Пояснительная записка. «Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», допущенной Министерством образования РФ. Цель: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развитие связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма и чтения (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) Основные направления программы.
Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произношения);
дифференциация звуков на слух и в произношении;
формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с корректными условиями общения.
Формирование навыков звукового анализа слов; членение предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.
Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
развитие качественной характеристики лексических средств;
выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
развитие внимания и интереса к слову; умения выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;
обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных высказываний.
Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.
Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).
Основная цель лексических заданий - научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для этого подбираются упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительными. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью.
Методические рекомендации.
Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН.
1. Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть воспитана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем.
2.Соблюдение последовательности коррекции звуков.
В первую очередь осуществляется уточнение произношения сохранных или опорных звуков: их артикуляция. В результате уточнения произносительных навыков создается основа для развития навыков фонематического восприятия.
В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильными. Сознательному усвоению звука способствует выделение характерных признаков, как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает их полноценную дифференциацию.
Существенным является сопоставление каждого изучаемого звука с раннее изученным и с неисправленным, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются «далекие» звуки (резко противопоставленные по артикуляции и по звучанию), а затем вводятся упражнения на различение «близких» звуков.
При автоматизации исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. При отборе словаря учитываются разные позиции звуков в слове, отдельно закрепляются твердые и мягкие варианты фонем. Важно соблюдать принцип сознательной опоры назначения слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слова (кашка – каска).
Область применения усилий логопеда по разделу: Развитие речи.
Содержание логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом корректных представлений и речевого опыты, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам базисной программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно- падежными конструкциями.
Работа логопеда над словарем носит выборочный характер, в нее входит накопление и уточнение слов (существительных, прилагательных) имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение. Срок реализации данной программы один год, что соответствует специфике и работы с детьми в условиях логопункта. Она рассчитана на занятия с детьми старшего дошкольного возраста имеющими фонетическое и фонетико – фонематическое нарушения речи. Обучение на занятиях
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте в дошкольном образовательном учреждении»
- основной формой организации логопедической работы на логопункте являются подгрупповые и индивидуальные занятия.
- коррекционная работа с подгруппой детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фронтальные занятия проводятся 1 раз в неделю (интегрированное занятие: подготовка к обучению грамоте + развитие лексико-грамматических категорий).
- с воспитанниками, имеющими фонетическое недоразвитие речи, - 1 раз в неделю (подготовка к обучению грамоте).
- продолжительность логопедического фронтального занятия – 30 - 35 мин, индивидуальных занятий – 10 минут с каждым ребенком. После формирования у детей способности четкого быстрого выполнения заданий формируются подгруппы по 2 человека с целью закрепления речевых навыков.
Продолжительность занятий с детьми в течение года:
фонетическим недоразвитием речи - от 3 до 9 месяцев;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в течение года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка. Задачи и содержание индивидуальных занятий:
Развитие артикуляционного праксиса.
Фонационные упражнения.
Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.
Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков в соответствии с планом индивидуальных занятий.
Автоматизация и дифференциация поставленных или исправленных звуков.
Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо, закрепление грамматических категорий с учетом исправленных звуков в случае индивидуальных затруднений.
Задачи и содержание фронтальных занятий:
Усвоение (автоматизация) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.
Формирование умения войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.
Содержание фронтальных занятий представлено по периодам обучения.
В итоге логопедической работы дети должны:
Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
Четко дифференцировать все изученные звуки;
Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
Производить элементарный звуковой анализ и синтез;
Овладевать интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Список литературы.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико –грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2006.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико –грамматического недоразвития речи у старших дошкольников. СПб., 2007.
Борисова Е.А.Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М., 2008.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 2006.
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. Методическое пособие. М., 2005.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 2007.
Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., 2006.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи (конспекты занятий). М., 2008.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 -6 лет (сценарии занятий). М., 2004.
Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО, 2006.
Колесникова Е.В. Развитие звуко –буквенного анализа у дошкольников (конспекты занятий). М., 1996.
Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2003.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. –Ростов – на- Дону:, 2002.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб, 2008
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (старшая группа). М., 2004.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. М., 2000.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду (занятия с детьми 5-6 лет). М., 2007.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2004.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР(альбомы). М., 2008.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием. М., 2004.
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 -7 лет. М.: 2001.
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи (конспекты занятий в старшей и подготовительной группах) М., 2007.
Программное содержание логопедической работы
по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей
в подготовительной группе по периодам обучения
I период (октябрь, ноябрь).
Звуки
|
Элементарные навыки письма и чтения
|
Лексико-грамматические
средства языка
|
Связная речь
|
А О У И Э Ы П – Пь М – Мь Б – Бь
|
1.Выделение начального гласного из слов(Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных(аи, уаи).
Анализ и синтез обратных слогов, например: «ат»; выделение последнего согласного из слов(мак, кот).Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов(ком, кнут).Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов (та, ми)и слов (суп, кит).
2. Формирование навыка слогового чтения.
Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов(ат, ит).
Выкладывание из фишек и букв, а так же слитное чтение прямых слогов(та, ми)с ориентировкой на гласную букву.
Преобразование слогов и их письмо.
Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов ( типа кит, сом)
|
1.Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления : существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а(куски, кусты, кружки, письма);различных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т.д.).
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли…собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе(поет Валя, поют…дети);привлечение внимания к родовой принадлежности предметов(мой…стакан, моя…сумка).
3.Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки(наливает, поливает,..);способом присоединения суффиксов(мех – меховой –меховая, лимон – лимонный – лимонная);способом словосложения(пылесос, сенокос), к словам с уменьшительно-ласкательным значением(пенек, лесок)
|
Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением(Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? Делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопрос.
Составление простых распространенных пред-ложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с,со по картинкам, по демонстрации действий, по
вопросам.
Объединение нескольких предложений в небольшой
рассказ.
Заучивание текстов наизусть.
|
|