мая 1982 г. №34-м «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах для занятий по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для детей 6-летнего возраста, имеющих полноценный слух и интеллект, с фоонетико-фонематическим недоразвитием... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи... Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных... | ||
Рефератов по дисциплине «Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушением слуха и речи» Особенности развития зрительного восприятия у глухих и слабослышащих средствами физической культуры | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для подготовки в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования,... |