Г. К. Калабалина разговор от первого лица





НазваниеГ. К. Калабалина разговор от первого лица
страница1/10
Дата публикации10.08.2013
Размер1.59 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Военное дело > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Московский областной институт

усовершенствования учителей
Кабинет детских домов и школ-интернатов

С.А. Калабалин,

Г.К. Калабалина
РАЗГОВОР ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

(из опыта работы С.А. Калабалина – воспитанника,

Соратника и последователя А.С. Макаренко)

Москва

1990
ОГЛАВЛЕНИЕ
След человеческий

Из педагогического наследия

Выдающийся писатель-педагог

Как нас воспитывал А.С. Макаренко

Трудовой долг

По стопам своего учителя

Это развивает настоящее чувство коллективизма

Самая важная специальность

Когда мать — Родина

Ответ профессору Шимбиреву и наши предложения

Так каким же должен быть детский дом?

Это наше, родительское дело

Воспитание детского коллектива

Наказание ... поцелуем

Подушка

Свист

Самый сладкий стакан солёного чая

Просто подлечили парня

Письма С.А. Калабалина

Дорогой друг Илья, отвечаю на Ваши вопросы (1958)

Письмо в школу-интернат № 2 Ленинграда (1959)

Ответ об истоках «военизации»

О наказаниях, поощрениях, режиме дня и «солдатчине»

Письмо Н.Н. по поводу побега её сына Юры

Письмо-благодарность шефам-друзьям
Настоящая книга представляет собой цикл статей знаменитого педагога, ученика А. С. Макаренко — Семёна Афанасьевича Калабалина. Включает она и некоторые наиболее ценные материалы из архива его жены и соратницы Галины Константиновны Калабалиной, а также их учеников и воспитанников из школ-коммун и детских домов.

Счастливое соединение огромной любви к детям с блестящим талантом даровано было этому замечательному человеку. Предельная искренность и максимальная объективность сполна отражена и в эпистолярном наследии, также нашедшем отражение в этом издании.

Смерть не позволила С.А. Калабалину самому завершить работу над рукописью, тем не менее труд над большим наследием был продолжен его воспитанниками и учениками, и материалы, подготовленные ими, нашли своё отражение в данном издании.

Книга предназначена для педагогов, воспитателей детских домов и людям, занимающимся вопросами воспитания.
Составитель: Владимир Морозов

Выпуск: 2000 шт.

Изд. МОИУУ МНО РСФСР.

Типография ПТУ № 56 г. Чехова Московской обл.
СЛЕД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Из воспоминаний и дневников воспитанников

А.С. Макаренко и С.А. Калабалина
В наше время как никогда важно, чтобы учитель осознал себя основной фигурой происходящих в системе образования перемен, активно включился в борьбу за новую школу, где можно было бы правильно и квалифицированно решать педагогические задачи.

В немалой степени поможет этому опыт наших лучших педагогов. Их имена прочно вошли в историю советской школы. Одним из них был и воспитанник А. С. Макаренко, продолжатель его дела Семён Афанасьевич Калабалин. Весь пыл своего сердца, все тепло своей души он отдавал детям, всю жизнь проработав в детских домах и детских трудовых колониях МВД. Несколько тысяч полноценных советских граждан обязаны ему своим счастьем жить и созидать, называют по-макаренковски Семёном, считая этого замечательного человека не сказочным, а реально существовавшим Добрым Папой Карло.

Судьба самого Семёна Афанасьевича — яркая иллюстрация истории Советского государства, становления и развития советской педагогики.

Родившийся в начале века, детство своё он провёл в родном селе на Полтавщине. Маленький пастушонок в имении помещицы, поводырь у нищего-слепца, удачливый вор с Третьей Кобищанской, боец рабочего партизанского отряда, главарь банды анархистов, опасный малолетний преступник — обитатель Полтавской тюрьмы, затем один из лучших воспитанников колонии им. М. Горького, сотрудник самого А. С. Макаренко и, наконец, сам замечательный педагог, продолжатель традиций своего учителя — таковы основные вехи его жизненного пути.

В 1925 г. С.А. Калабалин закончил рабфак сельскохозяйственного института, но работа в сельском хозяйстве привлекала его меньше, чем деятельность воспитателя. Поэтому он решил не поступать в институт, а возвратиться в колонию. Под руководством А.С. Макаренко в колонии им.М. Горького он начал свою педагогическую деятельность, работая воспитателем. В 1926 г. его призывают в ряды Красной Армии. Служил он на станции Ереськи, под Полтавой, был активным участником всех спортивных соревнований. Его успехи в спорте не раз были отмечены, наградами и призами. Участвуя в лыжных соревнованиях, он получил травму и был помещён в госпиталь. Травма оказалась серьёзной, и Семён Афанасьевич после лечения был демобилизован. Он возвратился работать в колонию им.М. Горького, поскольку другой работы, кроме работы с детьми, для себя не мыслил.

В 1928 г. своему другу и наставнику А.С. Макаренко дал он торжественную клятву посвятить свою жизнь борьбе с детской беспризорностью, нищетой, за предупреждение детской преступности, жить для тех, из среды которых вышел сам, чтобы жили они и жизнью своею землю украшали.

Проработав некоторое время в колонии, он по поручению А.С. Макаренко, стал заведовать общежитием на станции Комаровка под Харьковом. В этом общежитии жили подростки — выпускники детских домов и коммун. В Комаровке Семён Афанасьевич работал около года, затем его перевели на работу в Будянскую колонию им. В.Г. Короленко. Там был воспитателем, а потом заведовал учебно-воспитательной частью.

После открытия коммуны им. Ф.Э. Дзержинского получил приглашение А.С. Макаренко поработать некоторое время в коммуне воспитателем.

Из воспоминаний коммунара Л.В. Конисевича:

«Спортивную жизнь в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского возглавлял Семён Калабалин, воспитанник колонии им. М. Горького. Огненный танцор с фигурой Аполлона, безгранично смелый во всех делах, никогда не унывающий, пышущий здоровьем, сильный, с прекрасной строевой выправкой, он, как никто из руководителей коммуны, соответствовал этой роли. К нему тянулись, желая подражать и походить на него. Гимнастика, легкая атлетика, лыжи, бокс, борьба, плавание, морские «бои», походы — всё он умел и с успехом передавал нам, младшему поколению. Очень многие благодарны ему за это...

Утро в коммуне начиналось с зарядки. Площадка оживала. Как всегда, перед нами загорелый, в белой майке и белых, в рубчик, брюках Семён Афанасьевич (как теперь все называли Семёна, когда он официально занял должность руководителя физического воспитания). Орлиным оком прощупывает он наши ряды. Удостоверившись, что все налицо, резко откидывает голову и мощным баритоном приветствует воспитанников. Комплекс упражнений Калабалин начинал с ходьбы, затем нагрузка увеличивалась, убыстрялся темп, усложнялись движения.

Атлетическая фигура Калабалина служила примером для подражания. Мне тоже захотелось стать сильным и ладным, как Семён. Вставал в пять утра. До сигнала на подъём проделывал все упражнения. Заканчивал холодным душем и растиранием. Вскоре ко мне присоединился Коля Гончаренко, а за ним и другие. После гимнастики бегал, доведя дистанцию до 5 км. Заметив наши старания, Семён Афанасьевич в свободное время стал учить нас прыгать в длину и высоту, метать копьё, подтягиваться на турнике.

«Ой, хлопцы, та з вас же люды будуть!» — сверкал он весёлой улыбкой после каждого нашего успеха».

В феврале 1931 г. С. А. Калабалин, по совету А.С. Макаренко, переезжает в Ленинград и работает в школе-колонии № 66 для трудновоспитуемых детей в Сосновой поляне.

Из воспоминаний Агафонова Тимофея Ивановича, завуча школы колонии № 66:

«Ленгороно получено мне, как специалисту (я учился в аспирантуре по психологии трудового детства) навести порядок в колонии № 66 для трудновоспитуемых подростков. Она находилась на расстоянии около часа езды от Ленинграда, в Сосновой поляне. Заведовал колонией выдвиженец— рабочий В.Д. Трофимов. Колония представляла нечто очень убогое в педагогическом отношении: побеги, кражи, азартные игры, приводы в милицию — вот краткая характеристика колонии на осень 1931 г., когда я приступил к работе в ней.

Мне мало что удалось подтянуть, организовать, направить в жизни этой педагогической развалины. Обращаюсь в сектор детских домов Ленгороно и прошу дать мне двух-трёх хороших воспитателей. Обращаюсь раз, два... Обращаюсь в пятый раз, но тщетно: нет воспитателей.

Наконец-то мне повезло. Зав. сектором детских домов т. Грузовский, указывая с лукавой улыбкой на чёрного атлета, сидящего у дверей кабинета, произнёс шёпотом: «Может быть, вот этот чудак подойдёт вам?» — «А что это за чудак?» — осведомляюсь я. — «Да поговорите... Чудаковатый какой-то...» — Я подсаживаюсь к «чудаковатому» человеку и обращаюсь к нему: «Скажите, пожалуйста, Вы, кажется, изъявляете желаете работать воспитателем в детском доме?» — «Да». — «Может быть, условия нашей колонии подойдут Вам? Она всего лишь в часе езды от Ленинграда. Расположена в прекрасной усадьбе, она...» Описываю её так, чтобы не оттолкнуть, а расположить кандидата. Но он, прервав меня, заявил: «Это меня не интересует. Как там ребята?» — «Ребята? Ничего. Работать с ними можно»,— отвечаю я осторожно. — «Тогда не поеду к вам. Мне нужно такое учреждение, чтобы можно было там поработать, засучив рукава. Трудные условия мне нужны», — отрубил «чудаковатый» педагог. В ответ на это я схватил его за руку и выпалил: «Она такая и есть!» — «Хорошо. Но ответ дам после того, как посмотрю колонию».— «Можем проехать прямо сейчас?».

Мне необходимо было задержаться в Ленинграде до позднего вечера, поэтому Семён Афанасьевич поехал в колонию один с моей запиской к заведующему колонией. Я написал следующее: «Василий Дмитриевич! Побеседуйте с т. Калабалиным С.А. Мне кажется, что он будет очень полезен нам. Я за его кандидатуру».

Через два дня Семён Афанасьевич привёз семью: жену Галину Константиновну, дочурку Леночку и сыночка Костика, того самого, которого весной 1934 г. воспитанник-люэтик в состоянии припадка убил. Об этом упоминается на последних страницах «Педагогической поэмы».

В первые же дни работы Семёна Афанасьевича жизнь в школе-колонии стала преобразовываться. Групповые воспитатели не знали, куда себя деть, так как их воспитанники покидали их, и следовали по пятам за Семёном Афанасьевичем, вокруг которого как-то особо закипела жизнь колонии. Всё было ново и интересно для воспитанников. Он ввёл отрядную систему, образовал совет командиров, развернул соревнование между отрядами, придумав какой-то очень наглядный и, главное, эмоционально захватывающий ежедневный учёт результатов соревнования.

На фоне той устоявшейся педагогики, которой мы, сотрудники, пытались «взять в руки» и сломить злую волю вчерашних беспризорников, действовала Калабалинская педагогика, которая полностью разрушила средостение между ним — воспитателем, и ими — воспитанниками. Его слова и дела они стали воспринимать, как «путёвку в жизнь», постепенно становясь обычными мальчиками, целеустремлёнными, дисциплинированными.

Совершенно прекратились побеги. Больше того, многие «бегуны» стали возвращаться и упрашивать, чтобы их приняли в колонию, так как они «очень хотят жить в ней».

Примерно через год колония превратилась в образцовую. Ленгороно стал направлять в неё делегации педагогов по обмену опытом, которые с большим восхищением отзывались обо всём, что видели в ней.

Сохранились дневники Семёна Афанасьевича, которые он вёл во время работы в школе-колонии № 66. Они отразили многие факты его работы как педагога, приёмы воспитания коллектива и отдельных воспитанников.
Из архива С.А. Калабалина:

В 1931 г. я спросил разрешения у Антона Семёновича на испытание своих сил, опыта, а, главное, действия системы, которую имел возможность изучать,— системы Антона Семёновича, но в других условиях и не под его началом, и с этой целью уехал на работу в систему Ленинградского гороно. В первый раз вдали от своего воспитателя и учителя, с глазу на глаз с тысячами трудностей и неожиданностей, я дебютировал уже на самостоятельной работе — был заведующим Комаровской колонией и общежитием подростков, завучем Бурянской детской колонии.

Окажусь ли я достойным учеником своего учителя? Оправдаю ли его доверие и надежды?

В Ленгороно я просил предоставить мне место воспитателя в одном из худших по своей организации дет. домов. Такое учреждение под титулом «66-я школа-колония для трудновоспитуемых детей» нашлось. Положение было действительно трудное. В Ленгороно меня предупредили, что это учреждение подлежит расформированию, так оно неисправимо запущено. Если удастся наладить там работу, то Ленгороно готово ещё на год отсрочить ликвидацию школы-колонии. Я обещал уложиться в более короткие сроки.

Это была типичная малина-ночлежка, скопление воришек, которые день проводили в городе, занимаясь воровским промыслом, а к ночи сползались в колонию. Мои попытки собрать ребят для знакомства и беседы были безуспешными. Засады в столовой не приносили пользы, так как ребята просто не являлись туда, не нуждаясь в нашей пище.

Карауля у корпуса, я пытался помешать ребятам выходить в город, но они и мимо меня не проходили, и в корпусе их не оказывалось. Воспитатели сидели по своим квартирам-бастионам и не подавали никаких признаков жизни.

И вот на третий день своего безуспешного блуждания по колонии я натянул волейбольную сетку на столбы, надул мяч и стал играть в надежде, что кто-нибудь из ребят соблазнится и составит мне компанию. Это было около шести часов дня, когда, как правило, ребята начинали сползаться домой. Однако ко мне никто не подошёл. Вдруг где-то совсем близко задребезжал сигнал, как-то тревожно, взахлёб. Окна второго этажа спален распахнулись, и в них показались букеты мальчишеских голов. Все, кто был во дворе, стремглав бросились в дом. Со второго этажа хором закричали: «Бык! Бык! Убегай!» И я увидел во дворе огромного быка. Он шёл, горделиво останавливаясь, загребал передними ногами землю и забрасывал её на свою могучую спину. Он шёл в мою сторону. «Бежать!» И вдруг я подумал, я побегу от этого зверя и... делать здесь мне больше нечего. Позор, слава труса взметнётся мне вслед стоголосым улюлюканием трусливо торчащих в окнах мальчишек.

А бык подошёл к сетке и стал играть рогами. Пока бык развлекался сеткой, намотав её на рога, я лихорадочно искал выхода. Бык развернулся ко мне задом, а я схватил его за хвост и стал ногами бить по его ногам и сдавленным голосом уговаривать вернуться на хозяйственный двор. Я решил, что только вместе с его хвостом оторвусь от быка. Через некоторое время мне удалось укротить его и погнать в стойло.

А когда я вернулся во двор, то ко мне подошли несколько ребят, и, не скрывая своего любопытства и восторга, заговорили:

— Вы в самом деле не испугались нашего быка?

— А здорово вы его!..

— А всё-таки испугались, да, испугались?

— Да как вам сказать... Вообще-то струхнул. А потом решил, что если таких телят бояться, то лучше и на свете не жить.

— Ого! Это телёнок называется! Ничего себе телёнок. Так он же лошадь запорол! Когда он вырывается, так дядя Гриша специальный знак даёт, чтобы люди убегали,— затараторил курносый мальчишка.

— Так я же не знал, что его надо обязательно бояться. Если бы знал, то вместе с вами побежал бы на чердак. Эффект был неожиданный, но нужный.

— Идёмте к нам в спальню,— баском проговорил угрюмый мальчик, в котором без труда угадывался «авторитет».

Я пошёл.

Но что-то похоже на общее собрание состоялось только через несколько дней. А до этого собрания я интриговал ребят, входил в их гущу, разламывал ледок отчуждения то шуткой-прибауткой, то трудовыми и игровыми вспышками разрушал «авторитет» вожаков, распознавая их, высматривал будущих командиров, влюблял в себя толпу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аккредитацию на Фестивале одного лица: физического лица или лица представителя фирмы
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема : «Вопросительные предложения. Короткие сообщения от первого лица. Буква Zz. «Музыкальные инструменты»
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconУрок технологии в 7 классе Обобщающее занятие по теме «Правильный уход за кожей лица»
Цели: повторить и закрепить знания по определению типа кожи лица и правил ухода за кожей лица
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconКонспект проведения ролевой игры «Телефонный разговор» по теме «Опосредованное деловое общение»
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПровинциальная и туземная наука Академическая коммуникация как разговор
Гоффмана и будет особенно интересовать нас в этой статье. Продвигаясь еще дальше, необходимость решения этих задач и их точные условия...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Речь другого лица может быть передана двумя способами: путём буквального воспроизведения слов говорящего лица,без всяких изменений,т...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физические лица (разновозрастная аудитория, социально-незащищенные группы населения), юридические лица
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня у нас очень важный и серьёзный разговор о самом дорогом, что есть в жизни каждого человека. Наш разговор – о маме. И это...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица icon«Утверждаю» Руководитель программы «Разговор о правильном питании ООО «Нестле Россия»
Нестле Россия в дополнении к проводимому совместно с Институтом возрастной физиологии Российской Академии Образования конкурсу методик...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПриказ №119 о проведении конкурса по реализации профилактической...
В рамках реализации профилактической образовательной программы «Разговор о правильном питании», в целях привлечения родителей, общественности...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Под руководством первого школьного биолога, первого заведующего участком – Дубовой Надежды Дмитриевны
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПервая
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconРеферат по теории систем и системному анализу на тему: «Кибернетика»
Запуском первого искусственного спутника Земли и полетом первого человека в космос наша страна проложила путь к освоению космического...
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрим рис. На нем схематично изображены лица людей. Эти лица по каким то причинам, может быть важным, разделены на два класса....
Г. К. Калабалина разговор от первого лица iconРеферат по концепции современного естествознания на тему: «Кибернетика наука ХХ века»
Запуском первого искусствен­ного спутника Земли и полетом первого человека в космос наша страна проложила путь к освоению космического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск