Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 247.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации13.01.2014
Размер247.97 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка.
«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», допущенной Министерством образования РФ.
Цель: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.

Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развитие связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма и чтения (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)
Основные направления программы.


  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

  • постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произношения);

  • дифференциация звуков на слух и в произношении;

  • формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

  • развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с корректными условиями общения.




  1. Формирование навыков звукового анализа слов; членение предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.

  2. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

    • развитие качественной характеристики лексических средств;

    • выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

    • развитие внимания и интереса к слову; умения выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;

    • обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных высказываний.

  3. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

  4. Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).


Основная цель лексических заданий - научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для этого подбираются упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительными. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью.


Методические рекомендации.

Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН.

1. Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть воспитана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем.

2.Соблюдение последовательности коррекции звуков.

В первую очередь осуществляется уточнение произношения сохранных или опорных звуков: их артикуляция. В результате уточнения произносительных навыков создается основа для развития навыков фонематического восприятия.

В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильными. Сознательному усвоению звука способствует выделение характерных признаков, как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает их полноценную дифференциацию.

Существенным является сопоставление каждого изучаемого звука с раннее изученным и с неисправленным, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются «далекие» звуки (резко противопоставленные по артикуляции и по звучанию), а затем вводятся упражнения на различение «близких» звуков.

При автоматизации исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. При отборе словаря учитываются разные позиции звуков в слове, отдельно закрепляются твердые и мягкие варианты фонем. Важно соблюдать принцип сознательной опоры назначения слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слова (кашка – каска).

Область применения усилий логопеда по разделу: Развитие речи.

Содержание логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом корректных представлений и речевого опыты, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам базисной программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно- падежными конструкциями.

Работа логопеда над словарем носит выборочный характер, в нее входит накопление и уточнение слов (существительных, прилагательных) имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение.
Срок реализации данной программы один год, что соответствует специфике и работы с детьми в условиях логопункта. Она рассчитана на занятия с детьми старшего дошкольного возраста имеющими фонетическое и фонетико – фонематическое нарушения речи.
Обучение на занятиях

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте в дошкольном образовательном учреждении»

- основной формой организации логопедической работы на логопункте являются подгрупповые и индивидуальные занятия.

- коррекционная работа с подгруппой детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фронтальные занятия проводятся 1 раз в неделю (интегрированное занятие: подготовка к обучению грамоте + развитие лексико-грамматических категорий).

- с воспитанниками, имеющими фонетическое недоразвитие речи, - 1 раз в неделю (подготовка к обучению грамоте).

- продолжительность логопедического фронтального занятия – 30 - 35 мин, индивидуальных занятий – 10 минут с каждым ребенком. После формирования у детей способности четкого быстрого выполнения заданий формируются подгруппы по 2 человека с целью закрепления речевых навыков.

Продолжительность занятий с детьми в течение года:

  • фонетическим недоразвитием речи - от 3 до 9 месяцев;

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в течение года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  1. Развитие артикуляционного праксиса.

  2. Фонационные упражнения.

  3. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.

  4. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков в соответствии с планом индивидуальных занятий.

  5. Автоматизация и дифференциация поставленных или исправленных звуков.

  6. Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.

  7. Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.

  8. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо, закрепление грамматических категорий с учетом исправленных звуков в случае индивидуальных затруднений.


Задачи и содержание фронтальных занятий:


  1. Усвоение (автоматизация) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

  2. Формирование умения войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.

  3. Содержание фронтальных занятий представлено по периодам обучения.


В итоге логопедической работы дети должны:


  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

  • Четко дифференцировать все изученные звуки;

  • Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

  • Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • Производить элементарный звуковой анализ и синтез;

  • Овладевать интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


Список литературы.

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико –грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2006.

  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико –грамматического недоразвития речи у старших дошкольников. СПб., 2007.

  3. Борисова Е.А.Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М., 2008.

  4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 2006.

  6. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. Методическое пособие. М., 2005.

  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 2007.

  8. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., 2006.

  9. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи (конспекты занятий). М., 2008.

  10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 -6 лет (сценарии занятий). М., 2004.

  11. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО, 2006.

  12. Колесникова Е.В. Развитие звуко –буквенного анализа у дошкольников (конспекты занятий). М., 1996.

  13. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.

  14. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.

  15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2003.

  16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. –Ростов – на- Дону:, 2002.

  17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб, 2008

  18. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (старшая группа). М., 2004.

  19. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. М., 2000.

  20. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду (занятия с детьми 5-6 лет). М., 2007.

  21. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2004.

  22. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР(альбомы). М., 2008.

  23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием. М., 2004.

  24. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

  25. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 -7 лет. М.: 2001.

  26. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи (конспекты занятий в старшей и подготовительной группах) М., 2007.

Программное содержание логопедической работы

по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей

в подготовительной группе по периодам обучения

I период (октябрь, ноябрь).



Звуки


Элементарные навыки письма и чтения



Лексико-грамматические

средства языка



Связная речь


А О
У И
Э Ы
П – Пь
М – Мь
Б – Бь



1.Выделение начального гласного из слов(Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных(аи, уаи).

Анализ и синтез обратных слогов, например: «ат»; выделение последнего согласного из слов(мак, кот).Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов(ком, кнут).Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов (та, ми)и слов (суп, кит).

2. Формирование навыка слогового чтения.

Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов(ат, ит).

Выкладывание из фишек и букв, а так же слитное чтение прямых слогов(та, ми)с ориентировкой на гласную букву.

Преобразование слогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов ( типа кит, сом)


1.Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления : существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а(куски, кусты, кружки, письма);различных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т.д.).

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли…собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе(поет Валя, поют…дети);привлечение внимания к родовой принадлежности предметов(мой…стакан, моя…сумка).

3.Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки(наливает, поливает,..);способом присоединения суффиксов(мех – меховой –меховая, лимон – лимонный – лимонная);способом словосложения(пылесос, сенокос), к словам с уменьшительно-ласкательным значением(пенек, лесок)


Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением(Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? Делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопрос.

Составление простых распространенных пред-ложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с,со по картинкам, по демонстрации действий, по

вопросам.

Объединение нескольких предложений в небольшой

рассказ.

Заучивание текстов наизусть.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск