Скачать 166.91 Kb.
|
Методическая разработка урока по теме: «Лесные пожары» Учитель –Лисенкова В.А. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: Образовательная: дать представление о лесных пожарах, об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара; научить различать пожары по их характерным признакам, научить как правильно себя вести и не допустить этой беды. Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе. Развивающая: развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; коммуникативности. I. Вступительное слово учителя: Ребята! Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и узнаем тему урока. Кроссворд По горизонтали: 2. Наука о лесных пожарах. 3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем. 4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза. По вертикали: 1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер. 2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека. 5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары. Ответы По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло. По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето. Итак, тема нашего занятия : « Лесные пожары» Тест 1. Как называется наука о лесных пожарах? а) экология; б) пирология; в) геология. 2. При каком пожаре горят лесная подстилка, травы, кусты? а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном. 3. При каком пожаре горят кроны деревьев? а) при низовом; б) при верховом; в) при подземном. 4. Где нельзя разводить костер? а) на старом кострище; б) в вырытой ямке; в) под деревьями. 5. Как тушат только что начавшийся пожар? а) сбивая пламя веником из зеленых веток; б) накрывая пламя собственной одеждой; в) задувая пламя. Слово учителя: Лесные пожары – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (слайд 5,7) Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор. Сегодня на уроке, вы узнаете об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара, правилах эвакуации; научитесь различать пожары по их характерным признакам, научитесь правильно разжигать костер. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек. Самые типичные случаи возникновения лесного пожара: – брошена горящая спичка, окурок; – охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся; – механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности (ТБ), курил рядом с заправляемой машиной и т.д.; – люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках; – люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса; – осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза; – хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ. Лесные пожары по охвату площади подразделяются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы. Зона отдельных пожаров характеризуется возникновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади. Зона массовых пожаров представляет собой совокупность отдельных пожаров, возникающих одновременно. Зона сплошных пожаров характеризуется быстрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной для жизни. Проезд через эту зону невозможен или сопряжен с проведением специальных противопожарных мероприятий. Огненный шторм – это особо интенсивный пожар в зоне сплошных пожаров (слайд11), в центре которого возникает восходящая вверх конвекционная колонка в виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить огненный шторм практически невозможно.(слайды 9, 11) Лесные пожары бывают трех видов: 1) низовой (90% всех случаев) (слайд15) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м; 2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени; 3) подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара.(слайд14).Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
"Как разводить костер". 1. Дети не должны разводить костер одни, без взрослых. 2. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться. 3. Нельзя разводить костер под деревьями. 4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо. 5. Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся ямке. 6. Нельзя разжигать костер зажигалкой. 7. Обязательно наблюдайте за горящим костром! 8. Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать песком, а снятый дерн положить на место. Что делать, если вы попали в зону пожара? 1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество. 2. Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек. 3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом рубашки. 4. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда. 5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно. Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей. Когда эвакуация невозможна, пожар пережидают в загерметизированных каменных зданиях, убежищах гражданской обороны, погребах и т.д. Иногда переждать пожар можно на открытых участках – стадионах, площадях и др. Итог урока. 1. Какие меры профилактики лесных и торфяных пожаров вы знаете? 2. Расскажите о правилах разведения костра. 3. Опишите ваши действия в случае обнаружения пожара. 4. Назовите виды лесных пожаров, расскажите о способах их тушения. 5. Как выйти из зоны лесного пожара? Используемая литература: 1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. 3 класс. Альбом-задачник. М.: Вентана-Граф, 1998. 2. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. 4 класс. часть 2. Альбом-задачник. М.: Вента-Граф, 1998. 3. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Изд-во "Адэль", 1996. 4 Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во "Зеркало", Издательский дом "Техника – молодежи", 1996. 5. Михайлов Л.А., Михеев Г.Д., Емельянчик В.К., Щегалев И.А., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека. Методическое пособие для учителя. СПб.: Специальная литература, 1998. 6. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. 4 класс. Часть 1. М.: Просвещение, АО "Московские учебники", 2004 Приложение 1. Тест для проверки усвоения темы:
2. Причиной лесного пожара может послужить небрежность человека во время
3. Какие леса горят чаще?
4. При каком пожаре горит лесная подстилка, травы, кусты?
5. При каком пожаре горят кроны деревьев?
6. Определите по фотографиям на слайде вид лесного пожара?
7. Где нельзя разводить костёр?
8. Что вы будете делать, если на вашем пути лесной пожар?
Приложение 2 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Разгадайте головоломку Какие слова искать в головоломке: вода, дым, пламя, топор, кислород, жизнь, эвакуация, дверь, окно, дети, пожарный, пожарник, спички, ожоги, источник, газ, бригада, лестница, сирена, лифт. (Помните, что слова могут быть написаны по диагонали, вертикали, горизонтали и по всем указанным направлениям наоборот)
|
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | ||
Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | Классный час в 3 «Б» классе «Лесные пожары» Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | ||
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор... Тема: Лесные и торфяные пожары, причины их возникновения и способы борьбы с ними | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лесные и торфяные пожары – чрезвычайные ситуации природного характера. Основные причины их возникновения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... | ||
Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе |